Эмбриональное развитие ребенка презентация
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация на тему «Эмбриональное развитие организма» (9 класс).
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема урока: «Эмбриональное развитие организма» Задачи: дать характеристику основным этапам эмбриогенеза Дом/зад. § 3.4, № 107-113 «Приход наш и уход … загадочны – их цели Все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец? Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?» Омар Хайям
2 слайд
Описание слайда:
Эмбриогенез Эмбриогенез — период развития особи от момента образования зиготы до рождения (например, у млекопитающих) или выхода из яйцевых оболочек (у птиц). Эмбриональный период состоит из ряда стадий: дробления (бластуляция) гаструляция нейруляция и органогенез
3 слайд
Описание слайда:
Эмбриогенез Эмбриональный период состоит из ряда стадий: дробления (бластуляция) гаструляция нейруляция и органогенез
4 слайд
Описание слайда:
1. Дробление (бластуляция) Дробление — ряд последовательных митотических делений зиготы, в результате которых огромный объем цитоплазмы яйца разделяется на многочисленные, содержащие ядра клетки меньшего размера. В результате дробления образуются клетки, которые называют бластомерами.
5 слайд
Описание слайда:
1. Дробление (бластуляция) У млекопитающих образуется бластоциста — однослойный пузырек, заполненный жидкостью, в котором различают эмбриобласт (5), из него развивается зародыш и трофобласт (6), обеспечивающий питание зародыша. Дробление завершается образованием бластулы – стадии, на которой у зародыша появляется первичная полость тела – бластоцель (4). Бластоциста 4
6 слайд
Описание слайда:
2. Гаструляция Для гаструляции характерны интенсивные перемещения отдельных клеток и клеточных масс. Деление клеток отсутствует или выражено очень слабо. Образуется двуслойный, а затем трехслойный зародыш (у большинства животных) — гаструла. позже между экто- и энтодермой закладывается третий зародышевый листок — мезодерма. Бластула в разрезе 1-бластомеры 2-бластоцель Начало образования гаструлы 3-энтодерма Гаструла 4-эктодерма 5-первичный рот 6-первичная кишка Гаструляция – этап образования зародышевых листков
7 слайд
Описание слайда:
3. Нейруляция Нейруляция – этап формирования тканей и органов будущего животного (образование комплекса осевых органов) Ранняя нейрула Нейрула 7- нервная пластинка 9- мезодерма 8- хорда 10- вторичная полость тела
8 слайд
Описание слайда:
Органогенез. Органогенез – процесс формирования органов в эмбриональном развитии. Эктодерма нервная трубка эпидермис и его производные (перо, волосы, ногти, когти, кожные железы и т.д.) компоненты органов зрения, слуха, обоняния эпителий ротовой полости; эмаль зубов;
9 слайд
Описание слайда:
Органогенез. Органогенез – процесс формирования органов в эмбриональном развитии. Энтодерма эпителий кишечника и желудка клетки печени, поджелудочной железы полость среднего уха., щитовидная железа легкие
10 слайд
Описание слайда:
Органогенез. Органогенез – процесс формирования органов в эмбриональном развитии. Мезодерма скелет и мускулатура кровеносная и лимфатическая системы выделительная система половая система
11 слайд
Описание слайда:
Эмбриональная индукция. Опыты Г. Шпемана Эмбриональная индукция – явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития 1 — зачаток хордомезодермы 2 — полость бластулы 3 — индуцирорванная нервная трубка 4 — индуцированная хорда 5 — первичная нервная трубка 6 — первичная хорда 7 — формирование вторичного зародыша, соединенного с зародышем-хозяином.
12 слайд
Описание слайда:
Пятинедельный зародыш имеет зачатки всех органов. Он уютно лежит в амниотической сумке, заполненной жидкостью. Через пуповину он связан с плацентой- лепешкообразным органом на стенке матки. Через плаценту зародыш получает от организма матери кислород и питательные вещества, а отдает углекислый газ и продукты распада.
13 слайд
Описание слайда:
Второй месяц (6недель): зародыш имеет все внутренние органы. У него бьется сердце, работают клетки мозга. Вес зародыша – 30 г. Третий месяц (10 недель): плод полностью сформировался. Он умеет сосать палец, чувствует боль.
14 слайд
Описание слайда:
Пятый месяц (19 недель). Ребенок активно двигается и реагирует на звуки. Седьмой месяц (28 недель). Ребенок готовится к самостоятельной жизни. Он засыпает и просыпается вместе с мамой, слушает ее голос.
15 слайд
Описание слайда:
Историческая справка Основатель современной эмбриологии — Академик Российской Академии Карл Максимович Бэр (1792 -1876). В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства; человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 — 1897) и Эрнст Геккель (1834 — 1919) сформулировали биогенетический закон: индивидуальное развитие каждой особи (онтогенез) есть краткое и быстрое повторение исторического развития (филогенез) вида Алексей Николаевич Северцов (1866 — 1936) уточнил формулировку: «Повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.»
16 слайд
Описание слайда:
Повторение Что обозначено на рисунке цифрами 1-9? Что характерно для периода бластуляции? Как называется бластула млекопитающих? Что образуется из бластоцели у животных?
17 слайд
Описание слайда:
Повторение Что обозначено на рисунке цифрами 1-9? Что характерно для периода бластуляции? Как называется бластула млекопитающих? Что образуется из бластоцели у животных?
18 слайд
Описание слайда:
Повторение Назовите процессы, изображенные на рисунке? Что характерно для периода гаструляции? Когда зародыш можно назвать нейрулой? Как образуется нейрула?
19 слайд
Описание слайда:
Повторение Что обозначено на рисунке цифрами 10— 11? Какой опыт провел Г. Шпеман?
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-300449
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Презентация на тему: Эмбриональное развитие организма
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма
№ слайда 2
№ слайда 3
Описание слайда:
Тема урока:«Эмбриональное развитие организма»
№ слайда 4
Описание слайда:
Цель урока:Изучить особенности эмбрионального развития живых организмов.
№ слайда 5
Описание слайда:
Задачи:1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?2. Выделить основные этапы развития.3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?5. Условия, влияющие на развитие зародыша
№ слайда 6
Описание слайда:
Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).
№ слайда 7
Описание слайда:
Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
№ слайда 8
Описание слайда:
Самостоятельная работаПо ходу объяснения нового материалазаполните таблицу, которая увас есть в тематической карте. Образец таблицы
№ слайда 9
Описание слайда:
Этапы эмбрионального развитияобразование зиготы, процесс дробления стадия бластулы, стадия гаструлыПроцесс гисто — и органогенеза.
№ слайда 10
Описание слайда:
I. ДроблениеРазвитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.
№ слайда 11
Описание слайда:
Возникшее при оплодотворенииядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
№ слайда 12
Описание слайда:
Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.
№ слайда 13
Описание слайда:
II. Гаструляция Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);
№ слайда 14
Описание слайда:
У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).1 – эктодерма;2 – энтодерма;3 – мезодерма;4 – нервная пластинка;5 – хорда;
№ слайда 15
Описание слайда:
IV.Гисто- и органогенезОрганогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
№ слайда 16
Описание слайда:
Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.
№ слайда 17
Описание слайда:
Заполните таблицу в тематической карте (задание№2)
№ слайда 18
Описание слайда:
отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»О детях, находящихся ещё в утробе матери:Как следует, о том веду я речь.Дитя в утробе матери беречь.Ничто зловредное его пусть не коснётся,Пусть мать питается не как придётся,А ест еду и влагу с пользой пьёт,Так, чтоб нормально развивался плод.Пускай отбросов в пище будет мало,Чтоб кровь она при этом очищала.Как вы понимаете строки этого стихотворения?
№ слайда 19
Описание слайда:
Факторы влияющие на развитие зародышаЗаполните схему в тематической карте
№ слайда 20
Описание слайда:
Факторы влияющие на развитие зародышаРезультат выполнения.
№ слайда 21
Описание слайда:
Закрепление.Дайте ответ:Индивидуальное развитие организма – это…Оплодотворенная яйцеклетка – это…Ряд митотических делений следующих друг за другом — …Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри — …Двухслойный зародыш с полостью внутри — …Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …Внутренний слой клеток двухслойного зародыша — …Третий зародышевый листок – это…
№ слайда 22
Описание слайда:
Итоги урока1.Узнали, что такое эмбриональное развитие.2. Выделили основные этапы развития.3. Установили какие изменения происходят на каждом этапе4. Выяснили из чего и как формируется зародыш.5. Определили какие факторы влияют на формирование эмбриона.
№ слайда 23
Описание слайда:
Домашнее задание.§ 17, создать буклет «Мы против абортов»
Источник
- Скачать презентацию (4.77 Мб)
- 442 загрузки
- 3.9 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация «Эмбриональное развитие организма» рассказывает об этапах развития эмбриона человека, об особенностях каждого из периодов, о процессе формирования органов, мышц, тканей. Сравнивается путь развития эмбриона человека с эмбрионами других живых организмов.
Краткое содержание
- Оплодотворение;
- Этапы эмбриогенеза;
- Формирование органов;
- Развитие эмбриона;
- Критические периоды в развитии человека.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
25
Аудитория
Слова
Конспект
Отсутствует
Предназначение
Для проведения урока учителем
Содержание
Слайд 1
Эмбриональное развитие организма
Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития.
Слайд 2
Оплодотворение
Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается
- Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
- Слияние ядер гамет и образование зиготы
- Яйцеклетка после оплодотворения
Слайд 3
Этапы эмбриогенеза
Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.
Этапы:
- Дробление зиготы.
- Образование бластулы.
- Гаструляция.
- Нейрула.
Слайд 4
Первый этап эмбрионального развития
- Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
- С этого момента зародыш называется бластулой.
- Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?
Слайд 5
Дробление
Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:
- бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
- бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.
Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).
Бластула состоит из:- бластодермы – оболочки из бластомеров;
- бластоцели – полости, заполненной жидкостью.
Бластула человека – бластоциста.
Слайд 6
Гаструляция
- Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция — это процесс образования зародышевых листков.
- Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
- У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
Слайд 7
Формирование хориона
В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона — это второй этап в образовании плаценты.
Слайд 8
Второй этап гаструляции
- Второй этап гаструляции — образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
- В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания — карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки — гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку — мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты — сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
Слайд 9
Слайд 10
Гисто– и органогенез
Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.
Слайд 11
Гаструляция
В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.
Слайд 12
Дифференцировка
После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.
Слайд 13
Окончание второй стадии гаструляции
По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:- хорды;
- нервной трубки;
- кишечной трубки.
Слайд 14
Функции хориона и желточного мешка
Функции хориона:
- защитная;
- трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
- Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.
Функции желточного мешка:
- кроветворение (образование стволовых клеток крови);
- образование половых стволовых клеток (гонобластов);
- трофическая (у птиц и рыб).
Слайд 15
Формирование органов
Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:
- организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
- каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.
Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.
Слайд 16
Законы Бэра
Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.
«Законы Бэра»:
- наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
- после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
- зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
- зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
Слайд 17
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера
- Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
- Яркий пример выполнения биогенетического закона — развитие лягушки
- У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
Слайд 18
Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Слайд 19
Слайд 20
Эктодерма
Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..
Слайд 21
Энтодерма
Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспус?