Изучение истории развития ребенка

Изучение истории развития ребенка thumbnail

Категория развития, в каком бы возрасте ни находился ребенок, предусматривает обязательное обращение к ее истории, то есть до того пути, который она прошла до момента обращения к специалисту. Исследование определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей в течение нескольких лет, во время которого используются методы эксперимента, наблюдения и тестирования, называется лонгитюдным (от англ. Longitude — продолжительность).

В соответствии с принципами интегративного оценки развития ребенка сбора психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — это система объективных данных, что позволяет предположить причину и возможные механизмы возникновения того или иного варианта нарушенного развития. Следует отметить, что почти все специалисты уделяют большое внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода (Л. С. Выготский, Л.Т. Журба, С.Д. Забрамна, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская , В.И. Лубовский, А.Н. Масткжова, А.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Я. Рубинштейн и др.).

Сбор психологического анамнеза, бесспорно, может основываться на уже известных фактах из истории развития ребенка (данные медицинского анамнеза). Однако нельзя эти данные отождествлять, поскольку процесс сбора данных о психологическом развитии ребенка имеет конкретную цель и задачи и достаточно специфической совокупностью «тем», в отношении которых проводится беседа.

Как показывает практика, часто психолог — первый специалист, к которому обращаются за помощью, он не располагает данными о медицинском анамнез, в связи с чем должен оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до рождения) самостоятельно. В любом случае умение анализировать и оценивать информацию, считается прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно если речь идет о специальном (в частности логопсихолога) или клинического психолога, который работает с детьми с нарушениями в развитии.

Даже при условии условно нормативного развития можно и даже нужно оценивать закономерности нейробиологического развития, важным компонентом которого является оценка соматического состояния, его динамики в процессе развития ребенка как одного из факторов каузального (причинного) уровня индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Чрезвычайно важным для изучения истории развития ребенка является состояние матери (не только в период беременности, но и в первые годы жизни ребенка). Бывают случаи, когда нужно исследовать состояние отца и других членов семьи. Тем или иным причинам болезненного состояния родителей (особенно матери) в первые годы жизни ребенка — принципиально важная информация для психолога, так как появляется возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гиперафективну взаимодействие в диаде «мать — ребенок «, даже о возможных трудностях формирования ощущения привязанности (по Дж. Боулби) или базового доверия (по Б. Эриксону). Поэтому в современном подходе к изучению истории психологического развития ребенка предусматривается обязательное исследование психологом тех данных, которые рассматриваются исключительно в парадигме медицинского подхода, но касаются и психологического анамнеза.

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора психологического анамнеза, психологу нужно ознакомиться с результатами всех предыдущих обследований и проанализировать эти данные с точки зрения психологического развития ребенка.

Опираясь на условия нормального психогенеза, психолог при изучении истории развития ребенка должен уделить особое внимание узловым моментам развития. Анализируя их, можно установить несогласованность составляющих психического развития в их качественных изменениях (опоздание или ускорение формирования определенной составляющей и т.д.). Знание о узловые моменты развития дает возможность оценить отклонения, недостаточность развития отдельных функций или процессов.

Итак, в процессе анамнеза особое внимание психолог должен обращать на особенности развития в периоды: 2,5-3 месяцев, 7-8 месяцев, одного года, 18-24 месяцев, 2,5- С лет, 5,5-6,5 лет, 9-10 лет.

Конечно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за короткий период опроса родителей невозможно. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии собственной диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные составляющие сбора психологического анамнеза (условия и особенности течения беременности и родов; ранней моторный и психоэмоциональное развитие, история развития ребенка до трех лет, от трех до пяти лет и др.) могут сокращаться или, наоборот, расширяться и детализироваться. Но указанные узловые моменты нужно проанализировать в любом случае.

Д.Б. Бльконин заметил, что психологическая диагностика должна направляться не в отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции имеющихся отклонений.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать характеру заболевания ребенка, учитывая структуру основного дефекта и вторичных отклонений, а также особенности, присущие определенному возрасту ребенка, включая специфику ведущей деятельности.

Психологическая диагностика и психологическая коррекция — процессы, дополняющие друг друга. При этом в структуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни одно психологическое тестирование не может обнаружить коммуникативные способности личности, так как это наблюдается в процессе групповых психокоррекционных занятий. Во время игровой психокоррекции лучше отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время психологическая диагностика имеет значительные коррекционные возможности, особенно в процессе использования учебного эксперимента. Прежде чем решить вопрос о необходимости психологической коррекции, следует проявить особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.

Источник

Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет,икохором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования, называется лонгитюдиональным исследованием. Начало развитию данной исследовательской стратегии положи­ли различные дневники наблюдений за развитием ребенка в се­мье (В. Штерн, А.Н. Гвоздев), которую необходимо отличать от стратегии срезов — процедуры исследования развития ка­кой-либо психической функции посредством сравнения показа­телей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. Пер­воначально названная стратегия была разработана американс­ким ученым А. Гезеллом. В рамках этого подхода ученым была создана шкала психического развития детей раннего возраста. Категория развития, в каком бы возрасте не находится ре­бенок, предусматривает непременное обращение к его исто­рии, т. е. к тому пути, который он прошел до того момента, когда оказался в поле зрения специалиста. Это направление в психологии получило название исторического, или генетичес-

Читайте также:  Логическое развитие для ребенка 6 лет

         
         
         
  -*-   У*  
      ‘ж  
         
A jf**
  f У   ч
         
         
         
         

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 1. Варианты трендов психического развития: —♦— возрастающий 1; -■■■- возрастающий 2; — -*• — убывающий

кого, метода, которых, как уже было сказано, придерживались П.П. Блонский и Л.С. Выготский. Исторический подход пред­полагает, что развитие происходит по определенным законам, и знание этих законов позволяет строить прогнозы. Одна из важ­нейших задач психодиагностики — возможность предсказания поведения ребенка. Без этого качества методика не может счи­таться эффективной. Для обозначения тенденций движения или общего направления движения, в том числе развития общего или отдельной психической функции, принят термин «тренд». В книге Й. Шванцара.Б. Балаштик, В. Голуб и др. (1978. С. 21) рассмат­риваются общие схемы трендов теоретически возможного раз­вития. Необходимое условие грамотного прогноза — измерение изучаемой характеристики не менее трех раз с определенными интервалами времени. В действительности, в частности студен­ты в своих дипломных исследованиях, обычно прибегают к про­гнозу только по двум точкам соответственно результатам кон­статирующего и контрольного эксперимента (обычно после про­ведения курса коррекции), предполагая линейный характер изменений. На рис. 1 можно видеть, в чем заключается воз-

5 3ак. 4164

ГЛАВА 4

можность ошибки при офаниченном количестве измерений. Если измерения произведены только в точках 1 и 9 по оси абсцисс и мы предполагаем линейный характер изменения во времени, может создаться впечатление об увеличении измеряемого пока­зателя. Вместе с тем оно может нарастать более круто (штрих-пунктирная линия) или, наоборот, снижаться (пунктирная ли­ния). Существуют разнообразные виды динамики процессов, например экспоненциальной, логарифмической и т. д. Динами­ка может иметь еще более сложный характер и, следовательно, для ее оценки требуется еще большее количество измерений.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее специфичны при­чины, предрасполагающие к тем или иным нарушениям раз­вития. Поэтому и профилактика этих нарушений носит не­специфический характер.

**-.-‘» i .-m’l . — .

Контрольные вопросы

1. Дайте определение методу наблюдения, si;- :,’»!.= р-,; J 2. Назовите сферы применения метода наблюдения.

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов дея­
тельности с целью психодиагностики?

4. Как может быть использован контент-анализ в работе ло­
гопеда?

5. Дайте определения анкетному методу обследования.

6. Приведите примеры видов анкет. f

7. Какие анкеты могут быть применены в логопедии?

8. Назовите основные виды опросников.

9. Какую основную роль выполняют проективные техники
в процессе обследования?

10. Приведите примеры использования социометрии в лого­
педии.

11. Раскройте понятия «валидность», «надежность», «репре­
зентативность» .

12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

13. В чем суть процедуры стандартизации?

14. Поясните, в чем заключаются трудности интерпретации.

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

Список литературы

1. Aemiccoe B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: На­
ука, 1982.

2. Апзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.:

Когито-Центр, 2000. 480 с.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Т. I, II.
М.: Педагогика, 1982.

5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Пе­
дагогика, 1975. 431 с.

6. Березин Ф.Б., Мирошникив М.П., Рожанец Р.В. Методика много­
стороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. 176 с.

7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин­
теллекта личности. Киев: Выща школа, 1978. 142 с.

8. Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоди­
агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

9. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбаче­
ва и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 3-е изд., сте­
реотип. М.: Академия, 2000. 192 с.

10. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с.

11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

320 с.

12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика,

1991.238 с.

13. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы
их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:
Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж: Моск.
психол.-социальный ин-т; НПО «МОДЭК», 2001. С. 67-78.

14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.:
Медицина, 1984. 216 с.

15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента­
ции / Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.

16. МеграбянА. Психодиагностика невербального поведения. СПб.:
Речь, 2001.256 с.

17. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав.:
В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психологии и
психодиагностика. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995. 512 с.

ГЛАВА 4____________________________________________________

18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическо­
го исследования. СПб.: Питер, 2004. 268 с.

19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-
на. СПб.: Речь, 2000. 440 с.

20. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелев. Ростов-н/Д.: Фе­
никс, 1996. 541 с.

Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисо­ва. М.; Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, МОДЕК, 1997. 367 с. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

23. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О)
/ Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2001. 592 с.

24. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.
СПб.: Питер. 2001. 176 с.

25. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо­
логической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.

26. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.
М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 176 с.

Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Пси­ходиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 63 с. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработ­ка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медици­не). М.: Наука, 1964. 415 с.

Читайте также:  Балаково раннее развитие ребенка

29. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич­
ности: Руководство по репертуарным личностным методикам.
М.: Прогресс, 1987. 236 с.

30. LLJeaHiiapa Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психи­
ческого развития. Прага: Авиценум. 1978. 388 с.

31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
480 с.

32. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие. М.: Изд-
во МГУ, 1987.79 с.

I’M ; Г»

Глава

* t t Wy’ ‘ ‘ ‘ ‘t :



Источник

Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, является история развития ребенка. Необходимость установления отношений между ребенком и значимыми сторонами его среды подчеркивалась многими психологами. Примерная схема составления истории развития ребенка рассматривалась еще в работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович. Данная схема включала в себя основные вехи процесса онтогенеза, особенности развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка и другие признаки, имеющие важное диагностическое значение. Л.С.Выготский подчеркивал, что на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто летопись различных событий и достижений, не просто перечисление отдельных обстоятельств, а причинное жизнеописание его развития и воспитания.

Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства. Неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с психологом ставят в необходимость придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования. Дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании.

Состояние психического развития ребенка, его психологический статус может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог должен с особым вниманием отнестись к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых растет ребенок. Важно не просто установить систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но определить характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми, но в разном возрасте нередко может быть совершенно разным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Как правило, многие особенности поведения, характера ребенка, обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. Все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные из­менения в ситуации развития, как поступление в детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи, ситуацию развода, появление новых членов семьи, неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, хронические болезни, травмы, госпитализации и многие другие. Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.

Психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоцен­ки их значения и недостаточного исследования всей совокупно­сти условий развития истинные источники нарушений или проб­лем ребенка могут остаться нераскрытыми.

Психолог, устанавливая объективные обстоятельства жизни ребенка и его субъективные переживания, должен стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этот важнейший в психологическом обследовании момент указывал Л.С. Выготский, говоря о том, что «обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци­озно окрашенные». Исследователя интересуют факты, которые должны ему указать родители ребенка. Сам по себе факт должен быть учтен исследователем, но как мнение, которое должно быть проверено в течение исследования, а для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено дан­ное мнение.

Рассмотрим примерную схему составления истории развития ребенка, включающую основные этапы этого процесса и признаки, имеющие важное диагностическое значение.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье:

— дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка;

— полный состав семьи (возраст, образование и характер работы всех членов семьи);

Читайте также:  Рекомендации по развитию общения данного ребенка

— изменения в составе семьи с момента рождения ребенка;

— общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима подробная характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка:

— общие сведения о развитии ребенка до и после рождения;

— наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинского анамнеза собираются врачом, но при подозрении на наличие органических или иных нарушений, психолог должен получить медицинское заключение).

3. Состояние здоровья ребенка:

— наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний;

— случаи госпитализации;

— постановка ребенка на учет у других специалистов;

— особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Особенности развития и воспитания ребенка:

— где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения?

— кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?

— помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать дату и тип учреждения — кругло­суточные, дневные, специальные, логопедические и др.);

— особенности адаптации (как ребенок привыкал, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей?);

— были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (переезды, частые или длительные разлуки с родителями) и какова реакция на них ребенка;

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет):

-Особенности развития моторики.

— Сроки появле­ния основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, стоять, ходить).

— общий эмоциональный тон;

— развитие речи (сроки появления первых слов, фраз, речевая активность);

— активность в освоении окружающего, любопытство;

— отношение к близким и незнакомым взрослым;

— овладение предметными действиями;

— сроки формирования навыков самообслуживания (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться, как приучался к опрятности);

— проявления самостоятельности, настойчивости;

— какие трудности наблюдались в поведении ребенка?

— любимые занятия и игры ребенка.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте:

— любимые занятия ребенка (в какие игры и с кем любит играть ребенок, любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор);

— умеет ли читать (в каком возрасте, когда и как научился);

— как развит физически?

— какая рука является ведущей?

— имеются ли домашние обязанности;

— отношения со сверстниками, отношения с членами семьи;

— типичные конфликты, их частота, наказания и поощрения, актуальные запреты;

— особенности характера ребенка;

— посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции?

— ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д.;

— проявляет ли ребенок инициативу и в чем?

— отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте:

— поступление в школу (дата, тип учебного заведения);

— особенности адаптации (посещал ли группу продленного дня, была ли смена школы, класса по какой-то причине?);

— успеваемость, любимые и нелюбимые предметы (выполнение домашних заданий);

— отношения с одноклассниками, наиболее типичные конфликты;

— отношения с учителями, участие в общественной жизни школы;

— наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, секции и т. д.);

— степень самостоятельности, обязанности по дому;

— организация досуга ребенка (место игр, телевидения и чтения в досуге);

— что еще важно отметить в истории жизни ребенка, по мнению родителей?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является общей схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зави­симости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (наличие в семье нескольких детей разного возра­ста или близнецов, например). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь в соответствующих психологических исследованиях.

Часто родители первоначально скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, свои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью, сложности супружеских отношений, личные проблемы, ситуация развода, заключения нового брака и т.д.), но затем раскрываются действительные мотивы обращения. Это доказывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка, как специфической процедуры консультативной работы.

Беседа не может быть заменена самостоятельным заполнением родителями анкеты. Анкета, предлагаемая психологом на первичном приеме родителям, предназначена для того чтобы, готовясь к следующей встрече с консультантом, они могли припомнить основные моменты и в развитии ребенка, особенности его поведения в разные возрастные периоды. В процессе беседы психолог может остановиться на каких-то значимых моментах подробнее, установить причинно-следственные связи, и с помощью родителей сделать определенные выводы.

Таким образом, совместно с родителями (или другими близкими ребенку взрослыми) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (здесь особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятно­сти условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их осо­бенностям его поведения. Психолог должен попытаться более кон­кретно выяснить: в чем они видят проблему, с чем связано нежелательное поведение ребенка, что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы, какова их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным. Необходимо учитывать особенности личности родителей, внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование личности ребенка.

Источник