Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 5 лет с овз

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 5 лет с овз thumbnail

для ребёнка с ОВЗ И. В.

г. Калиниград

И. В., 23.1.2011 г.р., посещает МАДОУ д/с № 124 с 10.09.2014 года, поступил из семьи, лёгкая степень адаптации, праворукость.

2. Рекомендации ПМПК

Обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР Ш ур.р.р. Наблюдение невролога (стёртая дизартрия), сопровождение логопеда. Рекомендуемые условия обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

3. Заключение ПМПК

Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.

4. Психолого-педагогическая характеристика

коммуникативные отношения: (со взрослыми и детьми): проявляет инициативность при общении и со взрослыми и с детьми, активно устанавливает отношения со сверстниками по поводу общего сюжета в игре;

особенности поведения: быстро заражается эмоциональным состоянием других детей. Выявление самооценки по субтесту «Лесенка» показало заниженную самооценку и по отношению к себе и в отношении с близкими родственниками.

Уровень сформированности представлений о себе: знает своё имя, возраст, что день рождения осенью, ориентируется в схеме собственного тела и пространстве относительно себя; о своей семье: понимает родственные отношения, знает имена родителей; об окружающем (природа, люди, события); знает части суток (утро, день, ночь), названия времён года, уверенно соотносит изображение всех времён года с названием, называние признаков времени года вызывает  затруднения (неточность передачи признаков), эмоционально не откликается на нелепые места на картинке, находит все нелепицы с небольшой помощью.

Уровень развития игры: соответствует возрасту, без особенностей.

Навыки самообслуживания: развиты по возрасту.

конструирует по подражанию и по образцу,  по схеме сложнее, в некоторых случаях необходима обучающая помощь. Рисование: предметное и сюжетное, лепка и аппликация: действует по показу педагога самостоятельно.

Уровень сформированности мелкой моторики: незначительное несовершенство мелкой моторики. 

Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), восприятие формы: сформировано по возрасту, восприятие формы по зрительному соотнесению.

Уровень развития психических процессов: способен устанавливать тождество, сходство и различие на основе зрительного анализа, объём непосредственной образной памяти составляет 5 предметов; при классификации картинок в некоторых случаях учитывает не основной признак, осуществление обобщения в речевом плане также вызывает затруднения; ошибается в последовательности в расположении картинок, исправляет ошибки самостоятельно, рассказ отрывочный и вызывает у ребёнка трудности; умеет воспроизводить целостный образ предмета (работает при помощи проб); при действовании по схеме ребёнок недостаточно полно и точно анализирует схему, построение осуществляет и методом зрительного соотнесения и с помощью проб; уровень развития воображения – называет 1-2 ассоциации на каждую картинку.

Уровень развития речи: Артикуляционный аппарат имеет некоторые особенности: наблюдается асимметрия рта при разговоре, слабый мышечный тонус языка. Общее звучание речи нормальное.

     Фонематический слух и грамматический строй по возрасту, звукопроизношение нарушено (шипящие, свистящие, сонорные). Преобладание пассивного словаря над активным. Связная речь вызывает затруднения. Речевую инструкцию понимает, может работать по ней.

5. Особые образовательные потребности

Организация обязательного этапа логопедической коррекции, адаптированная образовательная программа, психолого-педагогическая поддержка, мониторинг результативности образования, применение специальных методов, приёмов и средств обучения, повышающих эффективность обучения и социальную адаптацию, обеспечивающих профилактику социокультурной и школьной дезадаптации, психолого-педагогическое сопровождение семьи.

6. Индивидуальная программа развития на период обучения сентябрь-январь в соответствии с адаптированной программой (см. Таблицу)

7. Список литературы

Направление работы

Задачи

Содержание работы

(корреционно-развивающая

работа)

Результат

проведённой работы

Ответственный

Речевое развитие

— закреплять правильное произношение гласных звуков;

-уточнять и расширить запас представлений и словарных образов по темам «Игрушки», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Наше тело», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь»;

— совершенствовать умение группировать предметы по данным темам;

— активизировать употребление в речи простых предлогов (в, на, под, с);

— совершенствовать умение различать на слух гласные звуки А, О, У, Э, И.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Речевое развитие

(Логопедическая коррекция)

— уточнять и расширять словарь по темам: «Игрушки», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Наше тело», «Дикие животные и их детёныши», «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь»;

— учить составлять простую фразу из 3-5 слов по сюжетной картинке и вопросам;

— познакомить со звуками и буквами У, О, А, Э, И;

Читайте также:  Диета ребенка 5 лет после отравления

— учить образовывать форму мн. числа и уменьшительно-ласкательную форму сущ.;

— учить выделять гласные звуки в начале слова;

— коррекция произношения шипящих звуков.

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук …», «Посмотри и назови», «Какой, какая, какие, какое…?  Игры:  «4-лишний», «Что звучит?», «Скажи со словами «много», «мало», «нет», «Какой звук», «Собираем урожай», «Назови ласково», «Кто, где спрятался», «Чей дом»; Беседы по картинкам «Наша группа», «Осень», «Фруктовый сад», «Новогодняя ёлка», «Зимние забавы», Постановка шипящих звуков.

Учитель-логопед

Познавательное развитие

(психолого-педагогическая поддержка)

— учить подбирать группу предметов по заданному признаку;

— совершенствовать навык работы по схеме;

 — развитие познавательных процессов;

— способствовать формированию умения ориентировки на плоскости бумаги;

— развитие графических навыков;

— закрепление понятий «лево», «право», «верх», «низ»;

— способствоать формированию умения устанавливать последовательность сюжетных картинок;

— способствовать формированию умения составлять пересказ по плану, рассказ по сюжетным картинкам;

— развитие мелкой моторики.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Пальчиковые игры, массаж с помощью тренажёра «су-джок», Составление описательного рассказа: «Группа детского сада», по плану о диком животном, по картинке с зимним сюжетом, «Наши защитники», Д/и: «Подбери пары», «Разложи блоки», «Узнай по описанию», «Узнай на ощупь», «4-лишний», «Расставь по порядку», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «разрезные картинки», «Собери по схеме», «Предлоги»,

Дорисовывание симметричное, штриховка, графический диктант, обведение по контуру, соединение по точкам, рисование перевёрнутой картинки, раскрашивание по инструкции.

Педагог-психолог

Социально-коммуникативное развитие

— развивать в игре коммуникативные навыки;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— способствоать снижению психоэмоционального напряжения, обусловленного  проблемами речевого разв.

Коммуникативные игры (на сплочение коллектива, создание положительного настроя, развитие лидерских качеств) психогимнастика.

Воспитатель

Педагог-психолог

Физическое развитие

— осуществлять совершенствование двигательных умений;

— совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

— учить ходить с изменением направления, врассыпную с остановкой на сигнал;

— учить ходить по ограниченной площади опоры;

— учить ходьбе в колонне с перестроением.

Х.в колонне по 1му, с выполнением заданий, на носках, на пятках, по кругу, взявшись за руки, с перестроением.

Х.по гимн. скамейке с мешочком на голове, р.на поясе.

Прокатывание мячей др. др., ст.на коленях.

Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.

Подбрасывание мяча вверх 2-мя руками.

Подлезание под дугу поточно 2-мя колоннами.

Прыжки на 2х ногах между кеглями.

П/и: «Переправа», «Купили мне сапожки», «Воробушки», «Я садовником родился», «Хоккей», «Самолёты», «два мороза», «Найди пару», «Зайцы и волки»

Физминутки: «Маляр», «Яблоки», «Тигр вышел погулять», «Солнце».

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое развитие (Изобразительное искусство)

— учить выразительно читать стихи;

— совершенствовать изобразительные навыки;

— совершенствовать навыки лепки предметов и объектов.

Программное содержание из рабочей программы воспитателя.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

— учить детей напрягать слуховой анализатор, слышать инструмент справа и слева;

— учить повторять чистоговорки, переложенные на музыку;

— учить правильно петь длинные и короткие звуки;

— учить вдыхать воздух маленькими порциями, задерживать и равномерно выдыхать;

— развивать фонематическое восприятие;

— учить согласовывать движения с музыкой.

Музыкальные упражнения: «Упр. с лентами», «Кап-кап», «Музыкальный треугольник», «Большие и маленькие ноги»;

Ритмические упражнения: «Снежинка», «Ёжик и барабан», «Зайчик, ты зайчик»;

Логопедические распевки: «Воробьишка», «Ворона», «Платье», «брюки»;

Распевки: «Курочка», «Тапки», «Про Таню», «Ёжик», «Песня малышу»;

Динамические упражнения: «Про грибы», «Медвежата», «Заинька».

Музыкальный руководитель

Источник

    Индивидуальный
образовательный маршрут

ученика 5
 класса Вернадовского филиала

МБОУ
«Пичаевкая СОШ»

Пичаевского
района Тамбовской области

(копия)

Пояснительная
записка

В классе обучаются учащиеся с разными
интересами и потребностями, поэтому для организации педагогического воздействия
с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка и был разработан
индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Маршрут позволит
обучающемуся  развить способности к обучению.

                    Актуальность разработки
образовательного маршрута.

С 2016 года в классе обучается ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья(7.1).Обучение ведётся в
общеобразовательном классе. Главным в работе с таким учеником является
индивидуальный подход с учётом специфики психофизических возможностей. Основным
механизмом достижения индивидуализации образования является проектирование
образовательного процесса в образовательной организации и разработка
индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными
потребностями. Шаги в данном направлении позволяют включать ребёнка с ОВЗ и его
семью в образовательную среду, помогают определить стратегию и тактику
психолого-педагогической поддержки.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок 5 лет как воспитывать

Общая
характеристика ребенка

Участником, в отношении которого
осуществляется индивидуальный образовательный маршрут, является обучающийся 5
класса Вернадовского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ» Александр Г. (2016-2017
уч.год ) . Возраст – 11 лет. Вариант обучения:7.1

Александр
поступил с данным вариантом обучения из начальной школы. Мальчик  дружелюбен,
общителен. Фонематическое представление нарушено: не всегда правильно
придумывает слова на заданный звук, но правильно повторяет слова, произнесенные
по буквам, затрудняется придумывать слова на определенное количество звуков.
Речь тихая, невнятная. Интонационно речь недостаточно выразительная, темп и
ритм замедленны.
Навык правильного чтения на этапе формирования: читает целыми словами, с
ошибками, пропусками знаков препинания. Знаки препинания интонационно не выделяет.
Самостоятельно пересказать прочитанное не может, пересказывает с помощью
последовательных наводящих вопросов, ответы дает фразой либо словом. Главную
мысль в тексте самостоятельно выделить не может. Смысл прочитанного текста из
6-7 предложений  не понимает.
         При списывании наблюдаются ошибки. В письме под диктовку допускает
разнообразные ошибки:
-замены букв (е-а,  ц-с, т-ч, с-щ);

-графическое
нарушение написания и слияния букв;
-нарушение в обозначении мягкости согласных — крылцом, голубьи;
-искажение звукобуквенной структуры слова (бльшие, жиет- живет, жиотные,
перздразноеш-передразниваешь, кчаюса );
— правописание с маленькой буквы начала предложения, имен и фамилий;
-пропуск знаков препинания ( не обозначает конец предложения );
-не использует на письме пройденные в начальной школе правила (ча-ща, жи-ши ).
Запас знаний и представлений об окружающем ниже возрастной нормы. Активный
словарь в пределах бытового обихода, ниже возрастной нормы, синонимы, антонимы
в речи не употребляет. В речи пользуется простыми, не развернутыми
предложениями.

Ребенок знает сведения о себе, понимает
родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы,
ориентируется в основных понятиях времени.

Цель
индивидуального образовательного маршрута:
коррекция
нарушений устной и письменной речи учащегося, развитие интеллектуальных
способностей ребёнка.

Задачи:

1. Организация
благоприятной социальной среды, обеспечивающей общее развитие обучающегося,
стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций.

2. Взаимодействие
учителя,  воспитателя ГПД и родителей.

3. Формирование
учебной мотивации.

4. Коррекция
индивидуальных особенностей в развитии:

·                                
Расширение
объёма вербальной памяти

·                                
Развитие
зрительного и слухового восприятия

·                                
Улучшение
концентрации внимания

·                                
Работа
по оптическому ориентированию (на материале геометрических фигур, оптически
сходных букв)

·                                
Работа
над развитием пространственных представлений

·                                
Формирование
навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия

·                                
Закрепление
полученных навыков в письменных упражнениях

Ожидаемые результаты
1. Повышение качества образования ученика.
2. Создание комплексной технологии сопровождения
образовательного процесса.
3. Создание мониторинга сопровождения образовательного
процесса.
4. Повышение качества осведомленности родителя включенного в
образовательный процесс.

Результаты
диагностического обследования учащегося в начале 2016-2017 учебного года

1
Неречевые психические функции:
снижена концентрация внимания,
недостаточный объём памяти, быстрая утомляемость.

2. Устная
речь:

общее недоразвитие речи;  нарушение темпо-ритмической и слоговой структуры
слов.

3.
Письменная речь:
чтение слитное,  техника чтения ниже возрастной
нормы, понимание прочитанного частичное; письмо – смешанная дисграфия с
пребладанием акустической.

Построение
и реализация индивидуального образовательного маршрута          

       Определены
следующие формы индивидуальной работы с ребенком:

1.                             
Индивидуальные 
занятия (2 раза в неделю).

2.                             
Дополнительные
индивидуальные занятия с учителем по русскому языку  (2 урока в неделю).

3.                             
Контроль
за речью на уроках (осуществляет учитель).

4.                             
Оказание
помощи в процессе выполнения домашних заданий (родители, учитель).

5.                             
Контроль
за речью во 2-й половине дня (воспитатель ГПД).

6.                             
Занятие
с педагогом по развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления.

 Условия успешной реализации маршрута.

1. Соблюдение режима дня дома и в школе.

2. Регулярное посещение ребенком
образовательного учреждения.

3. Регулярное проведение индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий.

4. Совместная работа всех специалистов  над
реализацией индивидуально-коррекционной работы.

По результатам
диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Этапы
работы

Направления
работы

Коррекционно-речевые
задачи

Рекомендованные
игры и задания

Подготовительный 
этап

Сенсорное
развитие

1.Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осяза­ние,
вкус).

2.Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине
предметов, обогатить представления о них.

1.Упражнения
в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов 
геометрич. фигур.

2.Использовать
телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения,
релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие
психических функций

1.Развивать все виды восприятия, учить
воспри­нимать и учитывать при сравнении предметов признаки, вос­принимаемые
всеми органами чувств.

2.Совершенствовать, характер и содержание
способов обсле­дования предметов, способность обобщать.

3.Развивать все виды внимания, память,
стимулировать раз­витие творческого воображения, исключать стереотипность
мышления.

1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,
«Угадай, чей го­лосок», «Улиточка», «Лягушка»,
«Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком» и др.

Развитие
общих речевых навыков

Выработка
у ребёнка умения пользоваться громким и тихим голосом,

умения
говорить внятно. умения пересказывать

1.Чтение вслух.

2.Пересказ  прочитанного..

Основной
этап.

Развитие словаря

1.Расширять, уточнять и активизировть словарь на осно­ве
систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2.Упражнять в словоизменении.

3.Упражнять в словообразовании.

1.Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми
слова­ми, словами-антонимами
и словами-синонимами.

3.Расширение представления о переносном
значениии активизация в речи слов с
переносным значением.

4.Обогащение экспрессивной речи
прилагательными с уменьшительными
суффиксами, отно­сительными
и притяжательными прила­гательными.

5.Дальнейшее овладение приставочными
глаголами .

6.Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными
предлогами.

7.Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных,
местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование
грамматического строя речи

1.     
Формировать  грамматические  категории имён существительных, прилагательных,
глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим
темам)

2.     
Формировать  навыки правильного согласования имён
существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных,
наречий.

3.     
Формировать  навыки грамматически правильного составления
предложений.

4.     
Формировать  навыки анализа
предложений и составления графических схем предложений.

1.Совершенствование умения образовывать и
употреблять имена существительные единственного и
множественного чис­ла в именительном
падеже по всем изучаемым лексическим темам
2.Закрепление умения образовывать и употреблять имена
существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как
в беспредложных конструкциях, так и в
конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам

3.Совершенствование
умения образовывать и использо­вать имена
существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами
по всем изучаемым лексическим темам 4.Закрепление умения согласо-вывать
прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным .

6.Закрепление умения
образовывать и использовать воз­вратные
глаголы, глаголы в разных временных формах 7.Согласование глаголов с
существительными единственного и множественного числа 8.Согласование
существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

9.Согласование
существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10.Согласование числительных два и пять с
существительными.

11.Совершенствование
навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации
действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

12.Совершенствование
навыков составления и использования сложносочиненных предложений и
сложноподчиненных предложений с придаточными
времени и причины.

13.Закрепление
навыков анализа простых распространенных
предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной
опорой и без нее) и навыка составления
графических схем предложений.

Развитие
связной речи

1.
Составлять простые распространённые предложения.

2.
Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3.
Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4.
Работать над диалогической речью (с использованием литературных
произведений).

5.
Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный
пересказ).

1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только
познаватель­ного интереса, но и познавательного общения.

2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать
вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3.Закреплять умение составлять описательные рассказы и
загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно
составленному плану.

4.Совершенствование навыка пересказа сказок
и небольших рассказов по заданному или кол­лективно
составленному плану. Обучение пересказу с изменением
времени действия и лица рассказчика.

5.Совершенствование
навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или
коллективно
составленному плану.

Читайте также:  Сколько дать ребенку парацетамола 500 в 5 лет

Источник