Изучение особенностей среды развития ребенка в летний период
Катерина Новикова
Особенности организации работы с детьми в летний период
Наступает лето — самая благоприятная пора для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе имеет укрепляющее и оздоровительное значение. Особое внимание уделяем питанию, больше в меню включаем свежих овощей и фруктов, соблюдаем питьевой режим; систематически и разнообразнее используем воду для закрепления навыков культуры гигиены, проводим закаливающие процедуры (воздушные, водные и солнечные).
Следовательно, летнее время наш педагогический коллектив и медицинский персонал максимально использует для укрепления здоровья и закаливания организма детей.
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
В летний периодрежим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуютсяследующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования, прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т. п. – для коллективного выполнения движений).
Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков, условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т. п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т. п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.
Занятия могут быть:
— тренировочными;
— сюжетно-игровыми;
— ритмопластическими;
— комплексными;
— физкультурно-познавательными;
— тематическими.
Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
— экскурсии;
— прогулки;
— путешествия;
— трудовую деятельность;
— наблюдения;
— проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
— художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
— совместная изодеятельность детей и взрослых;
— занятия по интересам;
— самостоятельная изобразительная деятельность;
— организация выставок детских работ;
— проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности,такие как:
— «Граттаж»;
— «Пенный орон»;
— «Фотокопия»;
— «Ладоневая и пальцевая живопись»;
— «Диатипия и монотипия»;
— «Мозаичная живопись»;
— «Пластилиновая живопись»;
— «Набрызг»;
— «Печать природными формами»;
— «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;
— «Кристаллическая текстура»;
— «Кляксография»;
— «Волшебные нити»;
— «Линогравюра»;
— «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные»праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Необходимо так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.
Источник
1. Определите особенности организации режима дня детей в летний период, запишите их в тетрадь наблюдений и анализа.
2. Проанализируйте условия, созданные в дошкольном учреждении для организации образовательной работы с дошкольниками:
– какие условия созданы для укрепления здоровья и закаливания детского организма, повышения режима двигательной активности;
– оборудование для игр и самостоятельной деятельности дошкольников на участке;
– оборудование и оснащение экологической зоны в дошкольном учреждении (экологической тропы, уголка леса, луга);
– наличие и оборудование «автодрома» и «площадки ГАИ» для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения;
– создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур в летний период (оборудование физиотерапевтических, массажных кабинетов, фитобаров и пр.).
Сделайте вывод о возможности организации разнообразных формы педагогической работы с детьми, способствующих проявлению разных видов их активности, при наличии имеющихся условий.
Задание 2.
Знакомство с планированием образовательной работы
В летне-оздоровительный период
1. Анализируя планы образовательной работы в младших и средних возрастных группах или разновозрастной группе, в тетради наблюдений и анализа отметьте:
1) приоритетность разделов образовательной работы в указанных группах в
летний период; содержание индивидуальной работы с детьми; особенности педагогической деятельности в разновозрастной группе.
2) изучив календарный план работы воспитателя вашей группы, составьте совместно с педагогом календарный план работы на вторую неделю практики.
Задание 3.
Изучение особенностей общения ребенка с воспитателем
И взаимодействия со сверстниками
I. Ежедневно наблюдайте за общением воспитателя с детьми в разных режимных процессах и проанализируйте его по следующим критериям:
1. Систематичность оценивания деятельности детей (постоянно во всех видах деятельности; ребенок преимущественно оценивается в каком-то одном виде деятельности; оценка дается от случая к случаю, эпизодически).
2. Дифференцированность оценки детей (ограничивается общей недифференцированной оценкой, например; «Хорошо, молодцы», или старается дать
каждому ребенку дифференцированную оценку).
3. Объективность оценивания детей (старается оценивать всех детей во всех ситуациях; объективен в отношении большинства детей, но есть предпочитаемые или отверженные дети, т.е. зависит от отношений к ребенку; зависит от ситуации; зависит от вида деятельности),
4. Мотивированность оценки (объясняет причины положительной и отрицательной оценки; мотивирует оценку от случая к случаю в зависимости от ситуации, отношения к ребенку, вида деятельности и т.д.; не мотивирует).
5. Используемые критерии оценки, деятельности детей (успех в деятельности, затраченные усилия, достижение результата, качество работы, проявление определенных нравственных качеств т.д.).
6. Эмоциональная оценка деятельности детей (сопровождается выражением соответствующих эмоций, мимикой, жестами).
7. Использование невербальных средств оценки,’ например, одобряющая улыбка, укоризненный взгляд т.д.
8. Реакция детей на оценку воспитателя: насколько она действенна, как она влияет на их поведение и деятельность, стремятся ли они заслужить положительную оценку педагога и каким образом.
Анализ наблюдений ежедневно ведите в тетради наблюдений и анализа, указывая влияния общения на поведение детей.
Понаблюдайте за совместной деятельностью детей в течение всего периода практики и определите модели их взаимодействия в разных видах деятельности (Герасимова Е. Особенности взаимодействия дошкольников в разновозрастной группе/ Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. –. 2002. – №1. – С. 44 – 47).
Для развития сотрудничества детей с воспитателем и друг с другом проводите ежедневно игры «Дождик», «Раздувайся, пузырь», «Карусели», «Подарки», «Кто к нам пришел?», «Смелые мышки», «Воробушки и автомобили» и другие (Богуславская З. М., Смирнова Е О. Развивающие игры для младших дошкольников. – М.,1992). Отразите в календарном плане задачи предлагаемых игр.
Задание 4.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
В летний период
1. Работа проводится в следующих направлениях; организация и проведение закаливающих процедур утренней гимнастики и подвижных игр на свежем воздухе. В календарном плане работы подробно представьте комплекс упражнений утренней гимнастики, укажите задачи подвижных игр.
2. Определите виды закаливания, проводимые с детьми данной возрастной группы, и опишите методику организации одного да видов закаливания в тетради наблюдений и анализа.
При проведении вышеуказанных форм деятельности в разновозрастной группе тщательно подбирайте игры и упражнения, что обусловлено формами взаимодействия детей.
Задание 5.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики
«Особенности планирования в летний период»
Чебоксары 2017
Лето — самое особенное время в жизни каждого ребёнка. Это время движения и личных открытий. Только от взрослого зависит как используют его для укрепления здоровья каждого ребёнка и пополнения «детской копилки знаний». Поэтому правильное планирование и организация каждого летнего дня в детском саду очень важны.
По требованиям СанПиНа 2013 года с 1 июня по 31 августа у детей начинаются летние каникулы. Федеральный государственный стандарт не даёт летнему оздоровительному периоду особый статус, значит, организация работы по образовательным областям не прекращается. Принцип ФГОС — «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» открывает широчайшие возможности для работы с детскими интересами. Увидеть интерес, поддержать детскую инициативу в любом виде деятельности — это и есть работа педагога, а в летний период особенно.
Поэтому очень важны:
1. соответствие создаваемых условий, методов работы особенностям развития детей;
2. правильно организованная среда в группе и особо важно — на воздухе, где дети будут проводить большую часть времени дня;
3. рационально организованная работа с педагогами специалистами и педагогами дополнительного образования;
4. тесное сотрудничество с родителями.
Календарный план педагога должен включать в себя ежедневно как самостоятельную, так и совместную деятельность детей. В планах воспитателя должны быть отражены все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), конструктивная, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы, двигательная и музыкальная (ФГОС ДО).
Целями работы на летний оздоровительный период обязательно ставятся:
1. оздоровление и физическое воспитание детей, через организацию игровой, физической деятельности, реализацию систем оздоровления;
2. развитие самостоятельности, инициативности, познавательной активности через игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, трудовую, конструктивную, музыкальную, восприятие художественной литературы — виды деятельности.
Летние отпуска, каникулы дошкольников заметно сокращают посещаемость в дошкольном учреждении, поэтому группы в детских садах становятся разновозрастными. Следуя выше обозначенному требованию Федерального государственного стандарта — возрастная адекватность —следует ставить задачи в соответствии с особенностями каждого возраста детей группы, где взаимодействие между разными возрастами позволяет расширять детскую деятельность за счёт взаимодействия не только со сверстниками и взрослыми, но и ребятами иного возраста.
Огромное значение в детском саду в летний период уделяется физическому развитию.Для решения основной задачи летнего оздоровительного периода ежедневно проводится система закаливания, разнообразные подвижные игры с правилами, организовываются спортивные игры, состязания, разнообразные физкультурные праздники и проводится большая индивидуальная работа по совершенствованию навыков развития основных движений.
Лето – благоприятный период для экологического воспитания, экспериментальной деятельности. Для этого проводятся наблюдения (за явлениями живой и не живой природы), труд в природе, обсуждение увиденного, построение взаимосвязей в природе. В старших группах можно составлять схемы роста и развития растений. На фоне совместной деятельности детей и взрослых труд в природе становится не повинностью, а интереснейшим время провождением. Создаются альбомы наблюдений, коллекции открыток, картинок, рисунков, которые можно использовать далее, как материал к дидактическим играм, по комплектованию изображений по обозначенному признаку. Ценным является использование моделирования, решение проблемных ситуаций.
Проводятся доступные детям опыты с водой, воздухом, песком и другие. Дать ребёнку шанс узнать самому что — то особо важное, пройти путь познания самостоятельно, значит открыть дорогу своему интеллектуальному развитию, это огромный шаг к самостоятельности и обучению в школе. Познавательные документальные фильмы расширяют детские горизонты — открывают им дорогу в неизведанное. Дают возможность побывать на северном и южном полюсе, в глубине океана, тайге, на озере Байкал и других загадочных и далёких местах нашего земного шара.
Активно реализуются задачи по ОБЖ. Проводятся развлечения, викторины — «Электричество — хорошо или плохо?», «Огонь — друг или враг?», игры «Что? Где? Когда?», различные дидактические игры, дни пожарной безопасности и дорожного движения, спортивные состязания – «Юный пожарный», «Велопробег». Особо стоит уделить внимание теме «Осторожно — чужие люди». Детям старшего возраста также доступна информация об оказании первой помощи при чрезвычайных ситуациях: «Что такое солнечный удар?», «Первая помощь при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа», «Как вести себя в лесу?», «Как вести себя у воды?».
Необходимо проводить работу и по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, природного, бросового материала) и использованием разнообразных способов изображения. В старших группах часто используются коллективные работы. Развитие воображения и творческих способностей, с помощью, окружающей детей действительности — важный шаг к видению, пониманию прекрасного и возможность выразить свои эмоции, впечатления через творческую деятельность.
Невозможно оставить без внимания такой вид деятельности как восприятие художественной литературы. Тематически правильно подобранные художественные произведения позволяют расширить представления детей об окружающем их мире, загадках древностей. Различные энциклопедии, художественная литература обогащает детей, развивая их познавательные, культурные и творческие интересы. Поэтому, книга – важное средство для совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В данное время остро встала проблема нравственного воспитания. Метод интеграции позволяет решить эту проблему через объединение нескольких видов детской деятельности (коммуникативную, познавательную, художественно – эстетическую деятельности, восприятие художественной литературы) в одно мероприятие – «Моя Родина», «Братские народы России» и другие.
Грамотное планирование воспитательно-образовательного процесса в летний период является основным моментом в работе дошкольного учреждения, который позволяет рационально и планово использовать все виды детской деятельности для решения поставленных на летний оздоровительный период задач.
В плане обязательно указывается:
вид деятельности
форма организации (индивидуально, подгруппа, фронтально)
цель деятельности
оборудование
методические приёмы
В I половину дня планируется:
приём детей
самостоятельная деятельность детей (2-3 вида)
наблюдение или рассматривание предметов, иллюстраций (индивидуально или подгруппой)
беседа
труд
индивидуальная работа (по коммуникации, по ФЭМП)
работа с родителями
КГН
После завтрака
совместная деятельность педагога и детей (обязательно цели (знакомить, расширять, закреплять и результаты)
труд
подвижная игра
формирование навыка спортивной игры (1-2 раза в неделю)
дидактическая игра
сюжетные игры
конструирование, продуктивная деятельность
индивидуальная работа по физо, продуктивной деятельности
самостоятельная деятельность детей
целевая прогулка, экскурсия (1-2 раза в месяц)
КГН
Вторая половина дня
гимнастика после сна
совместная деятельность педагога и детей
самостоятельная деятельность детей
индивидуальная, коррекционная работа (по познанию)
чтение художественной литературы (вопросы к беседе)
работа с родителями
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО;
2. В.П. Богородская «Организация воспитательно-образовательной работы в летний период с учётом ФГОС»; журнал «Старший воспитатель №5, 2013г;
Источник