Эльконин о культурном развитии ребенка

Эльконин о культурном развитии ребенка thumbnail

Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.

Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации — ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей — не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе — своя ведущая деятельность. ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД — очень продуктивная реальность. Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других — детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору…»).

Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.

Младенчество (от 0 до 1 года)
Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.

Понятно, что значения слов ребенок не понимает. Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.

Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нету этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии.

Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру: ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что — добрый взрослый прийдет на помощь.

Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода — вполне себе легкий.

Раннее детство (от года до 3-х лет)
Ребенку становится страшно интересно манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане. Ему интересно.

Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка.

Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать: «А я — не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.

Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)
Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.

Раньше играли в партизанов. Потом — в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме — в Машу.

У игры есть три важные функции. Первая — игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция — он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция — именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.

Эльконин «Психология игры» — приведен пример реальной игры — прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми — Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой — три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя — зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Включи некое действие, которое ребенок не хочет выполнять, в значимую для него деятельность — в некую игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» — «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно — ракета до обеда на землю не вернется…!»

Проводили исследование: Одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а другая — включается в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия — запомнить десять слов. В одном случае — просто запомнить. В другом — игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором — в конексте сюжетно-ролевой игры — есть мотивация и есть смысл запомнить.

Еще одно исследование — проверка остроты зрения. Стоит ребенок один, в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований — устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя — директор автобазы. А доктор — диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.

Ранний школьный возраст
Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав — портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.

Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.

Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!

Читайте также:  Как внутричерепное давление влияет развитие ребенка

Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.

Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе. По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.

Средний школьный возраст
Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах, подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность — интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?

Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.

Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.

У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.

Например, девочка пяти лет говорит маме угождающе: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту.

Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее, ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже — феноменами Пиаже.

Ребенку год и два месяца. Кладется два больших, носовых платка. И под один из платков кладется игрушка. И спрашивается, где кукла? Ребенок понимает, что кукла под платком. На глазах у ребенка, кукла кладется под другой платок. И здесь, во всей красе мы видим феномен Пиаже: девочка лезет под первый платок, раз она ее там уже один раз нашла, значит она там, то есть кукла в некотором смысле продукт действий девочки.

У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи — другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася — также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася — соответственно. Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет. Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася — списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася — пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса — ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.

Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не насилуют его. Он выбирает сам.

Старшие классы
Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно. Кризис последнего перехода в детство.

Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша — круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо готовить. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и со стороны или литературный герой.

Источник

Основы создания концепции психического развития по Д. Б. Эльконину

Д. Б. Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Д. Б. Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности.

Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство.

Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума.

Основные положения в концепции психического развития по Д. Б. Эльконину

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Д. Б. Эльконин считал, что:

  1. все виды детской деятельности являются общественными по своей форме, содержанию и происхождению;
  2. присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит только деятельностный характер.

Научная позиция развития ребенка:

  1. Условие – рост и созревание организма
  2. Среда идеальной формы. Здесь имеется в виду то, к чему развитие
    должно прийти в конце своего пути.
  3. Усвоение
  4. Противоречие между усвоением общественной и предметной стороны действий как движущая сила развития.
Читайте также:  Социализация ребенка с проблемами в развитии в обществе

Психика:

  1. Мотивационно-потребностная сфера.
  2. Операционно-технические возможности.

Периодизация возрастного развития

Раннее детство

  • Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
  • Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).

Детство

  • Кризис трех лет; дошкольный возраст,
  • Кризис семи лет; младший школьный возраст,

Отрочество

  • Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
  • Кризис 15 лет; ранняя юность.

Системы отношений ребенка:

  • Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
  • Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.

Более подробно данные системы представлены на рисунке 1.

Концепция Д. Б. Эльконина

Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»

Концепция Д. Б. Эльконина

Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину»

Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее.

Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Источник

Ïî÷åìó ìàëåíüêèå äåòè ñ÷èòàþò êðàñèâûõ ëþäåé äîáðûìè è êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ ïîíèìàíèåì ýìîöèé, ïîìîãàåò ðåáåíêó õîðîøî ó÷èòüñÿ è ëåãêî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îêðóæàþùèìè. Êàê íàó÷èòü ðåáåíêà ñïðàâëÿòüñÿ ñ ëþáûìè ïðîáëåìàìè.

Ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå — ñèòóàöèÿ, êîãäà ìû ó÷èìñÿ ðåøàòü ïðîáëåìû, íàáëþäàÿ çà òåì, êàê ýòî äåëàþò äðóãèå. Íî áîëåå âàæåí äðóãîé âàðèàíò, êîãäà îäèí ÷åëîâåê ó÷èò äðóãîãî, êàê ïðàâèëüíî ÷òî-òî äåëàòü. Ýòî ìîæíî íàáëþäàòü äàæå â ìëàäåí÷åñòâå ïî îòíîøåíèþ ê ñàìûì ðàçíûì âåùàì. Õîòÿ íàì êàæåòñÿ, ÷òî ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå — ýòî î÷åíü ïîçäíåå ïðèîáðåòåíèå, íå òàê ÷àñòî âñòðå÷àþùååñÿ â îáû÷íîé æèçíè, ïîñëåäíèå äàííûå óêàçûâàþò íà òî, ÷òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ýòîãî ïðîöåññà ñóùåñòâåííà äëÿ ÷åëîâåêà âíå çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà èëè êóëüòóðû.

Ñî âðåìåíåì ðåáåíîê íà÷èíàåò äåìîíñòðèðîâàòü çíà÷èòåëüíî áîëåå ñëîæíûå ôîðìû ýìîöèîíàëüíûõ ÿâëåíèé: ïå÷àëü èëè ãíåâ, à íå ïðîñòî íåãàòèâíîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, ãîðäîñòü èëè ðàäîñòü, à íå ïðîñòî ïîëîæèòåëüíàÿ ýìîöèÿ. Ýòè ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ êóëüòóðíî íàñûùåíû, çà íèìè ñòîèò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ äåéñòâèé, è îíè âûõîäÿò çà ïðåäåëû òåêóùåé ñèòóàöèè. Íàïðèìåð, ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î ãîðäîñòè, åñëè íå ïîäðàçóìåâàëè ïîñòàíîâêó öåëè.

 íà÷àëå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíêó òðóäíî ïðèíÿòü, ÷òî òîò, êòî âûãëÿäèò ñèìïàòè÷íî è óëûáàåòñÿ, ìîæåò èìåòü ïëîõèå íàìåðåíèÿ. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ýìîöèîíàëüíûå ìåõàíèçìû, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ðàçëè÷àòü òàêèå îöåíêè è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ îñìîòðèòåëüíî, íà îñíîâå îïûòà. Åñëè ÷åëîâåê âåë ñåáÿ ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó íåãàòèâíî, òî îí â ìåíüøåé ìåðå ïîâåðèò åãî òåêóùèì ýìîöèîíàëüíûì âûñêàçûâàíèÿì. Íî åñëè, êàê â ñêàçêå î Êðàñàâèöå è ×óäîâèùå, áîëüøîé è ñòðàøíûé çâåðü ïîñòóïàåò ïî-äîáðîìó, çàáîòëèâî, òî ðàçóìíî è ïðàâèëüíî äîâåðÿòü åìó è îòíîñèòüñÿ ê íåìó õîðîøî.

Êàê îòäåëÿòü ïîñòóïêè îò ýìîöèé

×òîáû îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñóùåñòâåííîå, íàïðèìåð íà ïîñòóïêè ÷åëîâåêà, à íå íà íåïîñðåäñòâåííîå è âíåøíåå â åãî ïîâåäåíèè èëè íà ïîëüçó ìûòüÿ ðóê, à íå íà íåîáõîäèìîñòü îòâëå÷üñÿ ðàäè ýòîãî îò èãðû, ðåáåíîê äîëæåí ñîõðàíÿòü ýìîöèîíàëüíûé îïûò ïðåäûäóùèõ ñîáûòèé, äàæå êîãäà ñàìè ýòè ñîáûòèÿ ïðîøëè. Äàæå åñëè îïûò ïðîòèâîðå÷èò òîìó, ÷òî ïðîèñõîäèò çäåñü è ñåé÷àñ. Ýòîò ÷åëîâåê óëûáàåòñÿ, è åãî íóæíî îöåíèâàòü êàê õîðîøåãî, íî ÷åðåç íåáîëüøîå âðåìÿ òîò æå ÷åëîâåê ïîñòóïàåò ïëîõî. Ñåé÷àñ èäòè ÷èñòèòü çóáû íå õî÷åòñÿ, íî â÷åðà, êîãäà ïî÷èñòèë, áûëî ïðèÿòíîå îùóùåíèå ñâåæåñòè. Åñëè ñîõðàíèòü â ïàìÿòè ñîáûòèÿ è ïîñëåäñòâèÿ, òî ìîæíî ñîïîñòàâëÿòü èõ è äåëàòü âûâîä î áîëåå ñóùåñòâåííîé èíôîðìàöèè: îáû÷íî ýòîò ÷åëîâåê ïëîõîé èëè õîðîøèé, çàáîòèòñÿ îí îáî ìíå èëè, íàîáîðîò, îïàñåí. Ìîæíî âåñòè ñåáÿ áîëåå âíåñèòóàòèâíî, ëó÷øå ïîíèìàòü ñåáÿ è ïîìîãàòü ñåáå ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå ïîëíî îòâå÷àþùèå ñâîåé ñîáñòâåííîé ìîòèâàöèè.

Íàïðèìåð, ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò, íî ïðè ýòîì ìîæåò åãî ðóãàòü. Åñëè îí â ñîñòîÿíèè ïîìíèòü ÷óâñòâà, òî ðåáåíîê ñåðäèòñÿ, íî ïîìíèò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò è îí ëþáèò ìàìó, òî åñòü ìèð íå ðóõíóë. Ïîêà ó ðåáåíêà íåò ìåõàíèçìà, ñîõðàíÿþùåãî ýìîöèîíàëüíóþ èíôîðìàöèþ, êàæäóþ ñåêóíäó ìèð áóäåò ìåíÿòüñÿ, à îòíîøåíèå ê äðóãèì ëþäÿì áóäåò ñèòóàòèâíûì. Íàïðèìåð, èñïûòûâàÿ ãîëîä, ìàëûø áóäåò ñ÷èòàòü, ÷òî åäà — õîðîøàÿ âåùü, íî, äàæå ñëåãêà íàñûòèâøèñü, ïîäóìàåò, ÷òî åäà — ýòî ïëîõî è îíà íå ñòîèò òîãî, ÷òîáû îòêàçàòüñÿ îò ïðîãóëêè, íå îòäàâàÿ ñåáå îò÷åòà â òîì, ÷òî ÷åðåç ïîë÷àñà ïðîãóëêà ñòàíåò íå â ðàäîñòü èç-çà òîãî, ÷òî îí ïðîãîëîäàåòñÿ.

Ýìîöèîíàëüíûå êîíñòðóêöèè íóæíû, ÷òîáû ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ. ×åì îíè áîëåå àíàëèòè÷íî óñòðîåíû, òåì îíè ïîëåçíåå, òåì áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ îíè ïîìîãàþò ïðèíÿòü.

Êàê ìëàäåíöû ó÷àòñÿ ïîíèìàòü ñâîè ýìîöèè

Íà êàæäîì èç âîçðàñòíûõ ýòàïîâ ñâîè âîçìîæíîñòè ïî ïåðåðàáîòêå ýìîöèîíàëüíîé èíôîðìàöèè. Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ðàçâèòèÿ ñõîäÿòñÿ â òîì, ÷òî íà ñàìîì ñòàðòå æèçíè ýìîöèîíàëüíàÿ îöåíêà ñîáûòèé î÷åíü ïðîñòàÿ: õîðîøåå èëè ïëîõîå, îæèäàë èëè íå îæèäàë — ýòî ïðåäçàäàííàÿ ôîðìà îöåíêè ìèðà. Êîãäà ìû ñòàíîâèìñÿ ñàìîñòîÿòåëüíûìè, ðåøåíèÿ íóæíî ïðèíèìàòü íà áîëåå ñåðüåçíîé îñíîâå. Ìëàäåíöàì ñëîæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, ÷òî îçíà÷àåò èõ ïëîõîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ðåáåíîê èñïûòûâàåò íåãàòèâ èëè ïîçèòèâ, íî åìó íóæíû èíñòðóìåíòû, ÷òîáû ýòî èíòåðïðåòèðîâàòü è ñîîòíåñòè ñâîè ÷óâñòâà ñ ñîáûòèÿìè, êîòîðûå ïîðòÿò èëè óëó÷øàþò íàñòðîåíèå.

Ïî ïðåäïîëîæåíèþ Ä. Ãåðåãåé (G. Geregely) è Ö. Óíîêà (Z. Unoka), èñòî÷íèêîì òàêîé èíôîðìàöèè ñòàíîâèòñÿ áëèçêèé óõàæèâàþùèé âçðîñëûé, íàïðèìåð ìàìà. Îíà, ðåàãèðóÿ íà ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ìëàäåíöà, çåðêàëèò èõ, òî åñòü îòîáðàæàåò ìèìè÷åñêè è ãîëîñîì èõ áîëåå òî÷íîå çíà÷åíèå. Òàêîå ïîâòîðåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåðïðåòèðóþùèìè êîììåíòàðèÿìè: «Òû òàê ïëà÷åøü, ïîòîìó ÷òî óñòàë!» ×åì áîëüøå ìàìà ñòðåìèòñÿ ñîîòâåòñòâîâàòü êîíòåêñòó, ðåàëüíûì îáñòîÿòåëüñòâàì, òèïè÷íîìó ïîâåäåíèþ ðåáåíêà â òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, òåì òî÷íåå ïîëó÷àåòñÿ èíòåðïðåòàöèÿ. Ðåáåíîê çàïîìèíàåò ýòó èíôîðìàöèþ.

Ïîâåäåíèå ìàìû — ýòî ÿêîðü äëÿ íåîôîðìëåííûõ ýìîöèé. Âïîñëåäñòâèè â ïîõîæåé ñèòóàöèè èõ ìîæíî áóäåò ïîíèìàòü, à çíà÷èò, ïðåäñêàçûâàòü äàëüíåéøåå è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ÷òîáû ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé. Åñëè ÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ âîò òàêèì îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ýòî çíà÷èò, ÷òî ÿ óñòàë, íóæíî íàéòè êîìôîðòíûå óñëîâèÿ è îòäîõíóòü. À äðóãîå ñîñòîÿíèå, ïóñòü òîæå íåïðèÿòíîå, íî îçíà÷àåò äðóãîå: ÿ ãîëîäåí — íóæíî íàéòè ïèùó, íàïðèìåð, èëè ÿ çàñêó÷àë — íóæíî ÷òî-òî èíòåðåñíîå. Ïðàêòè÷åñêè îäèíàêîâî íåãàòèâíûå ñîñòîÿíèÿ íà÷èíàþò ïåðåæèâàòüñÿ è äàæå âûðàæàòüñÿ ïî-ðàçíîìó, ÷òî ïîçâîëÿåò òî÷íåå ðåøàòü æèçíåííûå çàäà÷è. Âíèìàòåëüíûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò, íàñêîëüêî ïî-ðàçíîìó çâó÷èò ïëà÷ íîâîðîæäåííîãî, ÷åòûðåõìåñÿ÷íîãî è ãîäîâàëîãî ìàëûøà: ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå ôîðì, è èõ ñìûñë ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíåå äëÿ ïàðòíåðà ïî îáùåíèþ.

Ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíàÿ îöåíêà

 âîçðàñòíîì ðàçâèòèè ýìîöèé åñòü ôåíîìåí, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé. Ýòî ñèòóàöèÿ, êîãäà ñîáûòèå, êîòîðîå äîëæíî âûçûâàòü ó ðåáåíêà îäíó ýìîöèþ, ïðè îïðåäåëåííîé èíòåðïðåòàöèè ýòîãî ñîáûòèÿ ìàìîé âûçûâàåò ñîâåðøåííî äðóãèå ÷óâñòâà.

 ýêñïåðèìåíòàõ Ýëåàíîð Ãèáñîí èñïîëüçîâàëñÿ ñòîë èç ïðîçðà÷íîãî ìàòåðèàëà, ïîä êîòîðûì ñ ïîìîùüþ ñâèñàþùåãî êëåò÷àòîãî ìàòåðèàëà áûë ÿâíî îáîçíà÷åí îáðûâ. Äåâÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê ïîäïîëçàë ê êðàþ «îáðûâà» è íà÷èíàë îùóïûâàòü ñòåêëî, íå ðåøàÿñü ïîëçòè äàëüøå. Èññëåäîâàòåëè ðàçâèòèÿ ýìîöèé ïîïðîñèëè â òàêîé ñèòóàöèè ñòîÿùóþ ñ äðóãîé ñòîðîíû ñòîëà ìàìó çâàòü ðåáåíêà, óëûáàòüñÿ, ãîâîðèòü, ÷òî âñå íîðìàëüíî. Îêàçàëîñü, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ðåøàþòñÿ ïåðåïîëçòè ÷åðåç «îáðûâ» â ýòîì ñëó÷àå.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка книги карточки

Êîãäà ýòîò ôåíîìåí çàìåòèëè âïåðâûå, îí âûçâàë ìíîãî äîïîëíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèé, ãäå àâòîðû âàðüèðîâàëè óñëîâèÿ: áóäåò ëè ìàìà èñïîëüçîâàòü òîëüêî ãîëîñ èëè äîáàâèò óëûáêó, áóäåò ëè òàêîé ýôôåêò, åñëè ïûòàòüñÿ ïðåäñòàâèòü ñòðàøíîé áåçîïàñíóþ ñèòóàöèþ. Îêàçàëîñü, ÷òî ìàìå ïðîùå âûçâàòü îïàñåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ÷åìó-ëèáî íåñòðàøíîìó, ÷åì íàîáîðîò, è â ýòîì ïðîÿâëÿåòñÿ îñòîðîæíîñòü íàøåé ïñèõèêè. Íî ãëàâíîå, ÷òî â öåëîì òàêîå âîçìîæíî ïðè ñìåíå ïîëîæèòåëüíîãî íà îòðèöàòåëüíîå è íàîáîðîò: ðåáåíîê âèäèò ïðîÿâëåíèå ýìîöèè ìàìû ïî îòíîøåíèþ ê îáúåêòó è íà÷èíàåò âåñòè ñåáÿ ñ íèì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòîé ýìîöèåé, õîòÿ äî ìàìèíîé ðåàêöèè îòíîñèëñÿ ê ýòîìó îáúåêòó ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó.

Ýìîöèîíàëüíàÿ ïðèâÿçàííîñòü

Ìû (Kotova, Yudina, 2014) ïðîâåëè èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ïîñìîòðåëè, â êàêîé ìåðå ýòîò ôåíîìåí — ñïîñîáíîñòü ìëàäåíöåâ ïîëàãàòüñÿ íà ýìîöèè ìàìû — áóäåò ïðåäñòàâëåí ó ðåáÿò ñ ðàçíûì òèïîì ïðèâÿçàííîñòè. Ïðèâÿçàííîñòü — ýòî âàæíûé ýëåìåíò ìëàäåí÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, õàðàêòåðèñòèêà ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ðåáåíêîì è áëèçêèì óõàæèâàþùèì âçðîñëûì. Îíà óêàçûâàåò íà äîâåðèå ðåáåíêà ê ìèðó, êîòîðîå ñôîðìèðîâàíî, åñëè ðåáåíîê óáåæäåí, ÷òî ìàìà áóäåò âñåãäà ðÿäîì, à çíà÷èò, îí ñìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ ëþáîé òðóäíîé ñèòóàöèåé. Ôîðìèðîâàíèå ïðèâÿçàííîñòè çàâåðøàåòñÿ â âîçðàñòå îò äåâÿòè ìåñÿöåâ äî ãîäà ñ íåáîëüøèì.

Äåòè ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ, ëèøåííûå îùóùåíèÿ, ÷òî ìàìà ïîìîæåò â ëþáîé ñèòóàöèè, ÷àñòî ôîðìèðóþò çàâèñèìîå ïîâåäåíèå âî âçðîñëîì âîçðàñòå. Íåíàäåæíàÿ ïðèâÿçàííîñòü êîððåëèðóåò ñ àãðåññèâíûì ïîâåäåíèåì ó ìàëü÷èêîâ â øêîëüíîì âîçðàñòå, à âî âçðîñëîì âîçðàñòå — ñ òðóäíîñòÿìè â ñîâëàäàíèè ñî ñòðåññîì.

Êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü

Ñóùåñòâóþò äàííûå, ÷òî ê ôîðìèðîâàíèþ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè ïðèâîäèò îïðåäåëåííûé õàðàêòåð ïîâåäåíèÿ ìàìû. Îí ñâÿçàí ñ åå ãîòîâíîñòüþ ñîãëàñîâàííî ðåàãèðîâàòü íà ýìîöèè ðåáåíêà. Åñëè ìàìà ïðèíèìàåò ðåøåíèå, îðèåíòèðóÿñü íà ýìîöèè ðåáåíêà, òî âåðîÿòíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì åñëè íå ïðèäàåò ýòîìó çíà÷åíèÿ èëè ðåàãèðóåò íåñîãëàñîâàííî, òî ÷ðåçìåðíî ïðèäàâàÿ çíà÷åíèå íåêîòîðûì ïðîÿâëåíèÿì, òî ïðîïóñêàÿ èõ.

×àñòî ìîæíî ñëûøàòü îò íåêîòîðûõ ðîäèòåëåé, ÷òî ê ïëà÷óùåìó â êðîâàòêå ðåáåíêó ëó÷øå íå ïîäõîäèòü, èíà÷å îí ïðèâûêíåò ïîñòîÿííî íàõîäèòüñÿ íà ðóêàõ. Èíîãäà ðîäèòåëè òåðÿþòñÿ â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò ðåçêèå íåãàòèâíûå ýìîöèè â ïðèñóòñòâèè äðóãèõ ëþäåé.  ýòîì ñëó÷àå ðîäèòåëè íå äîâåðÿþò ñâîåé ðåàêöèè íà ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, à ïûòàþòñÿ ñëåäîâàòü ìíîæåñòâåííûì, ïîä÷àñ ìîë÷àëèâûì ñîâåòàì ñî ñòîðîíû.

Ìàìà äëÿ ýìîöèé ìëàäåíöà âûñòóïàåò êàê çåðêàëî, ïîçâîëÿþùåå ðåáåíêó èíòåðïðåòèðîâàòü, ÷òî ïðîèñõîäèò. Åñëè çåðêàëî, â êîòîðîå âû ñìîòðèòåñü, áóäåò îòðàæàòü åùå êîãî-íèáóäü è èñêàæàòüñÿ, òî øàíñû óâèäåòü â íåì ñâîè ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ î÷åíü ìàëû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âû ïåðåñòàíåòå äîâåðÿòü ýòîìó çåðêàëó è ïîòåðÿåòå íàäåæäó ðàçîáðàòüñÿ â êëóáêå ýìîöèé, êîòîðûé âíóòðè âàñ ïðîèñõîäèò, îí ïåðåñòàíåò áûòü ñèãíàëîì ê ÷åìó-ëèáî, à çíà÷èò, ïðîãíîçèðîâàòü ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ñåáÿ òåõ èëè èíûõ ñîáûòèé è ñîáñòâåííûõ âûáîðîâ ìîæíî áóäåò ëèøü íà ñèòóàòèâíûõ, èçìåí÷èâûõ, íåñóùåñòâåííûõ îñíîâàíèÿõ.

Êàê ïðèâÿçàííîñòü âëèÿåò íà âîñïðèÿòèå ýìîöèé

Ìû ñðàâíèëè ñâÿçü ïðèâÿçàííîñòè ñ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé è óâèäåëè, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ äîâåðÿþò ýìîöèÿì ìàòåðè.  èññëåäîâàíèè ìàìû ïîêàçûâàëè ìèëóþ ïëþøåâóþ èãðóøêó, íîâóþ è íåçíàêîìóþ äëÿ ðåáåíêà, è ãîâîðèëè, ÷òî îíà ïëîõàÿ è îïàñíàÿ. Äåòè ñíà÷àëà áûëè íåìíîãî ðàñòåðÿíû, íî, êîãäà èãðóøêà îêàçûâàëàñü ó íèõ â ðóêàõ, ïîâòîðÿëè ýìîöèþ ìàòåðè. Ðåáÿòà ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ïîêàçûâàëè ýìîöèþ, ïðèâû÷íóþ äëÿ ýòîé èãðóøêè, à íå òî, ÷òî äåìîíñòðèðîâàëà ìàìà.

Êàæåòñÿ, ÷òî äåòè ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ óäèâèòåëüíî íàèâíûå è äîâåð÷èâûå, ãîòîâûå ïðèíèìàòü ñëîâà ìàìû íà âåðó. Íî èíòåðïðåòàöèÿ ôàêòîâ òàêîâà, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ çíàþò: íà ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè ìàìû ìîæíî ïîëàãàòüñÿ, îíè ñîîòâåòñòâóþò ÷åìó-òî â îáúåêòèâíîì ìèðå. Ìàìà ëó÷øå ïðåäñêàçûâàåò òâîè ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ÷åì òû ñàì ïðè ïåðâîì ñòîëêíîâåíèè ñ íîâûì ïðåäìåòîì.

Åñëè ìàìà â æèçíè ïîâòîðÿåò è óòî÷íÿåò ýìîöèè ðåáåíêà — ðàäîñòü èëè ïå÷àëü, — ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ìàìó, ÷òîáû ïîíèìàòü ñåáÿ ñàìîãî. Ýòî ïîìîãàåò ïðèíèìàòü áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ â æèçíè, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò íàó÷èòüñÿ ñðàâíèâàòü, àíàëèçèðîâàòü è ïðåäñêàçûâàòü ñâîè ýìîöèè, ðåàêöèè íà áóäóùèå ñîáûòèÿ.

Ðåáåíîê ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ëó÷øå îïðåäåëÿåò, êîìó èç âçðîñëûõ ñòîèò äîâåðÿòü, à êîìó íåò, ïîòîìó ÷òî îí óìååò èñïîëüçîâàòü ñîáñòâåííûå ýìîöèè êàê ñèãíàëû áîëåå ýôôåêòèâíî.  ìîìåíò, êîãäà îí âèäèò ÷åëîâåêà óëûáàþùèìñÿ, ðåáåíîê ïîìíèò, êàêèå ýìîöèè ó íåãî áûëè â÷åðà è ïîçàâ÷åðà, è ìîæåò ýòî ñîïîñòàâëÿòü. À ðåáåíîê ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ñâîèì ýìîöèÿì ïðîñòî íå äîâåðÿåò, ïîýòîìó íå ñ÷èòàåò íóæíûì èõ ñîõðàíÿòü. Òàê æå è ïî îòíîøåíèþ ê ñîáûòèÿì. Íàïðèìåð, îùóùåíèÿ óñïåõà îò äîñòèæåíèÿ öåëè â ïðåäûäóùèå ìîìåíòû ïîçâîëÿþò ïîòåðïåòü äîñàäó îò íåóäà÷íûõ ïîïûòîê è íàéòè â ñåáå ñèëû ïðîáîâàòü íîâûå âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìû.

Ðàçâèòèå ýìîöèé ó äîøêîëüíèêîâ

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîáûòèå, êîòîðîå äàåò òî÷êó äëÿ îòñ÷åòà ñîáñòâåííûõ ýìîöèé, — ýòî ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà.  ýòîì âîçðàñòå âàæíî íå ñòîëüêî íàó÷èòüñÿ ïîíèìàòü, ÷òî ÿ ÷óâñòâóþ çäåñü è ñåé÷àñ, à ñîõðàíÿòü ÷óâñòâà âîïðåêè äèíàìèêå àêòóàëüíûõ ýìîöèé. Íàõîäÿñü â êâàðòèðå, ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ìíå òåïëî, íî çíàòü, ÷òî ÿ äîëæåí õîðîøî îäåòüñÿ, âûõîäÿ íà ïðîãóëêó, âåäü íà óëèöå ìèíóñ äâàäöàòü. Õîòåòü äîáèòüñÿ êàêîé-òî öåëè, à ïîòîìó ðàáîòàòü íàä íåé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îòâëåêàåò. Ñåðäèòüñÿ íà ÷åëîâåêà èç-çà êàêîãî-òî ïîñòóïêà, íî íå ïåðåñòàâàòü èç-çà ýòîãî ëþáèòü åãî.

Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ çíàåò âûðàæåíèå Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî âî âðåìÿ èãðû â äîêòîðà ðåáåíîê ðàäóåòñÿ êàê èãðàþùèé è ïëà÷åò êàê ïàöèåíò. Ýòî ðàçäâîåííîñòü ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà: ÿ ïëà÷ó, êàê áóäòî ÿ ïàöèåíò è ìíå áîëüíî, èëè ðàäóþñü îòòîãî, ÷òî ñîñòîþ â óâëåêàòåëüíîì äåëå. Ýòî òðåíèðîâêà äâóõñëîéíîñòè íàøåãî ñîçíàíèÿ, êîòîðàÿ ñ ëåãêîñòüþ ïåðåíîñèòñÿ â ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ äîëæåí ïîíèìàòü, ÷òî õîòÿ ïðÿìî ñåé÷àñ ÿ ðàññåðäèëñÿ íà äðóãà çà òî, ÷òî îí ìåíÿ óäàðèë, íî îí ìîé äðóã, îí ñäåëàë ýòî ñëó÷àéíî è ÿ êîãäà-òî äåëàë ÷òî-òî íå÷àÿííî, ïîòîìó ÿ ïîòåðïëþ è èçâèíþ åãî.

Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî ðîëü çåðêàëà, â êîòîðîì ðåáåíîê ìîæåò óâèäåòü ñâîè ÷óâñòâà è ðàçîáðàòüñÿ â òîì, êàê îíè ñâÿçàíû ñ òåêóùèìè ýìîöèÿìè, ñîáûòèÿìè è îòíîøåíèÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè, â äîøêîëüíîì âîçðàñòå âûïîëíÿþò ñþæåòû èãð, òî÷íåå, òå ñîöèàëüíûå ìîäåëè, êîòîðûå â íèõ çàêëþ÷åíû.  îáîèõ âîçðàñòàõ — è â ìëàäåí÷åñòâå, è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå — äëÿ òîãî, ÷òîáû îñâîèòü ôîðìó ýìîöèé, ïîçâîëÿþùóþ ïîíèìàòü ñåáÿ è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ â áîëüøåì ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèìè ñîáñòâåííûìè âíåñèòóàòèâíûìè ìîòèâàìè, íåîáõîäèì îïûò ñîãëàñîâàííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ïî ýìîöèîíàëüíî çíà÷èìûì ïîâîäàì, çàêðåïëåííûé âî âíåøíåé, «çíàêîâîé» ôîðìå, áóäü òî ìèìèêà, ñëîâà è äåéñòâèÿ ìàìû èëè ðîëè, ýìîöèè è äåéñòâèÿ ïàðòíåðà â èãðå.

Äëÿ ïîäðîñòêà æå òàêèì çåðêàëîì, íåîáõîäèìûì äëÿ îñâîåíèÿ öåííîñòåé, êàê ôîðìû ýìîöèé, âûñòóïàþò ìíîãî÷èñëåííûå ïîäðîñòêîâûå «ðàçãîâîðû» — êàê â âèäå êíèã, ìóçûêè, ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ äåéñòâèé, òàê è â âèäå îáûêíîâåííîãî îáñóæäåíèÿ ñåáÿ è äðóãèõ, êîòîðîå ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóåò â èõ ìåæëè÷íîñòíîì îáùåíèè.

Àâòîð: Òàòüÿíà Êîòîâà êàíäèäàò ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê, ñòàðøèé íàó÷íûé ñîòðóäíèê Ëàáîðàòîðèè êîãíèòèâíûõ èññëåäîâàíèé ïðè Øêîëå àêòóàëüíûõ ãóìàíèòàðíûõ èññëåäîâàíèé ÐÀÍÕèÃÑ

Источник