Интеллектуальное развитие ребенка через шашки
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема: Интеллектуальное развитие детей
через народную игру шашки
Подготовила:
Воспитатель
Базенина Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
Колпино
2019 г.
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал детский сад и в дальнейшем успешно осваивал учебную программу в школе. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди думающие.
Поэтому старшим дошкольникам особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно — интеллектуальной сферы.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.
Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний. Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.
Самостоятельно мыслить – это особенно важно при подготовке детей к школе. Для этого мы используем логические, занимательные задачи, интеллектуальные игры. Нужно помнить, что такие занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности, нужно помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения, поощрять удачные решения детей.
Я показала детям шашки. Оказалось, некоторые дети умеют играть – они играли дома с родителями, со старшими братьями, сестрами. Дети сами поставили проблему – Надо научиться играть в шашки. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. В нашей стране она пользуется большой популярностью. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко нелегкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
В процессе занятий шашками дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать во время обучения игре в шашки. Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.
Шашки — игра, издавна пользующаяся большой популярностью в разных уголках света. К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату на проводимых им ассамблеях. Об увлечении Императора шашками упоминается и в романе Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого»:
…На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Пётр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь так был озадачен нечаянным ходом своего противника, что не заметил Корсакова, как он около их ни вертелся.
Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:
…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Наполеон Бонапарт, которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем другие шашки — казачьи…
Интересно, что в те времена еще не было профессиональных игроков в шашки, поскольку данная игра не рассматривалась, как вид спорта. В 20-м веке уже можно говорить о знаменитостях, которые прославились исключительно благодаря своим незаурядным способностям в шашках. В Советском союзе шашки переживали расцвет и буквально взрыв интереса к этой игре после окончания Великой Отечественной войны.
Важное значение, при обучении игре в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме ввожу детей в мир шашек: знакомлю дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказываю о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю дошкольников со своеобразным миром шашек, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.
Провожу соревнования и шашечные турниры между детьми.
Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.
Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
Работа с родителями
Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:
• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;
• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки»;
• Родительское собрание «Растить любознательных».
Итоговое мероприятие
В конце года было проведено итоговое мероприятие «Шашечный турнир». В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира — Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос «Что нужно для игры в шашки? » дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира — кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.
Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.
Источник
Антонина Калачева
Консультация «Развитие умственных способностей дошкольников посредством обучения игре в шашки и шахматы»
Человек – существо разумное, потому что он умеет мыслить, рассуждать, находить решение проблемы. Логическое мышление помогает в повседневной жизни, в работе, при решении бытовых проблем и в процессе работы над сложными проектами. Поэтому развивать его нужно с самого раннего возраста.
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!
Логическое мышление – разновидность мыслительной операции, в процессе которой через рассуждение находится решение проблемы.
Эти игры прекрасно развивают логику, и повышают концентрацию внимания. Игра в шахматы или шашки развивает память и заставляет мозг работать.
Игра,где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
Шахматы – игра сильнейших, для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает, логику всем разовьет.
Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру, а также жгучее желание сделать что-то очень хорошее для своих любимых детей. Я говорю о самом элементарном уровне владения игрой, чтобы ребенок знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход. Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением играть в шахматы, желает, чтобы его дитя умело играть в эту древнюю игру, но не каждому ребенку эта игра интересна (из собственного опыта знаю).
Многие выдающиеся шахматистыпознакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, В. Смыслов – почти в 7. Практически все знаменитые люди умеют передвигать шахматные фигуры на доске, и весьма неплохо. Свой досуг за шахматнойдоской проводили и русские писатели: А. Пушкин, Л. Толстой и другие. Автор многочисленных книг И. Сухин пишет, что можно начинать ознакомление детей с 2,5 лет.
Поскольку шахматы — это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.
Через шахматы родители, воспитатели,учителя могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:
— умение сосредоточиться и принять решение;
— умение решать задачи;
— развивается пространственное, логическое и критическое мышление;
— тренируется память;
— появляется ответственность за свои ходы;
— повышается самооценка, уверенность в себе.
— Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.
Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.
Итак, как же организовать такую работу,чтобы она была продуктивна:
1. Для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких«, можно придумать свои истории.
2. Дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.
3. Чтобы выучить ход пешки, так как короны у неё нет, она просто участница партии, а не фигура, следует купить кегли-солдатики. И при изучении пешки использовать эти кегли. Детям нравится!
4. Изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды — задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.
5. Конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.
В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность. Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть конкурсы, литературно-шахматные викторины, выставки, аппликации, различные варианты вопросов, проверочные занятия, работы со схемами. На занятиях познавательного развития ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.
Игра шашки признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Начинать обучение детей игре в шашки рекомендовано с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно.
Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Дети,
как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия.
Продолжительность не должна превышать 25 минут, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом,чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом, практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход, и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры, никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Играйте в шахматы и шашки со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное, шашки и шахматы являются залогом отличного школьного обучения!
Источник