Искусственная среда для речевого развития ребенка

Искусственная среда для речевого развития ребенка thumbnail

В данной статье мы рассмотрим ключевые понятии: «среда», «речь», «речевая среда».

Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У О.В.Дыбиной мы находим следующее определение – «среда – окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».

Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А.Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».

Понятие речевой среды

Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг и т.д.

Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи

Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.

Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.

Речевая среда – это понятие, которое включает в себя очень много элементов. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.

Л.П. Федоренко ввел в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.

Речевая среда в детском саду – это речь, окружающая детей в пределах детского образовательного учреждения. К речевой среде можно отнести и целенаправленное воздействие на развитие речи, которое выражается в разных программных формах, применяемых педагогами.

Роль воспитателя в формировании речевой среды

Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.

Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.

Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.

Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.

Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.

Свободная и искусственная речевая среда

Свободная речевая среда – это среда общения с ровесниками и педагогами. Коммуникации неизбежно возникают в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры – дети неизбежно общаются друг с другом.

Важно использовать весь игровой потенциал для формирования речи дошкольников.

Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло.

Методические средства – это обучение. Под обучением подразумевается специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи.

Обучение подразумевает использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.

Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.

Читайте также:  Центр развития ребенка в нурлате

Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.

Задачи речевой среды

Существуют следующие задачи организации речевой среды:

  • дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
  • развитие представлений сенсорного характера;
  • самостоятельная речевая активность дошкольника;
  • комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
  • возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.

Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя.

Таким образом, вслед за Л.П.Федоренко будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.

Источник

Консультация на тему:

 «Предметно- пространственная среда как средство речевого развития дошкольников»

Выполнила: воспитатель Федоренко М.С.

 «Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

         Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
       Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.
        Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог.Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.

Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.
Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» –Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Читайте также:  Центру развития ребенка детскому саду 11

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи. Организовывать пространственно-развевающую среду нужно так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но, и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.

Обстановка группы строится и создается так что бы просматривалось чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствовало здоровьесбережению.

Создавая развивающую среду группы, нужно стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.

Зона «Речевого развития», подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.

Задачи работы:

— развитие словаря ребёнка;

— работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

— развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

— воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

— подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);

— развитие мелкой моторики;

— знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).

Оборудование и наполнение речевой зоны:

-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;

-картотека игр и игры для развития грамматического строя;

-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр;

-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр;

— «звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами;

-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки;

— наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.

Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи (ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа). Настольный, кукольный, пальчиковый театр и т.д.

Зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Развитие рисования как замещающей деятельности является основой для развития письменной речи. Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок. Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы.

На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования).

Читайте также:  Консультации для родителями по развитию эмоциональной сферы ребенка

На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления. Для стадии каракуль характерна синкретическая речь, для стадии примитивных изображений характерна 33 констатирующая речь, для изобразительной стадии характерна предваряющая, или планирующая, речь.

Зона «Конструирования», в процессе конструктивной деятельности происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет знания об окружающем мире.

Зона «Экологическая», развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:

-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т.д;

— Рисование на крупе; 

-Рисование песком;

— Закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;

— Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.);

— Различные игры с природным материалом;

-лепка из теста;

— Игры с песком.

Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Ролевая игра является игрой обучающей, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Иными словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Практика показывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Источник