Интенсификация развития ребенка это

Интенсификация обучения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
— методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
- широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
- выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
- применения различных форм и элементов проблемного обучения;
- совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
- индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
- стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальны); способностей;
- знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
- применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.
При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель — учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.
Учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
При организации коллективной работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность — интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Источник
Происходящий сегодня процесс обновления каждой области общественной жизни, а также научный и технический прогресс ставит совершенно иные требования перед педагогической наукой и практикой. При этом главная специфика процесса обучения, как и ранее, состоит в том, чтобы за относительно не большой промежуток времени предоставить обучаемым максимально большое число нужных им сведений, и научить их тому, что необходимо для осуществления практической деятельности.
Вследствие этого основной установкой обучения должно быть формирование навыков самим получать максимальное число действительно необходимых знаний. Осуществлением данного направления является именно интенсификация процесса обучения.
Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения представляет собой определенный способ выстраивания системы обучения. В его основе находится использование внутренних ресурсов, которые помогут увеличить уровень качества и эффективности образования.
В процессе осуществления интенсификации обучения происходит достаточно активное включение совершенно новых технологий, методов и способов в учебный и воспитательный процесс. В данном случае обучение приобретает характер многофакторного и многоуровнего. Это в свою очередь обеспечивает переход системы образования на новый уровень. Вследствие этого происходит следующее:
- увеличение функционального значения;
- удовлетворение наибольшего спектра образовательных трудностей;
- возникает альтернатива для оптимального разрешения наиболее значимых целей обучения;
- изменение критериев относительно организации процесса обучения;
- главными принципами становятся регионализация и демократизация;
- учебное время начинает применяться более целесообразно, а также рационально;
- функции каждого объекта образовательной системы становятся шире.
Особенность интенсификация процесса обучения состоит в том, что оно используется для того, чтобы сделать выше производительность труда и увеличить уровень качества работы в области образования.
Для того чтобы интенсификация смогла принести необходимый эффект, она должна обладать собственной научной базой. Развитие интенсификационных процессов в обучении находится в прямо связи с научными разработками, прогрессом, нахождением и созданием совершенно новых научных открытий.
Таким образом, процесс интенсификации является важным и значимым для всей системы образования.
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации включает в себя создание и практическое осуществление способов и методов организации познавательного процесса, которые в свою очередь обладают научным обоснованием. В результате этого становится возможным акцентировать внимание именно на активном формировании творческих направлений.
Главными направлениями интенсификации процесса образования являются следующие:
- Модернизация содержательной стороны учебных программ. В рамках этого целесообразно основной акцент сделать на качестве поиска учебного материала, его разделения на главную часть и на дополнительную. Также сюда относится и процесс оптимального временного распределения, отводимого на рассмотрение каждой учебной программы. Помимо этого, учебный материал обязан являться логически связанным, а также обладать некой преемственностью. Благодаря этому можно добиться высокоэффективного усвоения нового учебного материала на основе уже существующих знаний.
- Изменение методической стороны обучения. В данном случае в процессе интенсификация осуществляется достаточно активная разработка и использования новых методов и приемов обучения, применяются коллективные виды познавательной деятельности и многое другое. Активное использование получает технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагогам необходимо использовать приемы и средства, которые будут помогать стимулировать творческие направления деятельности.
Важно сказать и о том, что интенсификация процесса обучения помогает повышать уровень его целенаправленности, увеличивать наполнение содержательной направленности обучения, сделать быстрее скорость учебных действий, оказывать положительное влияние в целом на развитие мастерства организации учебного процесса.
Кроме того, достаточно значимую роль в учебном и воспитательном процессе отведено использованию средств осуществления контроля и оценки усвоения программ учебы, а также существующих знаний и навыков. Процесс осуществления контроля обладает аналитической направленностью, при этом показывая самые различные пробелы в знаниях и, предоставляя полную характеристику основных причин их формирования.
Источник
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА РЕФРЕЙМИНГА
Наталья
Михайловна Малышева – методист
Муниципальное
казенное учреждение
«Центр
развития образования Октябрьского района»
Процесс
интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и
методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование.
А значит, удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности
и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить
темпы обучения.
Интенсификация
образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям. Совершенствование
содержательной стороны учебных программ, здесь пристальное внимание уделяется
качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и
второстепенную, а также соответствующий подбор учебной литературы [1].
Немаловажно и оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой
учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном
дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс
познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное
течение.
Содержание
учебного материала должно отвечать требованиям, а именно быть логически
связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового
учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
В процессе
интенсификации происходит активная разработка и применение новых технологий,
методов и приемов обучения, коллективных форм познавательной работы, внедряются
дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное
применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Педагоги
используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления
деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой
личности. Процесс обучения в данном случае нацелен в первую очередь на
результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и
сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех
уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной
психологии, информационные технологии. Следует отметить, что интенсификация
процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и
мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы
учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного
процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной
работы.
Стремительные
изменения в образовании многих педагогов делают заложниками ситуации. И здесь
на помощь приходит такой прием, как рефрейминг, который позволяет изменить
точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. В переводе с
английского frame – рамка (рефрейминг – изменение рамки восприятия). Принято
считать, что данный прием пришел из психологии и психокоррекции. Важно
отметить, что прием рефрейминга не подразумевает обмана и абсурда: он должен
осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира
человека.
Практическая
реализация рефрейминга может осуществляться несколькими способами:
— методом
позитивной стороны ситуации;
— методом
обособления выгоды, использую союз «зато» в негативной ситуации;
— методом
постановки ситуации в ряд сравнений (сегодня работы много, но неделю назад было
еще больше).
Рефрейминг учит смотреть на
ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться тезисом:
«Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Приведем несколько
примеров.
1. В
коллективе появился неформальный лидер. Можно увидеть в нем своего
потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к
нему как к раздражителю, усугубляя конфликт.
2. Присутствуя
на неудачном мероприятии можно воспринимать происходящее как урок – определять,
что не надо делать, фиксировать ошибки и брать на вооружение. А можно просто
сожалеть о напрасно потраченном времени.
Используя
прием рефрейминга необходимо настроиться на постоянные тренировки с
использованием различных ситуаций. По своему содержанию они напоминают
образовательные кейсы, но выполняются в более простом ключе.
Тренировочное задание 1.
Рутинная работа
(аналитическая, требующая внимания к деталям) для творческого человека,
любящего полет мысли.
Варианты решений:
— профессионал
может все, а не только то, что нравится;
— универсальность
— залог карьерного роста;
— поиски креатив и
в рутинной работе как возможность активизировать мышление.
Тренировочное
задание 2.
Руководитель
рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем обучить и привлечь коллегу».
Варианты решений:
— задача
руководителя — добиться целей, используя ресурсы команды;
— инвестиция
времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем при условии многократно
повторяющейся задаче;
— наставничество повышает
авторитет и становится толчком к восприятию событий под разными углами видения;
— обучив коллегу,
появляется время и силы для смены вида деятельности;
— доверие со
стороны наставника создает у наставляемых доверие и повышает лояльность.
Тренировочное
задание 3.
Большая нагрузка.
Варианты решений:
— занятость –
толчок к постоянному планированию;
— занятость
позволяет стать многофункциональным специалистом;
— временные
трудности, предоставляющие возможность поработать на пределе возможностей;
— только ценному,
исполнительному и способному сотруднику могут поручить работу сверх нормы;
— повышение
профессионального уровня.
Тренировочное
задание 4.
«Трудный» ребенок
в классе.
Варианты решение:
— проверка на
прочность (выход из любой ситуации);
— умение заслужить
доверие и уважение со стороны детей, а не считать это данностью возраста;
— воспитание терпимости
— пригодится в жизни;
— умение
докопаться до внутренних проблем, не создавая травмирующую ситуацию для
ребенка;
— всегда найдется
что-то забавное в самой сложной ситуации;
— «Завоевав»
доверие ребенка, вы, возможно, предопределите его успешность.
Тренировочное
задание 5.
Частые
командировки.
Варианты решений:
— отсутствие
статики;
— расширение
контактов;
— смена обстановки
позволяет абстрагироваться от негативных ситуаций.
Тренировочное
задание 6.
Необходимость
выступать публично.
Варианты решений:
— возможность
показать себя с лучшей стороны большому количеству людей;
— знак высокой
степени доверия, публичные выступления доверят не каждому;
— возможность
продемонстрировать авторский материал, приобщить общественность к своему
видению ситуации, найти сторонников.
Тренировочное
задание 7.
Коллеги отвлекают
вопросами, на которые требуется длительное для решения время.
Варианты решений:
— прекрасный опыт
для будущего руководителя;
— обращение
коллеги, прежде всего, связано с его осознанием, что только вы можете ему помочь;
— благодарность за
оказанную помощь;
— проверка и PR собственных
возможностей при удачном исходе.
Тренировочное
задание 8.
Работа среди
людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.
Варианты решений:
— бесплатные
тренинги;
— возможность
продемонстрировать высокий уровень обучаемости;
— работа в более
сильной команде всегда дает больше;
— вызов самому
себе: смогу ли я?
Тренировочное
задание 9.
Частые изменения.
Варианты решений:
— формируют
гибкость и креативность;
— работа никогда
не надоест;
— при изменениях
легче проявить себя;
— изменения могут
давать дополнительные выгоды и возможности.
Тренировочное
задание 10.
Требовательный
руководитель.
Варианты решений:
— оперативное
обучение;
—
результативность;
— удовлетворение от
честно выполненной работы.
Удобство приема
рефрейминга заключается в том, что проблемные ситуации используются в
соответствии с событиями, ежедневно происходящими в тот или иной промежуток
времени. Если они накладывают негативный оттенок, стоит незамедлительно
обратиться к данному приему для повышения уровня восприятия изменений. Как
правило нововведения требуют не только перестройки привычного образа
мыслительных процессов, но и колоссальных физических затрат, поскольку
изменения влекут за собой корректировку документации. Однако, лишь при
осознании собственной ценности в изменениях, можно говорить об их положительном
влиянии. Кроме того, любая меняющаяся ситуация позволяет привнести какие-либо
собственные идеи, поскольку ее субстанция неустойчива и требует доработок.
Приведем пример,
выстраивание индивидуального маршрута для ребенка с особыми образовательными
потребностями требует привлечения дополнительных ресурсов, помимо стандартного
календарно-тематического планирования, рассчитанного на всех детей класса.
Однако, педагог имеет возможность несколько отойти от привычных предметов.
Педагог становится настоящим скульптором, выстраивая траекторию движения
ребенка в мир неизведанного.
Список
литературы
1. Дружинина А.И.,
Цыплакова С.А. Интенсификация: тенденция развития образования и фактор
повышения качества обучения// Современные направления модернизации российского
образования: проблемы и перспективы. – 2016. – С. 46 – 48.
Источник