Эффективной методикой изучения развития личности ребенка является

Эффективной методикой изучения развития личности ребенка является thumbnail

Выступление на МО классных руководителей

Дата выступления: 26.02.2014

Тема выступления: Методы психологии для изучения личности ребёнка

Подготовила материал: Чигоревская Ю.И., учитель начальных классов

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

Мой портрет в интерьере.

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Десять моих «Я»

 Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я — умный

Я — красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Звезды эстрады.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка — выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет — :
  2. Любимое имя — :
  3. Любимое дерево — :
  4. Любимый цветок — :
  5. Любимый плод — :
  6. Любимая ягода — :
  7. Любимый праздник — :
  8. Любимый день недели — :
  9. Любимый певец (певица) — :
  10. Любимое животное — :
  11. Любимая книга — :

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 — е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как …

Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или » тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Читайте также:  Материалы для развития речи ребенка

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык — 39
  • Математика — 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся — раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов — сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

  • Математика (улыбающаяся рожица)
  • Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается: В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика — интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он — учитель лесной школы?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Моё самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.
  10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное — чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

Директор школы____________________Т.Б. Попова

Зам. директора по ШО_____________Ю.А. Струлис

Зам. директора по ВР______________Ю.В. Клундук

Источник

Определение
развития мотивационной сферы (Н.Л.
Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).

Цель: определить
доминирование учебных или игровых
мотивов.

Материал: два листа
бумаги, карандаш или ручка.

Ход выполнения:
инструкция детям: “Сейчас мы будем
учиться красиво писать букву О. Если
хочешь получить за свою работу са­мую
высокую оценку — 5, то надо красиво
написать как можно боль­ше (не менее
одной строчки)”.

Затем перед ребенком
ставят фигурки (изображения) зайца и
вол­ка. Предлагают поиграть в игру, в
которой зайцу надо спрятаться от волка,
чтобы тот его не съел. Ребенок может
помочь зайцу, если нари­сует для него
большое поле с ровными рядами капусты.
Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.

Сравнивается
выполнение двух вариантов заданий и
делается вы­вод о доминировании
учебных или игровых мотивов.

Методика “Три
желания”.

Цель:
изучить ценностные ориентации ребенка,
потребностную сфе­ру, воображение.

Ход
исследования:

ребенку предлагают назвать три желания,
ко­торые бы он хотел высказать
волшебнику.

Оценка результатов.
Качественный анализ ответов ребенка
позво­ляет сделать выводы об особенностях
мотивационно-потребностной сферы.

Методика
“Шапка-невидимка”.

Цель:
изучить потребностную сферу ребенка,
воображение, а так­же особенности его
взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Ход
исследования:

ребенка просят ответить, хотел бы он,
чтобы у него была шапка-невидимка, и что
он с ней делал бы в детском саду, дома,
на улице.

Выводы делаются
на основании качественного анализа
содержа­ния ответов ребенка. Обращается
внимание на степень соответствия
воображаемого поведения ребенка
социальным нормам.

Изучение общей
Я-концепции и самооценки (модифицированный
вариант методики

Дембо—Рубинштейн,
разработанный Е.З. Басиной для детей 6
лет).

Цель:
выявить особенности Я-концепции ребенка
старшего дош­кольного возраста и
самооценки по различным индивидуальным
характеристикам, содержательно связанным
между собой.

Читайте также:  Помесячное развитие ребенка в утробе

Материал:
шкалы Дембо.

Ход
исследования:

первая часть: беседа по типу клинической,
цель которой — выявить наличие и характер
содержательных вербализо­ванных
представлений ребенка о себе, его
ценностные суждения.

Вопросы:

1. Что ты больше
всего на свете любишь? Что вообще ты
любишь? Что тебе нравится?

2. Что ты больше
всего на свете не любишь? Чего ты не
любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе
человека, который бы тебе так нравился,
что ты хотел бы быть таким, как он, хотел
бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого
бы ты хотел быть похожим?

4. Представь себе
человека, который бы тебе так не нравился,
что ты ни за что не хотел бы быть таким,
как он, не хотел бы быть на него похожим.
Какой это человек? Каким бы ты не хотел
быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

5. Что ты можешь
рассказать о себе? Какой ты сам?

Вторая часть: после
беседы предъявляются шкалы Дембо с
характеристиками, названными детьми в
ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный
набор (хороший — плохой, добрый — злой,
умный — глупый, сильный — слабый, смелый
— трусливый, самый старательный — самый
небрежный).

Инструкция:
“Здесь расположены все люди на свете
— от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка, сверху вниз), от самых глупых
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
все самые умные люди на свете, в самом
низу — самые глупые, посередине —
средние. Где ты среди всех этих людей?
Пометь свое место”.

После того, как
ребенок сделал пометку, его спрашивают:
“Ты та­кой на самом деле или хотел бы
быть таким? Пометь, какой ты на самом
деле и каким хотел бы быть”.

По ответам детей
судят о дифференцированности самооценки
(если по разным характеристикам дети
оценивают себя неодинаково), наличии
или отсутствии деления самооценки на
реальную и идеаль­ную, о возможности
самокритичной самооценки.

Методика «Лесенка»
(Щур В.Г.)

Цель:
определение самооценки ребенка,
восприятие ребенком отношения к нему
взрослых.

Стимульный
материал
:
Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек.
По середине необходимо расположить
фигурку ребенка. Для удобства может
быть вырезана из бумаги фигурка девочки
или мальчика (в зависимости от пола
диагностируемого ребенка), которую
можно поставить на лесенку.

Инструкция:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут
стоит мальчик (девочка) На ступеньку
выше ставят хороших детей, чем выше –
тем лучше, а на самой верхней ступеньке
– самые хорошие ребята. На ступеньку
ниже ставят не очень хороших детей
(показывают), еще ниже – еще хуже, а на
самой нижней ступеньке – самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя
поставишь? А на какую ступеньку тебя
поставят мама? Папа? Воспитательница?

Можно таким же
образом предложить оценить себя по
разным качествам (сильные – слабые,
умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)

Анализ
результатов:

Прежде всего, обращают внимание на какую
ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят
себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае
это должны быть верхние ступеньки, т.к.
положение на любой из нижних ступенек
(а тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке себя, а об
отрицательном отношении к себе,
неуверенности в собственных силах. Это
очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к
депрессиям, неврозу, асоциальности у
детей. Как правило, это связано с холодным
отношением к детям, отвержением или
суровым, авторитарным воспитанием.

Конкретно об
отношении родителей к ребенку говорят
ответы на вопрос о том, куда его поставят
взрослые. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением
чувства защищенности, важно, чтобы
кто-то из взрослых поставил ребенка на
самую высокую ступеньку. В идеале, сам
ребенок может поставить себя на вторую
ступеньку, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую
ступеньку.

Признаком
неблагополучия, как в структуре личности
ребенка, так и в его отношениях с близкими
взрослыми, являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние ступеньки.

Однако, при на
вопрос »куда тебя поставит воспитательница?»
помещение на одну из нижних ступенек
нормально и может служить доказательством
адекватной, правильной самооценки,
особенно в тех случаях, если ребенок
действительно себя плохо ведет и часто
получает замечания.

Исследование
эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).

Цель:
определить способность воспринимать
и понимать эмоцио­нальное состояние
другого человека.

Материал:
36 карточек с изображением персонажей
(люди, зве­ри), которые находятся в
различном эмоциональном состоянии:
ра­дость, горе, самодовольство, испуг,
агрессия, недовольство (см. прило­жение
10).

Ход
исследования:

перед ребенком раскладываются карточки
с изображением одного персонажа, например
кошки. Инструкция ре­бенку: “Посмотри,
здесь кошечка, она очень веселая. Положи
рядом с ней веселого попугая, мишку,
дяденьку и т.д.”.

Ребенок раскладывает
все карточки с одинаковым эмоциональ­ным
состоянием по группам.

Подсчитывается
число правильных и неверных ответов
(из 36).

Проективное
интервью “Три желания”.

Цель:
исследовать эмоциональную деятельность
детей (4 года и старше).

Ход
выполнения:

ребенку предлагаются три ситуации:

представить
себя волшебником (феей), производящим
три чуда для всех,

вообразить
себя всемогущим и выразить три своих
заветных желания,

представить
себя в качестве всемогущего другого
(близкого взрослого) и высказать три
его заветных желания.

Качественный
анализ высказываний детей, наличие или
отсутствие эмоциональной децентрации.

Изучение
эмоционально-нравственного развития.

Цель:
выявить особенности мотивационно-смысловой
ориентации ребенка, нравственные
критерии оценки поступков.

Ребенку предлагают
прослушать несколько коротких рассказов,
участниками которых являются дети. В
качестве обязательных ком­понентов
рассказы включают: предметные действия
героев, проявле­ние определенного
отношения одного героя к другому,
указание на плохое настроение одного
из героев как следствие такого отноше­ния.
Раскрыть эмоционально-нравственный
смысл рассказа можно лишь при сопоставлении
всех компонентов: действий, отношений
и переживаний героев.

Пример.
Дима — художник. Дима любит рисовать
зверей и часто показывает свои рисунки
брату Саше.

Вечером дети сидели
за столом. Дима нарисовал большого слона
с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня
слон!” — похвалился Дима. “Научи меня
рисовать такого слона”, — попросил его
Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать,
подрасти сначала”, — ответил тот. К
детям подошла мама: “Какой у Димы
красивый слон, как настоя­щий! А ты,
Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал,
низко опустив голову…

Вопросы к ребенку:

— Что ты запомнил?
Расскажи.

— Почему замолчал
Саша?

— Кто тебе понравился,
почему?

— Кто не понравился,
почему?

— Кого похвалили
взрослые, справедливо ли?

— Как бы ты поступил
на месте Димы?

В ответах детей
отражается:

-что является для
них значительным, существенным в оценке
ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный
смысл опи­санного события или на
описание предметных действий героев;

-может ли ребенок
вскрыть причину отрицательных пережива­ний
героев.

Диагностика
страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).

Цель:
выявить наличие и направленность страхов
у ребенка, Ход выполнения: инструкция
ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься
или не боишься:

  1. когда остаешься
    один?

  2. заболеть?

  3. умереть?

  4. того, что умрут
    твои родители?

  5. каких-то людей?

  6. маму или папу?

  7. того, что они тебя
    накажут?

  8. Бабу Ягу, Кощея
    Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

  9. опоздать в детский
    сад?

  10. страшных снов?

  11. темноты?

  12. волков, медведя,
    собак, пауков, змей?

  13. машин, поездов,
    самолетов?

  14. бури, грозы,
    урагана, наводнения?

  15. когда очень высоко?

  16. маленькой тесной
    комнаты, туалета?

  17. воды?

  18. огня, пожара?

  19. войны?

  20. врачей (кроме
    зубных)?

  21. крови?

  22. уколов?

  23. боли?

  24. неожиданных резких
    звуков (когда внезапно что-то упадет,
    стукнет)?”

Читайте также:  Центр развития ребенка брянск фокинский район

На основе полученных
ответов делается вывод о наличии у детей
страхов и их направленности (Захаров
А.Л.) (16).

Исследование
эмпатии.

Цель:
исследование проявлений эмпатии.

Материал:
листы бумаги, цветные карандаши или
строительный материал, конструктор,
пластилин.

Ход
выполнения:

двое детей работают рядом, выполняя
разные по трудности задания в продуктивной
деятельности, внешне разная сте­пень
трудности детям незаметна.

После выполнения
заданий детям разрешается здесь же в
комна­те поиграть с привлекательными,
но знакомыми игрушками. Экспе­риментатор
проводит наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей, в
котором нужно получить ответы на вопросы:
заметит ли ребенок, которому досталось
более легкое задание, без под­сказки
взрослого, что другому трудно? Как он к
этому отнесется? Что скажет сверстнику?
Что сделает? Сможет ли второй сохранить
свое поведение доброжелательным или
же сразу бросит работу и начнет обвинять
сверстника в своих неудачах?

Определяется
уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу
обра­щает внимание на отрицательные
переживания сверстника и, вопре­ки
своим интересам, помогает ему; средний
— проявляется неустой­чивая
эмоциональная отзывчивость — неоднократный
переход от содействия к безразличию и,
наоборот, борьба разнонаправленных,
оди­наковых по силе мотивов; низкий
— ребенок не помогает сверстни­ку
даже тогда, когда взрослый побуждает
его, активно сопротивляет­ся оказанию
помощи, выстраивая аргументы защитного
характера.

Исследование
произвольности.

Методика “„Да»
и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова,
для де­тей старшего дошкольного
возраста).

Цель:
изучить возможности произвольного
регулирования обще­ния ребенка со
взрослым.

Ход
исследования:

инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру
“Да и нет не говорите”. Я буду задавать
вопросы” а ты на них отвечай, не называя
запрещенных слов. Запрещенные слова
“да” и “нет”, “не”.

Ребенку задают 25
вопросов, из них 20 вопросов провоцируют
зап­рещенные ответы, 5 -— нейтральные.

После окончания
игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал?
Не употреблял ли запрещенные слова?”

В протоколе
фиксируется время игры, записываются
ответы ре­бенка, отмечаются особенности
его поведения.

Примерные вопросы:

  1. Сколько тебе лет?

  2. Ты сейчас спишь?

  3. Ночью солнышко
    светит?

  4. Ты любишь мороженое?

  5. Когда ты идешь в
    детский сад?

  6. Ты любишь ходить
    в детский сад?

  7. Какого цвета халат
    у доктора?

  8. Ты любишь ходить
    к врачу?

  9. Доктор стрижет
    детей?

  10. Тебя зовут (назвать
    неверное имя)?

  11. Коровы умеют
    летать?

  12. Зимой бывает
    жарко?

  13. Ты ходишь на
    работу?

  14. Кто тебе покупает
    конфеты?

  15. Конфеты бывают
    горькими?

  16. Трава белого
    цвета?

  17. Собаки умеют
    разговаривать?

  18. Машины плавают
    по воде?

  19. Парикмахер лечит
    детей?

  20. Ты ходишь в детский
    сад?

  21. Летом бывает снег?

  22. Ты живешь рядом
    с детским садом?

  23. В детском саду
    много игрушек?

  24. На снегу растут
    цветы?

  25. Овощи растут на
    грядке?

Для оценки уровня
развития (высокий, средний, низкий),
произ­вольности в общении со взрослым
подсчитывается процент верных ответов.

Методика “Домик”
(Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).

Цель:
определить развитие произвольного
внимания ребенка,

Материал:
картинка, изображающая домик, отдельные
детали ко­торого построены из элементов
прописных букв, лист бумаги, каран­даш.

Ход
выполнения:

инструкция ребенку: “Перед тобой лежат
лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать
точно такую картинку, ка­кую ты видишь
на этом рисунке. Не торопись, постарайся,
чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой нельзя,
а надо поверх неправиль­ного или рядом
нарисовать правильно”.

Безошибочное
копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже
вы­полнено задание, тем выше суммарная
оценка. В качестве ошибок рассматриваются:

а) неправильно
изображенный элемент (1 балл). Если этот
эле­мент неправильно изображен во
всех деталях рисунка, то 1 балл на­числяется
за все неправильные детали (колечки
дыма, деталь забо­ра). Правая и левая
часть забора оцениваются отдельно.
Неверно воспроизведенное количество
элементов (например, колечек дыма) не
считается за ошибку;

б) замена одного
элемента другими (1 балл);

в) отсутствие
элемента (1 балл);

г) разрывы между
линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (1 балл).

Хорошо развитая
произвольность — 0 баллов,

Среднее развитие
произвольности — 1—2 балла.

Слабое развитие
произвольности — больше четырех баллов.

Методика “Образец
и правило” (А.Л.Венгер).

Цель:
выявить умение руководствоваться
системой условий зада­чи, преодолевая
отвлекающее влияние посторонних
факторов. Опре­делить уровень развития
наглядно-образного мышления 6-летних
де­тей.

Материал:
книжечки с заданиями (приложение 11). На
первой странице книжечки записываются
данные о ребенке и дата проведе­ния
обследования.

Ход
исследования:

инструкция: “У всех вас такие же книжечки,
как у меня. Видите, здесь были точки
(показать на вершины треу­гольника).
Их соединили так, что получился рисунок
(провести паль­цем по сторонам
треугольника). Рядом тоже есть точки
(указать точки справа от треугольника-образца).
Вы соедините их так, чтобы получился
рисунок, как тут (показать на образец).
Здесь есть лишние точки, их соединять
не надо. А теперь посмотрите — точки
все оди­наковые или разные?

Правильно, они
разные. Одни точки — как маленькие
крестики, другие — как маленькие кружочки.
Вам нужно запомнить правило: нельзя
проводить линию между одинаковыми
точками, нельзя про­водить линию между
двумя кружками, двумя крестиками или
меж­ду двумя треугольниками. Линию
можно проводить только между двумя
разными точками. Если какую-то линию вы
проведете непра­вильно, обязательно
скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда
на­рисуете одну фигуру, переверните
страницу и рисуйте следующую. Правило
остается таким же: нельзя проводить
линию между двумя одинаковыми точками
”.

Затем детям
предлагают приступить к выполнению
задания. Проверяющий и ассистент следят
за тем, чтобы не была пропущена какая-либо
задача, чтобы, закончив решение очередной
задачи, каждый ребенок переходил к
следующей. По просьбе детей стирают
ука­занные ими линии. Никакие
дополнительные разъяснения детям не
даются, все их действия поощряются (даже
в случае неверного реше­ния). По просьбе
ребенка ему может быть индивидуально
повторена инструкция, может быть
разъяснено, что наличие в изображенной
фигуре двух одинаковых точек не запрещено
правилом. Единствен­ное требование
состоит в том, чтобы такие точки не были
соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных
детей нужно ободрять, стимулиро­вать,
объясняя, что лучше решить задачу с
ошибкой, чем вовсе не решить.

Оценка результатов:
за каждую из шести задач ставится оценка
(от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено
правило и неправильно воспроизведен
образец, ставится 0 баллов. Нарушено
правило, но пра­вильно воспроизведен
образец; не нарушено правило, но
неправильно воспроизведен образец — 1
балл. Не нарушено правило и правиль­но
воспроизведен образец — 2 балла.

Если при выполнении
какой-либо задачи ребенок провел хотя
бы одну линию между заданными точками,
ставится 0 баллов (за исклю­чением тех
случаев, когда имеется лишь небольшая
неточность, выз­ванная моторными или
сенсорными трудностями). В случае, когда
ребенок сам ставит дополнительные
точки, а затем проводит между ними линию,
выполнение задания также оценивается
0 баллов. По­грешности в проведении
линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижа­ют
оценки.

Подсчитывается
общее количество баллов. Оно может
колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник