История развития недоношенного ребенка

История развития недоношенного ребенка thumbnail

Каких новорождённых считают рожденными раньше срока, в чём особенности их развития и как ухаживать за такими детьми — в материале «Дэйли Бэби».

Какие дети считаются недоношенными

Сегодня недоношенным считают младенца, родившегося с 22 по 37 неделю беременности. Есть такое понятие, как критерий живорождённости. Россия перешла на критерии, утверждённые Всемирной организацией здравоохранения в 2012 году.

Недоношенный новорождённый ребёнок по этим параметрам — это младенец от 500 граммов и от 25 сантиметров, появившийся на свет на сроке от 22-й недели гестации. Если малыш с такими показателями выжил, его регистрируют и выхаживают. В мире каждый год рождаются 5-10% таких детей от общего числа новорождённых. Недоношенность ребёнка в современном мире — не приговор, поскольку сегодня есть все условия для выхаживания «ранних» детей.

Степени недоношенности

Выделяют четыре степени:

  • Первая степень — роды происходят на сроке 36-37 недель беременности. Ребёнок весит при рождении 2001-2500 граммов, его рост — 41-45 сантиметров;
  • Вторая степень — роды на 32-35 неделе гестации, масса тела ребёнка при рождении — 1501-2000 граммов, рост — 36-40 сантиметров;
  • Третья степень — роды на 28-31 неделе, вес новорождённого составляет 1001-1500 граммов, рост — 30-35 сантиметров;
  • Четвёртая степень — роды происходят ранее 28 недель гестации. Младенец при рождении весит меньше килограмма, длина тела — менее 30 сантиметров. Таких новорождённых называют «недоношенными с экстремально низкой массой тела».

История развития недоношенного ребенка

Признаки недоношенности

Помимо веса и роста, у таких малышей наблюдается непропорциональность телосложения, открытый родничок на затылке, пониженный мышечный тонус, низкое расположение пупка, неразвитость ногтей и более красная кожа, чем у доношенных детей. К последствиям относят также нарушение дыхания, анемию, проблемы с желудочно-кишечным трактом и зрением.

Недоношенные дети: последствия 

Однако совсем не обязательно, что все сложности, перечисленные выше, коснутся ребёнка. Кроме того, грамотный медицинский контроль и забота родителей творят чудеса. Многие справляются со всеми трудностями и в дальнейшем живут полноценно.

Недоношенность — это не всегда история о болезнях и слабости. Так, известно, что раньше срока родились такие знаменитости, как художник Леонардо да Винчи, император и полководец Наполеон Бонапарт, учёный Альберт Энштейн и один из основателей классической физики Исаак Ньютон.

История развития недоношенного ребенка

Недоношенные дети: развитие

Развитие такого новорождённого, безусловно, имеет свои особенности. Но, в большинстве случаев, эти дети спустя время «догоняют» доношенных сверстников в развитии и в дальнейшем ничем не отличаются от них.

Наталья Зоткина, учредитель и директор благотворительного фонда помощи недоношенным детям «Право на чудо»:

— Около 80% «ранних» детей к 2-3 годам догоняют своих сверстников в развитии. Однако 20% малышей находятся в группе риска по различным заболеваниям. Моя дочь родилась на 27 неделе с весом 1 килограмм, и у неё ДЦП. Она учится в обычной школе вместе со всеми, хотя и передвигается на инвалидной коляске. В то же время, знаю детей с таким же весом и рождённых на таком же сроке, у которых всё отлично со здоровьем и нет никаких патологий. Всё очень индивидуально. Наш фонд всегда подчёркивает: каждая история уникальна. Нельзя сравнивать одного недоношенного младенца с другим. 

Развитие недоношенных детей по месяцам

Только родившиеся раньше срока дети, как правило, нуждаются в специальных условиях и постоянном присмотре врачей. Часто таких малышей кормят через пищевой зонд и поддерживают их дыхание через искусственную подачу кислорода.

Недоношенному ребёнку месяц: в это время у него могут полностью отсутствовать врождённые рефлексы. Вес в этот период младенец набирает очень слабо.

На втором месяце такие дети уже начинают прибавлять в весе, но они по-прежнему очень слабы: быстро устают и, в основном, спят. На третьем месяце малыш уже приобретает рефлексы, реакцию на звук и даже мимику.

К 6 месяцам ребёнок, при хорошем раскладе, увеличивает вес примерно в три раза. Малыши с первой степенью к этому времени уже могут ничем не отличаться от рождённых в срок сверстников.

Недоношенные дети: развитие до года

К году дети уже, как правило, полностью «выравниваются» в развитии — как физическом, так и психоэмоциональном. Развитие недоношенного ребёнка во многом зависит от ухода и ответственного отношения родителей к рекомендациям врачей.

Выхаживание недоношенных детей

Этапы выхаживания недоношенных детей

Первый этап выхаживания — это уход и присмотр медперсоналом в роддоме. В крупных перинатальных центрах есть специальная реанимация для таких новорождённых. На этом этапе важно, чтобы малыш не переохладился, поэтому врачи прикасаются к нему только тёплыми руками, заворачивают в подогретые пелёнки, и даже пеленальный столик предварительно подогревается.

Второй этап — это выхаживание малыша в отделении патологии больницы. В современных отделениях мамы могут находиться вместе с детьми. Ребёнка каждый день взвешивают, измеряют рост и окружность головы. Как только новорождённый достигает в весе заветных двух килограммов, его выписывают домой. Если же есть какие-то отклонения в здоровье, малыша оставляют в отделении патологии до полного выздоровления.

И, наконец, этап третий: наблюдение на дому. Врач и медсестра детской поликлиники должны осмотреть ребёнка в первые сутки после выписки. Затем медики будут периодически навещать младенца, следить за его состоянием и развитием и давать рекомендации по уходу родителям. Влажность около 70%, комфортная температура 20-22С, проветривание помещения, подогретая примерно до 39С вода для купания: всего этого требуют недоношенные дети. Этапы выхаживания включают в себя, прежде всего, медицинский контроль и особое, внимательное отношение мамы и папы к ребёнку.

Выхаживание недоношенных детей

Уход за недоношенным ребёнком в роддоме начинается обычно с помещения малыша в специальный «инкубатор» с заданными температурой и влажностью воздуха. Здесь младенец растёт в условиях, максимально приближенных к внутриутробным. Его ежедневно взвешивают. Родители могут разговаривать с малышом и держать его за руку, а позже, когда он окрепнет, брать на руки и прижимать к себе. Доказано, что это положительно влияет на нервно-психическое развитие ребёнка.

После того, как недоношенный младенец набрал жизненно важные для него граммы, врачи, наконец, могут выписать их с мамой домой.

Дома также важно поддерживать правильный уход за ребёнком. Родителям рекомендуют проводить для малыша специальную гимнастику и массаж. Массаж на этом этапе, как правило, важная составляющая ухода: можно прибегнуть к услугам профессионала, но лучше, чтобы специалист приходил к вам сам, и все манипуляции происходили в привычных домашних условиях. Иммунитет у ранних детей первое время очень слабый, поэтому стоит перестраховаться.

Новорождённого нужно выкладывать на живот: это укрепит его мышцы затылка, конечностей, живота и спины. Важно закаливать младенца: устраивать ему «воздушные ванны» и каждый день купать, но температура воды должна быть не ниже 37 градусов.

Питание недоношенного ребёнка не должно строиться по принципу: чем больше малыш ест, тем лучше, ведь он быстрее наберёт вес. В то же время перекармливание таких детей — частая ошибка родителей. Пищеварительная система ранних малышей развита недостаточно хорошо, так же, как и важный для ребёнка сосательный рефлекс. Поэтому кормить лучше чаще, но небольшими порциями, чтобы не перегружать пищеварение. Лучшим питанием для ребёнка, рожденного раньше срока, а будет материнское молоко. Но, если по каким-то причинам естественное кормление невозможно, врач поможет родителям подобрать специальную искусственную смесь.

Бесплатная горячая линия для семей с недоношенными детьми

В России работает единственная в стране специализированная бесплатная горячая линия поддержки семей с недоношенными детьми. Звонки принимают квалифицированные психологи, прошедшие специальную подготовку, а также врач-неонатолог. По мере необходимости для консультаций подключаются и другие профильные специалисты.

Читайте также:  Развитие личностной сферы ребенка дошкольного возраста

Приём звонков открыт бесплатно по номеру 8 (800) 555-29-24, горячая линия работает круглосуточно 7 дней в неделю, консультации также ведутся через чат онлайн на сайте фонда «Право на чудо».

Спецпроект «Рожденные раньше срока: истории и факты о недоношенных детях»

  • Угроза преждевременных родов по неделям: причины и признаки
  • Родить раньше срока и научиться жить заново. История одной мамы
  • Одежда для кукол и «золотой час»: 8 фактов о недоношенных детях
  • «Общение с близкими и их забота — главный источник здоровья для недоношенного ребёнка». Интервью с врачом-реабилитологом
  • «И питание, и лекарство». Грудное вскармливание недоношенных детей

Все материалы спецпроекта

История развития недоношенного ребенка

Источник

Счастье - быть мамой!Счастье — быть мамой!

Сегодня в гостях  у нас в гостях мама Аня, которая поделилась с нами своей невероятной историей планирования, рождения и борьбой за жизнь своего недоношенного ребенка, борьбой за право быть счастливой мамочкой.

Планирование беременности «на костылях»

Накануне того лета я сломала ногу. Срасталась кость долго, тем более что я диабетик.

Каждый мой поход в поликлинику за инсулином заканчивался таким  диалогом с врачом-эндокринологом «Здравствуйте!…Пора беременеть!» Моя врач очень-очень настаивала. Но и мы с мужем были не против.

На удивление мои сахара были в идеальном состоянии, а значит пришло то время, когда пора. Но беременеть сразу после того, как сняли гипс, мне было немного страшновато.

Беременность с патологией

Две полоски на тесте не заставили себя ждать. Врачи ЖК удивлялись и спрашивали «А у тебя точно диабет? » Ни отеки при беременности, ни токсикоз меня не беспокоили, маленький компактный животик и горы сладостей! Это было самое-самое волшебное время! Чувствовала себя прекрасно!

Но, мне надо было по обязательной госпрограмме проходить стационарное наблюдение (лечение) в гинекологии, состоять на диспансерном учете, и следить за резусом (конфликт с резусом мужа).

А это означало: каждые 10 дней сдавать анализы, сидеть в очередях на прием к врачам, отстаивать какие-то непонятные стереотипы необразованного персонала вроде «Ты, что же делаешь? Тебе же нельзя беременеть! Ты родишь больного! » и прочие грубости.

Все шло гладко. Мы договорились с врачом о родах. Меня даже пускали на естественные роды!

Но, кому-то не терпелось.

Муж устал ждать

Да-да, ему и не терпелось) Он хотел поскорее увидеть сына!  И вот меня оставляют на выходные в стационаре, что бы «закрепить и подкормить ребеночка». Предупредили, что капельницы «тяжелые» и под ними будет плохо. Я терпела. А в понедельник пришла врач и случилось экстренное кесарево сечение.

Позже, когда все завершилось, мне сказали, что было побочное действие какого-то лекарства: гипертермия, а в следствие – гипоксия плода.

«Покажи, как белят потолки!»

Я и мой ребенок были оба 50на50. У малыша не раскрылись легкие, потому что шла 33-35 неделя беременности! Мне ставили угрозу из-за кровотечения, которое не могли остановить. Нам пришлось выкарабкиваться! И мы это сделали! Родись ребенок раньше – легкие бы не спадали…вот такие особенности 7 и  8-го месяцев беременности.

Когда я пришла в себя, я боялась спросить как сын!( Я боялась потом целую неделю, и никто мне ничего не говорил!) К тому же я была подключена к ИВЛ, которое жутко мешало дышать. И никто, мне казалось, не собирается убрать эту чертову  трубку из гортани!  Минут через 5, которые для меня тянулись вечность, ко мне подошла медсестра и попросила показать, как белят потолки. ну что бы вы подумали, прийдя в себя после наркоза, задай вам такой вопрос? А это был тест на проверку сознания, который я провалила с первого раза! Второй раз пришлось тянуться до самого потолка.  И с того момента началось самое ужасное.

Рассказ о добром докторе, который хотел все удалить, и о другом докторе, который принес волшебную пилюлю, пропускаю!

Утро, которое оказалось вечером

Я потеряла ощущение времени. О ребенке помню лишь как сквозь сон слова, которые я так старалась услышать в операционной: мальчик, 51 см, 3351.  Вот какой богатырь! Он должен жить!

Но легкие не раскрывались. И в детской реанимации не было нужного препарата…Муж собрался ехать за ним в  соседний город, но нам чудом повезло и одна-единственная ампула нашлась в аптеке в нашем городе! Но она не помогала. Не дышал он сам. За него полностью дышал аппарат! И так 12 дней.

Что нам только не говорили…и что только не пророчили нашему недоношенному ребенку!

Но мы боролись! И стали дышать сами!

14 палата

Палата для тяжелых недоношенных детей. Первые две недели мы лежали там втроем. Разрешили приходить мужу, дежурить ночью. Нам надо было следить за дыханием ребенка, которое часто останавливалось. Постоянные санации, процедуры…ни минуты времени даже сходить в туалет! Кислород в кювез, круглосуточные капельницы, вазофиксы и бабочки, от которых синели руки, ноги ребенка, родничок…анализы на сахар крови малыша, по три-пять раз в сутки. Он даже перестал дергать ножкой и не сопротивлялся, когда таким большим скарификатором кололи такие крошечные пальчики, пяточки. А чего стоило наблюдать как электроотсосом из дыхательных путей убирали мокроты, потому что новорожденные не умеют откашливать.

Все старались и верили! И вот, малыш стал кричать, сосать пустышку, но сам не ел, кормили через катетер. Стала проходить физиологическая желтушка. Он стал держать температуру тела. И вот нас переселили из кювеза в кроватку с подогревом, потом в простую кроватку, в другую палату, и  запретили папе ночевать в больнице). И наконец-то мы стали сосать сами! Ура! Месяц в больнице – и мы дома!

И снова в реанимации

Все было хорошо ровно две недели. Через 2 недели мы поняли, что такое ребенок после ИВЛ. Попадаем снова в реанимацию с внебольничной пневмонией. Легкие – слабое место деток, которые находились на аппаратном дыхании. И еще неделя. Некоторые врачи боялись даже предполагать, каким «овощем» будет ребенок после этого случая. Но и тут они ошиблись)

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы ребенка раннего возраста

Через месяц мы вернулись домой, втроем) Спасибо нашему Ангелу-хранителю – нашему врачу!

Не перевелись богатыри на земле русской!

И как вы думаете, что было дальше? Как развивался ребенок, который был при смерти, дважды на аппаратном дыхании, недоношенный?

Он все делал вовремя и даже раньше календаря развития ребенка! Никто до сих пор и не верит, что он пережил такое! А мы, его родители, до сих пор не верим, что нам даровано такое Чудо!

Стерильный ребенок и коклюш

Да, мы еще без прививок. Сначала медотвод. Потом трудные зубы – это единственные проблемы здоровья, с которыми мы столкнулись до недавнего времени.

И как только речь заходит о прививках, у нас начинаются какие-то мелкие неприятности в виде легких простуд на фоне прорезывания. Итог: 16 зубов и подхваченный «где-то» коклюш, который мы стойко перенесли! Прививки у нас в ближайшем будущем и надеемся, что все будет хорошо!

Послесловие…или сон о красном лотосе

На пятый день после родов ко мне в палату  пришла эндокринолог спросить как дела, проверить как я «заживаю». Спрашивала про ребенка, но я ничего не могла ни ответить, ни спросить: так страшно не было никогда. И потом она тихонечко сказала: «Мои девочки ездили к нему. Все хорошо. Но он еще сам не дышит». Это было самым приятным событием в моей жизни: я точно теперь знала, что мой мальчик жив!!! А накануне мне приснился красный лотос. Я почему-то запомнила этот сон так хорошо!

Вот такая история о наших родах и о недоношенном малыше.

Моя патология – диабет – никак не отразилась на беременности.  Врачебная ошибка…да даже и не ошибка это! Ведь мы знаем, что в список побочных случаев попадают даже такие как один на тысячу, десять тысяч. И я оказалась той единственной. Но и это не отняло у меня возможность познавать радость материнства!

Если не факт о недоношенности, который остался только неким штампом в медкарте, никто бы и не догадался о том, через что прошел мой Сын! Кстати, ему уже почти 2 годика.

Послесловие

Я как-то спросила  у одной из медсестер, закрепленных за нашей палате, о девочках, которые работают в отделении патологии и  отделении недоношенных детей: не боятся ли они после всех этих случаев рожать?

Ответ был: «боятся». Но я знаю, что прекраснее мам в мире не найти и страх забудется!

Я видела ребенка размером с ладошку. Я слышала рассказы соседей по палатам. Я жила в том доме, где дети и мамы живут месяцами, живут по полгода. Я видела глаза медсестры после тяжелого ребенка, которого не за что было взять, что бы выложить на живот, он был весь в швах. Но даже после такого эти дети растут, живут, радуются и радуют своих родителей! И те, кто боятся, завидуют этим семьям.

Мне больше нечего сказать, кроме слов благодарности медперсоналу, врачам от Бога.

Вот так Аня и ее сыночек справились со всеми трудностями. Пусть теперь у вас впереди будет только длинная, светлая и радостная дорога! Анечка ведет свой блог  «Трямтрямдия» где вы можете поближе познакомиться с ней и ее семьей.

Да хранит вас Господь!

Источник

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм. 

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст
Читайте также:  Низкий уровень развития ребенка 5 лет

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста! 

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор. 

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный. 

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. — Том 7. — вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. — Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. — Том 1

Источник