Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка пмпк

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Порядок  создания и организация ПМПк  образовательного учреждения

  • ПМПк  осуществляет свою деятельность на базе  Учреждения на основании  приказа руководителя при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями обучающегося, (воспитанника), договором между ПМПк и ПМПК
  • ПМПк  является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся   для  организации диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
  • ПМПк может быть создана на базе ОУ любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя ОУ при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося или  воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк

  • Председатель консилиума — заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (в ДОУ – старший воспитатель)
  • Педагог — психолог
  • Учитель — дефектолог и/или учитель — логопед, социальный педагог
  • Учитель или воспитатель ДОУ, представляющий ребенка на ПМПк
  • Врач — педиатр или медицинская сестра.

Цель ПМПк

Обеспечение диагностико — коррекционного, психолого-медико — педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Задачи ПМПк

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в Учреждении) диагностика отклонений в развитии
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников
  • Выявление резервных возможностей развития
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности.
  • Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния
  • Консультирование  родителей    (законных представителей).

 Организация работы ПМПк

  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по согласию родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
  • Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка, которое подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
  • На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
  • Индивидуальная карта развития ребенка,  индивидуальный образовательный маршрут  и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей  (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только после ознакомления с ними родителей (законных представителей).

Направление на ПМПк

  • При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную  психолого-медико-педагогическую комиссию.
  • При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума ОУ выдаётся родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации,  заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

ПМПк

ПМПК

Направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов

Проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк

Информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико- социальную помощь в рамках образовательного учреждения  

Оказывает информационно- просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения  

Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПк

создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПК

Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК

Оказывает методическую помощь ПМПк

ПМПК по результатам обследования ребенка определяет:

  • Статус ребенка
  • Образовательную программу для ребенка с ОВЗ
  • Условия пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ (полное или кратковременное пребывание с дальнейшей интеграцией на полный день)
  • Потребность в психолого-педагогическом сопровождении, которое реализуют следующие  специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог)
  • Необходимые для ребенка технические средства обучения, архитектурная доступность
  • Срок повторного обращения в ПМПК

Источник

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения.

Ф.И. ребенка: __________________________________________

Месяцы

Направление

работы

Содержание

(игры, упражнения)

Примечание

развитие психологической базы речи:

1. Развитие пространственных ориентировок (в пространстве, на листе бумаги;

2. Коррекция  зрительных восприятий (точности;

объема, скорости,  наблюдательности;

Читайте также:  Критические периоды развития мозга ребенка

3. Формирование зрительного восприятия:

— слухового неречевого гнозиса;

— понимание, принятого на слух материала;

— скорости обработки информации;

— правильного восприятия;

4. Коррекция внимания:

— увеличение объема, внимания, длительности сосредоточения.

— работа над  улучшением продуктивности внимания;

Штриховки

Продолжи строчку

Дорисуй узор

Угадай что звучит

Узнай по голосу

Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем.

Что сначала, что потом

Будь внимательным

Найди отличия

Угадай, чего не стало (что с чем поменялось местами)

Четвёртый лишний Цель игры: устанавливать сходство и различие предметов

по существенным признакам, закрепление слов — обобщений

Собери квадрат

«Логико — малыш»

Общая, мелкая и артикуляционная моторика

1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удержание в заданной позе)  для губ и языка (улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот).

2. Иметь правильный длительный речевой выдох.

3. Отчетливо произносить слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

1.Работа над общими речевыми навыками

1. Дыхательная гимнастика

2. Упражнения и игры на выработку воздушной струи

3. Интонационной выразительностью речи

2.. Артикуляционная гимнастика.

1. Выделение нарушения в строении артикуляционного аппарата  органического характера и направления к соответствующим специалистам (в случае необходимости);

2. Формирование определенных укладов посредством артикуляционной гимнастики, массажа и других приемов;

3. Общая артикуляционная гимнастика

4. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков

3. Развитие пальцевой моторики.

1. Пальчиковые игры игимнастики

2. Массаж  (шариками суд-жок, «Ёжики», карандашами, массажные коврики)

Звуковая культура речи

1.         Постановка и автоматизация звуков:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • аффрикаты;
  • соноры;
  • глухие и звонкие согласные;
  • взрывные;

— фрикативные;

2. Учить правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка

3. Уметь различать на слух и в произношении:

•    твердые и мягкие,

•    глухие и звонкие согласные

•    свистящие

•    шипящие,

•    сонорные звуки.

4. Учить различать на слух отчетливо произносить часто смешиваемые звуки: С-Ш; З-Ж; Ш-Ж; Р-Л.

Игры на выделение звука из слова на слух:

«Утки и окуни»  Цель игры: учить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные.

«Дружные звуки» Цель игры: учить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.

«Сколько слов со звуком …?»  Цель игры: учить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки»  Цель игры: учить определять на слух, какой звук слышится в тексте.

Игры на выделение звуков из слова по представлению:

«Кто найдет двадцать предметов, названия которых содержат звук С?» Цель игры: закрепление умения выделять заданный звук в слове.

«Кто быстрее?», «Различи звуки» (аналогичные игры с другими парами звуков) Цель игры: учить различать звуки С и Ш в словах.

Игры на определения первого звука в слове:

Лото «Назови картинку и найди первый звук» Цель игры: учить находить первый звук в слове.

«Составь слово по первым звукам» Цель игры: определение первого звука в словах.

«Найди сбежавший звук»  Цель игры: определение первого звука в словах.

Игры на выделение первого и последнего звука из слова:

«Замкни цепочку» Цель игры: определение первого и последнего звука в словах.

«Поезд» Цель игры: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

«Доскажи звук» Цель игры: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Игры на определения места звука в слове (начало, середина, конец):

«Найди фишке место»  Цель игры: научить определять место заданного звука в слове.

«Подбери картинку к схеме» Цель игры: научить определять место звука в слове.

«Собери по три» Цель игры: закрепление умения находить заданного звука в слове.

Игры на самостоятельный подбор слов с заданными звуками:

«Дежурный звук» Цель игры: обучать подбирать слова с заданным звуком.

«Не разорви цепочку» Цель игры: закрепление умения подбирать слова по последнему звуку заданного слова.

Словесные игры:

«Испорченный телефон» Цель игры: развитие слухового внимания.

 «Скажи слово с нужным звуком» Цель игры: развитие фонематического слуха.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез

1. Уметь делить слова на слоги.

2. Выделять слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.    3. Различать гласные — согласные звуки, твердые – мягкие

4. Называть 1-й, последний звук; определять место звука в слове (начало, середина, конец).

5. Формировать умения производить звуковой анализ слов:

  • устанавливать последовательность

звуков в слове;

  • давать качественную

характеристику;

  • выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

6. Учить вычленять предложение из речевого потока, анализировать его

словесный состав (2-3 слова).

Игры на усвоение полного звукового анализа:

«Где спрятался звук» Цель игры: учить устанавливать точное место гласного звука в слове.

«Каждому звуку свою комнату» Цель игры: учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему.

Читайте также:  Основа развития и воспитания ребенка

«Сколько комнат в квартире?» Цель игры: учить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему.

«Длинные и короткие слова» Цель игры: учить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

«Строители» Цель игры: учить определять количество звуков в словах воспринимаемых на слух.

«Новоселье у зверей» Цель игры: учить определять количество звуков в словах произнесенных вслух самим ребенком.

«Кого позовут в гости» Цель игры: учить определять количество звуков в словах.

«Кто куда поселится» Цель игры: учить определять количество звуков по представлению.

«Телеграфисты» Цель игры: обучение звуковому синтезу слов.

«Поймай звук» Цель игры: обучать называть звук в слове по его пространственной характеристике.

Игры на формирование навыков слогового анализа слов:

«Слоговая цепочка» Цель игры: учить выделять в словах первый и последний слоги.

«Разгадай ребус» Цель игры: учить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

«Из слогов — предложение» Цель игры: учить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них предложения.

Грамматический строй речи

1. Учить согласовывать в предложении:

•    существительные с числительными.

•    существительные с прилагательными.

2. Учить употреблять существительные в Им.п. и Род. п. ед.ч. и мн.ч. и в других косвенных падежах.

3. Употреблять глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.

4. Учить пользоваться несклоняемыми существительными

(кино, пальто, кофе)

5. Учить образовывать

•    однокоренные слова

  • слова разными способами (сахарница, хлебница, солонка, учитель, строитель)

6. Образовать существительные с помощью суффиксов (онок, енок, ок, чик и т.д.).

7.  Образовывать:

•    относительные;

•     притяжательные прилагательные;

8. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, у, вы, при, по, в, на).

9. Употреблять предложно-падежные конструкции (к, от, по, с, из)

«Доскажи словечко» Цель игры: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

«Кого я вижу, что я вижу» Цель игры: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

«Что я видел и чего не стало?» Цель игры: различение в речи форм винительного и родительного падежей неодушевленных существительных.

«Объясните, почему…» Цель игры: учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью.

«Зачем нам эти вещи» Цель игры: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения цели.

«Подбери признак»,

«Один — много»,

«Назови ласково».

«Сравни и назови по образцу»

Связная речь

1. Учить составлять предложение по образцу:

  • простые
  • сложные

2. Учить детей:

  • передавать диалогическую речь
  • излагать содержание близко к тексту:
  • последовательно и полно пересказывать известные произведения:

3. Учить составлять:

  • рассказы о предмете, игрушке
  • по сюжетной картине
  • по набору картин
  • письма (товарищу, воспитателю)
  • рассказы из личного опыта

4.Употреблять простые распространенные предложения, сложносочиненные (союзы -и, -а) и сложноподчиненные предложения (союз -потому что).

  1. 5. Распространять предложения второстепенными, однородными членами.

«Фотограф» Цель игры: учить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

«Как ты узнал?» Цель игры: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

«А я бы…» Цель игры: развитие творческого воображения, обучение  свободному рассказыванию.

Игры для развития умения соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе:

«Найди картинке место» Цель игры: учить соблюдать последовательность хода действия.

«Исправь ошибку» Цель игры: учить устанавливать правильную последовательность действия.

«Какая картинка не нужна?» Цель игры: учить находить лишние для данного рассказа детали.

«Составь два рассказа» Цель игры: учить различать сюжеты разных рассказов.

«Нарисуй сказку» Цель игры: учить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Словесные игры:

«Отгадай-ка!» Цель игры: упражнение в описании предметов по представлению.

«Магазин игрушек» Цель игры: совершенствование умения описывать предмет, находя его существенные признаки.

«Закончи предложение» Цель игры: воспитание умения понимать причинные связи между явлениями.

«Дополни предложение» Цель игры: развитие речевой активности.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

психолого-педагогического сопровождения ребенка

из общеразвивающей группы

в рамках ПМПк

Ф.И.О. ребенка ____________________________

Группа ___________

Цель: обеспечение необходимой психолого-педагогической помощи детям 3-4 лет с проблемами в развитии из общеразвивающих групп в рамках ПМПК.

Дети с проблемами в развитии, прошедшие обследование в рамках ПМПк, будут с нового учебного года получать специализированную помощь в группах компенсирующей направленности, в то время как на данный момент таковая им не оказывается. С этой целью была создана адаптированная образовательная программа (АОП) и составлен индивидуальный маршрут для сокращения временного разрыва между переходом в другую группу и своевременной и срочной коррекции обнаруженных проблем.

Задачи:

сформировать начальные навыки взаимодействия в организованной среде;

развивать внимание;

снять напряжение, излишнюю тревожность;

повысить уверенность в себе;

повысить качество крупной моторики.

Реализация АОП в рамках индивидуального маршрута состоит из следующих этапов:

Диагностика психического развития.

Проведение комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Консультирование родителей.

Заключительная диагностика психического развития. Выводы об эффективности реализации АОП.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраст

Общие сведения о ребенке и семье

Дата рождения: _____________

Домашний адрес: _______________________________________________________________

Дата поступления в МБДОУ: ____________________________________________

Данные о матери: ______________________________________________________________________

Медицинский диагноз: __________________________________________

Оценка нервно-психического здоровья: _____________________________________________________

Результаты диагностики психического развития

Дата

Перечень используемых методик

Вывод по результатам диагностики

Рекомендации

Наблюдение в ходе обследования

Внимание

Память

Мышление

Приоритетные направления коррекционно-развивающей помощи

Снижение тревожности

Формирование активности.

Формирование самостоятельности внимания, умения сосредотачиваться на выполняемой деятельности длительное время.

Развитие мышления: умение осуществлять зрительный синтез, различать предметы по форме и цвету.

Становление самостоятельности: приведение в порядок рабочего места, умение выполнять определенные действия без контроля и помощи взрослого.

Понимание речевой инструкции.

Умение организовать себя во время занятий.

Формирование основных алгоритмов продуктивного взаимодействия в организованной среде.

Улучшение координации движений – развитие мелкой и крупной моторики.

Появление первых признаков речевой активности.

План коррекционно-развивающей работы

Планируемая дата занятия

Содержание деятельности

Цель

Реальная дата проведения занятия.

Примечания.

15-28 февраля

Диагностика психического развития.

Выявление проблем, выделение приоритетных коррекционно-развивающих задач на период психолого-педагогического сопровождения по АОП.

04.03

«Пляшут малыши»

Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного настроения для дальнейшей работы. Обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

«Кто внимательный?»

Формирование умения правильно воспринимать словесную инструкцию, развитие остроты слуха.

«Какой мяч больше?»

Формирование восприятия величины предметов.

06.03

«Идем по мостику»

Обучение ребенка правильной ходьбе, умения ориентироваться на местности.

«Коршун»

Снижение гиперактивности.

«Сделай, что я скажу»

Формирование умения понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения.

11.03

«Перешагни через веревочку»

Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка преодоления препятствий.

«Самолет летит по небу»

Снижение гиперактивности. Развитие слухового внимания.

«Часы тикают»

Развитие голосового аппарата.

13.03

«Собираем шарики»

Развитие умения правильно различать цвет, форму. Укрепление мышц тела.

«Давайте познакомимся»

Развитие коммуникативных навыков.

«Кап-кап-кап»

Развитие голосового аппарата.

18.03

«Дорожка препятствий»

Тренировка разносторонней координации движений. Формирование самостоятельности и быстроты команды.

«Какой это формы»

Развитие восприятия формы.

«Собери картинку»

Развитие зрительного синтеза, мелкой моторики».

«Ладонь в ладонь»

Развитие коммуникативных навыков, опыт взаимодействия в парах.

20.03

«Все дальше и выше»

Развитие ловкости.

«Круг, квадрат»

Умение различать форму предметов.

25.03

«Ладушки»

Развитие мелких движений кисти.

«Диназаврики»

Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

27.03

«Во дворе»

Развитие речевого слуха, способности к звукопродражанию.

«Лови-лови!»

Снятие эмоционального напряжения

1.04

«Поедем вместе»

Знакомство с животными, развитие правильного звукопроизношения.

«Детское лото»

Умение находить сходство. Развитие внимания к окружающим.

«Зайки и слоники»

Повышение самооценки.

3.04

«Побродим по лужам»

Расширение словарного запаса, развитие игровых навыков.

«Шарик лопнул»

Снятие излишнего напряжения.

«Матрешка»

Умение устанавливать очередность.

8.04

«Как цапля»

Развитие игровых навыков, координация движений, расширение словарного запаса.

«Флажок»

Преодоление двигательного автоматизма, регулирование поведения.

10.04

«Помоги художнику»

Развитие мышления, восприятия.

«Передай мяч»

Снижение двигательной активности.

«Разрезанные картинки»

Умение соединять части в целое.

15.04

«Будь внимателен»

Развитие активного внимания. Стимулирование внимания.

«Рисуем движения»

Релаксация, развитие координации.

17.04

«Слушай хлопок»

Развитие активного внимания. Стимулирование внимания.

«Смотри на руки»

Успокоение и релаксация возбужденных детей.

22.04

«Карлики и великаны»

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование быстроты реакции.

«Чего не стало?»

Развитие памяти.

24.04

«Корректурные задания»

(в картинках)

Развитие концентрации внимания.

«Нарисуй на листе»

Умение ориентироваться на листе бумаги.

29.04

«Путаница»

Сплочение группы. Умение действовать сообща.

«Убери картинки»

Развитие внимания.

1.05

«Послушный мячик»

Сплочение группы. Умение действовать сообща.

«Найди предмет»

Развитие активного внимания.

6.05

«Подари движение»

Создание положительного эмоционального настроя .

«Наблюдательность»

Развитие активного внимания.

«Кто внимательный?»

Формирование умения правильно воспринимать словесную инструкцию.

8.05

«Найди картинку»

Развитие памяти.

«Детское лото»

Развитие навыков совместной игры.

13.05

«Закрась фигуры»

Развитие внимания. Развитие мелкой моторики.

«Лови-лови!»

Снятие эмоционального напряжения

15.05

«Посмотри и найди»

Развитие умения произвольно сосредотачивать и удерживать внимание.

«Раскраска»

Умение действовать по инструкции.

20.05

«Детское лото»

Развитие умения действовать в команде.

«Рисуем движения»

Релаксация, развитие координации.

22.05

«Скучно, скучно так сидеть»

Тренировка саморганизации.

«Помоги художнику»

Развитие мышления, восприятия.

27.05

«Повторяй за мной»

Повышение уверенности в себе.

«Побродим по лужам»

Расширение словарного запаса, развитие игровых навыков.

29.05

«Мои эмоции»

Умение чувствовать эмоции окружающих.

«Раскраска»

Умение действовать по инструкции.

«Где находится?»

Формирование пространственных отношений на бумаге.

План работы с родителями

Месяц

Содержание работы

Цель

Дата проведения консультации. Примечания.

Март

Диагностика детско-родительских отношений.

Консультация «Как правильно выстроить воспитательный процесс».

Изучение стиля воспитания.

Формирование правильного подхода в отношениях с ребенком.

Появление оптимизма в решении возникших проблем, веры в себя.

Апрель

Диагностика детско-родительских отношений.

Консультация «Кризис 3-х лет».

Отслеживание динамики изменений в воспитании. Своевременная коррекция при необходимости.

Май

Подведение итогов.

Консультация «Игры с ребенком»

Контроль детско-родительских отношений. Подготовка к летнему периоду и переходу в другую группу.

Источник