Из опыта работы развития успешности ребенка

Из опыта работы развития успешности ребенка thumbnail

Ольга Суханова
Опыт работы «Успех каждого ребенка»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы говорим об успешности каждого ребенка. Что же такое успех? Общепринято считать, что успех – это достижение поставленных целей. Как же нам сделать каждого ребенка успешным? В этом нам помогает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который ставит перед нами задачу – создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. И федеральный нацпроект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием, обновления содержания и методов дополнительного образования детей.

Каков он путь к успеху? Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире много необычного. Он впитывает сведения об окружающем мире, у него появляется чувство уверенности, оптимистический взгляд но свое будущее. Ни один ребенок не приходит в мир неудачником. Лишь мы с Вами, его окружение, люди, которые находимся первые годы жизни рядом с ним, можем сделать из него неудачника. Мы должны не допустить этого, потому что в дошкольном возрасте зарождаются те семена, которые дадут плоды. А какими будут эти плоды — зависит от нас с вами. Именно мы — педагоги должны помочь детям найти себя, определиться с выбором, подсказать, направить, дать ту точку опоры, от которой надо оттолкнуться. Мы должны поддерживать детскую инициативу. Надо научить детей добиваться поставленных целей, решать сложные задачи, стремиться к успеху. Давая положительную оценку достижениям детей – мы даем им крылья, для новых начинаний и поисков. Ведь успех подобен полету птицы, расправившей свои крылья и парящей над землей.

Вспомните, как в известном фильме «Доживем до понедельника» старшеклассники писали сочинение «Что такое счастье» и как жестоко поступил с ребятами педагог. Ученики открылись ему, доверились, рассказав о самом сокровенном, а он подверг критике их суждения, тем самым «обрезав им крылья». Как много известных и талантливых людей были гонимы учителями, неуспеваемость по нескольким предметам, ставила клеймо на их учебе, не давала развиваться их творчеству. Это и мой земляк М. М. Пришвин, всеми известные А. А. Пушкин, и Людвиг Ван Бетховен, и Альбер Эйнштейн. Возможно, что их открытия, музыкальные или литературные произведения мир оценил бы раньше, а, может, мы даже что-то потеряли. А настоящий, мыслящий, думающий о судьбах детей педагог должен быть открытым для воспитанника, видеть в нем личность, признавать ее неповторимость, уважать его мысли и чувства, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество. Нужно бережнее относиться к душам детей, к их мыслям и желаниям. Необходимо находить в каждом ребенке частичку таланта и творчества – и развивать ее, отдаваясь этому полностью.

Опираясь на личный опыт могу сказать, что ребенок, получивший положительную оценку и похвалу — занимается с желанием и проявляет интерес, стремясь опять же к признанию. Сам того не замечая он приобретает опыт и новые знания. Ребенок, не получающий положительный отклик со стороны педагога, может закрыться от всех,и придерживаться такой точки зрения: «главное, чтобы меня не трогали, не ругали, главное сделать не хуже остальных». Если ребенокне будет пробовать что-то новое: будь то спорт, творчество, научные, исследовательские, технические кружки – он никогда не узнает, что ему интересно, что ему нужно, где он может проявить себя и добиться успеха. Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому необходимо поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях и помогать ему поверить в свои силы. Как говорят «только успех рождает успех».

Необходимо создавать те условия и те ситуации, в которых ребенок будет добиваться успехов. Это возможно только в тесном контакте с родителями воспитанников. Педагоги и родители — это единая движущая сила, помогающая семени прорасти — напитаться необходимыми способностями и знаниями, выпустить первые листочки – добиться первых успехов, зацвести — раскрыться таланту.

Открыть талант и развить стремления детей нам помогает индивидуализация обучения, дополнительное образование, которые помогают детям раскрыться в полную силу, и добиться успеха. В нашем ДОУ есть дополнительное образования по разным направлениям,дети с большим желаниям посещают кружки: «Юный художник», «Степ-аэробика», «Веселые музыканты» и другие кружки, способствующие социальному, творческому, физическому и умственному развитию. Ребенок становится участником различных конкурсов, праздников, спортивных состязаний, выставок, встреч с интересными людьми, что так же способствует формированию уверенности в своих возможностях.

В нашем ДОУ воспитывается много ребят, у которых много интересов, способностей и все они разные и неповторимые. А некоторые уже проявили себя в спорте, в творчестве.

И выпускники нашего ДОУ так же нас радуют своими успехами. Они являются не только студентами Елецкого Государственного Университета, но и московских вузов. Многие занимают престижные должности, они успешны в творчестве и спорте, а также являются достойными гражданами нашего города. Выпускники всегда вспоминают наш детский сад с теплотой, часто приходят в гости и делятся своими успехами.

Пусть наши воспитанники расправляют свои крылья за спиной, добиваясь успеха и делая наш мир лучше!

Источник

Сообщение из опыта работы

«Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе»

Читайте также:  Воронеж детские центры развития ребенка

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель -создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.

В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.

Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.

В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.

Область чувств и переживаний человека не терпит грубых внешних воздействий. Особенно это относится к детям. Отличительной особенностью их внутреннего мира является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка радость, а небрежное, равнодушное, суровое отношение к ребенку может нанести ему психическую травму.

От такого рода травм не застрахованы и взрослые. Своего рода защитой от различных отрицательных воздействий со стороны окружающих для человека является уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Уверенные в себе люди считают, что добиться успеха в жизни они могут благодаря собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других, мнение, доверять себе, своим чувствам.

Уверенность в себе опирается на реалистическую, адекватную самооценку.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.

Представление ребенка о себе также может быть нереалистичным, приукрашенным. Такие дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по силам.

Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.

Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т.д. Различия могут быть не только внешними, но и внутренними, например, различия во вкусах, мнениях.

Таким образом, уверенность в себе определяется положительным самовосприятием ребенка, то есть принятием себя таким, какой он есть. Однако, выделение и осознание своего «Я», проявление индивидуальности не должны заключаться лишь в стремлении заявить и отстоять себя любым способом, заставляя других считаться только с собственным настроением, желаниями. Параллельно в детях необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других людей.

Уверенность в себепредполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха. Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.

Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.

Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которые обеспечиваются благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.

Высокая самооценка подкрепляетсяуспешностью в обучении, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня — педагога он важен и значим. Этому способствуют созданные условия в предметно-развивающей среде: дневники достижений «Я все умею, все смогу!», портфолио на каждого ребенка, экран «Полный вперед!» в котором фиксируются продвижения ребенка, «Панорама добрых дел», стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

Читайте также:  Тема родительского собрания интеллектуальное развитие ребенка

Групповая среда для моих дошкольников организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. При ее создании ориентируюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение».Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе создан свой стиль жизни. Традиционными стали: «Утренние встречи», «Сладкие вечера», групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.

В нашем детском саду создана постоянно действующая выставка «Мир глазами детей», в холле оформлен стенд «Идет тематическая неделя», на котором периодически, согласно тематике недели, размещаю продукты детско-родительского творчества своих воспитанников.

ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка. Участие в городских конкурсах «Жемчужина Сибири», «Лето, солнышко и я», интеллектуальном турнире, конкурс новогодней игрушки для главной елки города; групповые праздники «Под солнышком подсолнушки», «В гости к лесным жителям», «Сладкий вечер с Лунтиком» и др., Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми,- развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяет демонстрировать каждому воспитаннику свою индивидуальность и творчество: мастерская «Умелые руки не знают скуки», в которой дети развивают творческие способности средствами ручного труда.

Совместно с родителями открываю перед детьми в окружающем мире не только удивительные моменты в сборе коллекций, но и тем самым создаю для воспитанников ситуации успеха («Марья — искусница», «Cувениры о Братске», «Дары сибирской тайги», «Полезные ископаемые», «Мамина коллекция»), оформлении мини-музеев («деревенское подворье», «заповедные уголки моего края», «любимые книги моей семьи»), организацию совместных проектов («Чудеса из коробок», «Театральная планета», «И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки», «Бусы расчудесные», «Помоги птицам», «Чудо дерево», «Город будущего», «Вода на земле», «Сбережем природу родного края», «Матрешка», «Под солнышком подсолнушки», «Традиции моей семьи», «Будем здоровыми!»), групповых традициях («Cладкие вечера», «Утро радостных встреч», «Подведение итога дня»), посещение музеев, организация выставок («Осенние фантазии», «Умелые руки не знают скуки», «Подарок для деда Мороза и Снегурочки», «Пасхальное яичко», «Театр своими руками и др.), КВН («Мисс мама», «Мой папа самый сильный и смелый»), совместных занятий («Чудеса из оригами», «Бабушкин туесок», «Играем вместе мамой»).

Насыщенная событиями жизнь для моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области
им. Л.Г. Венедиктовой «Структурное подразделение МДОУ д/с №8»

РМО старших воспитателей

Доклад из опыта работы  Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного  возраста в рамках проекта
«Успех каждого ребенка»

Подготовила:
старший  воспитатель
Павлова  Елена  Борисовна

г.Маркс 30.09.2020

Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного  возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»

«В душе каждого  ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть  умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский.

 Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы  образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей, а так же раскрытие талантов и интересов воспитанников.

Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех даёт уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями.  Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

Помочь ребёнку реализовать себя помогает, созданная в нашем саду, вариативная часть образовательной программы.

Цель которой:

  1. Раскрытие и развитие способностей и талантов у воспитанников ДОУ.
  2. Предоставление каждому ребенку права выбора.
  3. Применение современных образовательных технологий.
  4. Обеспечение качественного сопровождения реализации образовательной программы.

         Задача педагогического коллектива ДОУ  по реализации данного нацпроекта  заключается в  создании  ситуации успеха для отдельно взятой личности и  детского коллектива в целом.

Ситуация  успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка в 7месяцев

Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха  направлена на:

• создание комфортности для ребенка

• погружение каждого ребенка в творческий процесс,

• опору на внутреннюю мотивацию,

 • постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

• вариативность,

• индивидуальный подход,

комплексное развитие всех психических процессов

На протяжении многих лет в нашем саду формировалась целая система образования, которая дает возможность построения индивидуальной траектории образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на успех.

На сегодняшний день вариативная часть образования в детском саду реализует три  направления.

1. Спортивно – оздоровительное
2.  Духовно-нравственное и общекультурное
3.  Вокально-хоровое  творчество

  1. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники, соревнования, шахматы, организация студии эстрадного танца «Улыбка».

Хочется отметить работу Студии эстрадного танца «Улыбка» с 2015 года, руководитель  Ф.И.О (руководитель физического воспитания)

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Занятия хореографией  сориентированы на работу с детьми от среднего до подготовительного к школе возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных, учитываются желания детей и родителей. Занятия проходят раз в неделю, у каждой группы. Отчеты по работе в студии эстрадного танца «Улыбка» проходят в виде открытых выступлений на мероприятиях ДОУ, конкурсах, концертах как в детском саду, так и на муниципальном уровне, коллектив приглашают на открытие олимпийских игр, в настоящее время в студии задействовано 30 детей.

Данная работа не проходит безрезультатно многие дети после этого поступают в  центр внешкольной работы Гимнастика, Хореография, Цирк арт алле.

Воспитанники ежегодно принимают участие в городских соревнованиях, занимают призовые места,

п/п

Название конкурса

Сведения об организаторе, учредителе

Результат (статус)

2

Фестиваль детского творчества «Росинка-2016»

Оргкомитет ,г.Маркс, май  2016г

Диплом. Лауреат  2 степени

3

Муниципальный фестивале –конкурс детского творчества «Росинка-2017год»

Начальник методического отдела

Комитета образования АММР Т.А.Коробко  2017год.

Грамота- 1 место
Грамота-2 место

4

Муниципальный фестивале –конкурс детского творчества «Росинка-2018 год»
«Росинка -19 год»

Сертификат
участника

Выступление на родительских собраниях

Благодарность

Выступление на Олимпийских районных играх

Благодарность

2020 год Видео отчёт перед родителями «Итоговое занятие»

  1. Духовно-нравственное и общекультурное направление Основы православной культуры, реализуется через программу «Россия моя православная».

Цель, которой  развитие, формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет, 4 года обучения. Количество часов занятий в неделю – 1 час (1 занятие продолжительностью от 10 до 30 минут). В год — 32 часа.

 Для реализации программы мы используем следующие методы:

наглядно-действенный;

словесно-образный;

практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

—  показа сказок педагогами, детьми;

—  чтения педагогом рассказов с показом демонстрационного материала;

— рассматривания икон, предметов, книжных иллюстраций, репродукций картин;

—  проведения дидактических, музыкально-дидактических игр;

—  наблюдений;

—  экскурсий по городу, целевых прогулок;

—  воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

—  чтения литературных произведений;

— чтения сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

—  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

—  ответов на вопросы педагога, детей;

— проведения разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением и др.);

—  сообщения дополнительного материала воспитателем;

—  загадывания и отгадывания загадок;

—  рассматривания наглядного материала;

—  рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется при:

— организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлиемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.);

—  проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка») и др.;

—       изготовление кукол к сказкам;

—  совместной деятельности воспитателя с детьми при изготовлении наглядных пособий для непосредственно образовательной деятельности.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

В группах оформлены православные уголки для детей, организован мини-музей «Русская изба», в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники, содержит православную литературу для детей: раскраски, православные календари для детей, консультативный материал для родителей (О православных праздниках и семейных традициях, библиотека, семейные альбомы, составлены генеологические древа).

Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания:

Пальчиковые игры, ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и поговорки. Изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой.

  1. Вокально-хоровое  творчество.

Наблюдая за детьми в ДОУ, мы заметили, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная  активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы,  которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 30 минут, с детьми подготовительного и среднего возраста.

Формы работы:

Работа над дыханием:- звуковые дыхательные упражнения

Речевые игры

Артикуляционная гимнастика

Звукообразование

Разучивание песен

Пальчиковые игры

Логоритмические упражнения

Музыкальные игры

Воспитанники ежегодно принимают участие в городских конкурсах, занимают призовые места, коллектив приглашают участвовать в концертных программах, на городском уровне ( Дню Победы «Слава Ветеранам!»2018 г.)

Детский сад  создаёт равные возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

Источник