Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример инвалида
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая.
— Работа в режиме 2 час в неделю.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
— учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
— учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
— учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;
— учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
— формировать поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;
— создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
— учить выделять предмет из общего фона;
— учить соотносить игрушку с ее изображением;
— учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;
— учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
— учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
— учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
— учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
— учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
— учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
— учить воспринимать величину (большой, маленький).
— учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
— знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
— учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
— знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
— учить реагировать на слуховые раздражители;
— вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
— учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
— учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
— учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
— учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
— учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
— учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
— учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
— учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
— воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
— различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой — маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;
— воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик — шарик);
— сличать два основных цвета (красный, желтый);
— дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
— складывать разрезную картинку из двух частей;
— учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
— дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
— формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
— знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
— иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
— уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
— привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
— стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
— развитие устойчивости непроизвольного внимания;
— формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
— развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
— расширение круга узнаваемых предметов;
— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
— развитие непроизвольной памяти;
— увеличение объема запоминаемого материала;
— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
— развивать у детей наглядно-действенное мышление;
— создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
— установление связей «восприятие — образ», «предмет — действие», «действие — его результат»;
— установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
— установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
— рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
— переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
— находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
— понимать и выполнять указания взрослого;
— освоить способы действий с предметами;
— воспроизводить действия взрослого путем подражания;
— узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
— формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
— формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
— формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
— формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
— формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
— формировать доступные средства общения;
— формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
— обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
— формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
— обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
— привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
— развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
— демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
— положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
— выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
— адекватно вести себя в привычных ситуациях;
— выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
— формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
— начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
— расширение объема понимания обращенной речи;
— формирование доступных средств общения;
— использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
— развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
— активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
— существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
— глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
— прилагательные (аналогичная методика);
— предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
— демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
— жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
— демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
— демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
— работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
— называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
— ответы на вопросы с использованием подражания;
— самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
— спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
— появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
— повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
— поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
— побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
— имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
— спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
— использование усвоенных звуков в речи;
— включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
— выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
— выполнять простейшие поручения и просьбы;
— пользоваться невербальными формами коммуникации;
— воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
— стимулировать двигательную активность;
— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
— обогащать двигательный опыт;
— формировать положительное отношение к двигательным играм;
— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
— развивать ориентировку в пространстве;
— учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
— развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
— формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
— выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— выполнять серию движений под музыку;
— выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
— производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
— выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
— захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
— играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма — индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
Источник
-Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.
-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений
-Откликаться на своё имя, фамилию.
III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— Развивать основные виды движений и двигательные навыки.
-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.
-Развивать зрительно двигательную координацию.
— Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
— Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
— Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.
— Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
-Учить ходить по дорожке и следам.
-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
— Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
— Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
— Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.
— Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.
IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование мышления
— Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.
-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.
— Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.
Ознакомление с природой
-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение игре
-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
— Учить обыгрывать игрушки.
— Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
— Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
-Воспитывать интерес к подвижным играм.
— Учить играть рядом, не мешая друг другу.
Изобразительная деятельность
Лепка
-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.
— Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.
— Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Аппликация
-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.
-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.
Рисование
— Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами — красками, мелками.
— Учить правильно сидеть за столом при рисовании.
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.
-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).
— Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
Конструирование
— Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
— Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
— Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.
— Формировать способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
Трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических
навыков
— Учить обращаться к педагогам за помощью.
— Формировать опрятность.
— Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.
— Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.
— Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.
— Учить пользоваться носовым платком.
-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.
— Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с художественной литературой
— Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
— Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
— Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
— Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
— Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.
— Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
— Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .
— Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .
Формирование эмоционально-личностного контакта
«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.
Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий
Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом людей.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.
Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».
Создание условий для развития н.-д. мышления.
Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.
Выполнение предметно игровых действий.
Проблемно-практические задачи
«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д
«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,
«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».
Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.
Вода, дождь. Снег, лёд
Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»
Мячики», «Помидор», «Шарики»
«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»
«Испечем печенье»
Соотносить аппликацию с реальными объектами
Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи — в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи — театр покажи» (настольный театр картинок),
Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.
Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».
Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.
Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока — белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.
Источник