Эффективное воспитание ребенка 2 года

Эффективное воспитание ребенка 2 года thumbnail

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

Читайте также:  Бальзам золотая звезда ребенку 2 года

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

Читайте также:  Ребенку 2 года болит поясница

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник

Время пролетело незаметно. Ребенок уже становиться самостоятельным, копирует ваши движения и внимательно слушает. Он еще не может хорошо разговаривать, но вы понимаете его по отдельным словам. В возрасте двух лет у малыша хорошо развиты эмоции. Может, поэтому вы не всегда с ним справляетесь, ведь гнев, обиды и радость сменяют друг друга с огромной скоростью. Ребенок приводит в порядок мысли, но его поведение контролировать очень сложно. Два года как раз то время, когда нужно направить маленького человечка в правильное русло, он запомнит все, что вы скажете и сделаете.

Правило первое. Общайтесь с малышом

Старайтесь общаться с ребенком как можно больше. Ему это необходимо для изучения языка, пополнения словарного запаса и умения вести диалог. Задавайте вопросы, рассказывайте порядок своих действий, объясняйте причины и последствия. Если вы заметили, что ребенок неправильно выговаривает слова или называет вещи другими именами – не ругайте его, вместо этого расскажите почему он неправ и как нужно правильно говорить.

Правило второе. Развивающие игры

Для каждого возраста характерны свои развивающие игры. Двухлетний ребенок, обычно, очень подвижный, он бегает вокруг вас, ломает вещи, кричит. Его неуемную энергию нужно обратить в мирные цели. Малышу подойдут различные игры, где требуется прыгать, бегать, ловить и т.д. Лучше всего поиграть с ним в салки или прятки, можно покидать мячик или просто включить музыку, пусть ребенок потанцует. Занимайтесь зарядкой или гимнастикой.

Правило третье. Приучайте ребенка к коллективу

Ваш ребенок уже не раз пытался играть с другими детьми, а может он стесняется и играет только с вами? Приучайте ребенка быть социальным. Помогите ему найти общий язык с детьми и влиться в коллектив. Расскажите, как нужно себя вести и чего делать не надо. Всегда следите за возникновением конфликтных ситуаций, не пускайте их на самотек, ведь дети еще слишком малы, чтобы разобраться во всем сами, они могут расплакаться или даже травмироваться.

Правило четвертое. Учите слова

Во время прогулки или просто на кухне говорите ребенку как называются предметы, которые вы видите, зачем они нужны и какие имеют характеристики. В два года ребенок учится особенно продуктивно и может значительно расширить словарный запас с вашей помощью и поддержкой. Также пригодятся детские книжки с буквами и стишками.

Правило пятое. Знакомьтесь с музыкой

Двухлетние дети способны не только запоминать слова, но и запоминать музыку. Не исключено, что ваш ребенок уже повторял мелодию из мультика. Учите малыша музыке, как учите разговаривать. Давайте ему слушать детские песенки, отрывки мелодий и отдельные ноты. Со временем он сможет различать высоту и длительность звучания. В этом деле очень помогут музыкальные инструменты. Хорошо, если вы умеете играть на чем-нибудь и сможете показать ребенку отдельные ноты. Можно воспользоваться детскими инструментами, только не покупайте те из них, которые имеют явный синтетический (ненатуральный) звук.

Правило шестое. Считайте

Даже если вы не планируете вырастить математика, учиться считать необходимо. Считайте с ребенком все, что видите вокруг: людей, автомобили, деревья, игрушки. Можете давать задания малышу, например, посчитать только карандаши или только большие игрушки.

Правило седьмое. Различайте цвета

Все предметы имеют свой цвет. Обращайте внимание ребенка на цвета окружающего мира. Научите его различать их. Возьмите несколько зеленых предметов и несколько красных, объясните, что у них общего, а что нет. Попросите малыша сложить вещи по цвету или поиграйте в конструктор.

Правило восьмое. Учитесь характеризовать предметы

В два года ребенок уже может определить несколько свойств одного предмета: холодный, большой, твердый. Рассказывайте малышу о новых для него вещах, говорите не только название, но и характеристики: визуальные, тактильные и т.д.

Правило девятое. Пресекайте агрессию ребенка

Как только ребенок научился проявлять эмоции, кроме радости и обиды у него есть и агрессия. Он может применять ее как к родителям, так и к друзьям по песочнице. Иногда это кажется смешным, но если не остановить ребенка и не объяснить, почему он не должен так делать, в дальнейшем последствия могут быть очень серьезные.

Правило десятое, последнее. Показывайте малышу свою любовь

Если ваш ребенок хочет быть самостоятельным и не подпускает вас к себе, у него все равно бывают моменты, когда он нуждается в поддержке и любви. Не отказывайте ему, если он хочет обниматься, ведь скоро такого уже не будет. Приучайте его к лаковому доброжелательному обращению в семье, пусть он всегда чувствует себя нужным, не теряйте эмоциональную связь со своим ребенком.

И чтобы лучше усвоить важную информацию о правильном воспитании двухлетнего ребенка, прочитайте еще раз основные правила:

1.Общайтесь с малышом

2. Развивающие игры

3. Приучайте ребенка к коллективу

4. Учите слова

5. Знакомьтесь с музыкой

6. Считайте

7. Различайте цвета

8. Учитесь характеризовать предметы

9. Пресекайте агрессию ребенка

10. Показывайте малышу свою любовь

Источник

Вашему ребенку исполнилось два года. В нем уже не узнать того кроху, каким он появился на свет. Но он все еще малыш, которому необходимы внимание и забота, уход и воспитание. Он проявляет больше самостоятельности, но с ним также важно проводить много времени.

Читайте также:  Меню на каждый день ребенок 2 года

Развитие речи у детей двух лет

Каждый день двухлетний малыш совершенствует свою речь, учится выражать свои мысли и желания. Благодаря чему у него появляется все меньше поводов для капризов и истерик. Речь является основой и базой в развитии двухлетнего ребенка. Поэтому, прежде всего, с ним нужно много разговаривать. Проговаривайте все свои действия. Собираетесь на улицу, расскажите, какие вещи одеваете. Готовите на кухне – объясните, что делаете. Спрашивайте ребенка, обо всем, что его интересует. Когда он говорит – внимательно слушайте. Одним словом, всячески поощряйте его стремление говорить. И не забывайте чаще его хвалить в процессе диалога.

Всегда описывайте все, что видите, все, что вас окружает. Рассказывая обо всем вокруг, вы расширяете кругозор ребенка и его словарный запас.

В два года ребенок любит повторять фразы своих родителей, новые и незнакомые слова, которые слышит. Дети учатся говорить, подражая взрослым, копируя их поведение. Поэтому речь взрослого человека должна быть правильной. Нельзя сюсюкать и коверкать слова, иначе ваш ребенок будет их произносить также неверно. Даже если вы понимаете его «детский язык», переспрашивайте, правильно проговаривая слова. Он должен учиться говорить чисто, чтобы его понимали окружающие.

Развитие мелкой моторики у малыша двух лет

Развивайте мелкую моторику малыша. Как показывает практика, она сопутствует развитию речи. Ребенок с удовольствием будет лепить, рисовать пальчиками или кисточкой. Или можно сыграть в следующую интересную игру: отыскать маленькую игрушку в крупе, например, в пшене.

Раннее развитие: изучаем цвета

К двум годам ребенок способен различать основные цвета. Обучая его цветам, не стоит спрашивать ребенка, какой это цвет. Лучше лишний раз назвать его, описывая что-либо. Так вы развиваете визуальное восприятие мира у ребенка. На деле, запоминать цвета двухлетнему малышу легче в форме игры. Например, собирая в какую-нибудь емкость игрушки одного цвета. Главное проявить терпение и не бросать начатое дело.

Раннее развитие: изучаем цифры

Также в форме игры изучайте цифры. Для этого просто считайте все подряд. На прогулке – шаги, в магазине – покупки, в транспорте – проезжающие мимо машины. Пальчики, ложки, игрушки – все, что душе угодно. У двухлетнего малыша прекрасная память. Вы сами не заметите, как он начнет считать.

Раннее развитие: описываем предметы

Не забывайте об определении «какой». Описывая предмет, постарайтесь дать ему четкое определение. Двухлетний ребенок уже прекрасно различает большой предмет или маленький, знает такие абстрактные понятия, как горячий — холодный, сухой или мокрый.

Познавательного развитие ребенка двух лет: читаем книги

Конечно, не последнее место в развитии ребенка занимают книжки. Не ленитесь чаще читать ребенку. Начните со стихов, они легче всего воспринимаются ребенком. Читайте познавательные рассказы, и, естественно, сказки. Рассматривайте вместе картинки. Сначала вы будете ему читать, о чем написано в книге, а потом и он будет рассказывать сказки вам. Чтение не только интересное занятие, но и полезное. Оно развивает воображение, память и обогащает словарный запас.

Музыкальное развитие ребенка двух лет

Музыка тоже способствует развитию вашего малыша. Естественно к двум годам он ее не раз слышал. Многие дети любят не только слушать музыку, но и обожают петь. В этом возрасте они очень восприимчивы к звукам. Оказывается, с двух лет ребенка уже можно обучать музыкальной грамоте. И он даже сможет освоить игру на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Развивающие игры и игрушки для детей двух лет

В два годика ребенок уже очень любит играть. Его физическое развитие позволяет прыгать, бегать, играть с мячом. Часто в таком возрасте дети любят прятки, догонялки. Одним словом, активно двигаться. Это не только приятно, но еще и полезно. Ведь так у ребенка не только развивается ловкость и координация, но и лучше работает иммунитет. Стоит проконтролировать, чтобы эта неуемная энергия не вылилась в крушение всего вокруг. Для этого нужно придумать, как развлечь ребенка. Здесь помогут гимнастика и танцы, а также подвижные игры на улице. Не стоит забывать и о развивающих занятиях. Для детей двух лет их стоит проводить, используя развивающие игрушки: сортеры, кубики, конструкторы, детские домики и т.д. Рекомендуемые игрушки по лучшим ценам можно найти в интернет-магазине.

Социализация ребенка двух лет

Устраивайте и поощряйте совместные игры с другими детьми. Ребенок должен постепенно учиться общаться и взаимодействовать с коллективом. Однако не стоит оставаться в стороне, если что-то пошло не так. Не нужно допускать драк и ссор. В таком возрасте дети еще не умеют разрешать конфликтные ситуации.

Пресекайте агрессивное поведение ребенка. Не нужно смеяться, если ребенок нехорошо себя ведет. Ругая его за плохое поведение, нельзя улыбаться. В таком возрасте дети лучше воспринимают мимику, нежели слова. Поэтому ребенок, скорее всего, подумает, что так делать можно. А важно донести до его сознания, что так делать нельзя. Иначе в будущем справиться с таким поведение будет сложнее.

Родительская любовь – главная составляющая воспитания и развития малыша

Чтобы двухлетний малыш чувствовал себя хорошо эмоционально, обязательно обнимайте его чаще и говорите, что любите. Старайтесь уделять ему больше времени и внимания. Несмотря на то, что в два года ребенок уже проявляет самостоятельность, он пока еще очень нуждается в своих родителях.

Каждый день двухлетний малыш делает огромный скачок в своем развитии. Задача  родителей помочь ему, играя и занимаясь с ним. Ведь воспитание ребенка – дело нелегкое и ответственное.

Источник