Инновационный педагогический опыт сенсорное развитие ребенка
Татьяна Плешакова
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр»
Инновационный педагогический опыт воспитателя Плешаковой Т. М.
тема педагогического опыта
«Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие сенсорных эталонов. В опыте противоречия осознаются, осмысливаются, формируется актуальная проблема.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Актуальность моего опыта заключается в том, что в последние годы у
дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности,
наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и
представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо
позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в
окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо
дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо
проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это
длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.В результате накапливаются впечатления: цветовые,
звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на
котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике
предметов.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Игровая форма обучения — ведущая деятельность на ступени раннего детства. Дидактическая игра, занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время занятий с использованием дидактических игр.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является творческая деятельность, трудовая деятельность, наблюдение за природой, использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
Концептуальность.
Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены
педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных
эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о
сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно
выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет:
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно — игровой деятельности, а также режимные моменты. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Теоретическая база опыта.
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы,которые не утратили своего значения до настоящего времени:
— наглядность в обучении;
— постепенность и последовательность обучения;
— принцип подражания и принцип упражнений.
В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
В 20 веке проблемой сенсорноговоспитания дошкольников занимались:
Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
В своей работе я использую:
Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. — 2006, С. 34-39.
Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель
ДОУ 2008г №11 С. 51-59.
Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. — Мн.: БрГУ, 2007, 322с.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 2009, 178с.
Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель
ДОУ 2008г №1 С. 24-28.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .
Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое,
сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем
надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля
сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала
земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель
вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при
обследовании. Например,яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус-
сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом
наложения. Круг — круглый, катиться, нет углов. Квадрат — есть углы, все
стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все
предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детейбыли созданы нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно — развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате
которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.
Например, в лесу,в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у
берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или
лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если
воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих
листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем
больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а
следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и
навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Анализ результативности.
Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, мы стараемся организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда, которая способствует развитию мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
Особое внимание для развития зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детейпроводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движения. Развивалась рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
В дидактической игре «Помоги рыбкам»прошу помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».
Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.
Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.
Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них, «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие, «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера, «Собери пирамидку», «Построй башенку».
Так же были подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.
Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Дети с удовольствием играли в эти игры.
Игра «Тихо-громко» развивалаумение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).
Развивалось сенсорное представление в центре воды и песка,где детям предлагались следующие игры: «Найди шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.
Я считаю, что если по сенсорному воспитанию детей вкладывать организацию и проведение дидактических игр, то у детей сформируются необходимые сенсорные способности. Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. Передовой педагогический опыт обеспечивает более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени. Эта работа дает полноту, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков у воспитанников. Положительные результаты сохраняются на протяжении длительного времени.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения. Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова.
• Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
• Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.
• Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.
Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей 1 младшей группы:
• Оказание помощи детям в знакомстве с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
• Научила детей различать цвета;
• Научила детей сравнивать предметы по величине;
• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.
Источник
Александра Савинова
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Савинова Александра Александровна.
Сайт воспитателя:
https://www.maam.ru/users/sahsa5
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (средствами дидактических игр»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания[3,с. 14].Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека и то чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Поэтому, именно в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень[14,с. 61].
Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет:
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно — игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Теоретическая база опыта.
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы,которые не утратили своего значения до настоящего времени:
— наглядность в обучении;
— постепенность и последовательность обучения;
— принцип подражания и принцип упражнений.
В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
Высоко ценила дидактическую игру Е. И. Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.
В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались:
Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
В своей работе я использую:
Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. — 2006, С. 34-39.
Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель
ДОУ 2008г №11 С. 51-59.
Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. — Мн.: БрГУ, 2007, 322с.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 2009, 178с.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. — М., 2008,269с.
Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель
ДОУ 2008г №1 С. 24-28.
Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. — М., 2008. — №11, С. 28-32.
Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори — группе// Дошкольное воспитание. — М., 2007, 160с.
Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. — М., 2006. — №10, С48-50.
Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А. М. Волумбаева. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений [11 c. 72]: формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).Виды дидактических игр:
• Игры — забавы
• Настольно – печатные
• Словесные
• Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Отражение учебного материала
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
Классификация игр:
o Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
o Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
o Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
o У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
o Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
o Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
o С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
o Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
o Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
o При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
o Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре:обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
o Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитательотмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
o Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
o Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми.
В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета
1. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Найди пару»; «Что в мешочке?»;
Название игры Деятельность детей
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и
цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в
нужный предмет.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью,бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по
мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
2.Игры на закрепление понятия величины: «Сравни по высоте»; «Длинная -короткая»; «Разложи по размеру»; «Пирамидка»;
Название игры
Деятельность детей
«Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;
сравнить — что выше, что ниже.
«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагогараскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др. ; предметы,вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
3.Игры на закрепление цвета: «Неразлучные цвета»; «Какого цвета предмет»; «Какого цвета не стало?»;
Название игры
Деятельность детей
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков.
Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением конту?