Интелектуальный тест ребенок в 3 года

Интелектуальный тест ребенок в 3 года thumbnail

Содержание:

  • Математика
  • Развитие мышления
  • Развитие памяти
  • Развитие внимания
  • Знакомство с окружающим миром

Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.

Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет» (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.

Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.

Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями — его способности и умения соответствуют возрасту.

В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:

ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

ПАМЯТЬ — запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

МЫШЛЕНИЕ — быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

МАТЕМАТИКА — находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.

Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Математика

Математика

Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?

Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.

Математика

Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?

Математика

Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.

Малыш должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывая их с существительными.

Развитие мышления

Развитие мышленияРазвитие мышления

Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.

Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.

Развитие памяти

Развитие памятиРазвитие памяти

Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.

Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.

Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.

Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.

Развитие внимания

Развитие внимания

Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?

Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.

Знакомство с окружающим миром

Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.

Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.

[2 годa — 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Источник

Дата публикации: 03 апреля 2017.

Проверочные тесты для детей от 3 лет. Скачать бесплатно в pdf

Что должен знать ребенок в 3–4 года?

В возрасте 3–4 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Уметь считать до 3, желательно до 5. Показывать пальчиками соответствующую цифру.
2. Понимать, что значит: много – мало, большой – маленький, холодный – горячий. Желательно, чтобы он использовал эти понятия.
3. Чётко знать основные цвета (6–8) и называть их.
4. Сравнивать фигуры и предметы по величине и расположению в пространстве (вверх, внизу, справа, слева).
5. Группировать предметы по каким-либо признакам. Среди группы предметов, объединенных каким-либо признаком, находить лишний предмет. Находить признаки сходства или различия между заданными предметами.
6. Запоминать 3–4 слова, повторённые ему несколько раз.
7. Запоминать 1–2 движения, которые ему показали один или два раза.
8. Не отвлекаться от задания в течении 3–4 минут, а лучше дольше, пока не выполнит задание.
9. Складывать картинку–пазл, состоящего из 3-4 частей.

В этом возрасте у детей развивается память, поэтому особое внимание при прохождении тестов для детей 3–4 лет, стоит уделять её развитию.

Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

В раздел включены тесты на: счет от 1 до 5, сложение чисел в картинках, числа до 5, распознавание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Тест на счет от 1 до 5

Покажи: 1 пальчик, а потом 2, 3, 4, 5 пальчиков.

Покажи свою ладонь. Какой пальчик длинный, а какой короткий?

Покажи желтые кружочки на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Каких кружочков больше: желтых или красных?

Покажи синие кружочки на картинке. Сколько синих кружочков ты видишь? Покажи красные кружочки на картинке. Сколько красных кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками.

Покажи белые кружочки на картинке. Сколько белых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Каких кружочков больше: красных, белых или желтых?

Кружки

Покажи красные квадраты на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Чего больше: красных квадратов или красных кружочков?

Читайте также:  Как давать суспензию аугментин ребенку 3 года

Покажи на картинке кексы с одной вишенкой. Сколько таких кексов ты видишь? Покажи это число пальчиками.

Кружки

Покажи желтые кружочки на человечке. Сколько желтых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Покажи белые кружочки. Покажи синие кружочки.

Кнопочки

Сколько красных кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками. Сколько синих кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками.

Кнопочки

Покажи все кружочки на человечке. Посчитай все кружочки. Покажи это число пальчиками.

Кнопочки

Сколько яичек снесла курочка Ряба для бабушки?

Яички

Сколько яичек снесла курочка Ряба для дедушки?

Яички

Сколько всего яичек снесла курочка Ряба?

Маша посадила и вырастила цветы. Сколько цветов выросло у Маши?

Цветочки

Тест на сложение

У Коли был 1 карандаш. Ему подарили ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Коли? Покажи это число пальчиками.
Карандаши

У Маши было 2 карандаша. Мама дала ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Маши? Покажи это число пальчиками.
Карандаши

Тест на распознавание фигур

Покажи на картинке круг. Какого он цвета?
Фигуры

Покажи на картинке круг. Какого он цвета?
Покажи на картинке треугольник. Какого он цвета?
Покажи на картинке квадрат. Какого он цвета?
Фигуры

Раскрась круг синим цветом.
Раскрась квадраты желтым цветом.
Раскрась треугольники красным цветом.
Фигуры

Соедини линией круги.
Соедини линией квадраты.
Соедини линией треугольники.
Фигуры

Распознавание чисел до 3.

1. Подчеркни каждую 2.

3 3 3 3 3 3 2 2 0 1

2. Подчеркни каждую 1.

2 0 1 0 3 0 1 3 3 0

3. Подчеркни каждую 3.

0 2 3 1 3 3 2 2 2 0

4. Подчеркни каждый 0.

0 3 0 1 2 2 1 3 1 0

5. Подчеркни каждую 1.

1 0 1 3 3 0 2 0 0 1

6. Подчеркни каждую 2.

1 3 2 1 3 0 1 3 0 1

7. Подчеркни каждый 0.

3 2 3 2 0 2 1 1 1 2

8. Подчеркни каждую 3.

3 2 2 3 3 2 1 0 0 1

Распознавание чисел до 5.

1. Подчеркни каждую 2.

0 3 2 5 3 4 1 2 1 0

2. Подчеркни каждую 1.

4 1 2 5 3 5 4 1 0 1

3. Подчеркни каждую 3.

5 0 1 0 1 5 3 2 4 5

4. Подчеркни каждую 5.

2 1 1 0 5 3 0 2 1 5

5. Подчеркни каждую 2.

0 5 2 0 0 5 1 1 5 2

6. Подчеркни каждую 3.

4 2 4 2 2 4 0 0 2 2

7. Подчеркни каждую 4.

0 2 5 5 1 1 3 4 5 4

8. Подчеркни каждую 5.

5 4 5 0 1 3 5 0 4 3

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.

1. Сколько всего кошек?

2. Сколько всего носорогов?

3. Сколько всего груш?

4. Сколько всего панд?

5. Сколько всего молотков?

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 2.

1. Сколько всего мышек?

2. Сколько всего черепах?

3. Сколько всего ножниц?

4. Сколько всего пингвинов?

5. Сколько всего гусей?

Посчитай количество фигур до 3. Страница 1.

1. Сколько всего кружков?

2. Сколько всего прямоугольников?

3. Сколько всего овалов?

4. Сколько всего квадратов?

5. Сколько всего треугольников?

Посчитай количество фигур до 5. Страница 1.

1. Сколько всего кружков?

2. Сколько всего треугольников?

3. Сколько всего фигур?

4. Сколько всего прямоугольников?

5. Сколько всего квадратов?

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.

1. В каком ряду 1 яблоко?

2. В каком ряду 3 топора?

3. В каком ряду 3 свечи?

4. В каком ряду 2 чашки?

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 2.

1. В каком ряду 1 гусь?

2. В каком ряду 3 молотка?

3. В каком ряду 2 холодильника?

4. В каком ряду 3 собаки?

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 5. Страница 1.

1. В каком ряду 3 гуся?

2. В каком ряду 5 молотка?

3. В каком ряду 2 холодильника?

4. В каком ряду 4 собак?

Сравнение двух чисел до 5.

Сравнение трех чисел до 5.

1. Какое число самое маленькое?

2. Какое число самое маленькое?

3. Какое число самое маленькое?

4. Какое число самое маленькое?

5. Какое число самое маленькое?

6. Какое число самое маленькое?

7. Какое число самое маленькое?

Сравнение трех чисел до 5.

1. Какое число самое большое?

2. Какое число самое большое?

3. Какое число самое большое?

4. Какое число самое большое?

5. Какое число самое большое?

6. Какое число самое большое?

7. Какое число самое большое?

Тесты на расположения в пространстве в детском саду. Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.

Ответь на вопросы.

1. Что находится внизу?

       

2. Что находится наверху?

       

3. Что находится внизу?

       

4. Что находится наверху?

       

5. Что находится внизу?

       

Тесты на расположения в пространстве в детском саду. Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.

Ответь на вопросы.

Ответь на вопросы.

1. Что находится наверху?

       

2. Что находится внизу?

       

3. Что находится наверху?

       

4. Что находится внизу?

       

5. Что находится наверху?

       

Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, посередине, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.

Ответь на вопросы.

1. Что находится наверху?

       

       

2. Что находится внизу?

       

       

3. Что находится посередине?

       

       

4. Что находится внизу?

       

       

Тесты и на расположения в пространстве в детском саду для детей от 3 до 4 лет. Скачать в pdf или jpg и распечатать.

Ответь на вопросы.

1. Какой предмет находится справа?

       

2. Какой предмет находится слева?

       

3. Какой предмет находится справа?

       

4. Какой предмет находится слева?

       

5. Какой предмет находится справа?

       

6. Какой предмет находится справа?

       

7. Какой предмет находится слева?

       

Плоскостные фигуры. Задачи на распознавание фигур. Страница 1.

1.Которая фигура называется кругом?

2.Которая фигура называется треугольником?

3.Которая фигура называется квадратом?

4.Которая фигура называется прямоугольником?

5.Которая фигура называется кругом?

Сравни количество фигур. Числа до 3.

1. Каких фигурок больше?

2. Каких фигурок больше?

3. Каких фигурок больше?

4. Каких фигурок больше?

Общий обзор заданий. Формат А4 (jpg.)

Тесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 летТесты для детей 3 лет

Источник

Напишу основы пмпк комиссии по определению интеллекта, поскольку именно зпр/задержка психического развития/ или уо/умственная отсталость являются зачастую факторами задержки речи. Итак, интеллектуальное развитие ребенка:

Читайте также:  Ребенку исполнилось 3 года как использовать материнский капитал

Тест для 2.5-3-х леток

Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет.

Восприятие.

1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.

Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.

Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.

2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей

Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются

Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.

Дифференцировка величины предмета.

Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер

Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине

Память.

Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд

Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен

Развитие пространственных представлений.

Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции

Оценка речи.

Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)

Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.

Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.

Развитие двигательной сферы

Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,

Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.

Оценка крупной моторики

Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).

Оценка тонкой моторики

Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.

Особенности общения

Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)

Навыки самообслуживания

Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.

Игра

Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.

Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:

·недоразвитие речевых функций;

·недоразвитие навыков самообслуживания;

·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);

Читайте также:  Чеснок ребенку 3 года

·недоразвитие игровой деятельности;

·несформированность возрастных форм поведения.Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет

Восприятие.

1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.

Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.

Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.

2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей

Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются

Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.

Дифференцировка величины предмета.

Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер

Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине

Память.

Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд

Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен

Развитие пространственных представлений.

Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции

Оценка речи.

Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)

Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.

Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.

Развитие двигательной сферы

Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,

Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.

Оценка крупной моторики

Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).

Оценка тонкой моторики

Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.

Особенности общения

Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)

Навыки самообслуживания

Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.

Игра

Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.

Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:

·недоразвитие речевых функций;

·недоразвитие навыков самообслуживания;

·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);

·недоразвитие игровой деятельности;

·несформированность возрастных форм поведения.

Источник