Эмоции ребенка в 4 года

Эмоции ребенка в 4 года thumbnail

Развитие ребенка в 4 года отмечается изменением его физических и психологических показателей. Визуально дошкольник развитие ребенка в 4 годастановится более взрослым, старается вести себя активнее, проявляет повышенный интерес к окружающему миру. Ребенок уже более связно и грамотно говорит, делает логичные умозаключения.

Если в возрасте 4 лет малыш ходит в детский сад, то родителям будет проще. Во-первых, в детском саду медики самостоятельно контролируют физические показатели ребенка, сообщая о возможных отклонениях. Во-вторых, персонал детского сада занимается психическим развитием дошкольника. Специалисты развивают:

  • мышление;
  • логику;
  • воображение;
  • память;
  • речь.развитие ребенка в 4 года

Помимо этого, в детском саду ребенок получает возможность социально адаптироваться среди сверстников, что положительным образом сказывается на его общем развитии.

Если малыш не ходит в детский сад, то ответственность за его физическое и психическое развитие на себя должны взять родители. Они обязательно водить ребенка на осмотр у детских врачей, включая хирурга, окулиста, ЛОРа и кардиолога. Малыш должен уметь делать зарядку, как дома, так и на свежем воздухе, заниматься творчеством, читать вместе с родителями и, конечно, просто гулять и общаться с другими дошкольниками.

Чтобы родители понимали, что собой должен представлять воспитательный процесс в этом возрасте, необходимо периодически изучать  тематическую литературу. Ниже полезная информация о том, как развивать малыша физически и психически, в какие игры играть и на что обращать внимание.

Особенности физического развития ребенка

В возрасте 4 лет для ребенка существуют определенные нормы, в соответствии с которыми он должен развиваться. Речь идет о стандартных показателях роста, массы, окружностей головы и грудной клетки. Во многом показатели зависят от наследственности, но в большей мере на них сказываются особенности ухода за малышом, климат и питание.

Низким развитие ребенка в 4 годачетырехлетний малыш может считаться, если его рост не превышает 101,2 см. Заниженной считается масса тела до 14,9 кг. Средний рост – это не более 102,6 см, весят такие дети, как правило, не более 18,6 кг. Высоким ребенка можно считать, если рост его более 114,1 см, при этом масса тела его будет составлять около 20 кг.

Обратите внимание, если рост дошкольника сильно отличается от приведенных выше норм. Возможно, у него проблемы с работой эндокринной системы – может потребоваться диагностика с последующим лечением.

Одна из причин сильного несоответствия показателей роста и веса нормам — это нарушение обмена веществ или гормонального фона, сниженная физическая активность. Родителям важно понимать, что в период роста малыш должен получать в достаточном количестве необходимые для его нормального развития питательные вещества: белки, жиры и углеводы.

Первые лучше давать ребенку до обеда, тогда как после обеда оптимальным вариантом станут блюда с высоким содержанием углеводов. Общее число суточной нормы пищи нужно разделить примерно на 4-6 приемов небольшими порциями.

Помните развитие ребенка в 4 годао том, что малыш в возрасте 4 лет активен и подвижен. Все свободное время он будет бегать, прыгать и т.д., поэтому нужно не забывать давать дошкольнику качественную воду, необходимую его организму. Ребенок (как мальчик, так и девочка) должен уметь проводить время с другими детьми, поэтому нужно будет гулять с ним в парках, скверах, налаживая контакты со сверстниками. Ребенок этого возраста также может пить компоты, соки и морсы, но без сахара и не в таких количествах, как воду.

Если вы практикуете проведение утренней зарядки, то постарайтесь составить подходящую для ребенка этого возраста программу: на основе простых упражнений с наклонами, приседаниями, круговыми движениями туловища, головы и шеи. Зарядка должна продолжаться не больше 15 минут. Если малыш ходит в детский сад, то зарядку по утрам он будет проводить вместе с детьми из группы под контролем воспитателя.

Отличный вариант физических нагрузок для мальчика или девочки этого возраста — упражнения, нацеленные на развитие опорно-двигательного аппарата. Ребенок должен уметь выполнять:

  • прыжки развитие ребенка в 4 годана батуте;
  • хождения по бревну;
  • гимнастику с гимнастическим мячом и пр.

В этом же возрасте уже можно начинать готовить ребенка к школе, укрепляя его руку для письма с помощью творческих занятий с пластилином, тестом или глиной. Лепка будет способствовать развитию мелкой моторики, концентрации и воображения малыша.

Особенности нервно-психического развития малыша

В возрасте 4 лет у ребенка значительно расширяется словарный запас. Дошкольник должен уметь использовать полторы тысячи слов, ведь его головной мозг по размерам практически идентичен головному мозгу взрослого человека. При этом полушария пока еще развиты неодинаково: правое, отвечающее за эмоции, значительно более развито, чем левое. На практике это выражается в повышенной развитие ребенка в 4 годаэмоциональности дошкольников. В 4 года они доверчивы и открыты, не умеют врать, быстро обижаются и не менее быстро прощают.

В этом возрасте у малышей начинают формироваться понятия о хорошем и плохом. Поэтому родителям очень важно разговаривать с ребенком, обсуждая поступки известных и неизвестных взрослых и детей, героев сказок и мультфильмов. Малыш 4 лет должен уметь отличать добро от зла и понимать, на какой стороне ему необходимо быть.

Дети 4 лет с большим удовольствием помогают взрослым, чтобы показать, что они тоже многое умеют, и, конечно, чтобы заслужить похвалу. Малыши в этом возрасте способны убрать у себя в комнате, помочь маме на кухне или в супермаркете, когда нужно выбрать и донести покупки. Малыши ждут одобрения поступков старшими. Добрые и искренние слова помогают повысить самооценку маленького ребенка, сделать его более уверенным в себе и целеустремленным.

В возрасте 4 лет дети могут приступать к изучению иностранных языков. Естественно, что процесс должен быть построен таким образом, чтобы приносить ребенку развитие ребенка в 4 годаудовольствие. Память у детей в этом возрасте избирательная, поэтому они запомнят только то, что действительно вызовет интерес. В погоне за ранними результатами очень важно не перегрузить малыша информацией. Подбадривайте и поощряйте его за каждое достижение.

Читайте также:  Что может делать самостоятельно ребенок в 4 года

Полезным будет развивать память дошкольника 4 лет простыми и запоминающимися стишками, способствующими также развитию речи. Игровая форма обучения в этом возрасте — лучший вариант для усвоения информации ребенком. Также для закрепления результата и повышения мотивации можно практиковать вручение наград и призов.

Что касается системы наказания, то в этом возрасте она также должна быть разработана с учетом особенностей ребенка. Главное — наказание не должно унижать малыша и включать в себя силовые методы.

Даже если кроха провинился, он должен понимать, что родители разочарованы, но не стали от этого любить его меньше. Нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо, рассказать о последствиях поступка и о том, как это расстроило родителей. Только такие методы воздействия будут иметь результат и не повлияют на психику малыша негативным образом.

Речь и налаживание коммуникационных связей

В возрасте 4 лет ребенок должен уметь вести диалог, используя слова из постоянно развитие ребенка в 4 годапополняющегося словарного запаса. Дошкольник учится логично мыслить, уже способен логично отвечать на вопросы, выражать и сдерживать в случае необходимости эмоции. У многих в этом возрасте проявляются творческие способности к пению, танцам, актерской игре. Детки часто бывают чрезмерно энергичными и активными, что совершенно нормально.

К основным когнитивным навыкам, которыми обладает ребенок в этом возрасте, можно отнести:

  • четкую речь с использованием сложных оборотов и предложений;
  • знание цветов и основных геометрических форм;
  • знание букв и – в некоторых случаях – умение писать собственное имя.

Четырехлетнийразвитие ребенка в 4 года ребенок должен уметь ориентироваться во времени, соблюдать установленный порядок дня. Дошкольники умеют выполнять несколько дел в установленном взрослыми порядке. Например, малышу можно поручить одеться, после чего выпить чай и почистить зубы. Ребенок в возрасте 4 лет должен знать самые необходимые дорожные знаки и номера телефонов, помнить информацию о родителях и свой адрес.

Совершенствование двигательных навыков

Дети 4 лет должны обучаться основным навыкам, включая двигательные, в игровой форме. Малыш уже должен уметь прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку без каких-либо сложностей. Помните, что дети в развитие ребенка в 4 годаэтом возрасте крайне энергичны и не всегда осторожны, поэтому требуют повышенного к себе внимания.

К концу четвертого года жизни ребенок овладеет многими двигательными навыками и сможет:

  • удерживать равновесие на одной ноге несколько секунд;
  • выполнять кувырки вперед и назад;
  • ходить по бревну вперед и назад без поддержки;
  • ездить на велосипеде;
  • рисовать геометрические фигуры;
  • рисовать людей и животных;
  • строить из конструктора и кубиков;
  • есть с помощью вилки и ложки;
  • умываться, одеваться, чистить зубы и пользоваться туалетом.

Особенности социального развития

В возрасте 4 лет дети уже готовы к социальной адаптации. Они осознают, что не являются центром развитие ребенка в 4 годавселенной и что родители могут заниматься не только ими. Малыши с удовольствием помогают маме или папе по дому, а если есть младшие брат и сестра, то стараются заботиться и о них.

Дошкольник 4 лет должен уметь сопереживать, контролировать собственные эмоции, входить в положение окружающих. Например, четырехлетнему ребенку уже несложно объяснить, что игрушку ему именно сегодня не купят, потому что цель похода в магазин — это продукты. Главное не конфликтовать с ребенком, а учить его искать компромиссы и прислушиваться к мнению окружающих.

Социальные навыки детей 4 лет:

  • желаниеразвитие ребенка в 4 года контактировать со сверстниками и заводить дружбу;
  • готовность меняться и делиться игрушками с друзьями и детьми, вызывающими симпатию;
  • способность слушать и выполнять требования взрослых, даже если они противоречат планам ребенка;
  • стремление к независимости.

Дошкольники в этом возрасте пока еще не способны на физическое выражение гнева, и если им что-то не по душе, высказывают это в словесной форме. Кроме того, детки все еще не осознают грани между сказкой  и реальностью, наивны и мечтательны.

Есть ли повод беспокоиться?

Важно помнить о том, что развитие ребенка 4 лет может происходить по индивидуальному графику. Тем не менее нужно уметь своевременно выявить задержки в развитии малыша.Возможные признаки отклонения от нормы:

  • ребенок слишком стеснительный и пугливый, агрессивный;
  • не переносит разлуки с родителями;развитие ребенка в 4 года
  • не идет на контакт с детьми;
  • имеет узкий круг интересов;
  • не способен запомнить информацию о себе;
  • не умеет строить башню из 9-10 кубиков;
  • не способен провести линию маркером;
  • боится воды;
  • не может нормально есть или спать;
  • не способен себя обслуживать.

Если вы заметили проявление этих признаков при наблюдении за ребенком, то в обязательном порядке проконсультируйтесь с врачом, чтобы скорректировать развитие и помочь малышу вырасти полноценным, физически здоровым человеком без психологических проблем.

Источник

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения

      «Раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками или дефектности эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего формирования личности», — эти слова известного детского психолога А.В.Запорожца заставляют задуматься о роли эмоций в структуре личности ребенка раннего и дошкольного возраста, о влиянии на развитие социальных эмоций.

    Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмоциональная сфера с первых дней пребывания ребенка в социальном мире берет на себя ведущую роль в развитии. Через эмоции ребенок принимает или не принимает взрослых, а позже и детей, через эмоции он усваивает первые моральные установки, по эмоциональным реакциям взрослого на его поступки он начинает накапливать опыт «правильного» и «неправильного» поведения. Ребенок подражает взрослым в формах выражения положительных и негативных реакций и берет их в свой социальный опыт.

Читайте также:  Ребенку 4 года пошла кровь из носа

  По мере взросления  у ребенка появляется потребность в разных формах выражения эмоций. И здесь уже без помощи взрослых ребенку трудно обойтись. Механизм подражания продолжает действовать, но в тоже время развивающееся мышление стимулирует ребенка к анализу своих и чужих поступков, он стремится делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Ответственность взрослых безмерно возрастает: что видит ребенок, как оценивает поведение, поступки  взрослый – всё это закрепляет  определенные  формы поведения и реакции ребенка.

  Ребенок в 3-4, а особенно в 4-5 лет  уже способен различать эмоциональное состояние окружающих людей и учится адекватно оценивать свое поведение: пожалеть, поддержать или  высказать свое недовольство  по поводу эмоционального состояния взрослого или ребенка.

  Перед взрослым встает задача обогащать социальный опыт ребенка и обучать его формам выражения эмоций и умению «считывать» эмоции у других людей, выстраивая собственное  соответствующее поведение.

Такая работа происходит постоянно в повседневной жизни. Но каждый раз воспитатель должен помнить, что ребенок-дошкольник может еще не знать  значения многих слов, которые нам кажутся вполне понятными. Например, что такое пожалеть? Как это пожалеть? Что конкретно нужно делать?

Один мальчик очень уверенно ответил на вопрос «Что такое сочувствие?»: «Это когда я сижу в своей комнате, а мама на кухне пироги печет и я чувствую их запах». Ребенку 5 лет!

Значит, развитие эмоциональной сферы личности ребенка следует выстраивать в нескольких направлениях:

— учить детей замечать разные эмоции по выражению лица, позы, общему поведению человека, постепенно усваивать их словесное обозначение;

— учить отвечать на эмоции разными способами, приобретать  арсенал таких способов в процессе упражнений;

— учить понимать чувства другого человека и связывать их проявления с событиями, их породившими;

— учить предвосхищать возникновение разных эмоциональных реакций и выстраивать линию собственного поведения.

  Для каждого из названных этапов в педагогике и психологии разработаны свои методы, которые следует применять, учитывая возрастные возможности ребенка.

   Так, к примеру, первый этап начинается у ребенка очень рано, еще до осознания его:  ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку, плачет, когда видит, что плачет взрослый. Здесь действует процесс подражания. Ребенок уже считывает эмоции, выраженные на лице взрослого, и учится их проявлять. На этом  этапе ребенок пока не способен сопереживать другому человеку, он принимает на себя эмоции другого, всматривается в другого человека и по подражанию учится испытывать такие же эмоции. Уже здесь можно начинать учить ребенка  реагировать на состояние другого человека: пожалей маму, не надо бить маму,  маме больно, погладь ее по головке, поцелуй.

     Это умение замечать разные эмоции будет продолжаться всю последующую жизнь человека и, конечно же, весь дошкольный возраст.

Так постепенно, переходя с одного этапа на другой, ребенок развивается эмоционально и начинает ценить положительные эмоции и избегать отрицательные.

Основными показателями развития социальных эмоций детей дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений, формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов, можно выделить эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия. Рассмотрим более подробно каждый прием, метод.

Прием игры. По мнению Г.А. Забудько, игра оказывает громадное влияние на чувства детей. Она привлекает детей, вызывает радость, восторг, волнение, удовольствие. В игре, ребенок,  выполняя определенные роли, самоутверждается в ней, испытывает чувство гордости, получает эмоциональное удовлетворение. Позитивный эмоциональный тонус, положительные эмоциональные переживания, которые испытывает дошкольник в игре, помогает ему легко находить общий язык со сверстниками и доверять друг другу [1].

Например, можно с ребенком поиграть в игру «Походка». Эта игра подходит, как для детей младшего дошкольного возраста, так и для детей более старшего возраста. В игре ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д. Затем ребенок загадывает какого-либо животного и походит его походкой, а другой ребенок по походке старается угадать, кого изображают. Данная игра формирует понимание людьми друг друга, толерантное отношение к другим, понимание, что нас много и все мы разные.

Метод сказкотерапии, по мнению А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончика, является прекрасным средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром. Сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок. При работе с детьми педагог использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки, музыкальное сопровождение (подбор более подходящей музыки к данной сказке), которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке [2].

Для младших дошкольников больше подходят сказки про животных, о взаимоотношениях животных и людей. Дети в этом возрасте идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них. Например, сказка «Снегурочка». В сказке собачка Жучка помогает Снегурочке, спасает ее от диких зверей. Дети учатся помогать друг другу, не обижать других и не бросать друзей в беде.

Также, можно провести беседу по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предложить вспомнить: «Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?»

Читайте также:  Ребенок 4 года часто отрыгивает

Можно с детьми прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

Метод музыкотерапии, по словам Е.А. Коссаковской, Т.Я. Дружинец, О.Н. Ситчихиной Г.М. Якименко, является одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека. По их мнению, музыка, благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, волновать, радовать, вызывать к себе интерес и обеспечивать глубокие эмоциональные переживания. На своих занятиях педагоги применяют элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении, учат детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Слушая музыкальные произведения, дети учатся выражать свои эмоции, чувства. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей [3].

Например: «Собери портрет – настроения». Данное музыкальное упражнение способствует закреплению знаний детей о частях лица и об эмоциях; снижению эмоционального напряжения; коррекции нежелательных черт характера. Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, где они пытаются определить его настроение. Затем на столе раскладывают части разных портретов. Дети должны обсудить и решить какую эмоцию вызвала у них музыка, потом подобрав нужные части: нос, глаза, рот, волосы, составить такой портрет, который соответствует выбранной эмоции. 

Можно детям предложить упражнение «Настроение». Данное музыкальное упражнение учит детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. Из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивают упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок сочиняет свои движения.

Также, с детьми можно прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После детям задаются вопросы:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Делать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

В последнее время, по словам Н.Я. Михайленко, в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста широко применяют арттерапию. По мнению педагогов-практиков, арттерапия помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. Педагог Н.Я. Михайленко подчеркивает, что арт-терапия — один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов. На ее занятиях дети учатся выражать свои чувства, эмоции с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей [4].

Например, можно рисовать картины «Радость», «Грусть» (под музыку) Задачи: выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти. Познакомив детей с эмоцией радости (грусти), предлагать  им превратиться в художников и нарисовать картину на тему: «Радость» («Грусть»). Каждый рисует радость (грусть) так, как ему хочется, используя те цвета, которые считает нужными. Затем, рассматривая рисунки, обращать внимание детей на то, что желтый, оранжевый, красный цвета присутствуют на всех рисунках «Радости», а вот темные цвета: серый, черный, синий, фиолетовый помогают изобразить «Грусть». 

Провести беседу с детьми: «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Е.О. Смирнова отмечает, что методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение [5].

Список литературы

  1. Забудько, Г.А.  Сюжетно-ролевая игра в становлении личности / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. — №7 – С. 24-27.
  2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. — СПб. : Речь, 2008. — 96 с.
  3. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. — М.: Просвещение, 2000. – 62 с.
  4. Михайленко, Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко. — М.: Академический Проект, 2001.- 160 с.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно — ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко. — М.: Психологический Институт РАО, 2007.- 354 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. — М.: Школа-Пресс, 2007. — 384 с.
  7. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. — 2014. — №1. — С. 51-55

Источник