Инфузионная терапия ребенку 2 года

Инфузионная терапия ребенку 2 года thumbnail

Восполняющая инфузионная терапия у детей — программа регидратации

Существует множество подходов к проведению регидратации; большинство из них взаимозаменяемы, основываются на одних и тех же принципах, и превосходство какого-либо одного из них не доказано. Из практических соображений для расчетов берут значение веса при поступлении, а не величину должного веса. В первую очередь следует добиться стабильности гемодинамики; это обеспечивает поддержание мозгового и почечного кровотока и включение компенсаторных механизмов, направленных на восстановление ОЦК.

Первый этап терапии заключается в быстрой инфузии относительно изотоничной жидкости (физиологического раствора или раствора Рингера с лактатом). Если главную роль в дегидратации играет рвота (например, при стенозе привратника), раствор Рингера с лактатом не применяют, поскольку лактат усугубляет метаболический алкалоз, вызванный потерей кислого желудочного содержимого. Большинство растворов для пероральной регидратации содержат буферы, также способствующие нарастанию метаболического алкалоза у детей младшего возраста с профузной рвотой. При легкой и среднетяжелой дегидратации инфузия проводится в течение 1—2 ч из расчета 10—20 мл/кг (1—2% веса).

При тяжелой дегидратации проводят инфузию со скоростью 30—50 мл/кг/ч до восстановления стабильной гемодинамики. Начальная быстрая инфузия изотоничной жидкости преследует несколько целей:

1) выиграть время до получения результатов анализов;

2) предупредить дальнейшую дегидратацию;

3) сконцентрироваться на составлении программы регидратации.

Объем жидкости, введенной на этом этапе, при дальнейших расчетах не учитывается.

На втором этапе возмещаются потери жидкости и электролитов до поступления ребенка в больницу. Многие подходы к проведению регидратации основываются на одних и тех же принципах.

1. При всех типах регидратации восполнение потерь проводится медленно.

2. Не следует быстро восполнять потери калия. Калий является преимущественно внутриклеточным ионом, и поэтому даже быстрое введение его концентрированных растворов желаемого эффекта не окажет, но может вызвать смертельно опасные осложнения. Калий добавляют только после двукратного мочеиспускания в концентрации не более 40 мэкв/л или со скоростью инфузии 0,5 мэкв/кг/ч.

3. Для восполнения дефицита воды и NaCl лучше всего подходит 0,45 % раствор NaCl, содержащий по 77 мэкв/л Na+ и Cl-. В нем больше натрия, чем в стандартных растворах для поддерживающей терапии, но отношение воды к натрию выше, чем в плазме.

Программа восполняющей инфузионной терапии

Выше приведены два примера программ восполняющей инфузионной терапии. В программе I поддерживающая терапия к восполняющей не добавляется. Скорость инфузии рассчитывают таким образом, чтобы полностью восполнить предполагаемый дефицит в течение 6— 8 ч. Основное внимание уделяют восполнению дефицита, а остальные компоненты инфузионной терапии оставляют на потом.

В некоторых случаях подразумевается быстрое введение большого объема, что ограничивает применение этой программы у подростков, больных с диабетическим кетоацидозом, грудных детей с гипертонической дегидратацией и детей с дегидратацией больше 10%. В таких случаях, а также у старших детей предпочтительнее программа II — медленное и длительное восполнение дефицита жидкости. При этом восполняющая терапия дополняется поддерживающей. Расчеты в этом случае сложнее, чем при программе I. Скорость инфузии складывается из скорости, необходимой для поддерживающей терапии, и скорости, обеспечивающей устранение половины дефицита жидкости в течение 8 ч.

Для детей весом до 10 кг объем инфузии примерно одинаков в обеих программах. Так, у ребенка весом 10 кг со степенью дегидратации 10% дефицит жидкости составит 1000 мл. В соответствии с программой I восполнение такого дефицита за 8 ч возможно при скорости инфузии 125 мл/ч. В случае программы II за 8 ч возмещается половина дефицита (500 мл), то есть скорость восполняющей инфузии составляет 62,5 мл/ч; скорость поддерживающей инфузии при этом равна 40 мл/ч. Таким образом, общая скорость инфузии составляет 102 мл/ч. Обе эти программы возможны при изотонической или гипотонической дегидратации, но не при гипертонической дегидратации.

Лечение гипертонической дегидратации — это совершенно особенная и сложная задача, требующая тщательной оценки состояния и иного подхода к скорости восстановления дефицита жидкости. У таких детей на основании клинической картины легко недооценить тяжесть дегидратации. Потери натрия меньше, чем при других видах дегидратации, поэтому, казалось бы, содержание натрия во вводимых растворах должно быть снижено.

Однако быстрое введение гипотоничных растворов влечет за собой перемещение воды в дегидратированные клетки с гипертоничной цитоплазмой, что может привести к отеку мозга. В связи с этим при гипертонической дегидратации следует с особой тщательностью рассчитывать скорость инфузии. Можно использовать 0,18% NaCl с 5% глюкозы или 0,45% NaCl с 5% глюкозы. Дефицит следует восполнить за 24—48 ч одновременно с поддерживающей инфузионной терапией. Скорость инфузии подбирают так, чтобы сывороточная концентрация натрия снижалась на 0,5 мэкв/л/ч, или на 12 мэкв/л/сут. Гипертоническая дегидратация может быть осложнена гипокальциемией (редко) или гипергликемией.

Расчет энергозатрат поддерживающей инфузионной терапии

При наличии клинических проявлений гипокальциемии вводят глюконат кальция в/в под мониторным наблюдением. Гипергликемия возникает из-за снижения секреции инсулина и чувствительности клеток к инсулину. Важно помнить, что на фоне гипергликемии измерение сывороточной концентрации Na+ дает заниженный результат: увеличение концентрации глюкозы на каждые 100 мг% выше уровня 100 мг% понижает концентрацию Na+ на 1,6 мэкв/л. Например, при измеренной концентрации натрия 178 мэкв/л и концентрации глюкозы 600 мг% действительная концентрация натрия составляет 170 мэкв/л (600 — 100 = 500; 500 х х 1,6/100 = 8).

При всех типах дегидратации второй этап восполняющей инфузионной терапии требует тщательного наблюдения. Поскольку исходная степень дегидратации определяется по субъективным критериям, чрезвычайно важно постоянно оценивать адекватность инфузионной терапии по изменению клинических показателей. Так, если при поступлении отмечается повышенный удельный вес мочи (1,020— 1,030), то при правильно подобранной инфузионной терапии частота мочеиспускания должна возрастать, а удельный вес мочи — снижаться. Параметры инфузии (скорость, объем, длительность) рассчитывают заранее, однако необходима постоянная коррекция на основании изменений клинической картины.

Если сохраняются тахикардия и другие признаки дегидратации, то либо тяжесть дегидратации недооценили, либо продолжающиеся потери жидкости превышают ожидаемые. В таком случае следует увеличить скорость инфузии или провести дополнительную быструю инфузию. Признаками улучшения состояния считаются нарастание диуреза, снижение удельного веса мочи, восстановление ОЦК. При быстром улучшении состояния второй этап восполняющей терапии можно сократить и перевести больного на поддерживающую терапию.

Учебное видео степени дегидратации по Покровскому и их коррекция

При проблемах с просмотром скачайте видео со страницы Здесь

— Также рекомендуем «Принципы и задачи замещающей инфузионной терапии»

Оглавление темы «Инфузионная терапия в нефрологии»:

  1. Врожденный нефротический синдром — причины, диагностика
  2. Внутриутробные вмешательства при врожденных пороках развития почек — показания
  3. Принципы и задачи инфузионной терапии
  4. Принципы и задачи поддерживающей инфузионной терапии. Расчет энергозатрат
  5. Оценка тяжести и характера дегидратации у детей
  6. Восполняющая инфузионная терапия у детей — программа регидратации
  7. Принципы и задачи замещающей инфузионной терапии
  8. Принципы и задачи пероральной регидратации — восполнения потерь жидкости через рот
  9. Диагностика нарушений водно-солевого баланса — патологии КЩС
  10. Олигурия — причины, диагностика

Источник

qrcode

Инфузионная терапия у детей
В настоящее время при проведении инфузионной терапии (ИТ) используют множество разнообразных растворов и препаратов. Разнообразие это обусловлено теми задачами, которые решаются с помощью ИТ. Классификация инфузионных сред
По своему функциональному предназначению все препараты, используемые при проведении инфузионной терапии, подразделяются на 3 группы: 1) средства для коррекции ВЭБ и КОС (все кристаллоиды); 2) вещества для поддержания и коррекции ОЦК (коллоиды)???; 3) препараты для парентерального питания (концентрированные растворы глюкозы, жировые эмульсии, растворы аминокислот); 4) компоненты крови (эритроцитная масса, СЗП, альбумин). Составление программы инфузионной терапии
При условии, что ребенок не получает никакой энтеральной нагрузки, инфузионная терапия должна обеспечивать физиологическую потребность пациента в воде, электролитах и иных веществах, восполнять их дефицит и текущие патологические потери. При необходимости в программу ИТ вещества для коррекции КОС и поддержания нормального уровня осмолярности жидкостных сред организма. Обеспечение физиологических потребностей (ФП)
Наиболее точным способом расчета нормальных суточных (физиологических) потребностей ребенка в воде и ионах является определение их в зависимости от энергетических затрат организма. Несколько менее точен расчет ФП в зависимости от площади поверхности тела пациента. Он используется некоторыми реаниматологами при проведении инфузионной терапии, но широкого распространения не получил. Самым популярным и удобным в практической медицине остается способ определения нормальных потребностей в воде и электролитах относительно массы тела (м.т.) ребенка. Физиологическая потребность в воде у детей разного возраста
Возраст Потребность в воде (мл/кг/сут) Возраст Потребность в воде (мл/кг/сут) 1 сут 60-80 9 мес 125-145 2 » 80-100 1 год 120-135 3 » 100-120 2 года 115-125 4-7 » 120-150 4 » 100-110 2—4 нед 130-160 6 лет 90—100 3 мес 140-160 10 » 70-85 6 » 130-155 14 » 50-60 Потребность в Na+ и К+
Потребность в основных ионах относительно массы тела с увеличением возраста несколько уменьшается. Так, физиологическая потребность новорожденного в натрии составляет 3—5 ммоль/кг/сут, постепенно она понижается к 5—10 годам до 2—3 ммоль/кг/сут, а у более старших детей становится такой же, как у взрослых — 1—2 ммоль/кг/сут. Потребность в калии у новорожденных — 2—3 ммоль/кг/сут, а с 6 мес. составляет 2 ммоль/кг/сут. Расчет дефицита Na+
Дефицит Na+(ммоль)= (140 – Na+б) х МТ х К где Nа+б — концентрация натрия в плазме больного; К — коэффициент внеклеточной жидкости, который равен 0,5 у новорожденных, 0,3 у детей и 0,2 у взрослых. Расчет дефицита K+
Имеющийся дефицит калия складывается из двух составляющих — дефицита внутри- и внеклеточного калия. Дефицит калия в экстрацеллюлярной жидкости рассчитывается по формуле: Дефицит К+ (ммоль) = (5 — К+б) х м.т. х К, где К+б — плазменная концентрация калия пациента, а К — коэффициент внеклеточной жидкости. Для расчета дефицита калия в интрацеллюлярной жидкости используется другая формула: Дефицит К+б (ммоль) = (80 — К+б) х м.т. х 0,35, где К+б — концентрация калия в эритроците у больного. Возмещение текущих патологических потерь
Возмещение перспирационных патологических потерь обеспечивается введением изо- (5 %) или гипотонических растворов сахаров в объеме рассчитываемом следующим образом. В программу инфузионной терапии добавляют 10 мл/кг/сут на каждый градус при подъеме температуры тела свыше 37 «С. При наличии постоянного тахипноэ на каждые 10 дыхательных циклов в минуту сверх физиологической нормы следует добавлять 7—8 мл/кг/сут. Патологические потери ЖКТ
Оценка патологических потерь воды и электролитов из желудочно-кишечного тракта основана на сборе и измерении объема теряемой организмом жидкости и определении в ней концентрации основных ионов. Однако подобная процедура в клинической практике часто бывает затруднена, поэтому врачи пользуются эмпирически выведенными цифрами Объемы возмещения жидкости при патологических потерях
Характер патологических потерь Объем возмещения, мл/кг/сут Умеренная рвота Умеренная диарея Парез кишечника II степени Неукротимая рвота Профузная диарея Парез кишечника III степени 20 40 Составление программы инфузионной терапии
Сбор анамнеза, осмотр больного, принятие решения о необходимости проведения ИТ. Выбор и обсспечение доступа к сосудистому руслу. Забор крови для экспресс-анализов. Начальный этап ИТ, на который отводится от 40 мин цо 2 ч. В этот период производят инфузию так называемого стартового раствора Основной этап ИТ, программа которого составляется по результатам проведенных анализов и в зависимости от реакции ребенка на начальную инфузию. Необходимо отметить, что объем и порядок запланированных вливаний при необходимости всегда могут быть изменены врачом. Мониторинг витальных функций при проведении ИТ
Проведение инфузионной терапии ребенку с любой патологией требует интенсивного наблюдения, которое должно включать в себя оценку жизненно важных функций организма и, при возможности, мониторирование отдельных их показателей, а также проведение различных лабораторных и инструментальных исследований. При этом всегда надо помнить о том, что наиболее правильное решение принимается при обработке наибольшего объема информации Степени дегидратации у детей
Степень дегидрации Потери воды (% от массы тела) До 5 лет Старше 5 лет 1 До 5 До 3 2 5 – 10 3 – 6 3 Больше 10 Больше 6 Спасибо за внимание!

Инфузионная терапия ребенку 2 годаперейти в каталог файлов

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Особенности инфузионной терапии в педиатрии

Учебное пособие для студентов

Чита – 2016

УДК 616 – 08 – 039.74 – 053.2

Особенности инфузионной терапии в педиатрии. Учебное пособие для студентов / Под ред. , . Составители: , , , . — Чита: РИЦ ГБОУ ВПО ЧГМА, 2016. – 38 с.

Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине «Государственная итоговая аттестация» для специальности «Педиатрия». Учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете; представлены особенности составления программ инфузионной терапии при наиболее часто встречающихся ситуациях в педиатрии.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».

Рецензенты:

– д. м.н., доцент, заведующий кафедройанестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ГБОУ ВПО ЧГМА

АД –артериальное давление

ГЭК –гидроксиэтилкрахмал

ЖВО –жидкость возмещения объема

ит–ретикуло-эндотелиальная система

КОД –колоидно-онкотическое давление

Кос–кислотно-основное состояние

ОД –объем дефицита жидкости

ОПН –острая почечная недостаточность

ОСН–острая сердечно-сосудистая недостаточность

оцк–объем циркулирующей крови

ОЦП –объем циркулирующей плазмы

ОЖ  –объем жидкости

РЭС –ретикуло-эндотелиальная система

СММ–средняя молекулярная масса

СПОН –синдром полиорганной недостаточности

ТПП  –текущие патологические потери

ФП  –физиологическая потребность

ЦВД –центральное венозное давление

ЧД  –частота дыхания

ЧСС  –частота сердечных сокращений

В предлагаемом учебном пособии представлены особенности проведения инфузионной терапии при наиболее часто встречающихся клинических ситуациях в педиатрии, не затрагивая принципов трансфузионной терапии (переливание крови и ее компонентов) и организации парентерального питания. На основании обобщенной информации доступной литературы и собственного опыта, авторами представлены особенности составления программ инфузионной терапии в практике врача-педиатра при терапии наиболее распространенных заболеваний детского возраста.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов педиатрического факультета к междисциплинарному экзамену в рамках государственной итоговой аттестации.

Список сокращений ………………………………………………………………3

Введение …………………………………………………………………………..5

Общие принципы составления программ инфузионной терапии …….6 Классификация и характеристика основных инфузионных сред ……..10 Методы контроля за инфузионной терапией ………………………….16 Особенности проведения инфузионной терапии при инфекционных заболеваниях у детей ……………………………………………………………17 Особенности проведения инфузионной терапии при хирургическойпатологии у детей ………………………………………………………………23 Особенности проведения инфузионной терапии при соматической патологии детского возраста. ………………………………………………….32

Список рекомендуемой литературы …………………………………………..37

Инфузионная терапия (ИТ) – метод лечения, заключающийся парентеральном чаще в внутрисосудистом введении водных растворов различных веществ с целью управления внутренней средой организма. ИТявляется важнейшим элементом комплексной терапии, особеннопри критических состояниях различнойприроды.

Проведение ИТ обеспечивает выполнение конкретных клинических задач, например, восстановление и поддержание всех водных секторов организма — сосудистого, интерстициального и внутриклеточного; восполнение и поддержание нормального объема циркулирующей крови (ОЦК);коррекция кислотно-основного (КОС) и водно-электролитного баланса;обеспечение организма пластическими и энергетическими субстратами; проведение детоксикации, нормализация реологических свойств крови.

Известно несколько способов ИТ (внутривенный, внутриартериальный, внутрикостный), однако основным путем введением инфузионных сред является внутривенное.

Составление программы ИТ предусматривает определенную последовательность действий:

Сбор анамнеза, оценка состояния пациента (волемического статуса, функции сердечно-сосудистой и выделительной систем, гидроионого обмена), принятие решение о необходимости проведения ИТ. Выбор и обеспечение доступа к сосудистому руслу. Определение объема ИТ. Выбор стартового раствора ИТ. Контроль за проведением ИТ и коррекция объемов ИТ.

При условии, что ребенок не получает никакой энтеральной нагрузки, ИТ должна обеспечивать его физиологические потребности в воде, электролитах и иных веществах, восполнять их дефицит и текущие патологические потери. При необходимости в программу ИТ включают вещества для коррекции КОС и поддержания нормального уровня осмолярности жидкостных сред организма.

Обеспечение физиологических потребностей (ФП).Самым популярным и удобным в педиатрической практике остается способ определения потребностей в воде относительно массы тела ребенка (табл.1).

Таблица 1

Физиологическая потребность в жидкости в зависимости от возраста ребенка

Возраст

Потребность в воде, мл/кг/сут.

Возраст

Потребность в воде, мл/кг/су. т

1 сут.

60-80

9 мес.

125-145

2 сут.

80-100

1 год

120-135

3 сут.

100-120

2 года

115-125

4-7 сут.

120-150

4 года

100-110

2-4 нед.

130-160

6 лет

90-100

3 мес.

140-160

10 лет

70-85

6 мес.

130-155

14 лет

50-60

Кроме того, для расчета ФП (мл/кг/сут.) у детей старше 1 года жизни можно использовать формулуВаллачи: 100 — (3 х возраст в годах). Для практического использования удобен расчет ФП по номограмме Абердина (табл.2.).

Таблица2

Физиологическая потребность в жидкости (номограмма Абердина в модификации , , 2005)

Вес, кг/ возраст

Потребность в воде

Возраст

Потребность в воде

<6 кг

150 мл/кг/сут.

3-5 лет

1,6л/сут.

7 кг

140 мл/кг/сут.

5-9 лет

2,0л/сут.

8 кг

130 мл/кг/сут.

9-11 лет

2,2л/сут.

10 кг

120 мл/кг/сут.

11-13 лет

2,4л/сут.

1-2 года

1,2л/сут.

13-14 лет

2,5л/сут.

2-3 года

1,4л/сут.

Взрослые

2,5–3,0 л/сут.

Ограничение ФП необходимо в следующих случаях:

    Отек головного мозга. Общий объем жидкости не должен превышать 2/3 – ѕ ФП, при этом внутривенная часть должна составлять не более Ѕ ФП. Острая дыхательная недостаточность. Объем внутривенной жидкости необходимо ограничить до Ѕ ФП, при ОДН 3 степени – не более 1/3 ФП. Острая или хроническая сердечная недостаточность. Максимальный объем внутривенной инфузии не должен превышать Ѕ-1/3 ФП, а в ряде случаев требуется временное прекращение инфузионной терапии. Острая или хроническая почечная недостаточность (за исключением преренальной). Объем внутривенной инфузии не должен превышать объемов нерегистрируемых потерь (25 мл/кг/сут. – у детей младшего возраста и 20 мл/кг/сут. – у детей старшего возраста) и диуреза за предыдущие сутки.

Устранение дефицита воды. Наиболее простым и самым точным (при остро возникшей патологии) способом определения дефицита объема воды (ОД) является вычисление разницы массы тела ребенка до заболевания и на момент обследования (весовой метод). Разница масс в килограммах соответствует дефициту жидкости (или ЖВО – жидкости возмещения объема) в литрах. При невозможности применения весового метода ОД (или ЖВО) определяется по клинической картинев зависимости от степени дегидратации (табл.3).

Таблица3

Количество жидкости, необходимое для восполнения объема дефицита в зависимости от степени дегидратации

Степень дегидратации

Дефицит массы тела

Объем восполнения дефицита

I (легкая, компенсированная)

≤5%

до 50 мл/кг

II(средняя,

субкомпенсированная)

5-10%

до 100 мл/кг

III (тяжелая,

декомпенсированная)

>10%

100 мл/кг

При изотоническом и гипотоническом типах дегидратации можно воспользоваться формулой, позволяющей определить ОД по гематокриту:

Инфузионная терапия ребенку 2 года

k (коэффициент, отражающий содержание внеклеточной жидкости)-  у детей до года 1/3, в возрасте 1-10 лет – 1/4 , у старших детей  — 1/5

При гипертоническом типе дегидратации можно воспользоваться формулой, позволяющей определить ОД с использованием величины уровня натрия в сыворотке крови:

Инфузионная терапия ребенку 2 года

Инфузионная терапия ребенку 2 года

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

Читайте также:  У ребенка 2 года поднялась температура без признаков простуды