История раннего развития аутичного ребенка

История раннего развития аутичного ребенка thumbnail

Аутизм (от греч. autos—сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. В зарубежной психиатрии аутизм рассматривается в поведенческом плане как уход от действительности в мир внутренних переживаний, как сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли, дающее человеку возможность избежать непосильных для него требований окружающей среды.

Подход к определению аутизма в отечественной психиатрии также характеризуется некоторой неоднозначностью. Так, В. П. Осипов определял аутизм как «разобщенность больных с внешним миром» [Осипов, 1923]. В. А. Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к окружающему миру. Автор подчеркивал, что больные аутизмом замкнуты и отчуждены от всего остального мира [Шляровский, 1928].

На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначения и отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, и замкнутого образа жизни, и болезненного погружения в свои мысли, нарушения самосознания и, кроме этого, способа психологической защиты.

До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

Проблема аутизма тесно связана с проблемой общения — базовой категории психологической науки, изучение которой достаточно широко представлено в психологии [Ломов, 1984]. Опираясь на общепсихологические принципы категории общения, В. Е. Каган предложил определение аутизма, на наш взгляд наиболее точно отражающее его сущность [1981, с. 12]: аутизм — это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. Под предпосылками общения понимаются:• возможность адекватного восприятия и интерпретации информации;

• достаточность и адекватность выразительных средств общения;

• взаимопонимание с его регулирующим влиянием на мышление и поведение;

• возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора способа и стиля общения.

Таким образом, аутизм рассматривается как отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушений коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА — это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2—3 лет.

В настоящее время существует много теоретических подходов к пониманию раннего детского аутизма. Для того чтобы лучше познакомиться с ними, необходимо обратиться к истории изучения проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной психиатрии и психологии.

В. М. Башина выделяет четыре основных этапа в становлении изучения данной проблемы.

Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX века характеризуется несколькими упоминаниями о детях с выраженным стремлением к одиночеству и уходом от взаимодействия с Окружающим миром. В медицинской литературе того времени можно встретить отдельные описания аутистического поведения детей в связи с врожденными церебральными расстройствами, умственной отсталостью. Особый интерес представляют работы доктора Э. М. Итара (Е. М. Itard), который описал историю дикого мальчика Виктора, пойманного в лесах Аверона в возрасте 11—12 лет и до этого не общавшегося с людьми. С помощью специальных методов обучения Виктору существенным образом удалось развить свое социальное поведение.

Второй, так называемый доканнеровский, период приходится на 1920—1940-е годы. На протяжении этих лет предпринимались первые попытки системного подхода к изучению проявлений аутизма в детском возрасте. Были описаны аутистические состояния у детей в клинике детской шизофрении, психозов, нарушений, имеющих в своей основе органические поражения или недоразвитие центральной нервной системы [Гуревич, 1932; Сухарева, 1925; Симсон, 1929; Озерецкий, 1938; Осипова, 1940 и др.]. Авторы исследовали этиологию и патогенетические факторы, проводили классификацию аутистических состояний у детей — в основном при ранней детской шизофрении. Кроме клинических исследований, в тот период осуществлялись клиникопсихологические и психологические исследования когнитивных процессов у детей, страдающих шизофренией [Бобкова, 1936; Выготский, 1932, 1934; Соловьева, 1936; и др.].

Третий, каннеровский, период — с 1943 по 1979 год — ознаменовался выходом в свет основополагающих работ по аутизму Л. Каннера [Kanner, 1943] и Г. Аспергера [Asperger, 1944].

Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни, частично или полностью не могли овладеть коммуникативной речью, постоянно повторяли одни и те же стереотипные движения или слова. Характерными для них были также персеверации, любимые ритуалы, нарушать которые мог только сам ребенок. Каннер назвал эти расстройства ранним инфантильным аутизмом («early infantile autism»). В качестве основной черты аутизма он выделил «проявление с самого начала жизни неспособности детей соотносить себя обычным образом с людьми и ситуациями» [Kanner, 1943, р. 242]. Каннер отмечал, что для этих детей характерно крайнее аутистическое одиночество, заставляющее их замыкаться в себе, игнорировать внешний мир и отвергать все, что происходит вокруг них. Учитывая то, что такие состояния наблюдаются у детей в раннем возрасте, Каннер пришел к выводу, что причиной аутизма является врожденная неспособность к установлению близких отношений с другими людьми. Отдельное внимание автор уделил описанию родителей детей-аутистов. Он охарактеризовал их как педантичных интеллектуалов, холодных и отстраненных в отношениях с другими людьми. Несмотря на то что Каннер рассматривал аутизм прежде всего как врожденное психическое расстройство, он отмечал, что оно является во многом защитной реакцией ребенка на холодную, интеллектуальную «враждебность» родителей, проявляющуюся в неправильном воспитании, в отчуждении ребенка «холодной» матерью. То есть аутистические проявления у ребенка автор рассматривал и как своеобразную форму психологической защиты [Kanner, 1943].

Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. Автор отмечал необычайно раннее речевое развитие у детей, когда, речь появляется прежде, чем ребенок начинает ходить. У этих детей наблюдалось своеобразное использование языка, необычные интонации, словотворчество. Также как у детей, описанных Каннером, у детей, наблюдавшихся Аспергером, отмечались неспособность создавать полноценный зрительный контакт, бедность мимики и жестов, моторная неловкость, дисгармоничные, угловатые движения. В играх и увлечениях для них характерны тенденции к стереотипии и привычным действиям. Аспергер подчеркивал существенную роль генетических факторов в возникновении данного расстройства. Между тем в прогностическом плане синдром Аспергера, названный в честь описавшего его исследователя, рассматривается как более благополучный: у детей и подростков с синдромом Аспергера хотя и имеются нарушения коммуникативной речи, они не выражены так сильно, как у детей с синдромом Каннера. Кроме того, у них не наблюдается грубых интеллектуальных нарушений. Вследствие этого в психиатрии синдром Аспергера рассматривают как своеобразное личностное расстройство [Asperger, 1944].

Читайте также:  Развитие ребенка 2года 1месяц

В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА. Как отмечает В. Е. Каган, к 1960-м годам сложился своеобразный «аутистический бум»: аутизму посвящались монографии, специальные выпуски периодической литературы, многие проблемы рассматривались «через призму раннего детского аутизма» [Каган, 1981, с. 9].

В конце 1960-х — начале 1970-х годов появились работы отечественных авторов, в которых была представлена аргументированная критика расширительной диагностики раннего детского аутизма в западной психиатрии. Среди этих работ особое место занимают исследования Ленинградской школы детских психиатров под руководством С. С. Мнухина. В статье под названием «О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей», опубликованной в 1967 году в «Журнале невропатологии и психиатрии», С. С. Мнухин.А. Е. Зеленецкаяи Д. Н. Исаев на основе пятилетних наблюдений за 44 детьми в возрасте от 2 до 14 лет показали отличительные признаки детей с синдромом Каннера [1967, с. 1501—1506]:

• ослабление либо полное отсутствие каких-либо контактов с окружающей средой;

• отсутствие ясных интересов и адекватных эмоциональных реакций, целенаправленной деятельности;

• неспособность к самостоятельному психическому напряжению;

• своеобразное развитие речи, которое проявляется в отсутствии ее прямого социального назначения, информативной роли и в наличии эхолалий и персевераций;

• своеобразие движений, когда «отдельные движения часто легки и ловки, но формул движения, двигательных навыков очень мало, из-за чего дети эти обычно беспомощны, долго не научаются одеваться, нуждаются в обслуживании».

Авторы выделили основные симптомокомплексы раннего детского аутизма. Это снижение психического, или «витального», тонуса; ослабление или отсутствие способности к психическому напряжению и целенаправленной активности.

Одним из самых существенных симптомов авторы, вопреки мнению Каннера, посчитали «изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловно-рефлекторных реакций — ориентировочных, пищевых, самозащиты и др.». Отсутствие этих реакций делает поведение детей «…аморфным, хаотичным, дезорганизованным, а их самих — практически беззащитными и беспомощными» [там же]. По мнению авторов, объяснить аутизм ребенка только патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и ребенком, отрицательными воспитательными влияниями, распадом семьи и т. п. невозможно. В своей работе, представляющей результаты одного из первых отечественных клинических исследований раннего детского аутизма, С. С. Мнухин с соавторами поставили под сомнение использование только метода психотерапии в коррекции аутистических тенденций у детей, а подчеркнули необходимость комплексного подхода к данной проблеме.

Исследователи обратили внимание на особенности интеллектуального развития детей с РДА. «Мы полагаем, — пишут они, — что «детский аутизм» представляет собой своеобразную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, обусловленный преимущественным недоразвитием активирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. Это вовсе не означает, что в интеллектуальном отношении дети эти вполне нормальны. Наоборот, среди наших больных не было ни одного интеллектуально полноценного, но, во-первых, структура интеллектуального дефекта у них качественно иная, чем в других случаях «истинной» олигофрении, во-вторых,; интеллектуальная недостаточность у них «перекрывается» обычно грубыми нарушениями личности и поведения. У большинства этих больных выявляются конкретное, «регистрирующее» мышление, длительная неспособность овладеть навыками чтения, письма и счета, временными и пространственными представлениями, операциями, состоящими из ряда последовательных актов (перечисление дней и месяцев в прямом и обратном порядке и др.), длительная дезориентировка в сторонах тела. Все эти нарушения нередко маскируются хорошей памятью, способностью «попугайно» воспроизводить сложные отрывки из речи окружающих, хорошей речью, часто отличным музыкальным слухом, склонностью к фантазированию» [Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967, с. 1501].

Исследования московских психиатров М. Ш. Вроно и его сотрудников привели к выводу о неоднородности синдрома Каннера и преимущественном отношении его к шизофрении. Авторами было обследовано 300 больных с детской шизофренией, из них 32 больных с синдромом Каннера. Однако при динамическом обследовании только у 9 наблюдался «истинный синдром Каннера», а в ходе катамнестического наблюдения количество этих больных сократилось до 8 человек. В связи с этим авторы подчеркивали необходимость дифференциальной диагностики аутизма от аутистических состояний, возникающих у ребенка после приступа шизофрении [Вроно, Башина, 1975].

В этот период появилось значительное количество работ по исследованию физиологических, биологических, психологических аспектов раннего детского аутизма. Однако можно говорить о том, что клинической определенности данной проблемы на тот момент достигнуть не удалось, что четко прослеживалось во взглядах отечественных и зарубежных исследователей на этиологию РДА. Многие авторы подчеркивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с генетическими и органическими причинами, с последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности [Mahler et al., 1959; Nissen, 1963; Rutter, 1979; и др.]. В эти же годы были описаны аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

Особое значение в тот период имели первые отечественные клинико-психолого-педагогические исследования раннего детского аутизма. Впервые в нашей стране была создана специальная экспериментальная группа при клинической лаборатории Института дефектологии АПН СССР под руководством профессора К. С. Лебединской, которая в течение четырех лет занималась клинико-психологическим изучением детей с РДА и разработкой методов психолого-педагогической коррекции. Результаты многолетней работы были отражены в сборнике научных трудов НИИ дефектологии под редакцией Т. А. Власовой, В. В. Лебединского и К. С.Лебединской [1981]. Впервые на основе комплексного клинико-психологического исследования авторами были разработаны дифференцированные методы психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом с учетом этиологии и степени тяжести РДА, а также прогностические оценки.

В 1981 году вышла в свет первая отечественная монография по раннему детскому аутизму В. Е. Кагана. В своей работе автор обобщил исследования зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, предложил клиническое определение аутизма, выделил дифференциально-диагностические критерии раннего детского аутизма, отграничивающие его от других, сходных, нарушений психики ребенка. Особое внимание В. Е. Каган уделил комплексному клинико-психологическому подходу к данной проблеме, лечебно-реадаптационной работе с детьми с РДА, а также психопрофилактике аутистических нарушений в детском возрасте [Каган, 1981].

Четвертый, послеканнеровскйй, период — 1980—1990-е годы — знаменуется отходом от позиций самого Л. Каннера во взглядах на РДА [Башина, Пивоварова, 1970; Башина, 1980; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Rimland, 1964; Wing, 1976; Rutter, 1972; Gillberg, 1992]. Ранний детский аутизм стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения, характеризующийся функциональными ограничениями в трех основных областях:

• социальном взаимодействии;

• коммуникативном поведении;

• мотивационной сфере.

Наряду с ранним детским аутизмом в МКБ-10 как особая категория выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он характеризуется отсутствием некоторых важных при диагносцировании РДА признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

В современной науке все большее распространение получает биогенетический подход, рассматривающий аутизм как биологически обусловленное и хроническое нарушение развития, которое проявляется в первые годы жизни ребенка.

Таким образом, на протяжении более полувека, начиная с 1943 года, когда ранний детский аутизм был впервые описан Л. Каннером, взгляды на его причины, клинические проявления, Прогнозы дальнейшего психического развития детей с аутизмом существенно менялись. Длительный период времени аутизм и шизофрения рассматривались как одна из форм психической патологии, между тем как в настоящее время они считаются различными расстройствами. В связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и введен в рубрику так называемых первазивных общих расстройств развития.

Читайте также:  Цели развития личности ребенка

Несмотря на то что большинством специалистов ранний детский аутизм рассматривается как нарушение психического развития, в настоящее время существует множество противоречивых точек зрения на причины его возникновения, специфику клинических проявлений, особенности и прогноз в психическом развитии детей с РДА.

Источник

Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà ôîðìèðóåòñÿ â ðåçóëüòàòå îñîáîãî íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ, îòðàæàþùèõ ãëóáèíó ýòîãî íàðóøåíèÿ è ñîîòâåòñòâóþùèå åé ñòåïåíè ïðèñïîñîáëåíèÿ ðåáåíêà ê îêðóæàþùåìó ìèðó.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ìíîãî÷èñëåííûå ñâåäåíèÿ î ïåðâûõ ìåñÿöàõ æèçíè àóòè÷íûõ äåòåé ðàçëè÷íûõ ãðóïï, ìû óâèäåëè íàëè÷èå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, îòëè÷àþùèõ àóòèñòè÷åñêîå ðàçâèòèå îò íîðìàëüíîãî. Áîëåå òîãî, óæå íà ðàííèõ ýòàïàõ æèçíè àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ òåíäåíöèè, õàðàêòåðíûå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ òîé èëè èíîé ãðóïïû ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Ïåðâàÿ ãðóïïà.

Âîñïîìèíàíèÿ ðîäèòåëåé î ïåðâîì ãîäå æèçíè òàêèõ äåòåé îáû÷íî íàèáîëåå ñâåòëûå. C ðàííåãî âîçðàñòà îíè ïîðàæàëè îêðóæàþùèõ ñâîèì âíèìàòåëüíûì, «óìíûì» âçãëÿäîì, âçðîñëûì, î÷åíü îñìûñëåííûì âûðàæåíèåì ëèöà. Òàêîé ðåáåíîê áûë ñïîêîåí, «óäîáåí», äîñòàòî÷íî ïàññèâíî ïîä÷èíÿëñÿ âñåì ðåæèìíûì òðåáîâàíèÿì, áûë ïëàñòè÷åí è ïîäàòëèâ ìàíèïóëÿöèÿì ìàìû, ïîêîðíî ïðèíèìàë íóæíóþ ïîçó ó íåå íà ðóêàõ. Îí ðàíî íà÷àë ðåàãèðîâàòü íà ëèöî âçðîñëîãî, îòâå÷àòü óëûáêîé íà åãî óëûáêó, íî àêòèâíî êîíòàêòà íå òðåáîâàë, íà ðóêè ñàì íå ïðîñèëñÿ.

Âîò íåñêîëüêî õàðàêòåðíûõ îïèñàíèé áëèçêèìè òàêèõ äåòåé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ ðàçâèòèÿ: «ëó÷åçàðíûé ìàëü÷èê», «ñèÿþùèé ðåáåíîê», «î÷åíü îáùèòåëüíûé», «íàñòîÿùàÿ êèíîçâåçäà». Äàííûå îïèñàíèÿ ãîâîðÿò î òîì, ÷òî ðåáåíîê ëåãêî çàðàæàëñÿ îò ëþáîãî óëûáàþùåãîñÿ âçðîñëîãî, îò îáùåíèÿ âçðîñëûõ ìåæäó ñîáîé, îò îæèâëåííîé áåñåäû âîêðóã. Ýòî – îáÿçàòåëüíûé íà÷àëüíûé ýòàï íîðìàëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðîäîëæàþùèéñÿ îáû÷íî äî òðåõ ìåñÿöåâ), ïîñëå êîòîðîãî äîëæíû ïîÿâèòüñÿ èçáèðàòåëüíîñòü â îáùåíèè, îæèäàíèå ïîääåðæêè, ïîîùðåíèÿ ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî, ÷åòêîå ðàçëè÷åíèå ñâîèõ è ÷óæèõ. Çäåñü æå íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðâîãî ãîäà æèçíè íå ïðîèñõîäèëî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ èñõîäíîé ñòàäèè çàðàæåíèÿ: ðåáåíîê ìîã ñïîêîéíî ïîéòè íà ðóêè ê íåçíàêîìîìó ÷åëîâåêó, ó íåãî íå ïîÿâëÿëñÿ «ñòðàõ ÷óæîãî», è ïîçäíåå òàêîé ìàëûø ìîã ëåãêî óéòè çà ðóêó ñ ïîñòîðîííèì ÷åëîâåêîì.

Òàêîé ðåáåíîê äî ãîäà íèêîãäà íè÷åãî íå òàùèë â ðîò, åãî ìîæíî áûëî îñòàâèòü îäíîãî â êðîâàòêå èëè â ìàíåæå íà äîâîëüíî áîëüøîé ñðîê, çíàÿ, ÷òî îí íå áóäåò ïðîòåñòîâàòü. Îí íè÷åãî àêòèâíî íå òðåáîâàë, áûë «î÷åíü òàêòè÷åí».

Âìåñòå ñ òåì, ïî âîñïîìèíàíèÿì ìíîãèõ ðîäèòåëåé, èìåííî ó ýòèõ äåòåé â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå îòìå÷àëàñü îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ñåíçèòèâíîñòü) ê ñåíñîðíûì ñòèìóëàì ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè, îñîáåííî ê çâóêàì. Ìëàäåíåö ìîã èñïóãàòüñÿ ãóäåíèÿ êîôåìîëêè, ýëåêòðîáðèòâû, øóìà ïûëåñîñà, òðåñêà ïîãðåìóøêè. Îäíàêî ýòè âïå÷àòëåíèÿ íå ôèêñèðîâàëèñü íàäîëãî. È óæå íà âòîðîì-òðåòüåì ãîäó æèçíè ó íåãî æå íàáëþäàëèñü ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð îòñóòñòâèå îòêëèêà íà õîëîä èëè áîëü. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà äåâî÷êà î÷åíü ñèëüíî ïðèùåìèëà ïàëåö è íèêàê íå äàëà îá ýòîì çíàòü, – îòåö ïîíÿë, ÷òî ïðîèçîøëî, ëèøü êîãäà çàìåòèë, ÷òî ïàëåö ïîñèíåë è ðàñïóõ. Äðóãîé ðåáåíîê âûñêàêèâàë çèìîé íà äà÷å ðàçäåòûì íà óëèöó, ìîã çàëåçòü â ëåäÿíóþ âîäó, è ó ðîäèòåëåé íå áûëî îùóùåíèÿ, ÷òîáû åìó êîãäà-ëèáî áûëî õîëîäíî. Ìîæåò ïðîïàäàòü âûðàæåííàÿ ðåàêöèÿ è íà ãðîìêèé çâóê (÷òî îñîáåííî õàðàêòåðíî äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè), ïðè÷åì íàñòîëüêî, ÷òî ó áëèçêèõ ìàëûøà èíîãäà âîçíèêàþò ïîäîçðåíèÿ î ñíèæåíèè åãî ñëóõà.

C ðàííåãî âîçðàñòà òàêèå äåòè âûãëÿäåëè êàê ñîçåðöàòåëè. Îíè íå ïîëüçîâàëèñü àêòèâíî èãðóøêàìè, óæå äî ãîäà ïðîÿâëÿëè îñîáûé èíòåðåñ ê êíèãàì, ëþáèëè ñëóøàòü ÷òåíèå õîðîøèõ ñòèõîâ, êëàññè÷åñêóþ ìóçûêó. ×àñòî ðîäèòåëè ðàññêàçûâàþò î «õîðîøåì âêóñå» ñâîåãî ðåáåíêà, ïðåäïî÷òåíèè èì òàëàíòëèâûõ ñòèõîòâîðíûõ èëè ìóçûêàëüíûõ òâîðåíèé, èçûñêàííûõ èëëþñòðàöèé. Ðàíî ïðîÿâëÿëàñü îñîáàÿ î÷àðîâàííîñòü ñâåòîì, äâèæåíèåì: ðåáåíîê èçó÷àë áëèêè, èãðàë ñî ñâîåé òåíüþ.

Ðàííèå òðåâîãè ðîäèòåëåé âîçíèêàëè áëèæå ê äâóì ãîäàì. Ïåðâûå ñåðüåçíûå ïðîáëåìû îáíàðóæèâàëèñü, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàë ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ. ×àñòî áëèçêèå âñïîìèíàþò, ÷òî, âñòàâ êðåïêî íà íîãè, îí ñðàçó ïîáåæàë. Ðàíåå ïàññèâíûé, ñïîêîéíûé, óìèðîòâîðåííûé ìàëûø ñòàíîâèëñÿ ïðàêòè÷åñêè íåóïðàâëÿåìûì. Îí îò÷àÿííî êàðàáêàëñÿ ïî ìåáåëè, çàëåçàë íà ïîäîêîííèêè, íà óëèöå óáåãàë, íå îãëÿäûâàÿñü è ñîâåðøåííî òåðÿÿ ïðè ýòîì ÷óâñòâî ðåàëüíîé îïàñíîñòè.

Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä òàêæå ÿâëÿåòñÿ êðèòè÷åñêèì: ïîñëå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ëþáîé ìàëûø ñèëüíî ïîäâåðæåí âëèÿíèþ îêðóæàþùåãî ñåíñîðíîãî ïîëÿ (âñåé öåëîñòíîé ñîâîêóïíîñòè ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé). Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå îí íåïðåðûâíî âûäâèãàåò è âäâèãàåò ÿùèêè ñòîëà èëè øêàôà, íå ìîæåò íå âëåçòü â ëóæó, ðàçìàçûâàåò åäó ïî ñòîëó, áåæèò ïî äîðîæêå è ò. ä. Âçðîñëîìó äîñòàòî÷íî òðóäíî êîíòðîëèðîâàòü åãî ïîâåäåíèå â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ. Îäíàêî ïîìîãàåò ïðåäûäóùèé îïûò ñîâìåñòíîãî ïåðåæèâàíèÿ îáùèõ âïå÷àòëåíèé. Èñïîëüçóÿ ýòîò îïûò, áëèçêèì óäàåòñÿ ïåðåêëþ÷àòü âíèìàíèå ðåáåíêà íà êàêîå-òî äðóãîå çíà÷èìîå äëÿ íåãî ÿâëåíèå: «Ïîñìîòðè íà … », «Âîí ïòè÷êà ïîëåòåëà», «Ñìîòðè, êàêàÿ ìàøèíà» è ò. ï. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ïîäîáíûé îïûò íå íàêàïëèâàåòñÿ. Îí íå ðåàãèðóåò íà îáðàùåíèå âçðîñëûõ, íå îòêëèêàåòñÿ íà èìÿ, íå ñëåäèò çà óêàçàòåëüíûì æåñòîì, íå çàãëÿäûâàåò â ëèöî ìàìå, è ñàì âñå áîëüøå îòâîäèò âçãëÿä. Ïîñòåïåííî åãî ïîâåäåíèå ñòàíîâèòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïîëåâûì.

Âòîðàÿ ãðóïïà.

Åùå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñ äåòüìè ýòîé ãðóïïû íàìíîãî áîëüøå ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ óõîäîì çà íèìè. Îíè àêòèâíåå, òðåáîâàòåëüíåå â âûðàæåíèè ñâîèõ æåëàíèé, èçáèðàòåëüíåå â ïåðâûõ êîíòàêòàõ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, â òîì ÷èñëå è ñ áëèçêèìè. Åñëè ðåáåíîê ïåðâîé ãðóïïû ïàññèâíî ïîä÷èíÿåòñÿ â îáû÷íûõ åæåäíåâíûõ ïðîöåäóðàõ êîðìëåíèÿ, îäåâàíèÿ, óêëàäûâàíèÿ ñïàòü è ò. ä., òî äàííûé ðåáåíîê ÷àùå ñàì äèêòóåò ìàòåðè, êàê ñ íèì ñëåäóåò îáðàùàòüñÿ, äàæå ñòàíîâèòñÿ äåñïîòîì â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ îïðåäåëåííîãî ðåæèìà óõîäà çà ñîáîé. Ïîýòîìó î÷åíü ðàíî è î÷åíü æåñòêî ñêëàäûâàþòñÿ ïåðâûå ñòåðåîòèïû âçàèìîäåéñòâèÿ ìàëûøà ñ åãî áëèæàéøèì îêðóæåíèåì.

Òàêîé ìëàäåíåö ðàíî íà÷èíàåò âûäåëÿòü ìàìó, íî ïðèâÿçàííîñòü, êîòîðàÿ ôîðìèðóåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê íåé, íîñèò õàðàêòåð ïðèìèòèâíîé ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè. Ïîñòîÿííîå ïðèñóòñòâèå ìàòåðè íåîáõîäèìî äëÿ íåãî êàê îñíîâíîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê, ó ñåìèìåñÿ÷íîé äåâî÷êè ïðè óõîäå ìàìû íà íåñêîëüêî ÷àñîâ âîçíèêàëà ðâîòà, ïîäíèìàëàñü òåìïåðàòóðà, õîòÿ îíà îñòàâàëàñü ñ áàáóøêîé, ïîñòîÿííî ñ íèìè æèâøåé. Êîíå÷íî, â òàêîì âîçðàñòå è îáû÷íûé ðåáåíîê îñòðî ïåðåæèâàåò äàæå íåïðîäîëæèòåëüíóþ ðàçëóêó ñ áëèçêèì ÷åëîâåêîì, îäíàêî îí íå ðåàãèðóåò ñòîëü êàòàñòðîôè÷åñêè – íà ñîìàòè÷åñêîì óðîâíå. C âîçðàñòîì ýòà òåíäåíöèÿ íå ñãëàæèâàåòñÿ, à, íàîáîðîò, ïîðîé óñèëèâàåòñÿ. ×àñòî ìàìà íå ìîæåò âîîáùå âûéòè èç ïîëÿ çðåíèÿ ìàëûøà – âïëîòü äî òîãî, ÷òî îêàçûâàåòñÿ íåâîçìîæíûì äàæå çàêðûòü äâåðü â òóàëåò.

Ïðèâåðæåííîñòü ê ïîñòîÿíñòâó, ñòàáèëüíîñòè â îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæåíèåì õàðàêòåðíà è äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî ðåáåíêà (èçâåñòíî, ÷òî â âîçðàñòå äâóõ ìåñÿöåâ ìàëûø î÷åíü ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà, îñîáåííî ïðèâÿçûâàåòñÿ ê ðóêàì óõàæèâàþùåãî çà íèì, òÿæåëî ðåàãèðóåò íà ïåðåìåíû), îäíàêî ïîñòåïåííî îòëàæèâàåòñÿ âñå áîëüøàÿ ãèáêîñòü â åãî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ìàìîé, à ÷åðåç íåå – ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò.

Ðàííÿÿ èçáèðàòåëüíàÿ ôèêñàöèÿ íå òîëüêî íåîáõîäèìîãî ñåíñîðíîãî âïå÷àòëåíèÿ, íî è ñïîñîáà åãî ïîëó÷åíèÿ îñîáåííî õàðàêòåðíà äëÿ ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû. Òàê ñîçäàåòñÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè ýêñòðåìàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü îãðàíè÷åííîãî íàáîðà åãî âîçìîæíûõ êîíòàêòîâ ñî ñðåäîé. Âûðàæåííàÿ òåíäåíöèÿ ê ïîääåðæàíèþ ïîñòîÿíñòâà ó òàêîãî ðåáåíêà îáíàðóæèâàåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ïðîÿâëåíèÿõ åãî àêòèâíîñòè åùå äî ãîäà, à â âîçðàñòå 2–3 ëåò âûãëÿäèò óæå êàê ïàòîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì. Ê ýòîìó âðåìåíè íàêàïëèâàåòñÿ îïðåäåëåííûé íàáîð ïðèâû÷íûõ äåéñòâèé, èç êîòîðûõ ñêëàäûâàåòñÿ êàæäûé äåíü ðåáåíêà, è ìåíÿòü êîòîðûå îí íå ïîçâîëÿåò: îäèí è òîò æå ìàðøðóò ïðîãóëêè, ñëóøàíèå îäíîé è òîé æå ïëàñòèíêè èëè êíèæêè, îäíà è òà æå åäà, èñïîëüçîâàíèå îäíèõ è òåõ æå ñëîâ è ò. ä. Èíîãäà ôîðìèðóþòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòóàëû, êîòîðûå ðåáåíîê îáÿçàòåëüíî âîñïðîèçâîäèò â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ, è îíè ìîãóò âûãëÿäåòü äîñòàòî÷íî íåëåïî, íåàäåêâàòíî. Íàïðèìåð äâóõëåòíÿÿ äåâî÷êà îáÿçàòåëüíî äîëæíà áûëà êðóæèòüñÿ â îïðåäåëåííîì ìåñòå êíèæíîãî ìàãàçèíà, äåðæà â ðóêàõ äëèííûé îãóðåö èëè áàòîí.

Читайте также:  Литература по развитию недоношенного ребенка

Ðåáåíîê äàííîé ãðóïïû îñîáåííî ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà ñî âñåìè åãî ìåëü÷àéøèìè ïîäðîáíîñòÿìè. Òàê, ïðè îäíîêðàòíîé ïîïûòêå çàìåíû êîðìëåíèÿ ãðóäüþ íà êîðìëåíèå ñöåæåííûì ìîëîêîì ìàëûø íå òîëüêî îòêàçàëñÿ îò åäû, íî êðè÷àë â ÷àñû, ñîâïàäàþùèå ñî âðåìåíåì ýòîé íåóäà÷íîé ïîäìåíû, åæåäíåâíî â òå÷åíèå äâóõ ìåñÿöåâ.  ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå äëÿ âñÿêîãî ðåáåíêà ïðåäïî÷òèòåëüíû è êàêàÿ-òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ñîñêè, è îäíà, íàèáîëåå óäîáíàÿ è ïðèâû÷íàÿ, ïîçà óêëàäûâàíèÿ ñïàòü, è ëþáèìàÿ ïîãðåìóøêà, è ò. ä. Îäíàêî äëÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû ñîáëþäåíèå ïðèâû÷åê ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííî ïðèåìëåìûì ñïîñîáîì ñóùåñòâîâàíèÿ, èõ íàðóøåíèå ñîïîñòàâèìî ñ óãðîçîé äëÿ æèçíè. Íàïðèìåð ïîòåðÿ ëþáèìîé ïóñòûøêè (èëè òîò ôàêò, ÷òî îíà îêàçàëàñü ïðîãðûçåííîé) ïðåâðàùàåòñÿ â òÿæåëóþ òðàãåäèþ èç-çà òîãî, ÷òî àíàëîãè÷íóþ äîñòàòü íå óäàëîñü; íåâîçìîæíîñòü ïîìåñòèòüñÿ â êîëÿñêó – åäèíñòâåííîå ìåñòî, â êîòîðîì ðåáåíîê ñïàë ñ ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò, – ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîìó ðàçëàæèâàíèþ ñíà ìàëûøà.  äàëüíåéøåì ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ ñóùåñòâåííîé ïðîáëåìîé ââåäåíèå ïðèêîðìà: ýòî äåòè ñ íàèáîëüøåé èçáèðàòåëüíîñòüþ â åäå.

Ñ ðàííåãî âîçðàñòà ðåáåíîê ýòîé ãðóïïû ïðîÿâëÿåò îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì ïàðàìåòðàì îêðóæàþùåãî ìèðà. Î÷åíü ÷àñòî óæå äî ãîäà íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê öâåòó, ôîðìå, ôàêòóðå îêðóæàþùèõ ïðåäìåòîâ. Ïîäîáíàÿ òîíêîñòü âîñïðèÿòèÿ ïîíà÷àëó ìîæåò ïîðîæäàòü ó áëèçêèõ ðåáåíêà îùóùåíèå åãî õîðîøåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, ðîäèòåëè ÷àñòî ðàññêàçûâàþò íàì, êàê ðåáåíîê ñàì çàìå÷àòåëüíî ðàñêëàäûâàåò ïî öâåòó êóáèêè, êîëå÷êè îò ïèðàìèäîê, êàðàíäàøè, õîòÿ åãî âðîäå áû è íå ó÷èëè ýòîìó ñïåöèàëüíî; õîðîøî çàïîìèíàåò è ïîêàçûâàåò áóêâû, öèôðû, ñòðàíû íà êàðòå ìèðà; äåìîíñòðèðóåò ïðåêðàñíóþ ìóçûêàëüíóþ ïàìÿòü, âîñïðîèçâîäÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòìû è ìåëîäèè (òàêîå ïåíèå, òî÷íåå èíòîíèðîâàíèå, âîçìîæíî ó ðåáåíêà åùå äî ãîäà); ïðåêðàñíî çàïîìèíàåò ñòèõè è ïðîòåñòóåò ïðè çàìåíå â íèõ êàêîãî-ëèáî ñëîâà. Íå äîñòèãíóâ äâóõ ëåò, òàêèå äåòè ïî êàêèì-òî ïðèçíàêàì ìîãóò áåçîøèáî÷íî äîñòàòü ñ ïîëêè ëþáèìóþ êíèæêó, ïðåêðàñíî îðèåíòèðóþòñÿ â êíîïêàõ òåëåâèçîðà è ò. ä. ×óâñòâî ôîðìû ïîðîé âûðàæåíî ó íèõ äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî äâóõëåòíèé ðåáåíîê ìîæåò, íàïðèìåð, âûäåëÿòü â îáû÷íûõ îêðóæàþùèõ åãî ïðåäìåòàõ ñêðûòóþ â íèõ ôîðìó øàðà; âåçäå, äàæå íà òêàíè ìàìèíîãî ïëàòüÿ, âèäåòü ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû; ïîâñþäó, âïëîòü äî ñòåáëÿ îäóâàí÷èêà, îòûñêèâàòü èíòåðåñóþùèå åãî «òðóáî÷êè».

Âìåñòå ñ òåì, òàêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì îùóùåíèÿì óæå â ðàííåì âîçðàñòå ïîðîæäàåò ó äåòåé âòîðîé ãðóïïû äîñòàòî÷íî ñëîæíûå è ðàçíîîáðàçíûå ôîðìû àóòîñòèìóëÿöèè. Íàèáîëåå ðàííèå èç íèõ, êîòîðûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò åùå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, – ðàñêà÷èâàíèÿ, ïðûæêè è ïîòðÿõèâàíèå ðó÷êàìè ïåðåä ãëàçàìè. Çàòåì ïîñòåïåííî íàðàñòàåò îñîáîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà îùóùåíèÿõ îò íàïðÿæåíèÿ îòäåëüíûõ ìûøö, ñóñòàâîâ, çàñòûâàíèå â õàðàêòåðíîé ïîçå âíèç ãîëîâîé. Îäíîâðåìåííî íà÷èíàåò ïðèâëåêàòü ñêðèïåíèå çóáàìè, îíàíèðîâàíèå, èãðà ñ ÿçûêîì, cî ñëþíîé, îáëèçûâàíèå, îáíþõèâàíèå ïðåäìåòîâ; ðåáåíîê çàíèìàåòñÿ ïîèñêîì îïðåäåëåííûõ òàêòèëüíûõ îùóùåíèé, âîçíèêàþùèõ îò ïîâåðõíîñòè ëàäîíè, îò ôàêòóðû áóìàãè, òêàíè, îò ïåðåáèðàíèÿ èëè ðàññëàèâàíèÿ âîëîêîí, ñæèìàíèÿ öåëëîôàíîâûõ ïàêåòîâ, âåð÷åíèÿ êîëåñèêîâ, êðûøåê, áëþäåö.

Äëÿ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ìëàäåíöà (äî 8–9 ìåñÿöåâ) õàðàêòåðíû ìíîãîêðàòíûå îäíîîáðàçíûå ìàíèïóëÿöèè ñ ïðåäìåòàìè, êàê áû ïðîâîöèðóåìûå èõ ñåíñîðíûìè ñâîéñòâàìè, – ïðåæäå âñåãî òðÿñåíèå è ñòó÷àíèå. Ýòî òàê íàçûâàåìûå öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè, íàïðàâëåííûå íà ïîâòîðåíèå íåêîãäà ïîëó÷åííîãî ñåíñîðíîãî ýôôåêòà, ñ èõ ïîìîùüþ ìëàäåíåö íà÷èíàåò àêòèâíîå èññëåäîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. Åùå äî ãîäà îíè çàêîíîìåðíî íà÷èíàþò ñìåíÿòüñÿ áîëåå ñëîæíûìè ôîðìàìè îáñëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ óæå ó÷èòûâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ñâîéñòâà èãðóøåê, äðóãèõ ïðåäìåòîâ. Àóòè÷íûé ðåáåíîê âòîðîé ãðóïïû íàñòîëüêî çàõâà÷åí îïðåäåëåííûìè ñåíñîðíûìè îùóùåíèÿìè, ÷òî åãî öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè ôèêñèðóþòñÿ: îí, íàïðèìåð, íå ïûòàåòñÿ âîçèòü, íàãðóæàòü ìàøèíêó, à ïðîäîëæàåò íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò âðàùàòü êîëåñà èëè äåðæàòü çàâåäåííóþ èãðóøêó â ðóêàõ; íå ñòðîèò áàøåíêó èç êóáèêîâ, à ñòåðåîòèïíî ðàñêëàäûâàåò èõ â îäíîîáðàçíûé ãîðèçîíòàëüíûé ðÿä.

C òàêîé æå ñèëîé, êàê ïîëîæèòåëüíîå, ôèêñèðóåòñÿ òàêèì ðåáåíêîì è ïîëó÷åííîå îäíàæäû îòðèöàòåëüíîå âïå÷àòëåíèå. Ïîýòîìó îêðóæàþùèé åãî ìèð îêðàøåí â î÷åíü êîíòðàñòíûå òîíà. Êðàéíå ëåãêî âîçíèêàþò óæå â ðàííåì âîçðàñòå è îñòàþòñÿ àêòóàëüíûìè íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò ìíîãî÷èñëåííûå ñòðàõè. Îíè ïîðîæäàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ðàçäðàæèòåëÿìè, ñâÿçàííûìè ñ èíñòèíêòèâíûì îùóùåíèåì óãðîçû (âûçâàííûì, íàïðèìåð, êàêèì-òî ðåçêèì äâèæåíèåì â íàïðàâëåíèè ðåáåíêà, çàñòðåâàíèåì åãî ãîëîâû èëè ôèêñàöèåé òóëîâèùà ïðè îäåâàíèè, ÷óâñòâîì áîëè, íåîæèäàííûì «îáðûâîì» â ïðîñòðàíñòâå: ñòóïåíüêîé ëåñòíèöû, îòâåðñòèåì ëþêà è ò. ï.), òàê ÷òî ñàìà ðåàêöèÿ èñïóãà âïîëíå åñòåñòâåííà. Íåîáû÷íîé çäåñü ÿâëÿåòñÿ îñòðîòà ýòîé ðåàêöèè è åå íåïðåîäîëèìîñòü. Òàê, îäèí ìàëü÷èê åùå â ìëàäåí÷åñòâå èñïóãàëñÿ íåîæèäàííî âçëåòåâøèõ èç-ïîä êîëÿñêè ïòèö, è ýòîò ñòðàõ çàôèêñèðîâàëñÿ íà äîëãèå ãîäû.

Îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü òàêèõ äåòåé ê ñåíñîðíîé ñòèìóëÿöèè ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî ñòðàõè ìîãóò âûçûâàòüñÿ êàê ðàçäðàæèòåëÿìè ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè – ãðîìêèì çâóêîì (óð÷àíèåì òðóá, ñòóêîì îòáîéíîãî ìîëîòêà), ÿðêèì öâåòîì, òàê è íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè õîòÿ è íåáîëüøîé èíòåíñèâíîñòè, íî òîé ðàçíîâèäíîñòè (íàïðèìåð, òàêòèëüíûìè), ê êîòîðîé ÷óâñòâèòåëüíîñòü îñîáåííî âûñîêà. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, íàñêîëüêî â òàêèõ óñëîâèÿõ äèñêîìôîðòíû îáû÷íûå ïðîöåäóðû óõîäà çà ìàëåíüêèì ðåáåíêîì. Íåðåäêî ðàíî âîçíèêàþò è ïðî÷íî ôèêñèðóþòñÿ ñòðàõè ãîðøêà, ìûòüÿ ãîëîâû, ñòðèæêè íîãòåé, âîëîñ è ò. ï.

Íî âñåãî äëÿ íåãî ñòðàøíåå – íàðóøèòü ñòåðåîòèï åæåäíåâíîãî ïîâåäåíèÿ è âîñïðèÿòèÿ. Òàêàÿ îïàñíîñòü îñîçíàåòñÿ èì êàê âèòàëüíàÿ (óãðîæàþùàÿ ñàìîé åãî æèçíè). Ýòî ìîæåò áûòü ïåðååçä íà äà÷ó, ïåðåñòàíîâêà ìåáåëè â êâàðòèðå, âûõîä ìàìû íà ðàáîòó, ãîñïèòàëèçàöèÿ ïî êàêèì-ëèáî ñîìàòè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïîìåùåíèå â ÿñëè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ îáû÷íà î÷åíü òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ: ðàññòðîéñòâî ñíà, ïîòåðÿ íàâûêîâ, ðåãðåññ ðå÷è, óñèëåíèå çàãëóøàþùåé ïåðåæèâàíèÿ àóòîñòèìóëÿöèè, ïîÿâëåíèå ñàìîàãðåññèè (áèòüå ñåáÿ ïî ãîëîâå, ñòó÷àíèå ãîëîâîé î ñòåíó è ò. ï.).

Ïîêà ðåáåíîê íàõîäèòñÿ ïîä ïîñòîÿííîé îïåêîé ìàìû, ïîääåðæèâàþùåé ñëîæèâøèéñÿ íàáîð âîçìîæíûõ äëÿ íåãî ñïîñîáîâ âçàèìîäåéñòâèÿ, çíàþùåé åãî ïðèâÿçàííîñòè è ñòðàõè, ïîíèìàþùåé åãî æåëàíèÿ, îí â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè îãðàæäåí îò óãðîæàþùèõ ìîìåíòîâ. Ïîâåäåíèå åãî â îñíîâíîì ïðåäñêàçóåìî – è ïîäîáíî òîìó, êàê âñÿêàÿ ìàòü ïîíèìàåò, êîãäà íàäî ïîäñòàâèòü ãîðøîê íå ïðîñÿùåìóñÿ íà íåãî ìàëûøó, òàê è ìàòü ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû çíàåò, êîãäà è êàê ïðåäîòâðàòèòü åãî âîçìîæíûé àôôåêòèâíûé ñðûâ. Ïîýòîìó íå ñëó÷àéíî ðîäíûå îáû÷íî íå æàëóþòñÿ íà ïðîáëåìû äîìàøíåãî ïîâåäåíèÿ: îñíîâíûå ñëîæíîñòè íà÷èíàþòñÿ, êîãäà ðåáåíîê ïîïàäàåò â ìåíåå ñòàáèëüíûå è áîëåå ñëîæíûå ñèòóàöèè. ×àñòîòà ïîñëåäíèõ íà âòîðîì ãîäó æèçíè ìàëûøà íåèçáåæíî âîçðàñòàåò: âûõîä â ãîñòè, ïîåçäêà íà òðàíñïîðòå, ñòîëêíîâåíèå ñ äðóãèìè äåòüìè íà äåòñêîé ïëîùàäêå è ò. ä. Ïðî÷íî ôèêñèðóåòñÿ â ïàìÿòè ðåáåíêà âåñü åãî îòðèöàòåëüíûé îïûò, ïðè ýòîì íàðàñòàþò, c îäíîé ñòîðîíû, òîðìîçèìîñòü è òðåâîæíîñòü, ñ äðóãîé – íåãàòèâèçì. Òàêèì îáðàçîì, ê 2–3 ãîäàì îí âñå áîëüøå êàïñóëèðóåòñÿ âíóòðè ñâîåãî îãðàíè÷åííîãî íàáîðà ñòåðåîòèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæåíèåì è îòãîðàæèâàåòñÿ îò ïîñëåäíåãî îáèëèåì àóòîñòèìóëÿöèîííûõ äåéñòâèé.

Íèêîëüñêàÿ Î. Ñ., Áàåíñêàÿ Å. Ð., Ëèáëèíã Ì. Ì.

Ïðîäîëæåíèå â ñëåäóþùåì ïîñòå: 3, 4 ãðóïïà

Источник