Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения — межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы
Направления работы
Коррекционно-речевые задачи
Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
(октябрь)
Сенсорное развитие
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
- Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
- Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур.
- Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
- Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
- Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетради.
- Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Использование массажных упражнений.
- Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
- Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
- Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
Основной этап
Коррекция звукопроизношения
- Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
- Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
- Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
- использовать элементы биоэнергопластики
- Постановка свистящих звуков.
- Автоматизация свистящих звуков.
- Постановка Р,Р᾿.
- Автоматизация Р,Р᾿.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
- Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
- Плавно переключаться со слога на слог.
- Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
- «Наращивать» слова.
- Произносить слова со стечением согласных.
- Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
- Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
- Знакомить с буквами.
- Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
- Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
- Подбор слов на гласные звуки.
- Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
- Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
- Определение последовательности звуков в слоге, слове.
- Определение количества звуков в слоге, слове.
- Определение ударнозо слога, звука в слове.
- Составление звуко-слоговой схемы слов.
- Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
- Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Закрепление знания известных детям правил правописания.
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
- Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Упражнять в словоизменении.
- Упражнять в словообразовании.
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
- Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
- Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
- Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
- Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
- Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
- Согласование числительных два и пять с существительными.
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Дата заполнения: сентябрь 2016 г.
1. Общие данные
Ф.И.О. ребёнка Тарасов Никита
Дополнительная информация: У Никиты беден словарный запас, плохо сформирована связная речь. Он испытывает трудности при составлении рассказа, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказывании, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощь взрослого, часто повторяет рассказы сверстников. 2. Организационная часть ИОМ
Цель: развивать речь , обогащать словарный запас, учить пересказывать литературные произведения, пользоваться прямой и косвенной речью, придумывать сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Средства развития: игра
Планируемый результат: повысить уровень усвоения программы по речевому развитию.
Ответственный за результат (ФИО воспитателя) :___________________________________________________________________________
2. Содержательная часть ИОМ
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Дата
Раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Формы работы
Основные задачи коррекционно — развивающей работы
Взаимодействие с родителями
Динамика за месяц (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная)
21.09
Р
Составление рассказа по картине «Дети гуляют в осеннем парке»
Учить составлять описательный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя, придумывать название картины. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с , ц, учить дифференцировать их в речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуком с разной силой голоса и в разном темпе.
Упражнение «Закончи предложение»
22.09
Р
Заучивание чистоговорок
Формировать правильное звукопроизношение , развивать и совершенствовать речевой слух.
Повторить чистоговорки
28.09
Р
Дид.игра «Скажи по — другому»
Учить подбирать синонимы к словам; делить двусложные слова на слоги.
Упражнение «Подбери слово по смыслу»
05.10
Р
Составление рассказа об овощах
Учить составлять описательный рассказ с помощью вопросов воспитателя.
Упражнение «Назови звук»
06.10
Р
Игровая ситуация «Найди картинки на заданный звук»
Учить выделять гласный в начале слова, в конце слова, в середине. Развивать слуховое внимание на материале гласного звука.
Задание «Учимся писать букву А по точкам»
12.10
Р
Игра «Опиши предмет, а мы отгадаем»
Закреплять умение составлять загадки — описания о предметах или объектах по заданному плану
Составить книгу загадок
13.10
Р
Игра «Подбери слова по смыслу»
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений.
Продолжать работу по формированию интереса к книге
19.10
Р
Дид.игра «Телеграф»
Учить определять количество слогов в словах
Игра «Назови слово»
20.10
Р
Дид.упражнение «Скажи какой?»
Дид.упражнение «Скажи наоборот»
Учить составлять простые распространённые предложения; сравнивать предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств.
Активизировать употребление в речи слов — антонимов
Придумывание сказки по мотивам произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»
26.10
Р
Работа с разрезной азбукой
Составление и чтение слогов АУ, УА
Игра на закрепление звуков А,У «Скажи имена, в которых есть звуки А,У?»
27.10
Р
Рассказывание из личного опыта «Как я ходил на праздник города»
Закреплять представление о родном городе; учить составлять последовательный рассказ об увиденном.
Составление простых предложений на тему: «День рожденья города»
02.11
Р
Игра «Кто внимательнее?»
Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук О.
Печатание букв А, У, О в тетрадях — прописях
03.11
Р
Дид.игра «Письмо»
Учить образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах мн.ч. Учить составлять сложноподчинённые предложения.
Игра «Какой звук спрятался?»
09.11
Р
Пересказ сказки А.Суконцева «Как ёжик шубку менял»
Закрепить умение пересказывать рассказ без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев.
Продолжать работу по формированию интереса к книгам о животных.
10.11
Р
Работа по разрезной азбуке
Учить анализировать, составлять из разрезной азбуки и чтение слогов и слов.
Игра «Мамина сумка»
16.11
Р
Дид.игра «Учимся говорить правильно»
Учить произносить фразу с разной интонацией; упражнять в произнесение чистоговорок и скороговорок на звуки С,Ц,Ш,Щ в разном темпе и с разной силой голоса
Игра на закрепление умений подбирать слова, сходные по звучанию «Подбери рифму»
17.11
Р
Работа по разрезной азбуке
Учить сливать звуки в слоги и читать
Совершенствовать умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, шнурочка, лепить из пластилина.
23.11
Р
Задание «Где спрятался звук?»
Определение последовательности звуков в слоге. Учить различать понятия «гласный звук» и «согласный звук», «звук», и «буква».
Чтение слоговой таблицы.
24.11
Р
Сюжетно — ролевая игра «Мы с мамой пришли в магазин»
Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Продолжать работать над диалогической речью.
Составление рассказа из личного опыта по плану «Домашнее животное в нашей семье».
30.11
Р
Игра «С кочки на кочку»
Учить составлять прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки , составлять трёхбуквенные слова.
Игра «Живые слоги».
01.12
Р
Игра «Весёлые поезда»
Учить различать на слух звуки З, Ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи; произносить изолированные звуки З, Ж с разной силой голоса и в разном темпе.
Игра на образование форм Р.п., мн.ч. «Чего не стало?»
07.12
Р
Игра «Хоровод зверей»
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Печатание букв в тетрадях.
08.12
Р
Рассказывание из личного опыта «Игры зимой»
Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях, Развитие познавательного общения.
Задание «Расскажи маме о своём рисунке»
14.12
Р
Графическая игра «Полубуковка»
Учить распознавать и запоминать форму букв
Печатание пройденных букв в тетрадях..
15.12
Р
Составление рассказа по картине «Зима»
Учить составлять короткий рассказ по картине, используя предложенный план. При описании указывая время и место действия. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.
Упражнение «Кто больше назовёт «зимних» слов со звуками С, Ш?
21.12
Р
Игра «Кто, кто в теремочке живёт?»
Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.
Чтение слоговой таблицы.
22.12
Р
Дид.упражнение «Закончи предложение»
Закрепить употребление в речи несклоняемых существительных.
Задание «Найди предмет по описанию»
28.12
Р
Рассматривание серии сюжетных картинок «Новогодний праздник»
Учить составлять связный, последовательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем.
Чтение зимних стихов и сказок.
Источник
Людмила Буравцева
Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы
по разделу программы «Речевое развитие»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи, познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.
Задачи:
— Активизация смысловой стороны речи.
— Понимания речи.
— Формирование словаря.
— Совершенствование грамматического строя речи.
— Развитие связной речи (монологической и диалогической).
— Усилие контроля над собственной речью.
— Формирование звуковой культуры речи, знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
Фамилия Имя ребенка :
Организация занятий: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Опорный источник:
Бизикова О. А. «Материал к планированию работы по развитиюграмматического компонента речи у дошкольников: игры и упражнения для реализации задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7лет
Селеверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974
Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Ткаченко, Т. А.Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие.
Володина В. С «Альбом по развитию речи»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
(октябрь) Сенсорное развитие
1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций 1. развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4. Печатание пройденных букв в тетради.
5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
6. Использование массажных упражнений.
7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
9. Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
2. Формировать правильное речевое дыхание.
3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. 1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
2. использовать элементы биоэнергопластики
3. Постановка нарушенных звуков.
4. Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. 1. Плавно переключаться со слога на слог.
2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
3. «Наращивать» слова.
4. Произносить слова со стечением согласных.
5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
4. Знакомить с буквами.
5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).
3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).
4. Подбор слов на гласные звуки.
5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
9. Определение количества звуков в слоге, слове.
10. Определение ударнозо слога, звука в слове.
11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
16. Закрепление знания известных детям правил правописания.
17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Упражнять в словоизменении.
3. Упражнять в словообразовании. 1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи-тельных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи 1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
10. Согласование числительных два и пять с существительными.
11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы по