Использование предметов заместителей для развития ребенка

Использование предметов заместителей для развития ребенка thumbnail

Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия. Недостроенный «нижний этаж» — плохая опора для следующего.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом, величиной, формой и пространственным расположением предметов. С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик,говорим: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!»или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др.

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. ;

создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик);

заводится коробочка с «бросовым материалом» — палочками, кубиками, колечками и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

Побуждать детей к поиску предметов-заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Источник

Что такое предметы-заместители и для чего они нужны

Предметы-заместители — это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Введение ребёнка в игру предметов-заместителей

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».

В качестве заместителей могут выступать палочки, шишки, кора дерева, кубики, шарики, бусины, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, катушки ниток, спичечные коробки, лоскуты ткани, фантики, обрезки цветной бумаги и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение. Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре, интересуется, что кушает его собачка. Получив тот или иной ответ, взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?». Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит. Взрослый: “Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”. Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки. Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку и т.д.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения, и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители — сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень неопределенно. Обозначение предмета словом помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры. Приведем пример. Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом. Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.

Постепенно, по мере развития игры, ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Смирнова Е.О.

Источник

Использование предметов – заместителей в игре.

Е.В. Мокрова

воспитатель МБДОУ № 28

Г. Канск

Важным моментом  в развитии игры у  детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих  модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

Предмет заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка – самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.

Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки – самоделки. Так же необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать  учить использовать в игре предметы-заместители.

Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде:

Из кукольного  уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.

— Создаются комплексы:  «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)

Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями.  Это могут быть:  детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в  них красивые окошечки. Главное  условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания  предметам несвойственных им функциональных значений.

Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .

Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители  предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками  и предметами. Нужно вводить игровые задания.

По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др..

 Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.

При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.

Источник

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор предметов-заместителей, также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей.

Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов, с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет-заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница»-градусником, в игре «Парикмахерская»-расчёской, в игре «Уличное движение»-жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители.

Разворачивая сюжетно-ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом. Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами-заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами-заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов-заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру, мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры, какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом, соответственно меняется назначение предметов-заместителей, они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать, часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки», ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр, договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр. Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница»+ «Семья», «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители, наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры. В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю, подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр, обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать, как можно обогатить игру «Магазин», Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую», проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов- заместителей разными приёмами.

Источник

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВЗАМЕСТИТЕЛЕЙВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:Статья посвящена рассмотрению игровой деятельности младших дошкольников, в которойодна из ключевых ролей принадлежит обязательному атрибуту любого игрового действия -игрушке.Статья акцентирует внимание на том, что в дошкольном возрасте огромноезначение приобретает умение ребёнка участвовать в замещающей игровой деятельности,которая, как правило, происходит в условиях социального взаимодействия, развивает коммуникативныенавыки, память, воображение и фантазию.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, младший дошкольный возраст, предметная деятельность,игрушка, предмет-заместитель.

Игра является неотъемлемой составляющей повседневной жизни ребёнка. С раннего возраста она сопровождает его во многих сферах жизнедеятельности, является определяющей частью досуга. В каждом возрасте игра выполняет особые функции, необходимые для полноценного развития ребенка. Соответственно, очень важно проводить исследования, выявлять актуальные проблемы и перспективы развития современной игровой деятельности детей в разном возрасте.

Раньше большая часть игровой деятельности детей проходила в активной форме — игры во дворе дома. Прогулки после детского сада или школы сопровождались разнообразными веселыми, подвижными играми. Сейчас родители с раннего возраста пытаются распланировать свободное время своих детей. К сожалению, выбор родителей зачастую падает на малоподвижный, пусть и высокоорганизованный досуг, в котором всё меньше места отводится прогулкам и играм во дворе дома, где ребенок наиболее расслаблен, может заниматься, чем пожелает, и общаться с тем, с кем сам захочет.

В связи с этим наиболее актуальным и значимым представляется изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста, в особенности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основы предметной, игровой деятельности, накапливается субъективный игровой опыт. К тому же, как отмечает Е.А. Репринцева, игра выступает «средством стимуляции и развития психических процессов, средством диагностики, коррекции и адаптации к жизни» [7, с. 5].

В психолого-педагогических исследованиях понятия игры и игровой деятельности рассматриваются в работах Е.О. Смирнова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обухова, Е.Е. Кравцовой и т. д. Однако не все исследователи сходятся в тождественности данных понятий.

Е.А. Репринцева отмечает, что игра в первую очередь направлена на «самореализацию личности, на удовлетворение потребности в сильных эмоциях, состязании, соперничестве, удовольствии» [7, с. 201].

Так, Е.Е. Кравцова утверждает, что «игра — определённое отношение мира к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка ко взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка к сверстнику и сверстника к нему» [5, с. 68]. Игровая деятельность в отличие от игры — «понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира» [10, с. 201]. По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность включает «этапы её развёртывания: потребность, мотив, цель, структуру, «констатирующие моменты». Последние, в свою очередь, включают воображаемую ситуацию, игровую роль и правила игры» [10, с. 225]. Как правило, понятие «игровая деятельность» трактуется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6, с. 5].

Игровая деятельность тесно связана с предметной деятельностью. В монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит данные экспериментального психолого-педагогического исследования Ф.И. Фрадкиной, подтверждающие тот факт, что «все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними» [10, с. 197].

В результате освоения предметных действий ребёнок под руководством взрослого усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общественным назначением. По результатам исследований Н.Я. Михайленко, Ф.И. Фрадкиной, Л.С. Славиной, «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь к ролевой игре» [10, с. 218].

Игровая деятельность невозможна без игрового замысла, ролевых действий, а также игрового реквизита. Важнейшим условием состоятельности игровой деятельности является эмоциональная вовлеченность ребёнка в игру, осознание её субъективно эмоциональной и развлекательной значимости. В статье «Роль игры в дошкольном возрасте» С.О. Кожакина характеризует разновидности сюжетной игры:

— игру, связанную с условным (игровым) действием в воображаемой ситуации;

— собственно ролевую игру (когда ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);

— режиссерскую игру (когда ребенок — режиссер, а игрушки — актеры) [4, с. 24-25].

Обязательным атрибутом любого игрового действия является игрушка. Игровое оборудование позволяет ребёнку моделировать воображаемую реальность, опираясь на опыт предметной деятельности и опыт социального взаимодействия с окружающими. Количество и качество игрового оборудования определяют характер игры (индивидуальный или коллективный), форму игры, количество задействованных участников. Игрушка со строго фиксированным функциональным назначением устанавливает определённый набор ролевых действий с предметом. Использование такой игрушки, как правило, ограничено индивидуальным пользованием и лишает потенциальных участников игры возможности «приписать» игровому предмету различные свойства, обусловленные сюжетным наполнением игры. По мнению педагогов и психологов, в частности О.А. Степановой, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, т. е. предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и т. п.), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии» [9, с. 22].

В младшем дошкольном возрасте большую значимость приобретает игра не с готовыми игрушками, а с предметами-заместителями. Игра с подобными предметами может возникать спонтанно: на улице, дома, в образовательном учреждении. Под предметами-заместителями мы понимаем любую вещь (предмет), не имеющую игрового назначения, которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент» [10, с. 190, 191]. При этом, по мнению исследователя, к предмету-заместителю предъявляются минимальные требования к сходству с изображаемым предметом.

Игра с предметами-заместителями — это особенное и необходимое умение ребенка, которое:

— развивает умственную активность и познавательные интересы;

— развивает самостоятельность и самодеятельность;

— способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания;

— обеспечивает общение со сверстниками и умение ориентироваться в социальных ситуациях [3]. Таким образом, умение игрового употребления предметов-заместителей включает большую часть функций, формируемых в процессе игровой деятельности.

Результат освоения замещающей игровой деятельности можно наблюдать посредством применения психологических комплексов в детском коллективе. Например, можно выделить применяемую в детском коллективе методику «Дощечка», направленную на оценку способности детей к экспериментированию с преобразующимися объектами. Дети продемонстрировали умелые действия с предметом-заместителем.

Ребятам предлагалась деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев. Задача детей состояла в том, чтобы при каждом складывании доски называть форму получившегося предмета. За каждое название ребенок получал по баллу, максимальное количество баллов не ограничивалось. Большинство ребят, работавших с данной методикой, успешно справились с заданием, набрав 10 баллов и более [1, с. 38; 2]. Интересно отметить, что среди ответов были не только хорошо знакомые им простые предметы, такие как стол, дом, окно, крыша, ворота, книга и другие, но и предметы более сложного характера и конструкции: призма, ромб, восьмиугольник, птица, змея, лестница. При этом хотелось бы подчеркнуть, что ребята с нетерпением ждали своей очереди, желая поиграть с необычным предметом-трансформером, они с нежеланием передавали предмет сверстникам, так как не могли наиграться необычным предметом. Как только предмет оказывался в руках ребенка, вместе с его трансформацией возникала и игровая ситуация, которая была очень интересна ребенку, и он стремился ее проиграть, привлекая другие подручные предметы.

Повсеместному включению в игру предметов-заместителей и логичному, игровому их употреблению должна предшествовать достаточно емкая подготовительная работа родителя или педагога детского сада.

Особенно это касается детей, у которых нет старших братьев и сестер, либо детей, у которых родители слишком заняты и не могут уделять должного внимания ребенку в игровой деятельности, что, к сожалению, далеко не редкость в современном мире.

Е.О. Смирнова рассматривает этапы, демонстрирующие постепенное освоение ребёнком игры с предметами-заместителями. Например, ребенок, не умеющий обращаться с предметами-заместителями, будет играть только реалистичными игрушками. В таком случае взрослому необходимо показать, как использовать в игре предметы с неопределенным назначением (шарики, палочки, брусочки и т. д.), комментируя свои действия. Как правило, на данном этапе ребенок не будет проявлять интереса к замещающим действиям взрослого. Так, в ответ на просьбу взрослого «Давай дадим кукле конфетку. Где у нас конфетка?» ребенок либо вообще не ответит, либо скажет: «Нет здесь конфеты». Важно отметить, что перенос значения одного предмета на другой будет возможен только при эмоциональной вовлеченности ребенка в игру.

Второй этап характеризуется тем, что ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и старается после наблюдения копировать их с теми же предметами-заместителями. На данном этапе подражание носит автоматический, формальный характер, происходит как бы присоединение к игре старшего.

На следующем этапе ребенок начинает самостоятельно воспроизводить имитацию замещающих действий без предварительного показа взрослым. В этот момент дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям и осознают разрыв между знакомыми предметами и новыми. «По мере ознакомления ребенка с новыми функциями предмета усложняется и его игровое употребление» [10, с. 196].

Четвертый этап включает наряду с подражательными самостоятельные замещения – вариации действий взрослого с элементами новизны. Следовательно, на данном этапе уже есть действия с предметами-заместителями, но отсутствует игровое имя предмета, так как на вопрос взрослого «Что у тебя варится?» ребенок отвечает: «Палочки и колечки». Особенностью последнего этапа освоения игры с предметами-заместителями является то, что ребенок называет предмет игровым именем. Действия ребенка становятся более эмоционально насыщенными, целенаправленными, соответствующими воображаемой ситуации [8, с. 204-205].

Благодаря поэтапной работе родителя либо педагога с ребенком игровая деятельность с предметами-заместителями постепенно входит в распорядок свободного времени малыша. Тем более что детский сад и школа направлены на обучение, воспитание и развитие личности ребенка в достаточно быстром темпе. В результате дети становятся более самостоятельными, изобретательными, находчивыми. Они с удовольствием абстрагируются от обыденной ситуации, наполняя ее новым, игровым значением.

Все это говорит о том, что игрушки, безусловно, играют огромную роль в жизни современных детей, тем не менее, особая роль отводится игрушкам-заместителям. Следует отметить, что уже в младшем дошкольном возрасте родителям и педагогам необходимо обучать детей игре с предметами-заместителями. Игрушки-заместители могут выполнять сразу несколько функций: эстетическую, развивающую, дидактическую, познавательную, знаковую, нравственно-этическую и т. д. Игра с такими предметами развивает коммуникативные навыки младших дошкольников, так как осуществляется, как правило, в совместной деятельности.

В качестве игрушек-заместителей могут выступать предметы разного размера, материала, эстетической значимости, которые, в свою очередь, способствуют становлению социальной адаптации ребёнка — накоплению практического опыта, формируемого в процессе моделирования и создания общественных ситуаций. Разнообразие игрушек-заместителей позволяет ребенку избежать стереотипности мышления, найти неординарные, нестандартные пути развития сюжетной игры, раскрыть творческий потенциал. Благодаря умению включать в деятельность предметы-заместители ребенок может не почувствовать отсутствия или недостатка каких-либо игрушек, а выступить творцом окружающей его игровой действительности. К тому же игрушка-заместитель может стать наглядным показателем психологического состояния ребенка и использоваться как в диагностических, так и в терапевтических целях.

Таким образом, игровая замещающая деятельность не только создает основу для нормального роста и развития, стимулирует психическое развитие ребенка, но и способствует обогащению жизненного опыта малыша, его воображения, памяти, установлению логических связей. Поэтому родителям дошкольников вместе с детскими дошкольными организациями необходимо найти правильное соотношение в распорядке дня дошкольников, в котором должно быть место разнообразной игре, ведь от этого зависят моральное, физическое здоровье ребенка, формирование его как самодостаточной личности.

Литература и интернет-ресурсы

1. Белухина О.С., Пиляева Е.А., Шрамкова О.В. Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах деятельности в условиях МДОУ «ЦРР — Детский сад № 18 «Город Чудес» г. Саратова // Развитие одаренности обучающихся в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. межрегион. заоч. науч.-практ. конф. — Саратов, 2015. — 148 с.

2. Белухина О.С., Шрамкова О.В. Влияние гендерного обучения на становление личности // https://new-time-ippo.blogspot.ru/p/4.html (дата обращения: 05.10.2016).

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М., 2006. — 128 с.

4. Кожакина С.О. Роль игры в дошкольном возрасте // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2015. — № 1. — С. 23-28.

5. Кравцова Е.Е. Игра на весь мир // Первое сентября. — 2001. — № 54. — С. 67-71.

6. Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС: хрестоматия. Ч. 5. — М., 2014. — 26 с.

7. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. — Курск, 2005.- 421 с.

8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для вузов. 3-е изд.,перераб. — СПб. : Питер, 2009. — 304 с.

9. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Теория и методика игры: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред.: К.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. — М.: Юрайт, 2016. — 276 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — 360 с.

Источник