Известно что развитие понимание речи ребенком
Выступление на методическом объединении 21.02.2017
Тема выступления: «Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей».
Выступающий: учитель-логопед Белоусова С.А.
План выступления:
- Введение.
- Развитие понимания речи в онтогенезе.
Семь уровней понимания речи в онтогенезе.
Уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи.
- Развитие импрессивной речи.
Приемы развития понимания речи.
Поэтапное расширение объема понимания речи.
4. Анализ раздела программы «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» Развитие понимания речи, I-II период обучения (Программы «Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова)
5. Вывод.
- Введение. Основная задача в самом начале коррекционной работы вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми.
Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты. Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание, происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой?», а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи».
- Развитие понимания речи в онтогенезе. Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где выделены шесть уровней понимания речи. Характеристика уровней заимствована из методических рекомендаций по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, составленных СМ. Мастюковой и Н.В. Симоновой (1972).
Уровни понимания речи. Прежде всего важно определить уровень понимания ребенком обращенной речи. Рекомендуется следующая оценка понимания ребенком обращенной речи.
I уровень — выражено речевое внимание, прислушивается голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
II уровень — понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.
III уровень — понимает названия отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов й игрушек (10-12 мес.);
б) узнает их на картинках (12—14 мес.);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес.).
IV уровень — понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.
а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» (2 года 6 мес.).
V уровень — понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. — 3 года).
VI уровень — понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).
Если у ребенка есть речь, уровень ее развития оценивается по методикам, принятым в логопедии (Р.Е. Левина, 1968).
Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как он пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.
Уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи. По мнению Н.С. Жуковой, уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных). Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других же детей и понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удается установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений.
- Развитие импрессивной речи. Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями (то есть первичное понимание речи), образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением 1 предмета, который оно обозначает.
Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Нарушения зрительного и слухового восприятия в значительной степени задерживают развитие импрессивной речи.
Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует.
На этом этапе доречевого развития используются следующие приемы развития понимания речи:
— запоминание названий простых движений (ладушки до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;
— игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;
— умение по слову найти предмет, игрушку;
— нахождение данной игрушки среди двух-трех, узнавание себя и других детей по имени;
— запоминание названия некоторых окружающих предметов;
— формирование обобщающих понятий: «собака» — резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображенная на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;
— выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;
— выполнение действия с предметами, названия которых детям известны в случае необходимости можно помочь ребенку выполнять задание.
В ходе развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребенок сосредоточил свое внимание, и те действия, которые его привлекают («дай руку»).
Поэтапное расширение объема понимания речи:
1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).
2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем.)
3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).
6. Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чем? — для выяснения местонахождения предметов.
7. Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (у кого?) — для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама?»).
8. Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).
10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).
- Анализ раздела программы «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» Развитие понимания речи. (Программа «Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова)
I период обучения
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
II период обучения
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).
- Вывод. Все перечисленные коррекционно-логопедические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».
Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка.
Источник
Я часто пишу о важности понимания речи и о том, как его развить у детей с сенсорной, сенсомоторной алалией и аутизмом. Но пока ещё не задевала тему о том, каким вообще должно быть понимание в норме, чего в плане понимания речи можно требовать от ребёнка конкретного возраста, а чего нет.
фото из открытых источников
Какие уровни понимания речи вообще существуют?
При обследовании детей на уровень понимания выделяют следующие уровни:
- Нулевой
Характерен для здорового младенца 3-6 месяцев. Малыш ещё не понимает речь, но узнаёт голоса знакомых людей, уже может иногда откликаться на имя (ближе к 5-6 месяцам), способен различать интонацию — пугается и радуется в зависимости от того, каким тоном с ним общаются взрослые.
Мы с диагнозом «сенсомоторная алалия» болтались на таком уровне понимания примерно до 2 лет.
- Ситуативный
Уровень детей в возрасте от полугода и до 10 месяцев. Понимание до сих пор хоть и очень ограниченное, но всё равно понемногу развивается: появляется понимание отдельных слов-существительных (игрушек, частей тела, бытовых предметов) и частых простых инструкций, типа «Нельзя», «Дай ручку», «Пока-пока».
У нас появилось около 2 лет и сохранялось до 2,6.
- Бытовой (он же номинативный)
Проходит через несколько этапов развития.
Примерно с 10 до 12 месяцев ребёнок накапливает словарный запас и может показать предмет в реальном мире, но ещё не узнает их на картинках в книжках.
В 12-14 месяцев дети могут узнавать знакомые предметы по простым изображениям, как на карточках Домана, где один предмет располагается на белом фоне.
А ближе к полутора годам малыши начинают вычленять предметы на насыщенных сюжетных картинках. Появляется понимание глаголов.
Для детей с нарушением понимания речи в период нахождения на уровне бытового понимания характерно то, что ребёнок знает преимущественно обиходные и бытовые предметы-существительные, но плохо ориентируется в глаголах — знает парочку часто употребляемых типа «дай», «принеси», «иди», но дальше ему уже сложно. Кроме того, характерны сложности с узнаванием действий на картинках.
Из-за недостаточного понимания глаголов у таких детей нередко присутствует этакое додумывание просьб. Например, вы попросили «Отнеси мяч в комнату», а ребёнок вам наоборот этот мяч тащит, так как знакомое слово-существительное «мяч» он услышал и понял, а вот то, что вы попросили сделать — нет.
Также, на этом этапе у детей с нарушением речи падежные вопросы, сложнее чем «Кто?», «Что?», вызывают ступор. То есть, если вы спросите «Чем помоем руки?», «Кому дадим яблоко?», ребёнок вас просто не поймёт.
Бытовой уровень понимания мы проходили с 2,6 примерно до 3,6 лет.
- Предикативный
В норме такое понимание речи должно быть сформировано к 2,6 годам.
Ребёнок знает много глаголов. Уже не будет теряться, если задаются сразу 2 вопроса («Покажи, кто стоит, а кто лежит«). Сформировано понимание сложных инструкций — как минимум, 2 ступени. То есть, может быть выполнена просьба не просто «Отнеси мяч в комнату«, а «Отнеси мяч в комнату и положи в коробку«. Становится понятно значение простых предлогов (на, под, в, за).
На примере своего алалика, скажу, что у детей с ТНР такое понимание речи может формироваться очень неравномерно. Например, в 3,6 мы уже уверенно выполняли двухступенчатую просьбу, но предлоги мучили до 5 с хвостом лет. И на картинках показывала, и на мебели в реальной жизни — никак. Предлоги учились туго.
Также, у детей с нарушениями речи в этот период наблюдается сильные аграмматизмы — не изменяются слова по падежам. Речь находится примерно в одном едином падеже, выглядит примерно так: «Мама красный куртка», а не: «У мамы красная куртка».
К слову, аграмматизмы в норме могут наблюдаться и у здоровых детей до 3 лет). Это нормально и проходит как только ребёнок начинает уверенно склонять слова, изменяя их окончания («стол — на столЕ»).
- Расчленённый
К 5 годам формируется понимание правильной конструкции предложения и грамотное склонение. Аграмматические перлы могут встречаться только в редко употребляемых словах.
Не знаю, когда этот этап наступает у детей с нарушениями речи, потому что нам 5,9, а аграмматизмов много до сих пор, пусть и намного меньше, чем ещё год назад.
Уровни развития понимания речи выше используются для оценки понимания ребенком речи в дефектологии, чтобы можно было сравнить отстаёт ли ребёнок от нормы и насколько.
Если отойти от дефектологической оценки, то дальше понимание речи начинает развивается до:
- Понимания абстрактных понятий
Формируется к 5 годам. Вот, например, сейчас сложилась ситуация с карантином. Карантин нельзя показать и потрогать — для ребёнка это абстрактное понятие. Но если он на достаточном уровне понимает речь, то должен понять и ваше объяснение что это такое, почему закрыты площадки, носят маски и запретили гулять.
Что интересно, с расчленённым уровнем у нас ещё есть проблемы, но с пониманием абстракций всё довольно неплохо уже где-то полгода.
- Полного понимания речи, включая пословицы, иносказания и переносный смысл
А вот это может формироваться очень долго, вплоть до подросткового возраста из-за недостаточного развития ассоциативного мышления у дошкольников и младших школьников. К слову, даже не все взрослые понимают смысл пословиц и иносказаний, но могут додумать значение на основе ассоциаций со своим опытом и знаниями. У детей же попросту недостаточно жизненного опыта, чтобы сложить ассоциацию.
Кроме того, в современном мире сложность понимания пословиц может быть связана не с тем, что у ребёнка проблемы с речью или с мышлением, а с тем, что многие пословицы связаны с предметами из прошлого, которые нельзя увидеть в реальной жизни.
Например, мы знаем, что пословица «Куй железо пока горячо» означает «Делай дела, пока есть возможность«, потому что из железа можно что-то выковать пока оно горячее и поддаётся формовке. Но за последние 70-80 лет кузницы, по сути, остались только в музеях, тематических парках и в сказках. На литейный завод «просто так посмотреть» тоже не сходишь. Без реального подкрепления, ребёнку сложно объяснить смысл пословицы и на какой ассоциации она основывается, что и приводит к затруднениям.
Кстати, неоднократно читала, что алалики так в полной мере и не овладевают иносказаниями и пословицами — слишком сложная форма высказываний. Выяснить так это или нет на примере своего ребёнка я смогу только через 6-7 лет.
Как видите, полное формирование понимания речи достаточно длительный процесс. На раннем этапе развития ребёнка ситуация с пониманием в норме меняется очень быстро: ребёнок может что-то не понимать, не так говорить, но проходит несколько месяцев-полгода и он сильно вырастает в своих речевых навыках.
Дети с нарушениями речевого развития могут долго топтаться на тех уровнях, которые норма уже давно прошла. Усвоение речи идёт неравномерно и трудно. Но ребёнок растёт, постепенно созревает его мозг и если параллельно ведутся коррекционные занятия, нарушения речи можно существенно сгладить.
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (глаголы)
Задержка психического развития (ЗПР) — что это такое простыми словами
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Источник
В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Новорожденные дети не могут говорить на языке своих родителей или полностью понимать слова, которые они слышат от них, однако они быстро учатся. Исследования показывают, что младенцы начинают прислушиваться к голосам, еще будучи в утробе матери, именно тогда начинается развитие понимания речи ребенком.
После рождения малыш начинает настраиваться на твои слова и предложения, чтобы понять, что ты говоришь. Он также использует свои наблюдательные способности, дабы узнать о некоторых более сложных вещах, таких как любовь, доверие, время, причины и следствия, которые существуют в его физическом и эмоциональном мире.
Когда развивается понимание и осознание речи у детей
Ребенок начинает учиться тому, что говорят и делают другие, еще до своего появления на свет. Будучи новорожденным, он еще не знает точного значения слов, которые ты используешь, но он улавливает твои эмоции, такие как счастье, грусть, любовь, беспокойство и гнев, тогда и начинается формирование понимание речи у детей.
К тому времени, как ему исполнится 7 месяцев, он начнет отвечать на свое имя, а к 8-12 месяцам поймет простые указания, такие как «Нет» или «Не трогай».
Приблизительно в 2 года он сможет поговорить с тобой, используя 2-3 слова. А в 3 года в его словарном запасе будет несколько сотен слов, он будет знать, что ночь – это время для сна, а также разбираться в некоторых привычках и повседневных делах, таких как покупка продуктов или уборка дома.
Уровни понимания речи у детей
Давай разберемся в том, как развивается понимание речи ребенком:
- Новорожденный до 1 месяца. В каждый момент, когда он бодрствует, младенец использует свои чувства, дабы получить новую информацию об окружающем мире. Пока он не знает всего того, что взрослые и старшие дети используют для интерпретации своего восприятия, но он ежедневно формирует этот запас знаний.
Малыш эмоционально настроен на самых близких ему людей. Он реагирует на тональность голоса, улыбку и теплоту твоих прикосновений, когда ты его кормишь. Он создает свою версию реальности из того, как ты реагируешь на него, и чувствует себя в безопасности, потому что ты приходишь к нему, когда он плачет, с любовью смотришь в глаза и кормишь его, когда он голоден.
По мере развития двигательных навыков у крохи улучшается память и способность говорить, увеличивается объем внимания и совершенствуются социальные навыки. - 2 – 3 месяца. В этом возрасте грудничок продолжает собирать информацию. Его любимое занятие – наблюдать за тем, что происходит вокруг. Теперь он знает, что ты будешь успокаивать, кормить и играть с ним тогда, когда ему это нужно.
Также малыш порадует тебя своей первой настоящей улыбкой и ему будет нравится то, как ты на нее реагируешь. Он поймет, что улыбка – это один из способов сообщить тебе, что ему все нравится.
А к 3 месяцам младенец добавит немного ворчания и булькающих звуков к своей улыбке, начав примитивную форму разговора с тобой. - 4 – 7 месяцев. Теперь ребенок знает свое имя и понимает, что ты обращаешься к нему, когда произносишь его вслух, и может даже ответить, повернувшись к тебе лицом.
Также он продолжает ориентироваться по твоему голосу: когда ты говоришь с ним радостно, он радостно отвечает, а если ты заговоришь с ним резко и серьезно, то он расстроится или даже заплачет.
Кроме того, малыш начнет отличать незнакомцев от родных. Он может плакать, если ты позволишь кому-нибудь другому, кого он не знает, взять его на руки. - 8 – 12 месяцев. К этому времени кроха уже начинает понимать простые указания. Скажи «Нет», например, когда она попытается дотронуться до розетки. Она остановится и посмотрит на твое лицо, возможно, даже отрицательно покачает головой в ответ.
Кроха проверяет твою реакцию на свое поведение не потому, что непослушная, а для того, чтобы лучше понять, как устроен мир вокруг нее. Она скидывает еду на пол, дабы посмотреть, что ты будешь делать, а затем сохраняет твою реакцию в своей памяти. Позже она снова провернет этот трюк, чтобы увидеть, отреагируешь ли ты также.
Помимо этого кроха начнет ассоциировать жесты с определенными действиями и словами. Например, она может помахать рукой, когда кто-то покидает комнату, или отрицательно качать головой, чтобы отказаться от еды. - 13 – 18 месяцев. К 18 месяцам малыш должен понимать и использовать некоторые слова. Простыми словами, он поймет значение слова прежде, чем сможет его использовать в своей речи.
Также он сможет выполнить твои указания, даже если они подразумевают два отдельных действия. Например, возьми эти кубики и положи их в сундук для игрушек. - 19 – 23 месяца. Ребенок начнет осознавать, что его желания могут не соответствовать твоим. Поэтому он попытается заявить о себе, к примеру, решительно спрятав руки под мышками, когда ты захочешь, чтобы он держал тебя за руку.
Малыш разберется в таких понятиях, как пространство и измерение. А это значит, что теперь он может отличить круг от квадрата и собрать головоломку, поместив каждую фигуру в отведенное для нее место в сортере.
Также он продолжит выяснять, как работает все то, что его окружает. Ребенок выяснит, что нажимая на рычаг, из коробки выпрыгнет клоун. Этот навык пригодится ему, когда он будет готов к туалету.
В частности, прежде чем малыш сможет отказаться от памперсов, он должен установить связь между опорожнением своего кишечника и использованием горшка, а также понять, что когда он потянет ручку унитаза, чтобы спустить бочок, его испражнения исчезнут в канализацию. Помни, что в этом возрасте он только начинает узнавать об этом процессе. - 24 – 36 месяцев. Сейчас ребенок уже хорошо понимает речь и знает намного больше слов, чем может сказать. Эксперты по развитию говорят, что у большинства 2-летних детей словарный запас составляет не менее 50 слов, а к 3 годам он увеличивается до 200.
Поскольку овладение языком идет полным ходом, ребенок теперь может обратить свое внимание на более сложные понятия, которые включают эмоции. В возрасте от 2 до 3 лет он поймет основные составляющие отношений: любовь и доверие.
Благодаря тому, как к нему относились в первые годы жизни: осыпали любовью, удовлетворяли все потребности и обеспечивали безопасность, он понял, что ты и остальные члены семьи заботитесь о нем и всегда защищаете. Это помогло ему стать уверенным и оптимистичным.
Наблюдая за тем, как ты проводишь свой день, малыш начнет осознавать и некоторые из более сложных аспектов повседневной жизни, такие как покупка продуктов и определение времени по часам. Он также получит более глубокое понимание того, как он должен относиться к другим людям. Поэтому, если ты хочешь, чтобы твой ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, убедись, что относишься к нему и другим людям таким образом.
Как научить ребенка не только понимать речь, но и активно ее использовать самостоятельно?
Разговоры и чтение помогают малышу получить хорошую модель общения. Начни читать ему с младенчества, и ты дашь ему толчок в изучении речи и освоении других навыков, когда он станет старше. И хотя, будучи совсем маленьким, он не сможет вникнуть в суть и следить за развитием истории, он поймет, что чтение – это приятный и успокаивающий способ провести с тобой время.
Играя с крохой, ты помогаешь ей узнать больше о том, как устроен мир. Используй соответствующие возрасту игрушки и игры, чтобы стимулировать ее умственное и физическое развитие.
Лучший способ воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка – обеспечить его безопасной и любящей обстановкой дома. Будь ласкова к нему, окружи заботой и любовью, а также хвали за хорошее поведение чаще (примерно в 4 раза), чем ругай за плохое. Тебе обязательно понравятся результаты и ребенку тоже.
Ребенок начал говорить: что дальше?
Количество слов, которые ребенок будет понимать и употреблять в своей речи, продолжит стремительно расти. В следующие несколько лет он будет постигать все более сложные идеи и ситуации, например, научится считать до 10, отличать фантазию от реальности и понимать правила.
Ребенок не понимает и не использует речь: когда следует беспокоиться?
Стоит обратиться к доктору, если до 2 лет ребенок:
- не следует простым указаниям;
- не говорит предложениями из двух слов;
- не указывает на части тела;
- не имеет хорошего зрительного контакта
- не знает, что делать с такими предметами, как телефон, кисть или ложка.
А также, проконсультируйся с врачом, если к 3 годам ребенок:
- не может разгадывать простые головоломки;
- его речь не понимают незнакомцы;
- неустойчиво ходит и бегает;
- теряет навыки, которыми когда-то обладал.
Источник