Японские тетради развитие ребенка

Японские тетради развитие ребенка thumbnail

В России наконец-то появились тетради GAKKEN, по которым в детских садах Японии занимаются с 1985 года. Этот успешный образовательный проект поможет подготовить ребенка к школе: в серии представлены тетради на разные темы и для разных возрастов.
В январе мы ждем еще несколько новинок в серии, а всего планируется выпустить более 30 развивающих тетрадей.

Многие родители уже оценили практичность и пользу этой методики.

Анастасия Кулакова
Прекрасная серия для дошкольного развития ребенка! Моя племянница не посещает детский садик, поэтому занимаюсь я с ней сама, но огромное количество разнообразных методик и программ только сбивает с толку. Очень хотела найти серию книг, в основе которых был бы принцип комплексного обучения, а не проводить время в поисках книг по обучению счету, рисованию, письму и т.д. Серия «Gakken» стала нашим спутником на всем пути подготовке к школе. Мы вместе с племянницей раскрашиваем, рисуем, решаем задания и приклеиваем наклейки!

Подробнее о проекте

Издательство GAKKEN — крупнейшее образовательное издательство Японии — 30 лет назад разработало инновационную методику дошкольного развития ребенка для местных детских садов. Она показала миллионам родителей в Японии и за ее пределами, как превратить традиционно сложный и напряженный процесс обучения в увлекательное занятие.

Автор методики, которая легла в основу книг GAKKEN, профессор Университета Тиба Акира Таго, психолог с многолетним стажем и основатель собственной лаборатории, хорошо известен западному миру как создатель интеллектуальных игр и головоломок для взрослых. С 1966 года они выходили сначала в Японии, а потом и в Великобритании. За эту «гимнастику для ума» его прозвали Мастером загадок.

Профессор Акира Таго более 30 лет исследовал психологические особенности и познавательные способности дошкольников, чтобы найти максимально эффективный вариант обучения, развивающий не только требуемые навыки, но и способность ребенка мыслить, а также его уверенность в себе.

Комплексный подход

Рабочие тетради GAKKEN строятся на методическом принципе микрошагов, когда каждое новое задание базируется на предыдущем, лишь немного усложняя его. Это позволяет начинать обучение уже с двух лет, постепенно повышая уровень сложности и, соответственно, уровень знаний ребенка.

Появление определенных заданий в книге обусловлено пошаговым принципом и системой развития интеллекта с раннего возраста, разработанной профессором Акирой Таго. Каждое из имеющихся заданий относится к определенному направлению развития:

развитие мышления – сюда входят задания на развитие пальцев и рук, которые стимулируют развитие префронтальной коры головного мозга;
развитие самостоятельности – сюда входят задания на самостоятельное овладение инструментами, а также задания, стимулирующие интеллектуальное любопытство и развивающие социальные навыки ребенка;
развитие математических навыков. Цель этих заданий — не просто научить малыша считать, а сделать понятной для него математическую логику;
развитие речи и изучение букв. Цель этих заданий — познакомить малыша с буквами, сделать так, чтобы впоследствии, когда мозг сформируется настолько, чтобы учиться читать, буквы уже были знакомы ребенку как графические символы и переход от знака к значению осуществился легко и быстро.

Как поддержать интерес?

Рабочие тетради Гаккен разделены на разные тематические группы: математика, общие знания, творческие тетради, первые тетради для малышей. При этом каждый комплекс предлагает разные варианты заданий в рамках одной тетради, поскольку разнообразие не дает ребенку заскучать и постоянно подогревает его интерес. Такой подход пробуждает в ребенке творческое начало, учит его самостоятельно мыслить и принимать решения.

В проекте большое место занимают книги по аппликации и бумажному моделированию. Известно, что и у детей, и у взрослых, когда они создают что-то новое (к примеру, вырезают ножницами из бумаги) возрастает активность головного мозга.

Книги с лабиринтами не только развивают руку малыша, это еще и настоящий сборник жизненной мудрости. Чего стоят такие фразы в заданиях: «Путь, который ближе к цели, не всегда бывает правильным» или «Объясните малышу, что на пути могут встретиться препятствия и нужно научиться их обходить», «Концентрация развивает внимание, а внимание помогает добраться до цели».

Разработчики тетрадей учли также то, что дети стремятся получить похвалу. Именно поэтому к каждому пособию прилагаются 65 поощрительных наклеек, которыми родители награждают ребенка за удачно выполненное задание. Ребенок может сам выбрать наклейку — это очень важно, поскольку не только является наградой для малыша, но еще и развивает его умение принимать самостоятельные решения (ведь сделать выбор — это тоже решение!).

Методика, предложенная в рабочих тетрадях Гаккен, обладает важным преимуществом перед многими развивающими пособиями. Благодаря особенностям подачи материала развитие ребенка идет сразу в двух направлениях: обучение навыкам, необходимым для школы, и психологическое формирование успешной личности. В этом и заключаются японские принципы развития ребенка.

Источник

Kumon — современная японская методика развития детей, по которой сегодня обучается уже свыше четырех миллионов ребятишек в 49 странах по всему миру. На просторах интернета вы найдете тысячи восторженных откликов о развивающих тетрадях. Давайте разберемся, что они представляют. Узнаем, как выбрать подходящую тетрадь для ребенка. И рассмотрим, как правильно заниматься по данной методике.

Преимущества методики

Каждая тетрадка рассчитана на развитие конкретного навыка и для ребенка определенного возраста. Она включает занятия на несколько недель, при этом сложность задач постепенно повышается. Это повышает навыки, умственные способности и уверенность в себе.

Тетради Кумон не только развивают способности и навыки ребенка. Они делают малыша самостоятельным и дисциплинированным, сосредоточенным и усидчивым, внимательным и наблюдательным. Занятия предлагаются в оригинальной игровой форме, поэтому они нравятся деткам. Обучение проходит легко и интересно. С помощью этих тетрадей ребенок начнет опережать сверстников в скорости освоения и в развитии навыков.

Красочные рабочие тетради Kumon заинтересуют каждого ребенка, даже самого неусидчивого и беспокойного. Они выручат родителей, ведь теперь не нужно придумывать задания малышу. Развивающие тетради удобно брать в гости, на дачу или в поездку.

Читайте также:  Умственные особенности развития ребенка раннего возраста

Каждая тетрадь Kumon в конце содержит сертификат. После прохождения курса обязательно подпишите сертификат и вручите малышу за успешную учебу. Это порадует ребенка, и он почувствует гордость за собственные достижения и приобретет уверенность в своих силах. Сертификаты можно повесить на стенку или складывать в специальную папку достижений.

Кстати, сегодня Кумон выпускает тетради и для взрослых. Серия “Тренируем мозг” подходит тем, кто хочет поддерживать мозг, память и внимательность в хорошей форме. Причем на занятия придется тратить только пять минут в день. Так, что наравне с малышом может заниматься мама и папа.

Как выбрать тетрадь Кумон

Тетради делятся по сериям, и каждая содержит несколько ступеней сложности с заданиями, которые подходят для того или иного возраста. Чтобы правильно подобрать обучающий материал, ориентируйтесь на возраст ребенка и выберите тот навык, который вы хотите развивать. На русском языке тетради Кумон можно купить на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».

В каждой серии материалы разделены по возрасту. Выпускают издания для малышей двух-четырех и пяти-шести лет, для школьников семи-восьми лет. Начинайте с первой тетрадки, подходящей возрастной категории ребенка, чтобы выработать нужный навык. Если вы еще никогда не учились по методике Кумон и не уверенны в умениях малыша, начинайте с самого начала, в независимости от возраста.

Каждый ребёнок индивидуален и следует подобрать ту ступень, которая ему подходит. Он должен самостоятельно справляться с заданиями, но при этом упражнения не должны казаться чересчур легкими. На сайте компании вы легко подберете тетрадь по возрасту, к каждой прочитаете описание и найдете рекомендации по проведению занятий. Помочь выбрать поможет специальная таблица.

Основные серии и направления

  • Готовимся к школе;
  • Развитие мышления и логика;
  • Счет и математика;
  • Письмо; Лабиринты;
  • Учимся вырезать;
  • Клеим и делаем поделки;
  • Рисуем и раскрашиваем;
  • Кумоны для родителей.

Какая тетрадь подойдет ребенку

Малыша в два-три года можно учить резать и клеить, делать аппликации, рисовать и раскрашивать. В возрастной категории двух-четырех лет начинают готовить руку к письму и осваивать счет. Для таких детишек подойдут “Простые лабиринты” и “Простые линии”, “Учимся считать от 1 до 30” и так далее.

Для самых маленьких предусмотрены тетради “Давай вырезать!”, “Давай клеить!”, “Давай сложим картинки!” и развивающие наклейки. Детки старше четырех лет учат алфавит и прописные буквы, рисуют и раскрашивают, решают задачки на логику и мышление. Они ищут пары, сходства и различия, проходят более сложные лабиринты и учатся считать до 150.

При подготовке к школе можно найти издания с несложными арифметическими действиями и задания, которые учат правильно определять время. Восторг у детишек вызывает “Оживи картинку!”. Здесь малыши вырезают и клеят фигурки, которые в дальнейшем двигаются. Например, белочка машет хвостом, а лев открывает пасть. Такое зрелище понравится и деткам, и взрослым.

Школьники же проходят сложные лабиринты и делают поделки, решают различные задачи, практикуют навыки в сложении и вычитании, учатся умножать и делить, знакомятся с дробями. Чтобы добиться лучшего результата и не переутомить ребенка, разработчики методики предлагают правила проведения занятий.

Как выполнять занятия по методике Kumon

Проводить занятия нужно не чаще пяти раз в неделю, выходные оставьте на совместное творчество и отдых. Если малыш ходит в детский садик или школу, всегда проверяйте уровень усталости и утомленности ребенка, насколько он внимателен и настроен на обучение.

Не заставляйте заниматься насильно либо если ребенок рассеян или устал. Иначе никакого результата не будет. В таком случае достаточно двух-трех занятий в неделю. Тогда обучение принесет удовольствие и максимальные результаты, укрепят уверенность ребенка в себя.

Определите наиболее комфортное время для малыша. Кому-то нравится заниматься в первую половину дня, кому-то — вечером. Это зависит от темперамента и особенностей развития каждого ребёнка. Когда вы определитесь с периодом, начинайте формировать привычку. Занимайтесь два-пять раз в неделю в одно и то же время, но не дольше получаса.

Самое главное в методике Кумон — регулярность и последовательность. Не пропускайте занятия, занимайтесь в одно и то же время, начинайте с подходящей для ребенка ступени и постепенно повышайте уровень. Тогда методика поможет выработать у малыша усидчивость и внимательность, развить умственные способности в разных направлениях и повысить скорость освоения навыков.

Параллельно проходите не более трех тетрадей, каждая из которых посвящена отдельному навыку. Одновременно с Kumon можно изучать и другие учебные пособия, но не совмещайте разные методики на одном занятии. Чтобы развить у ребенка самостоятельность, просите перед занятием его самого достать нужные тетради и книжки, канцелярские и творческие принадлежности.

В процессе обучения не ругайте и не кричите, если у малыша что-то не получается, когда он что-то забыл либо сделал не так. Дайте крохе подсказку и подождите, пока он сам найдет и исправит ошибку. Хвалите и поддерживайте ребенка! Обязательно отметьте тот факт, что в следующих заданиях он уже не допустил ошибки, которые были раньше. А чтобы малышу было комфортно заниматься и легко сконцентрироваться, правильно оборудуйте пространство для занятий.

Как оборудовать место для занятий

  • Место для обучения обязательно должно быть отделено от игрового помещения и места для приема еды. Важно, чтобы ребенок понимал, что здесь он учится, а не играет и кушает;
  • Подходящим вариантом станет компактный стол и стульчик или парта. Для самых маленьких можно использовать и стульчик для кормления, однако важно, чтобы здесь он только учился, а кушал в отдельном месте;
  • Выделите отдельную полку, шкафчик или коробку, где будут храниться тетради, книги, канцелярские принадлежности и так далее;
  • На рабочем столе должны лежать только те вещи, которые нужны для занятий. Посторонние предметы станут отвлекать внимание;
  • Над рабочим местом должно быть комфортное и достаточное освещение. Даже днем лучше зажигать настольную лампу, особенно если на улице пасмурно;
  • Следите за осанкой ребенка. Важно, чтобы с первых дней обучения он сидел правильно. Поэтому важно, чтобы высота стула и стола были комфортны для малыша.

С чего начать

Начинайте с одной тетради. Если малыш легко справляется с заданиями, включите еще одну-две тетради с другими навыками, но не более! Выполняйте упражнения последовательно и строго по порядку, чтобы правильно развить навык. А чтобы ребенок не перескакивал, не рвался вперед и не пропускал задания, используйте для обучения не всю тетрадь, а берите отдельные листы.

Читайте также:  Индивидуальная карточка роста и развития ребенка

Если вы правильно выбрали уровень, на 20-30 минутный урок вы потратите шесть-восемь листов. На несложные упражнения в начале пособия уходит по одной-две минуты. Затем с повышением уровня на один лист уже понадобится три-четыре минуты. Если малышу требуется свыше десяти минут, лучше вернуться на ступень ниже по сложности.

Обязательно читайте, что написано в сноске “Родителям”. Если вы видите, что ребенок ошибся, не спешите говорить ему об этом. Подождите, пока он закончит страницу и спросите, замечает ли он ошибку. Когда вы вместе определите проблемное место, спросите, что нужно исправить, чтобы выполнить задание правильно.

Если ребенок никак не понимает задания, перейдите на уровень ниже. Когда вы закончите рабочую тетрадь, обязательно подпишите и вручите сертификат, а вот подарки лучше не дарить. Важно, чтобы он понимал важность процесса обучения и не учился только ради подарков. Можно наградить малыша совместной игрой или интересным отдыхом. После окончания одной тетради сразу переходите на следующую.

Для занятий подготовьте восковые и цветные карандаши, ручки и фломастеры, безопасные ножницы и клей, лучше брать клей-карандаш, так как он комфортнее и практичнее. Кстати, для хранения канцелярских принадлежностей можно использовать специальные органайзеры, которые подвешивают на стену рядом или над рабочим столом. Интересные идеи, как и где хранить детские игрушки, творческие и канцелярские принадлежности, вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/general-questions/gde-khranit-detskie-igrushki/.

Источник: https://vskormi.ru/children/tetradi-kumon/

Источник

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены по всему миру – почти в 50 странах. Более 4 миллионов детей занимаются в центрах по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

– Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

– KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должны быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей – каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное – заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики – последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание – обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как двухлетний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно – нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинается с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…

Другая особенность в том, что KUMON – это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно – ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

– Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

– Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей двух лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Все делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В два года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Читайте также:  Что такое периодизация речевого развития ребенка

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребенок воспринимает это все как игру и погружается в нее. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

– То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

– Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений – и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии – «Учимся вырезать». В принципе этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, – тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает – в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

– Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

– Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый – это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть все: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не «ставят руку» и не учат именно вырезать, как делает это KUMON. Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой «большой» отличается от «маленького». От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

– Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше пяти лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в два-три-четыре года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

– Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно – учат. Исключение – тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу «обведи заштрихованные линии и продолжи сам».

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку двух-трех лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок двух-трех лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт – от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам, осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

– И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

– Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Интервью: «Манн, Иванов и Фербер»

Источник