Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по изо
Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника
ФИО ребенка Анастасия Ш.
Дата рождения 05.02.201.
Дата начала индивидуального маршрута «»»»
Вид одаренности художественно-эстетическая
Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.
Цель (ИОМ):
— способствовать развитию художественных навыков
— формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности
Задачи:
— развивать способности ребенка в области художественного творчества;
— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
— повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Реализация индивидуального маршрута
Технологии, методы и приемы
— беседа;
— наблюдение;
— рассматривание;
— игровые ситуации;
— нетрадиционная изобразительная деятельность;
— организация выставок;
— моделирование;
— дополнительные занятия в совместной деятельности;
Система работы
Дата Тема Задачи Работа с родителями
Сентябрь
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Провести анкетирование
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных
способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Радуга-дуга» — рисование по сырому.
Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)
Консультация для родителей «Талант требует заботы»
Октябрь
Тема «Наш добрый друг — художник круг».
Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.
Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат
Тема «Говорящие рисунки»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные
отличительные черты
Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в
информационно-коммуникационной сети.
Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»
Создание условий для формирования интереса к миру природы.
Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством
формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.
Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.
«Осенний парк» — техникой монотипия
Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия
Ноябрь
«Нарисуй музыку» — задание — упражнение.
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»
Тема «Семейный альбом».
Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.
Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.
Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей
Декабрь
«Заиндевелое дерево» — рисование восковыми мелками
Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
Чтение познавательной литературы
Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»
Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.
Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком
Тема: «Композиция»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять
реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Чтение познавательной литературы
«Жанры изобразительного искусства» — рассматривание альбома
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Экскурсия в школу искусств
Январь
Тема: «По мотивам любимых сказок».
Развитие восприятия, воображения.
Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов
Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»
Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Ознакомить с результатами мониторинга
Творческое задание «Зимушка-Зима»
Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»— предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.
Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки
Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе
Февраль
Игра «Несуществующее животное» — ТРИЗ
Развитие фантазии, воображение.
Чтение познавательной литературы о ТРИЗ
Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.
Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Открытка – поздравление.
Творческое задание «Нарисуем портрет папы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Март
Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры
Рассматривание репродукций картин известных художников
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в муниципальном конкурсе
Апрель
«Полет в космос». — техника граттаж
Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции
Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».
Проектная деятельность «Корабли будущего»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Посещение выставки
«Зоопарк» — рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник
Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.
Оформление выставки «Эти забавные животные».
Май
«И плывут по небу облака» — рисование на сырой бумаге
Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).
Прогулки, наблюдения
Творческое задание «Скоро лето»
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
Целевые ориентиры:
по итогам работы — запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:
1. Участие в творческих конкурсах;
2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;
3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;
4. Желание к самостоятельной работе.
Рекомендации:
родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.
Источник
Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно — эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута — помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.
Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.
Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.
Ф. И. ребенка –Елизавета Б.
Дата рождения – февраль 2017г.
Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).
Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)
Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.
Длительность – 20-30 минут.
Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.
Задачи:
— развивать способности ребенка в области художественного творчества,
— овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,
— воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,
— совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
— ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,
— развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,
— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с девочкой:
— совместная деятельность взрослого и ребенка;
— рассматривание иллюстраций;
— чтение художественной литературы;
— продуктивная деятельность под музыку,
— игры и упражнения под тексты стихотворений;
— наблюдение за природой;
— рассматривание игрушек;
— оформление выставки.
План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.
Ноябрь.
1. Мониторинг
— Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. — Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.
Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.
— аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,
— выбор ярких цветов для создания осенних красок,
— рассматривание настоящих кленовых листьев,
— составление букета из листьев.
Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.
— совершенствовать умение рисовать штрихи красками,
— прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),
— изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,
— вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.
Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.
— учим девочку технике рисования свечой,
— беседа о свече,
— рассматривание картинки с лужами и детьми,
— обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.
Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.
— пробуем выразить наше настроение с помощью красок,
— учимся смешивать цвета,
— слушаем веселую музыку.
Декабрь.
Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».
— учить рисованию техникой «тычки»,
— наблюдение за падающим снегом,
— чтение стихов о снеге.
Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.
— совершенствовать умения рисовать в данной технике,
— развивать композиционные умения,
— воспитывать аккуратность,
— рассматривание картин с елочками,
— чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.
— совершенствовать умения рисования в данной технике,
— рассматривание снеговика,
— чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».
Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.
— учимся рисовать прямые линии разной длины,
— рассматривание рисунков разных снежинок,
— прослушивание песенки про снежинки,
— представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.
Январь.
Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов и закрашивание их.
— пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,
— составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,
Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.
— продолжаем развитие у Лизы художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,
— воспитываем бережное отношение к птицам,
— рассматривание картинки снегиря,
— загадки о птицах.
Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.
— учим рисовать пальчиками ягодки рябины,
— рассматривание картины «Веточка рябины».
Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).
— выбор метода рисования самостоятельно,
— совместное оформление картины.
Февраль.
Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.
— учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,
— подбираем цвета для санок,
— рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,
— прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.
Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.
— рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,
— пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,
Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.
— продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,
— привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,
— беседа о Дне защитника Отечества,
— рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.
Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».
— совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,
— беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,
— рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,
— стишки про снег.
Март.
Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.
— закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,
— развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,
— воспитываем желание сделать приятное маме,
— рассматривание иллюстраций весенних цветов,
— стихи о празднике 8 Марта.
Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.
— упражняем в рисовании поролоном,
— учим наносить отпечатки у основания стебля,
— воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,
— рассматриваем веточку мимозы,
— чтение стихов о бабушке.
Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.
— упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,
— развиваем мелкую моторику руки,
— рассматривание веточки вербы,
— находим отличия от других веток.
Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.
— продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,
— закрепляем приёмы работы с кистью,
— рассматриваем картину «Бегут ручьи»
— чтение стихов о весне.
Апрель.
Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.
— продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,
— упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,
— рассматривание картинки ракеты.
— рассказ о Юрии Гагарине.
Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.
— закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,
— развиваем мелкую моторику,
— воспитываем желание доводить начатое дело до конца,
— рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.
Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».
— упражняем в методе рисования «тычком»,
— создаем картину весеннего луга,
— играем в «Узнай цветок»,
— чтение сказки про одуванчик.
Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.
— учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,
— упражняем в рисовании ватными палочками,
— развиваем моторику кисти рук.
Май.
Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».
— закрепляем умение правильно держать кисть,
— закрепляем представления о цвете,
— прививаем аккуратность при работе с краской,
— беседа о празднике День Победы.
— рассматриваем иллюстраций с салютом.
Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.
— разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),
— прослушиваем песню «День Победы».
Занятие 27. «Рисование по замыслу»
— предлагаем на выбор технику рисования,
— совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,
— беседа «Что ты хочешь нарисовать?»
Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.
В результате планомерной и систематической работы с ребенком:
— закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;
— повысился познавательный интерес к рисованию;
— активизировалась мыслительная деятельность ребенка;
— усилилось желание к самостоятельной работе;
— узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.
Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Работа с родителями.
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.
— беседы с родителями;
— консультации для родителей;
— оформление уголка для родителей по данной теме;
— выставка работ ребенка.
— совместная творческая деятельность.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.
1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»
2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»
3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».
4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».
5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».
6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.
7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»
Рекомендации родителям.
1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.
2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.
4. Рисовать совместно с ребенком.
5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.
Заключение.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.
Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.
В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.
Источник