Что нужно рассказывать ребенку в 2 года

Что нужно рассказывать ребенку в 2 года thumbnail

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Выплаты на 2 ребенка в 2017 году в тульской области

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

Подробности

Автор: Anastasiya

Категория: Развитие детей

Опубликовано: 04 февраля 2020

О чем говорить с ребенком в 2 года

Развитие речи ребенка в 2 года. Разговоры с двухлетним ребенком. Словарный запас к второму дню рождения.

Время «односторонних» разговоров миновало. Ко второму дню рождения большинство малышей способно отвечать родителям. Продолжительность ответа зависит ребенка. В среднем двухлетний малыш знает около 200 слов, однако этот интервал включает в себя детей, которые оперируют всего двумя десятками слов, и дети, знающих более 500. Некоторые малыши к двум годам успевают уже несколько месяцев попрактиковаться в составлении предложений, другие только-только начинают складывать слова в простые фразы. Способность говорить полностью раскрывается к третьему году, когда те, кто отставал, зачастую начинают догонять тех, кто вырвался вперед; расширяется словарный запас, быстрее формируются мысли. К третьему дню рождении средний малыш оперирует примерно 1000 слов.

Лучший способ разговорить малыша в этом и более раннем возрасте — это говорить с ним. Хотя большинство родителей естественным образом делают все, чтобы подтолкнуть развитие речи у ребенка, нижеследующие советы помогут закрепить разговор.

Как разговорить ребенка в два года.

  • Вкладывайте слова в уста ребенка. Дополните то, что говорит ребенок, и скоро он начнет говорить больше. Когда малыш произносит: «Большой дом», добавьте: «Большой и высокий дом. Посмотри, какой высокий, прямо до неба».
  • Будьте конкретны. Выражайте свои замечания как можно яснее. Если вы хотите показать ребенку, как кошка лезет на дерево, не говорите просто «смотри!», а скажите: «Смотри! Видишь, белая кошка лезет по тому вон большому дереву. Наверное, она охотится за птичкой».
  • Описывайте. Украсьте мир ребенка прилагательными. Не говорите «вон собачка», а скажите: «Вон маленькая черная собачка с кудрявой шерстью. У нее красивый красный ошейник».
  • Немного усложните речь. Если вы старались говорить как можно проще, пока ребенок был младше, теперь пора ставить перед ним задачу находить смысл в более сложных предложениях («Мы идем в парк с Сашей, братом Ани»), в указаниях из двух или трех частей («Пожалуйста, подними плюшевого мишку и посади его на кровать к другим игрушкам»), в меняющихся корневых согласных («У тебя ухо испачкано, надо помыть уши») и в ударениях. Однако продолжайте говорить отчетливо, неторопливо и будьте готовы повторить, если ребенок не понял с первого раза.
  • Беседуйте. Даже если малыш еще не говорит предложениями, он может слушать вас, вставлять слова, а иногда и полностью участвовать в разговоре с вами. Обсуждайте события, которые только что состоялись, происходят на ваших глазах или должны вскоре состояться. По дороге с игровой площадки домой обсуждайте происшествия: «Помнишь, какой замок ты построил в песочнице?.. Какая красивая птичка купалась в фонтане». За обедом говорите о играх, в которые малыш играл утром, о книжке, которую вы собираетесь прочитать с ним вечером. Дожидаясь автобуса, говорите о людях в машинах, о том, откуда они едут. Хотя поначалу вклад малыша будет ограничиваться одним-двумя словами, очень скоро вы обнаружите, что он превратился в равноправного собеседника.
  • Продолжайте спрашивать. Очень эффективный способ обучения речи — это задавать ребенку вопросы. Задавайте вопросы так, чтобы малыш должен был обращаться к своему словарному запасу (но не раздражаться), а не так, чтобы он мог ответить просто «да» или «нет»: «Как, по-твоему, что делает эта белка?» или «Почему этот малыш смеется?».
  • Читайте. Чтение многое дает ребенку для развития речи. Кроме того, оно увлекательно.
Читайте также:  Спектакли для ребенка 2 года

Читайте подробнее в статье: Как заинтересовать ребенка чтением, если он не хочет.

  • Играйте в словесные игры. Для кроссвордов еще слишком рано, зато можно играть в «Что это?». Правила просты: читая книгу с картинками, периодически останавливайтесь и просите малыша отыскать на странице определенные объекты, о которых вы читаете (только не останавливайтесь слишком часто, чтобы не рвать нить повествования). Или играйте в «Что он (она) делает?». Что делает младенец в колыбели? Что делает собака с косточкой? Или попробуйте поиграть в «Что сейчас случится?»: пусть ребенок догадается, как будет развиваться сюжет, прежде чем вы перевернете страницу. (Если ребенок запнется, выскажите несколько предположений: «Поезд переедет через гору? Или ты считаешь, что он устанет и остановится?») Можно также поиграть во внутри/снаружи, вверх/вниз, на/под, в которой игроки берут небольшую игрушку и коробку из-под обуви, чтобы продемонстрировать значение внутри-снаружи-вверху- внизу-на-под и назвать, где сейчас игрушка («Мяч был на коробке. Теперь он под коробкой»).
  • Познакомьте с буквами, чтобы алфавит не был совершенно чужим, когда начнется процесс обучения чтению, а также чтобы помочь произношению. Пойте песенку про алфавит, читайте книжки с алфавитом (начните с тех, где стоят знакомые ребенку слова: «а» — арбуз в этом возрасте лучше, чем «а» — антилопа), напишите имя малыша на его двери и начните подбирать слова, которые начинаются с той же буквы («М» — это Макс, а еще мама, машина, молоко»). Руководствуйтесь при этом интересами ребенка (или отсутствием заинтересованности).
  • Но воздержитесь от грамматических наставлений. Малыш гораздо успешнее освоит грамматику, если будет слышать, как говорите вы, нежели выслушивая критику его фраз. Говорите правильно сами, но не заставляйте ребенка следовать правилам. Пусть пока слова текут свободно, со всеми ошибками.

Создано: 04 февраля 2020

Обновлено: 21 мая 2020

Просмотров: 409

Источник

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому  они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!

Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

ВозрастНормы речи
До 1 годаМаленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.
Читайте также:  Что можно лепить и рисовать с ребенком в 2 года

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей?

Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д.

Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка?

По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков.

Существуют ли компьютерные игры для обучения речи?

Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.

Источник