Инструментарий и методы диагностики развития ребенка

Изыгашева Зебинисо
Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3–7 лет

Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве,и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

СЛАЙД 2

Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:

• поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;

• обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;

• обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.

Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДОО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.

Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) СЛАЙД 3

и Стандарт дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3.,СЛАЙД 4

п. 4.5.- СЛАЙД 5

исключают как проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в ДОО при оценке качества дошкольного образования.

При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

При этом критерии оценки и педагогический инструментарий дошкольные организации выбирают самостоятельно.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности.

СЛАЙД 6

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

• анализ продуктов (результатов) детской деятельности.

Формы проведения педагогической диагностики: СЛАЙД 7

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения.Наблюдение может быть: — целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); — свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения) /стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); — включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует) /не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); — кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени) /длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); — опосредованным /непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); — широким (за возрастной группой детского сада) /узким (за отдельным ребенком);

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично.

Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т. д., различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т. д.

Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения ООД.

Выше озвученные методы широко известны и достаточно часто применяемы. Немного подробнее остановимся на методе «Проблемная (диагностическая) ситуация»

СЛАЙД 8

Главной проблемой для воспитателя является способ создания педагогической проблемной ситуации, а также ее превращения в диагностическую. Выделенные С. И. Семенака шесть способов создания проблемных ситуаций (Семенака С. И., 2014) можно объединить в три на основе сходства их содержания. Наиболее простой и универсальный способ, указывает автор, состоит в применении проблемного вопроса относительно действий участников, мотивов их поступков, чувств и переживаний,представлений о нормах и правилах: «Какое настроение у доброго волшебника? А у злого?». Но ведь формулировка вопроса должна основываться на содержании ситуации, описывающей отношения героев.

Второй способ опирается на наблюдение и обсуждение с детьми возникающих в реальном взаимодействии конфликтов или вычленение конфликтов, в которые попадают персонажи картин, художественных произведений.

Третий способ предполагает выполнение творческого задания,лежащего в основе проблемной ситуации: «Придумай историю о том, как…»; «Нарисуй доброго и злого волшебников». И в этом случае должна быть продумана структура, содержание ситуации и цели ее использования.

СЛАЙД 9

Перейдем к способу превращения готовой проблемной ситуации в диагностическую. Н. П. Гришаева предполагает последовательное соблюдение ряда этапов по использованию проблемной ситуации для диагностики:

1) Проектировочный или подготовительный направлен на планирование, построение исследования, т. е. на то, чтобы выявить его проблему, сформулировать предмет и цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и методики, построить сценарий диагностики

2) Содержательно-организационный состоит в проведении диагностики от установления контакта с детьми к применению разработанного сценария (создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни детей, или предъявление уже готовой ситуации) и соответствующих методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа).

3) Аналитико-результативный включает анализ и обобщение воспитателем результатов – зафиксированных ответов и поведения ребенка с точки зрения выбранных критериев, т. е. количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию результатов, определение формы их предоставления, формулирование диагностических выводов.

4) Прогностический предполагает что воспитатель, основываясь на формулировке прогноза развития обследуемого ребенка, определения пути его дальнейшего развития, переходит к планированию развивающей работы с ним, в том числе по составлению рекомендаций родителям и другим педагогам.

Проблемные ситуации превращаются в эффективное средство социально-коммуникативного развития и одновременно диагностики, если отвечают определенным структурно-содержательным принципам их построения и этапности в их организации, что позволяет естественно соединить образование и диагностику в педагогической деятельности воспитателя.

Воспитателю важно уметь не только создавать, применять на занятиях и в повседневной жизни проблемные ситуации, управлять процессом их разрешения, но и грамотно их анализировать с точки зрения диагностических возможностей для оценки развития ребенка, т. е. трансформировать педагогические ситуации в диагностические и обратно.

СЛАЙД 10

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, т. е. предусматривать свободу выбора в соответствии с интересом ребенка. Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не гасли инициатива и желание выполнять. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание, способы выполнения диагностического задания.

Читайте также:  Развитие общения ребенка в дошкольном возрасте

Важное условие диагностики —приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, например, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

Полученные результаты позволяют говорить насколько эффективно построена образовательная работа в ДОУ и насколько качественно осуществляется взаимодействие с каждым конкретным ребенком

СЛАЙД 11

За последнее время с 2013 – 2018 года предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования,и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:

– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО, сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);

СЛАЙД12

– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.). слайд картинку этого документа

– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;

СЛАЙД13

– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).

Тем не менее, простого и удобного инструмента для педагогического наблюдения, позволяющего определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития и, при необходимости, в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегания вперед» большой части группы, изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития) до сих пор нет.

Поэтому необходим удобный компактный инструментарий педагогического наблюдения – «Карты развития», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.

Источник

Мария Карабанова
Описание инструментария педагогической диагностики

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок»».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»

2. Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная

посуда/ одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: дидактическая игра «Какой звук».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник, заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Укрась вазу».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: зонтик.

Форма проведения: подгрупповая. групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под

Зонтик.

Источник

Рекомендации по описанию инструментария

педагогической диагностики

 в подготовительной к школе группе

     Инструментарий педагогической  диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня  сформированности  у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторятся, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

     Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

     Основные диагностические методы педагога образовательной организации:    

      — наблюдение;

      — проблемная (диагностическая) ситуация;

    — беседа.

     Формы проведения педагогической диагностики:

     — индивидуальная;

     — подгрупповая;

     — групповая.

     Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

     Примеры описания инструментария по образовательным областям

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

   1.Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.

     Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

    Материал: развивающая игра «сложи узор», схема выкладывания.

    Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

    Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получится такой краб? И по цвету, и по форме?»

     2. Следит за опрятностью своего внешнего вида, может навести порядок в своем шкафчике.

Читайте также:  Ребенок в 9 месяцев развитие и питание вес и рост комаровский

     Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

    Форма проведения: групповая.

    Задание: «Через 10 минут будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».

    3. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным.

   Методы: беседа, проблемная ситуация.

   Материал: картинка с изображением ссоры детей (картинку приложить или указать источник и точное название картины).

    Форма проведения: подгрупповая.

     Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик или девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?», «Попробуй вспомнить или представить, что ты чувствуешь в ситуациях?»

    4. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает     ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.

    Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

    Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

    Форма проведения: подгрупповая.

    Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». «Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»

             5.  В форме фронтальной работы, игр, трудовых поручений и бесед о                                    правилах поведения, восприятия художественного произведения.

           Во время непрерывной образовательной деятельности внимателен и   исполнителен, не занижает свой результат. Использует в оценке своей работы поддержку взрослого, употребляет фразы: «Мне нравится, как у меня получилось», «Я не доделал, но позже доделаю». «У меня хорошо получилось?».

         6. «Давайте поиграем в игру».

   Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

   Материал: д/и. «Как избежать неприятностей?», правила дорожного движения из коробки «Окружающий мир». Н/п. игры – лото «Что такое хорошо и что такое плохо», «Хорошо или плохо». Сюжетно-ролевые игры, строительные игры.

    Форма проведения: подгрупповая.

        Задание:

       Ответь на вопрос: «Как ты считаешь, хорошо ли ты сделал?», «Как ты считаешь, правильно ли поступил мальчик и почему?», «Что плохо и почему?».

                                 Образовательная область «Познавательное развитие»

Проявляет познавательный интерес в быту и организованной  деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формы с динамо-машиной  для подзарядки.

Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что такое и как работает?», предложить самому подумать.

Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»

Знает порядковый и количественный счет в пределах 20. Составляет и решает задачи.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: счетный материал, математический набор, числовые карточки, мелкие игрушки.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Педагог предлагает ребенку сказать, из каких игрушек состоит группа предметов, которая по счету машинка», «Нужно отсчитать восемь игрушек, обозначить это количество цифрой».  

Знает о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать.

Методы: проблемная ситуация.

          Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера,   сделанные из разного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла. Дидактические игры, упражнения, вопросы. 

        Задание: Дидактическая игра «А знаешь ли ты?» Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Знает  о свойствах и качествах различных материалов.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

 Материал: предметы разного каче-ства: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.

Форма проведения: индивидуальная,  подгрупповая.

Задание: «Дидактические игра «Что из чего?», «Сравни предметы», «Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их и рассказывает из чего они сделаны»

Знает   о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт.

Методы: проблемная ситуация, беседа.

       Материал: Дидактические игры, упражнения.  Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.

       Форма проведения: подгрупповая, групповая.

       Задание: «Нужно классифицировать виды транспорта».  Д/игры «Виды транспорта»,  «Найди пару».

Знает о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

Методы: наблюдение, беседы.

          Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.

         Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

          Задание: «Нужно назвать профессии людей изображённых на картинках.

          Дидактическая игра «Угадай профессию».

Знает о некоторых родах войск.

Методы: наблюдение, беседы.

          Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий. Дидактические игры, упражнения, вопросы.

         Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

         Задание: «Назвать рода войск изображенных на картинках». Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Знает о себе, родном городе; стране

Методы: беседа.

Материал:  Примерные вопросы:

1. Назови свой домашний адрес.

2. С кем ты живешь вместе?

3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.

5. Назови город, в котором ты живешь.

6. Как называется наша страна?

7. Сможешь назвать главный город страны?

       Форма проведения:  индивидуальная.

      Задание: Ответы на вопросы.

Знает о некоторых правилах дорожного движения.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.

         Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

         Форма проведения: индивидуальная,  подгрупповая.

         Задание: «Мы идем по улице, нам нужно перейти через дорогу. Как это можно сделать? Где можно перейти через дорогу?»

Знает о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)

Методы: наблюдение, беседа.

          Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)

           Форма проведения: индивидуальная,  подгрупповая.

            Задание: «Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года, называет птиц, которые остались зимовать, которые улетели в теплые края».

Читайте также:  Раннее развитие медицина ребенку

Знает  о растениях и способах их размножения.

Методы: наблюдение, беседа.

          Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березоваясережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка). Дидактические игры, упражнения, вопросы.

         Форма проведения: индивидуальная,  подгрупповая.

        Задания: «Назови, какие деревья ты узнал», «Нужно рассмотреть картинки комнатных растений и назвать их». Дидактические игры «Чьи плоды?», «Четвертый лишний».

Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

   Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

         Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

          Форма проведения: подгрупповая, групповая.

          Задание: «Нужно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: На какой из картинок изображена вода? На зимней картинке есть вода? Почему ты так решил? Объясни. А можем мы летом увидеть лед? Почему?» Дидактическая игра «Что было бы если..?»

Общая осведомленность о роли человека в природе.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа. 

         Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе. Дидактические игры, упражнения, вопросы.

          Форма проведения: подгрупповая, групповая.

           Задание: «Нужно перемещая стрелку, рассказывать о помощи человека природе и его вредном воздействии на природу».  Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Знает о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух) 

Методы: наблюдение, беседа. 

          Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза). Дидактические игры, упражнения, вопросы

         Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

         Задание: «Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы: Как называются эти растения? Как можно назвать все растения одним словом?»  Дидактическая игра «Что лишнее».

Знает о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк).

Методы: наблюдение, беседа. 

          Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк). Дидактические игры, упражнения, вопросы.

         Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

         Задание: «Как называют зверей, которые живут в лесу? Чем они питаются? Какие животные зимой спят?»

Образовательная область «Речевое развитие»

Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст.

Методы: проблемная ситуация, беседа.

Материал: Стихи, рассказы, повести.

           Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Нужно назвать жанр детской литературы, выразительно продекламировать небольшой текст.

Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: «Небольшой рассказ или сказка. Маски».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Воспитатель читает рассказ, сказку, задает вопросы по тексту. Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям.

Знание о звуке, слоге, слове, предложении.

Методы: проблемная ситуация, беседа.

Материал: Полоски, точки для составления схемы предложения. Выделение в слове слогов. Выделение в слове заданного звука. Дидактическое упражнение «Составь предложение», «Назови первый звук».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Из предложенных слов составить предложение. Назвать слово с заданным звуком».

При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Методы:  проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе искусства для восприятия.

          Методы: проблемная ситуация, беседа.

Материал: иллюстрации живописи, графики, скульптуры, декоративно-

прикладного, народного искусства.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

    Задание: Рассмотреть по одной иллюстрации живописи, графики,               скульптуры,              

декоративно-прикладного и народного искусства. Ответить на вопросы «Что

это, назови?», «Нравится, нет?», «Объясни почему?», «Где в нашем городе

это можно увидеть?»

Знает направления народного творчества, может использовать элементы в театрализованной деятельности.

 Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сказки, виды театра по выбору ребенка.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Поиграть в театрализованном уголке.

Создает  модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

Создает индивидуальные и коллективные рисунки, используя разные материалы и способы создания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: бумага А4, лист ватмана, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, ватные палочки, губка, кисточки, баночки для смешивания красок, шаблоны.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: нарисовать букет цветов в вазе, коллективная работа на тему «Осенний лес».

Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: цветная бумага синего цвета, ножницы, лист бумаги для черчения.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: отрежь по дуге линии волну, по кругу солнце,  вырежи цепочку чаек из сложенной вчетверо бумаги. Собрать морскую композицию на листе бумаги.

Умеет ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: музыкальные произведения.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Давайте станцуем «Русский народный танец».

Исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле березка стояла» (любая другая знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие»

Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, беседа, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы- подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».

Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: Иллюстрации «Виды спорта», «Что надо спортсмену?», атрибуты для подвижных игр.

 Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Назови  знакомые ви?