Интегративная оценка развития ребенка

Интегративная оценка развития ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Чебурашка»

Доклад на тему

«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»

Подготовила: педагог-психолог

Титаренко Виктория Вадимовна

2016 г.

Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Как развиваются интегративные качества?

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  1. Любознательный, активный.

Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

  1. Эмоционально отзывчивый.

Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  1. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Читайте также:  Роль семьи в развитии личности ребенка педагогика

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»

(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).

Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.

  1. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Представления о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

Представления о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

  1. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Читайте также:  Педагогика индивидуальное и общее развитие ребенка

Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.

Игра малой подвижности. «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.

Тик-так, тик-так                                       Ходьба на месте

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо,                      Шаг влево, шаг вправо.

Тик-так!                                              Водящий вытягивает руку вперёд.

Стрелка, стрелка, покружись!            Поворачивается на месте вокруг себя.

Час, который, покажи.                   После слова «покажи» — останавливается.

Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».

После рассматривания иллюстраций к сказке « Три поросенка», ребенку рассказывается продолжение истории о поросятах: «Однажды поросята поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал, что это деньги. Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня – много друзей», а Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное — знания». Предлагается определить, кто из них прав и почему

Источник

В настоящее время в нашей стране идет
обновление системы образования. Отличительной
чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс
создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и
государства безусловно влияют и на
представления о том, каким общество и
государство «видят» ребенка дошкольного
возраста, получившего гарантированное
Конституцией Российской Федерации дошкольное
образование.

Федеральные государственные требования,
утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
года Министерства образования и науки
Российской Федерации, определяют, какое
содержание должно реализовывать любое
дошкольное учреждение для достижения каждым
ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом егоиндивидуальных,
возрастных особенностей. В словаре указано
понятие интеграция — это процесс с помощью
которого части соединяются в целое. На
личностном уровне — это состояние организма
когда все составляющие элементы индивида, его
черты или качества действуют согласованно как
единое целое.

Из этого следует, что сформированные
интегративные качества ребенка -является
итоговым результатом освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования. К 7-ми годам при успешном освоении
Программы ребенком достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями
определены следующие личностные качества
выпускника:

Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками»

  • Сформированы основные физические качества и
    потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту
    гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
    правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный,
активный»

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем
    мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
    своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит
    экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в
    повседневной жизни, различных видах детской
    деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к
    взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в
    образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально
отзывчивый»

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй,
    рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения
    изобразительного искусства, музыкальные и
    художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения»

  • Поведение преимущественно определяется на
    сиюминутными желаниями и потребностями, а
    требованиями со стороны взрослых и первичными
    ценностными представлениями о том, «что такое
    хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия,
    направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
    правила), в общественных местах (транспорте,
    магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту»

  • Может применять самостоятельно усвоенные
    знания и способы деятельности для решения новых
    задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
    в зависимости от ситуации может преобразовывать
    способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и
    воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество «Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе»

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и
    принадлежности других людей к определенному
    полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и
    взаимосвязях, распределении семейных
    обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о
    государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.
Читайте также:  Под условием развития личности ребенка понимается

Интегративное качество «Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности»

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
    взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший
необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
возрастанием объема интенсивности
учебно-познавательной деятельности, в учебный
план вводятся дополнительные предметы.
Возникает необходимость обеспечения
педагогических условий, позволяющих гибко
реализовать различные виды деятельности в
единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое
развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и
спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
организации всех видов детской деятельности
через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами
развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует
обращать внимание на одновременное решение
задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в
    подвижных и спортивных играх, при пользовании
    спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях
    педагогических ситуаций и ситуаций морального
    выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
    проявлений смелости, находчивости,
    взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
    самооценке и оценке действий и поведения
    сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке
    физкультурного инвентаря и оборудования
    («Труд»);
  • активизация мышления детей (через
    самостоятельный выбор игры, оборудования,
    пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
    ориентировку в пространстве, подвижные игры и
    упражнения, закрепляющие знания об окружающем
    (имитация движений животных, труда взрослых),
    построение конструкций для подвижных игр и
    упражнений (из мягких блоков, спортивного
    оборудования), просмотр и обсуждение
    познавательных книг, фильмов о спорте,
    спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние
    упражнений, поощрение речевой активности детей в
    процессе двигательной деятельности, обсуждение
    пользы закаливания и занятий физической
    культурой («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений,
    потешек, считалок; сюжетные физкультурные
    занятия на темы прочитанных сказок, потешек
    («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к
    эстетической стороне внешнего вида детей и
    воспитателя, оформления помещения;
    использование на занятиях физкультурой
    Изготовленных детьми элементарных
    физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
    для метания), рисование мелом разметки для
    подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
    музыку, пение; проведение спортивных игр и
    соревнований под музыкальное сопровождение;
    развитие артистических способностей в подвижных
    играх имитационного характера («Музыка»).

Физическое развитие детей дошкольного
возраста является основным в разностороннем
развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
многогранней эти движения, тем больше жизненный
опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в
комплексе и направлены на воспитание гармонично
развитой личности.

Использование интегрированного подхода на
занятиях развивает потенциал самих
воспитанников, побуждает к активному познанию
окружающей действительности, осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения занятий
нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение занятия
поддерживает внимание воспитанников на высоком
уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку
реализовать свои творческие способности, в
интересной, игровой форме обогащать словарь,
развивать коммуникативные умения,
познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
от процесса обучения, он включается в игру и
вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
водное пространство, преодолевая
психологические проблемы и страхи. В коллективе
детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
стремиться показать что-то свое; показать, чему
научился именно он. Игра, игровая ситуация
помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
и более уверенно от занятия к занятию. В то же
время, программа детского сада — это комплексная
программа. Воспитательно-образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть
построен таким образом, чтобы дошкольники
получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных
действий и их свойства. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что
при поступлении в школу ребенок достигает
определенного уровняразвития общения. В
состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе) предпосылок
входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и
    сверстниками;
  • владение определенными вербальными и
    невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
    эмоционально позитивное) отношение к процессу
    сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Источник