Изобразительный период развития ребенка
Возникновение у детей изобразительной деятельности, ее развитие
Лепская Ю.М. воспитатель
МБДОУ детский сад № 18 г.Иркутска
Ум ребенка — на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.
В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, И.А.Лыкова, Л.Г.Лысюк, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Д.Э.Синюк, Е.А.Флерина).
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.
Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.
Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение — это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.
С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности формируется наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.
Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.
В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.
Периоды (стадии) развития изобразительной деятельности у ребенка
Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
В раннем возрасте зарождаются такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, их возникновение также связано с предметной деятельностью.
Большой интерес проявляют дети еще в раннем возрасте к движениям карандаша, ручки по листу бумаги, появление на нем следов изобразительной деятельности предшествует значительный подготовительный период, в течение которого они знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимых навыков и умений их использования.
Постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования, т.е. начинают понимать, обладающие способностью воспроизводить на бумаге определенные предметы.
Начало рисования каракуль связан с манипулированием карандашом и бумагой. Ребенок подражает взрослым, водит карандашом по бумаге и начинает замечать следы на нем (слегка закругленные линии, часто прерываются, с одинаковым слабым нажимом) Вскоре он усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракуля над другими, повторять их многократно.
Развитие рисования в раннем возрасте связан с психическими достижениями ребенка. Одна и та же внешняя форма каракуль имеет разное значение для ребенка. По наблюдениям психологов ( Мухина и др.), развитие значение каракуль преодолевает следующие стадии:
1) каракули как результат свободного манипулирования карандашом;
2) каракули как результат свободного манипулирования карандашом за визуальных ассоциаций с реальными предметами Название словом этих ассоциаций (графическое построение) приобретает значение знака;
3) каракули как запланированный знак реального предмета, который не несет в себе изобразительности;
4) каракули как специфический для изобразительной деятельности знак — графическое построение предмета
В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реальным. Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования,
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает предпосылки ее своевременного появления, способствует обогащению сенсорики ребенка, формированию первых графических образов.
Изобразительный период начинается со стадии бесформенных изображений или ассоциативных каракуль.
Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.
Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом…»). Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все.
Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс. Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.
Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.
Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.
2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.
3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.
Литература
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
- Павелко Р. .В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р ВПавелко, О П Цигипало — М.: Академ-выдал, 2011г.
- Косминская В. Б. и др.»Теория и методика изобразительной деятельности вдетском саду»М., «Просвещение», 1977 г.
Источник
Татьяна Пучук
Консультация для воспитателей «Доизобразительный период»
ДО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В дошкольных учреждениях с детьми второго года жизни игры с художественными материалами не проводятся. Однако, подготовительный период к непосредственно изобразительной деятельности проходит именно в этом возрасте. Этот период исследователи назвали “до изобразительным”.
За время адаптации малышей раннего возраста в детском саду были проведены наблюдения и выявлены их индивидуальные особенности, интересы, готовность к игровой деятельности с художественными материалами. Проанализировав наблюдения,сделан вывод: малыши раннего возраста не испытывают потребности рисовать. Если в поле зрения ребёнка оказывается материал или воспитатель даёт лист бумаги и карандаши,то малыш начинает манипулировать ими: он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигает им по столу и т. д. При этом ребёнок прислушивается к возникающим звукам и стремится повторить свои действия многократно. На основе анализа до изобразительная деятельность была разделена на этапы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП “ Неспецифический способ использования материала”
В этот период малыш не испытывает потребности рисовать, поэтому ведущим видом деятельности является манипуляционная. Детей интересует мир предметов и способы действия с ними.
Задачи первого этапа:
• дать возможность малышам опробовать свойства материалов, как хочет ребёнок, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для жизни);
• обеспечить свободу и разнообразие действий с изобразительными материалами, в том числе и не по назначению, совершенствуя “исследовательские действия” с предметами;
• научить делать не за ребёнка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может делать сам.
Основная художественно-игровая деятельность: развитие восприятия, манипуляционная деятельность, осязательные игры, первые художественные опыты.
Мотив деятельности малышей – способ употребления изобразительного материала.
Изобразительные материалы и действия с ними:
•бумага: цветная, белая, картон, салфетки и. т. д.
действия: рвать, мять, опускать в воду …
• карандаши цветные, фломастеры;
действия: катать, бросать, стучать и т. д.
• тесто;
• водные раскраски.
Второй этап “Cпецифический способ использования материала”
У малышей возникает потребность в общении с взрослым по поводу действий с предметами, высокая потребность в двигательной активности. Осо-бую эмоциональную значимость приобретают предметно-процессуальные действия с игровым материалом. Ребёнок проявляет ярко выраженный интерес к изобразительному материалу, осуществляет познавательные действия с ним. Овладеть специфическим способом ребёнок может только в совместной с воспитателем предметной деятельности. Поэтому рисовать, лепить нужно воспитателю, привлекая тем самым к себе малышей, являясь образцом действия, соучастником, обязательно поощряя и одобряя действия малыша. Это помогает детям заметить факт использования изобразительного материала, самое общее предназначение этих предметов (бумагу не жуют, на ней пишут карандашом, рисуют пальчиком). К сожалению это не даёт возможности маленькому ребёнку вычленить сам способ действия, поэтому малышам на данном этапе необходимо помочь овладеть им.
В структуре действия есть ориентировочная часть и исполнительская часть:
• ориентировочная часть –основа действия и носит сенсорный характер: её цель — увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия.
•исполнительская часть: её цель ориентирование во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесение их между собой (правильно взять карандаш, кисть,соотнести действия с особенностями этого материала: твёрдость, мягкость).
Без становления каждого компонента изобразительного действия и согласования невозможен хороший результат. Освоение изобразительного действия (техники) в раннем возрасте сначала происходит от совместного к частичному, затем действие выполняется на основе показа, а потом и самостоятельно (только по речевому указанию).
Задачи второго этапа:
• обеспечить своевременное общее сенсорное развитие, с помощью игрушек, дидактических игр развивать пальцы рук ребёнка;
• закреплять интерес детей к действиям с материалом (в том числе изобрази-тельным, упражнять в этих действиях;
• соучаствовать, являясь образцом действия, поощрять, одобрять действия малыша.
Общение взрослого с ребёнком – процесс сотрудничества.
Мотив деятельности: материал (в том числе изобразительный) и действия с ним).
Освоение специфических орудийных действий:
*с дидактическим материалом: сенсорное развитие, изучение формы, их названий, развитие координации движений;
*с изобразительным материалом: карандашом, палочкой (песок, снег, мелом за счёт осуществления ритмичных движений – черкания на бумаге, снеге, песке, прислушиваясь к шуму от движений, размазывание краски.
ТРЕТИЙ ЭТАП — “Штриховой период”
Формируются первые обобщённые действия с предметами. Активизируется словарь детей, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом или фломастером. В процессе действий на листе возникают линии, штрихи, точки. Малыши спешат заполнить ими пространство листа, при этом действия часто проявляются в ритмичных движениях. Движения с карандашом хаотичны, неорганизованны, дети не могут контролировать их и управлять ими. Рука движется вправо-влево непроизвольно, получаются повторяющиеся штрихи. Это так называемый штриховой этап. Движение руки организуют ритм, однородные движения повторяются многократно.
Задачи третьего этапа:
*закреплять интерес ребёнка к действиям с материалами, получению яркого следа;
*дать детям возможность “изжить” желание черкать, заполнять пространство листа;
*учить детей заполнять пространство,оставляя след:
— однородных движений, повторяющихся однократно, прямых штрихов, точек, линий в разных направлениях;
— ритмичных ломаных, прямых линий, “мотков” (вращательные движения) сначала удлинённых, крученых.
Главное на данном этапе – эмоциональное общение, одобрительная под-держка намерений ребёнка: вместе с ним удивляться тому, что получилось, хва-лить, поддерживать в стремлении получить след.
Новый мотив: стремление получить след.
Материалы (в том числе и изобразительные)и действия с ними:
* дидактический материал (совершенствование мелкой моторики и сенсорного восприятия, группировка предметов по цвету и форме);
* конструкторы (элементарное конструирование);
*изобразительный материал: карандаши, палочки, фломастеры, мелки и т. д
Действия:
* за счёт осуществления ритмичных движений – оставлять на бумаге, асфальте, снегу, песке неровные прямые (кривые) линии, точки, прислушиваться к шуму от движений;
* рисование нетрадиционным способом – пальчики, ладошки, поролон, оттиски, ватные палочки и т. д.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП –“ Период каракуль”
У ребёнка второго года жизни совершенствуются движения, которыми он овладел ранее.Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, “ мотки”. В каракулях видно какое-то содержание, т. е. возникает ассоциативный образ. Появляется первый замысел, принятие малышом самостоятельного решения нарисовать.
Задачи четвёртого этапа:
* помочь ребёнку увидеть образ в рисунке:
*знакомить с окружающими предметами, явлениями;
*учить “читать” изображения – картинки и рисунки взрослых;
*знакомить с книжной иллюстрацией.
* поощрять желание малыша рисовать красками, карандашами, фломастерами;
* предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками и т. д., (солнышко, заборчик, цветочки);
* учить радоваться и удивляться сделанным им “открытиям”, стремление самостоятельно что-либо нарисовать.
На данном этапе главное помочь ребёнку в видении образа, т. к. это ступенька к непосредственно изобразительной деятельности. Обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение – основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческой активности. В процессе игры малыш лучше понимает смысл изобразительной деятельности, с интересом ищет содержание в своих бесформенных линиях. Именно это и становится главным двигателем, стимулом самостоятельных действий с изобразительными материалами.
Наступает очень важный момент: впервые появляется цель, поставленная самим ребёнком: “ Яблочко. Нарисую ещё”. Это свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла).
Итак, основным “ изобразительным” занятием ребёнка в возрасте до двух лет является игра с художественными материалами. Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творческой активности. Кроха познаёт всё,что его окружает в первую очередь чувственно: запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если малыш чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит результаты собственной деятельности.
Источник