Экспресс диагностика развития ребенка

Экспресс диагностика развития ребенка thumbnail

От автора: По материалам: «Играть с ребёнком. Как?» Ю.Титова, О.Фролова, Л.Винникова

 Я предлагаю уникальную возможность в домашних условиях провести экспресс-диагностику уровня развития ребёнка на основе приведённых ниже показателей.

Показатели развития психических функций детей от года до шести лет

Крупная моторика:

1год – 1 год. 3 мес. – Ходит самостоятельно без опоры; ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д)
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Перешагивает через препятствия приставным шагом
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом
1 год 10 мес. – 2 года – Перешагивает через препятствия чередующимся шагом; поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.
2 -3 года – Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-35 см. Бегает, самостоятельно приседает и встаёт, наклоняется и поднимает предметы с пола. Стоит на одной ноге без поддержки.
К 2,5 годам поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой), может ездить на трёхколесном велосипеде.
К 3 годам прыгает на двух ногах.
4 года – Ходит и бегает со свободными движениями рук. Работа рук иногда координирована. При ходьбе не шаркает ногами. Умеет бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги, при подскоках отрывает ноги от пола, умеет сдерживать движение по сигналу. Умеет делать кувырок вперед и прыгать на одной ноге.
5 лет – Выполняет одновременно два вида движений. Движения рук и ног хорошо координированы. Ребёнок самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см), прыгает с высоты без боязни.
6 лет – Движения становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Ребёнок увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахивается. Легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

Мелкая моторика:

1 год – 1 год 2 мес. – Может перелистывать страницы картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, освоенные в обращении с другим предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.). Переворачивает одновременно 2 – 3 страницы.
1 год 5 мес.–1 год 8 мес. — Рисует каракули, росчерки. Разрывает бумагу. Переворачивает по одной странице.
2 – 3 года – У ребёнка формируется предпочтение руки. По показу он повторяет вертикальные и круговые линии. «Правильно» держит карандаш.
3 – 4 года – Копирует круг. Расстёгивает пуговицы.
4 — 5 лет – Копирует квадрат (нечётко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу. Копирует треугольник. Верно рисует квадрат.

Зрительное восприятие:
1 год – Показывает отдельные предметы в быту. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнаёт на фотографии мать, знакомого взрослого.
1год 1 мес. – 1 год 3 мес. – Узнаёт несколько простых картинок (около 5). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа куба) разницей в три сантиметра.
1,8 – 2 года — Дифференцирует форму и величину объемной игрушки. Дифференцирует количество предметов. Подбирает парные игрушки и картинки. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.
2 – 3 года – Узнаёт знакомые предметы по ТВ. Знает много картинок (10-15). Понимает смысл простых картинок с действием. Узнаёт контурные, чёрно – белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количистве на плоскостной картинке. Зрительно дифференцирует протяжённость и местоположение предмета. Подбирает по образцу и называет разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый).
3 – 4 года – Узнаёт перечёркнутые и наложенные изображения. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы.
4 – 5 лет – Может сам составить рассказ по сюжетной картинке. Понимает смысл последовательных картинок. Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом.

Слуховое восприятие:

1 год – Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определённой интонацией и ритмом.
1 год 3 мес. – Повторяет услышанные короткие слова.
1 год 5 мес. – Вставляет слова в знакомые стихи.
1 год 8 мес. – Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук.
3 года – Может отстукивать простые ритмы по образцу.
5 лет – Может отстукивать акцентированные ритмы.
6 лет – Может отстукивать ритмы по устной инструкции.

Импрессивная речь:

1 год – Выполняет много команд по просьбе. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения ( «найди», «принеси», «положи на место», «отдай тёте» и др.).
1 год 3 мес. – Показывает несколько частей тела.
1 год 6 мес. – Показывает все части тела. Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам.
1 год 8 мес. – Показывает все объекты в быту. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на простые вопросы взрослого.
2 – 3 года – Показывает много картинок. Понимает содержательную речь, несложные рассказы без показа. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия.
3 — 4 года – Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.
4 — 5 лет – Может ответить на отвлечённые вопросы, например, «Светит ли ночью солнце?»
5 — 6 лет – Демонстрирует понимание таких абстрактных понятий, как «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх», и т.п.

Читайте также:  Особенности развития деятельности умственно отсталого ребенка

Экспрессивная речь:

1 год – Говорит около 5 облегчённых слов («мама», «дада»), легко подражает новым слогам.
1 год 2 мес. – 1 год 4 мес. – Соотносит слоги с определённым предметом. Выражает желания с помощью речи (появление глаголов). Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
1 год 6 мес. – 1 год 9 мес. – Говорит около 10 слов (в основном названия). «Телеграфная речь». Двухсловные предложения.
2 – 3 года – Составляет предложения из 3 – 4 слов.Задаёт вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы.
3 — 4 года – Пытается использовать множественное число, прошедшее время. Использует отрицательные частицы не – ни. Использует прилагательные и местоимения. Задаёт вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» Способен вести диалог со взрослым. Использует сложные предложения. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
4 – 5 лет – Использует вежливые просьбы. Использует будущее время. Использует определения пространства: «на», «под», «за». Читает стихи.
5 – 6 лет – Появляется соединение простых предложений в сложные. Появление разделительных вопросов. Может описать свои чувства. Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь».

Интеллект:

1 год – Узнаёт значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку.
1 год 5 мес. – 1 год 7 мес. – Тянет в рот только съедобное. Узнаёт простые картинки в книге. Может выполнить поручения из одного действия.
2 года – Различает «один» и «много». Различает «большой» и «маленький». Частично заполняет доску Сегена (деревянная доска с вкладышами, это могут быть фрукты, овощи, вариации мозайки и т.д.) путём проб и ошибок.
2 года 6 мес. – Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника. Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
3 – 4 года – Умеет классифицировать на две группы (по цвету, форме) и на три-четыре группы (по геометрической форме по цвету).
4 – 5 лет – Легко заполняет доску Сегена. Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп), с помощью и самостоятельно. Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые».
5 — 6 лет – Демонстрирует способность исключения предметов (тест «4-лишний»-исключение одного предмета, отличающегося от трёх оставшихся по ведущему признаку), объяснить затрудняется. Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.

Эмоции, коммуникации:

1 год – Обнимает родителей по их просьбе. Протягивает или отдаёт игрушку, сопровождая смехом или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
1 год 2 мес. – Появляется сопереживание, утешение.
1 год 3 мес. – Использует «нет» (слово, звук, жест), выражает несогласие.
1 год 4 мес. – Использует «да» (слово, звук, жест), выражает согласие.
1 год 7 мес. – Помогает в простейших работах по инструкции.
1 год 8 мес. – Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами.
1 год 10 мес. — Активно пользуется жестами. Острая реакция на отсутствие матери.
3 года – Появляется понимание и использование в речи местоимений: «я» — «моё», «ты» — «твоё». Знает свой пол.
4 года – Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми.
4 года 6 мес. – Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы.
5 – 6 лет – Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству.

Конструирование:

1 год – Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку.
1 год 9 мес. – Строит простые сооружения из кубиков.
2 года – Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок.
3 – 4 года – Строит по показу мост. Дорисовывает недостающие ножки, ручки человечку. Самостоятельно рисует человека (примитивно). Строит сложные сюжетные конструкции. Собирает кубики Линка (набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены вкрасный, зелёный и желтый цвета) по образцу.
4 — 5 лет – Складывает картинки из кубиков. Рисует человека в одежде. Сюжетные рисунки. Рисует человечка с туловищем.

Читайте также:  Комаровский о развитии речи ребенка 2 лет

Самообслуживание:

1 год – Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье. Самостоятельно пьёт из чашки (держит руками).
1 год 2 мес. – С помощью подносит ложку ко рту.
1 год 3 мес. –Пьёт из чашки, не проливая. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку).
1 год 4 мес. – Моет руки с небольшой помощью. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 6 мес. – Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу.
1 год 9 мес. – Снимает расстёгнутое пальто, куртку.
1 год 10 мес. – Ест и пьёт самостоятельно.
2 года – Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застёгивает и расстёгивает молнию, с помощью.
2 года 6 мес. – Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно). Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку).
3 года – Наливает в чашку воду (не аккуратно). Расстёгивает пуговицы. Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно, пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
4 года – Застёгивает пуговицы, кнопки, молнии. Одевается без посторонней помощи. Отличает переднюю часть одежды от задней.
5 – 6 лет – Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках.

Игра:

1 год – Играет с мячом. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.) Строит простые структуры из блоков.
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. –Играет с песком, водой, набивными игрушками, кубиками. Наблюдает за игрой других детей. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.).
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Играет самостоятельно, если рядом взрослый. Начало функциональной игры. Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Любит катать, перетаскивать игрушки. Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
1 год 10 мес. – 2 года – Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Делает «куличики». Собирает закручивающиеся игрушки. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
2 – 2,6 года –Собирает пирамидку по порядку. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, возит, нагружает машину, говорит по телефону). Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих).
2,6 – 3 года – Способен на совместную сюжетную игру с другим ребёнком. Появляются элементы ролевой игры.
3 — 4 года – Наблюдается игра с воображаемой действительностью. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль).
4 – 5 лет – Сопровождает игру речью (озвучивает куклу). В сюжете игры появляются разные типы отношений (управление, подчинение, равноправие). Длительная совместная игра 4 – 5 детей с поочерёдной сменой ролей. «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни.
5 – 6 лет – Наблюдается усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинации, фантазирование; нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)

Источник

Екатерина Савинич
Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей

(Н. Я. Кушнир). Первый этап в начале года

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей шестого года жизни

(Н. Я. Кушнир)

(сентябрь — октябрь)

1. Вопросник на осведомленность:

— Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

— Сколько тебе лет? Когда исполнилось?

— Как зовут твоих родителей?

— Как называется город (село и т. п.) где ты живешь?

— Каких ты знаешь домашних животных? Каких — диких животных?

— В какое время года на деревьях появляются листья?

— Что остается на земле после дождя?

— Чем отличается день от ночи?

— Хочешь ли ты идти в школу?

— Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

— Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?

Оценка результатов.

По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-».

Знак «+» ставится при следующих ответах:

№ 1-4: верный ответ (в том числе если называются уменьшительные имена);

№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названы дикие вместо домашних и наоборот;

№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др. ;

№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др. ;

Читайте также:  Развитие речи ребенка через театральную деятельность

№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят», и др. ;

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определятся на основе подсчёта числа «плюсов» по вопросам № 1-8: «высокий» — 7 -8 плюсов;

«средний» — 5 6 плюсов;

«низкий» — 4 и менее.

2. Методика «Дополнение фраз» выявляет способность устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция к проведению

Психолог обращается к ребенку: «Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты будешь заканчивать. Давай попробуем. Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай»». Можно задать вопрос: «Что случится?». Если ребенок не понял правила игры, предложите ещё одно предложение. «Воспитательница похвалила мальчика, потому что …». Затем ребенку предлагается 10 тестовых фраз.

1. Мальчик весело смеялся. потому что.

2. Если зимой будет очень сильный мороз, то.

3. Если взлететь высоко, как птица, то.

4. Девочка стояла и плакала, потому что.

5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.

6. Если наступит День рождения, то.

7. Девочка стояла одна около дома, потому что.

8. Если весь снег растает, то.

9. В комнате погас свет, потому что.

10. Если пойдет сильный дождь, то.

В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, можно использовать дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Как считаешь нужным, так и говори!». Наводящих вопросов задавать не следует.

Оценка результатов:

Правильный ответ – в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например, «Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно»; неверный ответ: «Потому что снег растаял».

3 балла – 1-2 ошибки;

2 балла – 3-4 ошибки;

1 балл – более 5 ошибок.

3. Отношение к школе:

— хочешь ли ты ходить в школу?

— почему ты (не) хочешь идти в школу?

— как надо готовиться к школе?

— какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?

— хочешь ли ты еще остаться в детском саду, дома?

— кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница, мама?

— в какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много рисуют. играют, поют, танцуют?

4. Методика «Самое непохожее» выявляет способность вычленять совокупность признаков в предметах.

Есть 8 геометрических фигур (2 больших квадрата — синий и красный, 2 маленьких квадрата — синий и красный, 2 больших круга — синий и красный, 2 маленьких круга — синий и красный) педагог показывает 1 фигуру, ребенок из оставшихся подбирает самую непохожую по форме, цвету, размеру.

Оценка результатов:

3 балла – по трем признакам;

2 балла – по двум признакам;

1 балл – по 1 признаку и менее.

5. Методика «Четвёртый лишний» выявляет способность детей находить обобщающее понятие для трех объектов.

Инструкция к проведению

Ребенку предлагается рассмотреть изображение четырех картинок, три из которых объединены между собой по понятийному признаку. Ребенку необходимо указать на картинку, которая является лишней. Если выбор сделан, обосновать его «Почему?».

Оценка результатов:

3 балла – исключает предметы по понятийному признаку, мотивирует выбор;

2 балла – исключает предметы на функциональном и понятийном уровне, не всегда может обосновать выбор;

1 балл – обосновать не может.

6. Методика «Назови одним словом» выявляет уровень сформированности понятий

Инструкция к проведению

«Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом».

1. тарелки, миски. (посуда)

2. столы, стулья, диваны.

3. рубашки, брюки, платья.

4. воробьи, гуси, голуби.

5. караси, щуки, окуни.

6. малина, земляника, вишня.

7. башмаки, галоши, валенки.

8. супы, каши, кисели.

9. одуванчики, розы, ромашки.

10. березы, липы, ели.

11. морковь, капуста, огурцы.

12. яблоки, груши, мандарины.

13. танкисты, пехотинцы, артиллеристы.

14. столяры, маляры, плотники.

Оценка результатов:

3 балла – 1-2 ошибки

2 балла – 3-4 ошибки

1 балл – 5-6 ошибок

7. Последовательность событий. Выявляет способность устанавливать логическую последовательность событий.

Инструкция к проведению.

Предложить ребенку рассмотреть 4-5 картинок, расположенных в случайном порядке. Затем попросить разложить их по порядку и рассказать, что получилось.

Оценка результатов:

3 балла – выстраивает картинки в логической последовательности, дает обоснование;

2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибку;

1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

Дифференциация по итоговому уровню

12-15 баллов – высокий уровень, 9-11 баллов – средний, 0-8 баллов – низкий.

Источник