Исправление ребенка и развитие
Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Цель коррекции
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Показания для назначения
Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:
- гиперактивность, импульсивность;
- неконтролируемая агрессия;
- тревожность, мнительность;
- чрезмерная стеснительность, боязливость;
- неоправданные страхи;
- трудности запоминания;
- неусидчивость;
- нарушения мышления;
- трудности в процессе обучения.
Этапы психологической коррекции
Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:
- сбор информации;
- создание программы проведения психокоррекции;
- установочный этап;
- процесс психологической коррекции;
- завершающий этап.
Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.
Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.
Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.
Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.
Основные методы
Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.
Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.
Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.
Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.
Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.
Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).
По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.
Источник
Рейтинг Зачастую дети расстраиваются из-за допущенных ошибок, хотя это помогает им развиваться |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
С раннего возраста мозгу ребенка необходимо разобраться в том, как устроен мир. Это условие выживания. В этом детям хорошо помогает врожденное любопытство, так как именно оно определяет поведение ребенка. Исследуя окружающий мир, дети создают нейронные связи. Накапливая новый опыт, они расширяют эти связи. Картина мира ребенка дополняется новыми деталями.
Нейронные связи перестраиваются, когда ребенок допускает ошибки (например, делает неправильные прогнозы, основываясь на имеющейся информации). В результате этого связь между предвидением ситуаций и имеющимся опытом становится более точной. Все это происходит неосознанно.
Ошибки приводят к фрустрации
Когда дети начинают развивать новые навыки (например, разгадывать головоломки или рисовать геометрические фигуры), они расстраиваются, когда делают это «неправильно». Даже когда мы успокаиваем ребенка и говорим, что в ошибках нет ничего плохого, что со временем у него будет получаться лучше, он все равно испытывает фрустрацию.
Получение новых знаний и жизненного опыта связано с неопределенностью и ошибками. Многие дети, которые ходят в школу, больше всего боятся совершить ошибку перед всем классом. Помогите ребенку понять, что неудачи дают ему возможность пересмотреть свои неточные представления о мире, которые, если не внести в них коррективы, могут помешать ребенку в будущем.
Позволяйте детям совершать ошибки, исследуя окружающий мир, так как это укрепляет их нейронные связи, необходимые для обучения, а работа в условиях неопределенности помогает, в конечном итоге, формировать мозг ребенка.
Ошибки – мощный инструмент обучения и развития
Подобно тому, как у ребенка не получается сразу ходить, говорить и читать, ошибки, которые он совершает, не означают, что он не сможет преуспеть в чем-то.
Когда ребенок не будет бояться ошибок, он научится мыслить нестандартно и разовьет более широкий взгляд на вещи. Помогите ребенку осознать, что он сможет обрести уверенность, настойчивость в решении проблем и творческий подход, понимая, что ошибки могут стать стимулом для развития мозга.
Помогите ребенку преодолевать неопределенность
Если мы не позволяем ребенку ошибаться, то подвергаем его риску неудач в реальной жизни. Поощряя ребенка мыслить не по шаблону, самостоятельно принимать решения, делать выбор и исправлять свои ошибки, вы делаете его мышление творческим и гибким.
Как избавить ребенка от страха ошибок
1. Признавайте свои ошибки. Когда вы совершаете ошибки, признавайте это перед своим ребенком. Расскажите ему о случаях из своего детства, когда вы чувствовали смущение или злость из-за своих ошибок. Возможно, вам хотелось обвинить кого-то другого или скрыть свою ошибку. Расскажите ребенку, если вам трудно признавать свои ошибки или вам требуется больше времени, чтобы понять что-то сложное.
Мотивируйте ребенка рассказывать об ошибках, которые они совершили в прошлом, о своих чувствах по этому поводу. Спросите, что бы он делал по-другому, если бы снова попал в такую же ситуацию.
2. Мотивируйте ребенка с помощью воспоминаний. Напоминайте ребенку о том, сколько усилий он приложил, чтобы исправить допущенные ошибки, особенно когда он пытался развить новый навык. Например, скажите ему: «Помнишь, как ты учился играть в футбол? У тебя иногда не получалось, но ты не сдавался» или «Помнишь, как ты учился играть на гитаре? Сначала ты не мог выучить даже несколько аккордов, а теперь легко играешь сложные мелодии». Помогите ему вспомнить, что приложенные усилия всегда приводили к тому, что он развивал новые навыки и совершал меньше ошибок.
3. Приводите примеры того, как великие люди допускали ошибки. Расскажите ребенку о том, что даже великие люди допускали ошибки, прежде чем добились успеха. История знает множество таких случаев. Например, великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я никогда не ошибался в своей жизни. Я просто придумал 10 000 идей, которые не работали».
Другой пример – известный американский баскетболист Майкл Джордан, который говорил: «За свою спортивную карьеру я промахнулся мимо кольца 9 000 раз и проиграл более 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачу за неудачей, и именно это привело меня к успеху».
Таких примеров – множество. Найдите в Интернете подобные истории и обсуждайте их с ребенком.
По мере того, как ваш ребенок будет учиться принимать свои ошибки и прилагать усилия, чтобы их исправить, он научится видеть в ошибках возможности усовершенствовать свои навыки. Вы увидите, как ребенок эффективнее справляется с проблемами и больше прислушивается к конструктивной критике. Такие навыки в будущем помогут ему расширить свою картину мира.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
06.03.2019
Источник
Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание — в этой статье.
Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.
Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.
Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.
Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.
Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.
Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.
Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.
https://programmamama.com/baby-0-6/
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев»
Что делать, чтобы не упустить момент
Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.
Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)
У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.
Главные моторные навыки по месяцам до 1 года
- к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
- к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
- к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
- к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
- к концу 5 держит голову, переворачивается
- к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
- к концу 7 хорошо сидит
- к концу 8 ползёт назад
- к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
- к концу 11 ползёт на четвереньках
- к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.
Источник
«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.
По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.
Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.
Памятка для молодых мам и пап
Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.
Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.
Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.
Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.
Признаки отклонений в развитии малыша
На что нужно обращать внимание:
1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.
2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.
Когда следует насторожиться на первом году жизни:
1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.
2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.
3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».
4. Малыш называет «мамой» всех подряд.
5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.
6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.
Когда следует насторожиться на втором году жизни:
1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).
2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.
3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.
4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.
5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.
Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.
К какому врачу обратиться?
По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.
Вот пример из ее практики:
«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.
Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.
Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.
Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.
Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».
В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).
Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.
Опасно откладывать визит к врачу
Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.
Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.
Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».
Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.
Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.
Определение маршрута реабилитации
Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.
Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).
Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.
К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:
1. ДЦП — физическое развитие.
2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.
3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.
4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.
5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.
Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.
Пример из практики:
На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).
Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.
Детский сад или домашнее воспитание
Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.
По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.
Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.
Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.
При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.
Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.
Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!
Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.
Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.
Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.
Источник