Индивидуальное развитие ребенка в коллективе

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка что дальше

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Воспитание ребенка в коллективе – важнейшие условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе  положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнедеятельности. Только  в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников: считаться с интересами других, желание оказать им помощь, вместе с ними сопереживать, радоваться их успехам, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием, которого дети становятся более организованными, более сердечными.

При формирование детского коллектива, воспитание у детей чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу необходимо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа — это дети с положительными проявлениями – отзывчивые, пользующиеся авторитетом у детей. Её можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских связей воспитанников и положительных сторон коллектива в целом.

Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания  «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся, замкнуто, не учувствуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой  группе относятся и те дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требует к себе особого внимания и помощи.

Бывают и также дети, которые стараются подметить недостатки у  своих друзей и  «возвысить» свои личные достоинства.

Общие черты, которые служат критерием распределением детей на группы, не служат характеристикой для каждого ребенка, так как у каждого ребенка есть свои индивидуальные проявления, наряду с положительными чертами  у ребенка могут быть и отрицательные проявления.

Коля – обладает хорошими трудовыми навыками, способен к пению и танцам, но с детьми груб и заносчив. Когда не видит воспитателя, может ударить более слабого, при педагоге он исполнителен внимателен.

Саша – отрицательно относится к коллективу, к сверстникам. Он некогда не дерется, но оскорбляет детей.

Паша – хороший организатор игр, всегда выполняет поручения на «хорошо» и «отлично», но очень шаловливый.

Витя – всегда внимателен к детям, пользуется доверием и любовью детей.

Для работы с детьми воспитатель намечает определенные задачи. Застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу, опираясь на «актив», обязательно обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей. Детей второй группы педагог помогает влиться в «актив».

Немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, воспитатель, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь к коллективу, в решение это задачи велика роль индивидуального подхода.

При проведении и организации любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. Работа должна быть интересной по своей форме и содержанию, а время проведения – недолговременным, чтобы это не было в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, интересов, желаний. Индивидуальные беседы, занятия, дидактические игры, чтение сказок вносится в общем плане работы необходимо указать, с кем и что намечается провести, воспитатель должен записать какая работа была проведена, полученные результаты и последующие мероприятия.

Индивидуальную работу необходимо проводить с теми детьми, которые более всего в это нуждаются.

В качестве примера работа, которая проводилась воспитателем с мальчиком.

Ребенок имел некоторые отклонения в осанке: сутулился, голова почти всегда опущена, шаркал ногами при ходьбе. Мальчик рос молчаливым, замкнутым, нелюдимым. При посещении семьи выяснилось, что условия быта хорошие, но родители мало заботятся о сыне, не оказывают ему должного внимания. В семье трое детей он старший и вся родительская любовь и внимание сконцентрирована на младших. Мальчик был предоставлен сам себе.

Читайте также:  Детские центры развития ребенка в симферополе

Необходимо было приобщить ребенка к коллективу, привлечь к  участию в играх и работе на занятиях.  

Для этого необходимо самому воспитателю установить доброжелательные, дружеские отношения с ребенком, вызвать у него доверие. Индивидуальные формы  общения с мальчиком являются тем «мостиком», который помогает ввести его в коллектив.

В результате наблюдений было замечено, ребенок аккуратен, всегда моет руки без напоминания, любит рассматривать иллюстрации в книгах, собирать пазлы. Речь монотонная и говорит очень тихо.

На индивидуальных занятиях мальчик оживился, его лицо теряло выражения безразличия. При дальнейшей работе с ребенком воспитатель договорился с родителями, чтобы они почаще с ним беседовали, читали книги, играли в игры.

Плодотворная работа педагога и родителей принесла положительный результат, мальчик стал  работать на занятиях, участвовать в играх с детьми, особенно стали, нравиться сюжетно — ролевые игры. Дети постепенно изменили к нему отношение.  

Индивидуальные занятия можно считать одной из самых важных форм осуществления индивидуального подхода к детям, эта работа должна проводиться систематически. Дети любят такие занятия, боятся, чтобы про них не забыли, и сами напоминают, что им пора заниматься.

Проводя индивидуальную работу с ребенком, могут  участвовать и другие дети, они радуются успехам своего друга, огорчаются при неудачах, сопереживают ему. Эти общие переживания очень важны в воспитании чувства коллективизма, дружбы. Ценность этих качеств неоднократно подчеркивала

 Н. К. Крупская « с самих ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Так же проводятся и не запланированные индивидуальные задания, например, что бы закрепить у отдельных детей новые знания, умения и навыки или поддержать интерес.

Карина — умела придумывать интересные и сложные для детей задачки. Общие занятия по счету не удовлетворяют ее полностью. После занятий, на прогулке можно водить, как около Карины и воспитателя собираются дети и все вместе они обсуждают и решают придуманные девочкой задачи.

Большое воздействие на поведение ребенка влияет общественное мнение, оно помогает вырабатывать у них согласованные действия.

Степан с первых же день неохотно оставался в школе. Свое недовольство выражал тем, что падал на пал, стучал ногами, кричал и никого не признавал.

В беседе с родителями выяснилось, что такое поведение ребенка привычное. Мальчик очень болезненный и его нельзя волновать.

Ни  уговори педагога — ни чего не привлекало внимание Степана. И тогда педагог обратился за помощью к детям. Когда внеочередной раз Степан лежал на полу и кричал, воспитатель организовал игру «Кот  и мыши» и предупредил если Степан останется лежать на полу, то кот может поймать и эту мышку. Степан прислушался, перестал кричать, но как только кот приблизился к нему, он не выдержал, вскочил и убежал в сторону.

На следующий день мальчик снова пытался капризничать. Воспитатель опять организовал игру. Степан сам встал, отошел в сторону и стал наблюдать за игрой. Дети пригласили его поиграть вместе. Он не согласился, но не перестал наблюдать за детьми. А через несколько дней Степан уже и сам играл вместе с детьми.    

В течение дня воспитатель должен найти возможность для общения с каждым ребенком, это общение может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем очень нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, пробелы на занятиях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы при формировании детского коллектива могут оказывать психолог, социальный педагог.

Список литературы

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. Москва, 1968
  2. Николаев Л.Н. Воспитывать человека. Москва, 1979
  3. Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. Москва, 1976
  4. Чечет В.Г. Умеем ли мы общаться с детьми? Минск, 1983
  5. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. Москва, 1972

Источник

Лилия Сухань
Индивидуальный подход при формировании детского коллектива.

Как известно, все дети разные, у каждого есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Как же подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия? Ведь от того как педагог сможет найти общий язык со своим воспитанником зависит успешное решение всех педагогических задач, которые стоят перед ним и достигнуть наилучших результатов в воспитании отдельной личности и создании хорошего детского коллектива. Одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности является индивидуальный подход.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Читайте также:  Замедленное развитие тазобедренного сустава у ребенка

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Воспитание ребёнка в коллективе – важное условие всестороннего развития его личности. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников,устанавливать дружеские отношения со сверстниками: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

При формировании детского коллектива, воспитании у детей чувства дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу надо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.

В результате наблюдений за детьми в играх, на занятиях, а также на основе знакомства с условиями семейного воспитания можно выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у сверстников. Её можно определить как «актив», на который может опираться педагог в целях развития дружеских отношений в коллективе.

Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания первой группы сверстников, но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе относятся дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особенного внимания и помощи.

Для работы с каждой из групп педагог намечает задачи:

— для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

— для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

— для развития умения детей работать в группе сверстников,

— для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Для решения этих задач велика роль индивидуального подхода.

При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы это было не в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив.

В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. В первую очередь следует уделить внимание детям,которые остро в нем нуждаются: робкие, неуверенные, имеющие пробелы в знаниях.

Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы может оказать педагог-психолог, который может предложить систему индивидуальныхкоррекционных игр и упражнений для детей:

I этап – «общение без слов»: игры с использованием мимики, выражения глаз, лица и т. д.

II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».

III этап – «согласованность движений»: игры «Лепим скульптуру», «Составь фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями сверстников при выполнении каких – либо заданий.

IV этап – «общие переживания»: игры, направленные на переживание общих эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.

V этап – «взаимопомощь в игре»: игры, требующие проявлений сопереживания, взаимопомощи, дающие детям возможность помочь и поддержать сверстников (например, игра «Живые куклы»).

VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить ребенка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания, дети не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов»).

VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения. Дети должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в формирование дружного коллектива, в активную деятельность в течение дня.

Источник