Ивл ребенку до 1 года

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1.     Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2.     Положите малыша на спину;

3.     Позовите кого-нибудь на помощь;

4.     Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5.     Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6.    Проверьте наличие пульса в течение 5 – 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

     7.     При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

— частота не менее 100 в 1 мин.;

— глубина 2 – 3 см;

— соотношение толчков на грудину и вдуваний – 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8.     После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей — кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1.    Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3.     Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4.     Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5.     Выполняйте 1 – 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6.     Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7.     Осмотрите рот пострадавшего:

— если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

— если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
— после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

        Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

        Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

        Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

— у новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

— у детей 4-6 месяцев – 35-40

— у детей 7 месяцев – 35-30

— у детей 2-4 лет – 30-25

— у детей 4-6 лет – около25

— у детей 6-12 лет – 22-20

— у детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Читайте также:  Минск дом ребенка 1 год

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

— у новорожденных – 140

— у детей 6 месяцев – 130-135

— у детей 1 года – 120-125

— у детей 2 лет  – 110-115

— у детей 3 лет  – 105-110

— у детей 4 лет  – 100-105

— у детей 5 лет  – 100

— у детей 6 лет  – 90-95

— у детей 7 лет  – 85-90

— у детей 8-9 лет  – 80-85

— у детей 10-12 лет  – 80

— у детей 13-15лет  – 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

презентация

Источник

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир  Mishnah Sanhedrin 

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics. 

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу предостановки, что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы. 

Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2). 

Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3). 

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4). 

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций: 

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка; 
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей. 

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно. 

Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1). 

  Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.  Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца.  У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5) 

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6). 

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание.   Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7). 

Читайте также:  Сколько может держаться температура на зубы ребенку 1 год

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8). 

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.  Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях.  У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9) 

, т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии.  У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10). 

  Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции.  Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца:  – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11); 

  – охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий.  Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2). 

Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12). 

  Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2).  Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений. 

Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно. 

Читайте другие статьи по оказанию помощи детям в различных ситуациях

Источник

Непрямой массаж сердца

Массаж сердца — механическое воздействие на сердце после его остановки с целью восстановления деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца. Показаниями к массажу сердца являются все случаи его остановки.

Признаки внезапной остановки сердца — резкая бледность, потеря сознания, исчезновение пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или появление редких. судорожных вдохов, расширение зрачков.

Массаж сердца следует выполнять до восстановления самостоятельной сердечной деятельности, признаками которой являются появление пульсации на сонных или лучевых артериях, уменьшение синюшной или бледной окраски кожи, сужение зрачков и повышение артериального давления.

Схема действий реаниматора(для взрослого человека):

1. Надо уложить пострадавшего на жесткую поверхность (пол, землю). Массаж на мягком основании не только неэффективен, но и опасен; можно разорвать печень!

2. Запрокинуть ему голову назад, очистить полость рта, устранить западание языка

3. Освободить грудную клетку от одежды

4. Следует встать сбоку от пострадавшего, нащупать пальцами углубление на нижнем крае грудной клетки, отмерить 2 пальца от этого места и выше положить основание ладони руки перпендикулярно грудной клетке, сверху положить вторую руку. При этом не касаться пальцами грудной клетки. Руки должны быть прямыми, а не согнутыми в локтях. Следует использовать не только силу рук, но и тяжесть тела.

5. При проведении надавливаний плечи спасателя должны находится над его ладонями; надавливания на грудину проводятся на глубину 3-5 см; за 10 секунд следует делать приблизительно 10-15 надавливаний (60-80 надавливаний в минуту). Надавливать надо резкими движениями, помогая при этом всей тяжестью тела.

Читайте также:  Ребенку 1 год увеличена манту

6. Следует чередовать 10-15 надавливаний на грудную клетку с 2 вдуваниями «изо рта в рот» или «изо рта в нос»

Если реаниматоров двое, то один делает непрямой массаж сердца, а второй искусственное дыхание с очередностью 5 надавливаний — 1 вдувание.

Особенности непрямого массажа у детей:

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину одним — двумя пальцами.

Для этого спасатель укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает ребенка так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их — на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладывает под спину. Детям в возрасте старше 1 года и до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим — обеими кистями (как взрослым). Во время массажа грудная клетка должна пригибаться на 1,0-1,5 см у новорожденных, на 2,0-2,5 см — у детей 1-12 мес., на 3-4 см — у детей старше 1 года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 мин должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которая составляет:

· у новорожденного 140,

· у детей до 1года – 120-130,

· 2-7 лет– 90-115,

· 7-13 лет – 80-90,

· 13-15 лет – 75,

· у взрослого – 60-70 ударов в минуту.

Противопоказания

Реанимационные мероприятия не проводятся в следующих случаях:

· черепно-мозговая травма с повреждением головного мозга (травма несовместимая с жизнью)

· перелом грудины (в данном случае при проведении массажа сердца произойдет травма сердца отломками грудины); поэтому, перед проведением реанимации следует аккуратно прощупать грудину

Непрямой массаж сердца — простая и эффективная мера, позволяющая спасти жизнь пострадавшим, применяется в порядке первой помощи. Успех, достигнутый при непрямом массаже, определяется по сужению зрачков, появлению самостоятельного пульса и дыхания. Этот массаж должен проводиться до прибытия врача.

Искусственное дыхание

В настоящее время наиболее эффективными методами искусственного дыхания признаны вдувание изо рта в рот и изо рта в нос. Спасатель с силой выдыхает воздух из своих легких в легкие больного, временно становясь «респиратором». Конечно, это не тот свежий воздух с 21% кислорода, которым мы дышим. Однако, как показали исследования реаниматологов, в воздухе, который выдыхает здоровый человек, еще содержится 16—17% кислорода, что достаточно для проведения полноценного искусственного дыхания, тем более в экстремальных условиях.

ТЕХНИКА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ

1. Положите пострадавшего на спину.

2. Расстегните или снимите стесняющую тело одежду.

3. Освободите полость рта от рвотных масс, песка, слизи.

4. Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад.

5. Выведите вперёд нижнюю челюсть пострадавшего.

6. Сделайте глубокий вдох и выдохните в рот пострадавшего через платок или марлю (предварительно сделав отверстие 2-3см).

7. При этом зажмите нос пострадавшего.

8. При выдыхании воздуха в нос пострадавшего плотно закройте ему рот.

ВАЖНО!

1. Взрослым вдувайте воздух 12-15 раз в минуту.

2. Детям вдувайте воздух 20-30 раз в минуту.

3. Маленьким детям вдувайте воздух одновременно в рот и в нос в небольшом объёме.

4. Выполняйте указанные действия до восстановления самостоятельного ритмичного дыхания.

Особенности искусственного дыхания у детей.

Для восстановления дыхания у детей до 1 года искусственную вентиляцию легких осуществляют по методу изо рта в рот и нос, у детей старше 1 года — по методу изо рта в рот. Оба метода проводятся в положении ребенка на спине, детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (сложенное одеяло) или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка запрокидывают. Оказывающий помощь делает вдох (неглубокий!), герметично охватывает ртом рот и нос ребенка или (у детей старше 1 года) только рот, и вдувает в дыхательные пути ребенка воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем младше ребенок. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка. Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которая с возрастом уменьшается. В среднем частота дыханий в 1 минуту составляет:

у новорожденных и детей до 6 мес. жизни — 40, от 6 мес. до 2 лет — 40—30,  в 2—4 года — 30—25,  в 4—12 лет — 20-25, в 12—15 лет — 20—18.

Источник