Ясельный период развития ребенка

Ясельный период развития ребенка thumbnail

Ясельный воз. дети группа игрушки развитие особенности

Ясельный возрастЯсельный возраст

Ясельный возраст — период развития ребенка от 4 нед. до 3 лет. Условно подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста, — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок), и старший ясельный, или преддошкольный, — от 1 года до 3 лет.

Преддошкольный период, или период раннего возраста, характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным влияниям окружающей среды.

Развитие мальчиков и девочек в старшем ясельном возрасте протекает одинаково. За второй год жизни масса их тела в среднем увеличивается на 2—3 кг (на 200— 250 г ежемесячно), рост на 11—12 см; за третий год масса — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т. к. в этом возрасте дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Рост и массу тела ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам: рост = рост ребенка 1 года + (5 см х число лет); масса тела = масса тела ребенка 1 года + (2 кг х число лет).

Если рост и масса ребенка 1 года неизвестны, следует пользоваться средними цифрами — 75 см и 10 кг соответственно.

Кожа нежна, легко ранима, требует постоянного и тщательного ухода. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок, особенно если одежда не соответствует температуре воздуха.

Скелет имеет много хрящевой ткани, он нежный и гибкий. Ребенок постоянно находится в движении, что обусловливает значительную нагрузку на скелет, поэтому физические нагрузки должны постоянно контролироваться. Необходимо внимательно следить за играми детей, их позой во время сидения, правильно подбирать мебель и обувь; постель не должна быть слишком мягкой. Большой родничок должен закрыться, как правило, к концу 1-го года жизни. В течение 2-го года жизни прорезываются 12 молочных зубов, к 2 годам их уже 20. До 2 лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4, однако бывают отклонения от этого правила.

На 2—3-м году совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к 3 годам составляет 28—30 в 1 мин, пульса до 110 ударов в 1 мин. Компенсаторные возможности как органов дыхания, так и кровообращения еще довольно ограничены. Поэтому физические упражнения и нагрузки должны строго соответствовать возрасту, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие органов пищеварения у детей 1—3 лет еще не завершено.

Нервно-психическое развитие и двигательные навыки также находятся в состоянии развития. В возрасте от 1 года до 1 72 лет ребенок самостоятельно садится и встает, может долго стоять без поддержки и начинает немного ходить, свободно играет игрушками — бросает их, поднимает упавшую и т. д. Во время игры дети выполняют довольно сложные движения — залезают на высокие предметы и самостоятельно слезают с них, листают книгу и т. д. Они хорошо понимают многие просьбы и обращения, словарный запас достигает 30-50 слов. Многие дети начинают проситься на горшок, если их к этому приучали. В возрасте от 1 lh до 2 лет дети хорошо ходят, делают попытки бегать, начинают играть мячом, собирать из кубиков и небольших предметов разнообразные конструкции, умеют держать карандаш и пытаются рисовать, любят рассматривать яркие картинки, узнают знакомые предметы, животных и называют их. Знают свое имя и откликаются на него. Самостоятельно едят ложкой, пытаются раздеться или одеться. При разговоре со взрослыми могут составить простые предложения из нескольких слов. В возрасте от 2 до 3 лет дети свободно ходят, бегают и лазают по лестнице, при поддержке проходят по узким предметам. Многие уже могут самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и умываться. При разговоре со взрослыми употребляют довольно сложные предложения, словарный запас увеличивается к 3 годам примерно до 1200—1500 слов. Они могут пересказывать небольшие стихотворения, называют цвет и форму предметов. Игры становятся все более сложными. Дети живо интересуются окружающим, задают много вопросов, любят рисовать. Ребенок все больше общается с другими детьми, любит играть в детском коллективе.

Ясельный возраст Питание

Питание. В возрасте от 1 года до 3 лет жел.-киш. тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы. При неправильном вскармливании у детей часто возникают расстройства пищеварения, к-рые протекают тяжелее, чем в более старшем возрасте. Интенсивно растущий организм нуждается в достаточном количестве белков, жиров, углеводов, витаминов и солей. Не менее половины белков должно быть животного происхождения (мясо, рыба, молоко и молочнокислые продукты, яйца и т. д.). Жиры дети получают в основном со сливочным маслом, желтком яиц, причем жиры растительного происхождения (растительное масло) не должны превышать 10% общего количества жиров. Избыток жира ухудшает переваривание пищи, снижает усвоение белков, пища дольше задерживается в желудке, и во время следующего кормления аппетит ребенка может нарушаться; он плохо прибавляет в массе.

Углеводов, к-рых много в каше, мучных изделиях, овощах и фруктах, дети до 3 лет должны получать ок. 70—100 г в сутки. Если в диете преобладают продукты, содержащие большое количество углеводов (мучные, сладкие), ребенок быстро прибавляет в массе, но для здоровья это вредно, такие дети, как правило, часто болеют острыми респираторными заболеваниями, любая болезнь протекает у них тяжелее. Учитывая, что водный обмен ребенка несовершенен, детям необходимо давать определенное количество жидкости: в среднем 90-95 мл на 1 кг массы тела на 2-м году жизни и 60—70 мл на 3-м году, включая жидкость, содержащуюся в пище.

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 цао

Наиболее предпочтительны для детей нежирные сорта говядины, куры, кролик, молоко и молочнокислые продукты, печень, хлеб, гречневая и овсяная каши, овощи и фрукты, соки. Яйца дают не более 1—2 в неделю, т. к. у нек-рых они вызывают аллергические реакции. Из этих же соображений ребенку до 3 лет не дают шоколад, крепкий куриный бульон, апельсины и мандарины или ограничивают их количество. Сосиски, вареные колбасы начинают давать в возрасте 2 У*-3 лет. Необходимо правильно составить меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед, т. к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, возбуждающих нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон. На ужин дают крупяные, творожные и молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам должен быть из различных овощей. Если первое блюдо овощное, то на гарнир ко второму лучше дать, напр., вермишель, макароны и т. д. Обязательное условие — горячие блюда во время каждого кормления, т. к. холодные блюда и еда всухомятку нарушают пищеварение.

Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета, возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости, дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести и к охлаждению. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию отравлений и дерматитов при использовании белья, маркированного или окрашенного анилиновыми красителями, а также всасыванию биологически активных веществ (напр., гормонов) в случае нерационального использования содержащих их мазей и кремов.

Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии, при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается ожирение. Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление.

Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию рахита, спазмофилии, остеопороза. Вследствие гибкости костей скелета, несовершенства фиксации позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточность занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.

Относительная узость носовых ходов и обильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому затруднению носового дыхания на фоне острых респираторных вирусных болезней. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки нередко развиваются явления стеноза гортани. Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого. Слабое развитие бронхиол и эластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии и формирование хрон. пневмонии. Слабая эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности. У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.

Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1—3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений. Вследствие недостаточной фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение. В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (напр., гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация). Особенности строения почек и мочеточников, общность лимф, системы почек и кишечника способствуют возникновению пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Относительно низкий уровень иммуноглобулинов у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Низкие барьерные функции лимф, узлов у детей до 2 лет способствуют генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом, возникают патол. процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хрон. тонзиллит.

Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц. н. с. и развитию нейротоксикоза на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются наследственные болезни.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно проводят клин, анализы крови и мочи, исследование на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены гл. обр. на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хрон. инфекции. В Я. в. продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.

Читайте также:  Рост ребенка опережает развитие

Источник

Условнорефлекторная деятельность в этом возрасте характе­ризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в бо­лее короткое время, чем у взрослых.

У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество ус­ловных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленно­сти, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов определяет интегрированное отражение явлений внешнего мира и считается основой понятий, формируемых на базе первой сигнальной систе­мы. Примером динамического стереотипа этого возраста могут слу­жить изменения особенностей ВНД ребенка согласно распорядку дня: сон — бодрствование, питание, прогулки, требующие последо­вательности поведенческих элементов, из которых складываются процедуры умывания, кормления, игры. Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью, и боль­шинство из них сохраняют свое значение в течение всей последую­щей жизни человека. Поэтому можно думать, что в этот период в ряде случаев еще продолжает действовать импринтинг (см. 13.5). Воспитание детей в сенсорно обогащенной среде ускоряет их пси­хическое развитие.

Познавательная деятельность на 2-м году жизни нерасторжи­мо связана с мышечными ощущениями, получаемыми в результате манипулирования с предметом. Мышление ребенка на первых эта­пах формируется как «мышление в действии». Поведение ребенка 2-го и 3-го года жизни поражает бурной и настойчивой исследова­тельской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, тро­гает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль при­надлежит руке, поэтому необходимо обучение игровым навыкам

(кубики, рисование), бытовым навыкам (самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и др.). Если действия ребенка с предметом ограничить, его познавательная деятельность оказыва­ется обедненной, задерживается в своем развитии и мышление.

Развитие речи. На 2-м году жизни ребенка происходит соеди­нение слов во фразы. Вначале они состоят из 2-3 слов — «речевые цепи» пока еще коротки. К концу 2-го года словарный запас ребен­ка достигает 200 — 400 слов, а к концу 3-го — 2000 слов и больше.

У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. В возрасте одного года слово эквивалентно одному конкретному предмету: «ляля» — только данная кукла; в 2 года сло­во эквивалентно предметам (все куклы); в 3 года слово объединяет несколько разнородных предметов (кукла, паровоз, машина — все это игрушки); в 4-5 лет слово объединяет несколько разнородных групп предметов (игрушки, одежда, мебель — все это вещи).

В возрасте 3—5 лет совершенствуется условнорефлектор-ная деятельность, увеличивается число динамических стереоти­пов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует раз­витию интеллекта. Для этого возраста типичны бурные проявления эмоций, которые, однако, имеют нестойкий характер, поэтому данный период называется возрастом аффективности„ Дети пытаются утвердить себя, выделиться среди других детей, при­влечь к себе внимание. В этом возрасте существенно изменяется характер ориентировочных реакций — раньше они стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т. п. Форму предмета ребенок определяет уже «на глаз».

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существен­но возрастают сила, подвижность и уравновешенность не­рвных процессов. Это выражается в повышении работоспособнос­ти коры большого мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Имен­но поэтому дети способны теперь сосредоточить вниманиев тече­ние 15—20 мин и более. Выработанные условнорефлекторные ре­акции менее поддаются внешнему торможению. Дети начинают читать, писать, рисовать, весьма активно познают внешний мир, окружающие предметы — все стремятся разобрать, отвинтить, сло­мать, заглянуть «внутрь», по-прежнему задают много вопросов. Дети в этом возрасте уже в состоянии управлять своим поведени­ем на основе предварительной словесной инструкции.

Семилетний малыш оценивает себя как важную личность, а собственную деятельность — как общественно значимую.

Младший школьный период (у девочек от 7 до 11 лет, у маль­чиков от 7 до 13 лет). Начиная с 7-летнего возраста мальчики

в созревании систем организма и развитии ВНД отстают от де­вочек примерно на 2 года. В этом возрасте основные нервные про­цессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека.

Подростковый возраст — у мальчиков от 13 до 17 лет, у дево­чек от 11 до 15 лет. В этот критический период, который также на­зывают переходным (пубертатным) периодом, существенно изме­няется условнорефлекторная деятельность подростков, а характер их поведения характеризуется тем, что отмечается явное преоб­ладание возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадек­ватны вызвавшим их раздражителям и сопровождаются избыточ­ными дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в»-раннем возрасте. Условное торможение, особенно дифференциро-вочное, ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможения и, как следствие, ирра­диацией возбуждения.

Перечисленные изменения объясняются гормональной пере­стройкой организма (период полового созревания), ухудшением пи­тания и снабжения головного мозга кислородом. Это происходит вследствие того, что рост сердечно-сосудистой системы отстает от роста тела, кроме того, повышение функций надпочечников и дру­гих желез внутренней секреции приводит к повышенному содер­жанию адреналина в крови и, естественно, к сужению сосудов. По­этому у подростков в переходном периоде отмечается быстрая утомляемость как при умственных, так и при физических нагруз­ках: головокружения, иногда одышка, частые головные боли, уси­ливается сердцебиение.

У девочек этот период проходит более тяжело, чем у маль­чиков, у которых функциональные расстройства выражены слабее. По-видимому, эти различия объясняются большей двигательной ак­тивностью мальчиков, тренировкой сердечно-сосудистой системы и ЦНС, что частично сглаживает указанные функциональные на­рушения.

Читайте также:  Какое место игре в развитии ребенка отводят родители

Примерно в середине переходного периода у подростков на­блюдаются психическая неуравновешенность с резкими пере­ходами из одного состояния в другое — от эйфории к депрессии и наоборот, резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, аффективные состояния, чрезвычайная обидчивость; у девочек -склонность к слезам.

Период гормональной перестройки организма требует ра­зумного отношения к подросткам со стороны взрослых. Кон-

фликты между подростками и их родителями нередко возникают из-за недооценки особенностей ВНД в период полового созревания. Правильный, здоровый ритм, спокойная обстановка, доброжела­тельность, интересные для подростков занятия, в том числе физи­ческая культура, являются хорошей профилактикой функциональ­ных расстройств.

Постепенно начинает нивелироваться гормональный дис­баланс, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудис­той системы, улучшаются условия деятельности ЦНС. Нейроны становятся более зрелыми, увеличиваются синтез нуклеиновых кислот, метаболизм нервных клеток, возрастает роль лобных обла­стей коры, завершается специализация различных отделов коры большого мозга в восприятии и оценке информации, межполушар-ная интеграция и, как следствие, оптимизируется ВНД. Уменьша­ются латентные периоды реакций на словесные раздражители, уси­ливается внутреннее торможение. В возрасте 17—18 лет улучшается память и ВНД достигает своего совершенства, организм считается созревшим.

Основные положения по формированию типологических особенностей ВНД детей. Роль генотипа. Результаты наблю­дения за характером, поведением детей и их родителей свидетель­ствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной систе­мы от своих родителей. Однако генетические предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойства­ми нервной системы, которые в значительной степени определяют­ся процессом воспитания детей.

Роль воспитания.

1. Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупрежда­ется каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже нео­боснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ре­бенка трудностей, лишение его посильных забот, отсутствие условий для приобретения трудовых навыков способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

2. Противоположностью является чрезмерно суровое и хо­лодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполне­нии обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подрос­тковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бун­тарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

3. Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой. При этом воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рожде­ния. Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обу­чение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Активная жизненная позиция, выработанная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жиз­ни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям, значитель­но увеличивают продолжительность жизни и период активной дея­тельности.

Сон в онтогенезе. Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес -15 ч. Естественная потребность во сне с годами уменьша­ется. К концу первого года жизни продолжительность сна сокра­щается до 13 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года — 12ч, в 9 лет — 10ч, в 13 — 15 лет — 9ч, в 16-19 лет — 8ч в сутки.

Многоразовый характер сна детей. Новорожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ночного сна за счет сокра­щения дневного сна возникает уже в конце первого месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте одного года дети обыч­но спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительный сон — в ночное время. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно ста­новится двухразовым, а с начала школьного возраста, как у взрос­лых, — одноразовым.

Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с воз­растом изменяется. У грудного ребенка быстрый и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка второго года жизни быстрый сон занимает 30-40 % общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20-25% — быстрый сон, 75-80% — медленный сон (рис. 14.2).

Для ЭЭГ детей дошкольного возраста (т. е.с 3до 7лет) преобладающими являются 2 типа волн: альфа- и тета-ритм, послед­ний регистрируется в виде групп высокоамплитудных колебаний (рис. 14.3).

К 16-18 годам ЭЭГ детей по всем параметрам становится иден­тичной ЭЭГ взрослого человека.

Раздел I ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕН

Физические нагрузки вызывают заметные изменения в различ­ных органах и системах: организм адаптируется к мышечной дея­тельности. Под влиянием длительных физических нагрузок в орга­низме спортсменов происходит адаптивная перестройка различных органов и систем, обеспечивающая лучшее приспособление его к интенсивной работе в тренировочный период. Однако специфиче­ские изменения в тех или иных функциональных системах не оди­наковы.

Источник