Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду по изо

Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно — эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Цель индивидуального образовательного маршрута — помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.

Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.

Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.

Ф. И. ребенка –Елизавета Б.

Дата рождения – февраль 2017г.

Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).

Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)

Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.

Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.

Длительность – 20-30 минут.

Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.

Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.

Задачи:

— развивать способности ребенка в области художественного творчества,

— овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,

— воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,

— совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

Ожидаемые результаты:

— ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,

— развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,

— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Работа с девочкой:

— совместная деятельность взрослого и ребенка;

— рассматривание иллюстраций;

— чтение художественной литературы;

— продуктивная деятельность под музыку,

— игры и упражнения под тексты стихотворений;

— наблюдение за природой;

— рассматривание игрушек;

— оформление выставки.

План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.

Ноябрь.

1. Мониторинг

— Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. — Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.

Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.

— аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,

— выбор ярких цветов для создания осенних красок,

— рассматривание настоящих кленовых листьев,

— составление букета из листьев.

Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.

— совершенствовать умение рисовать штрихи красками,

— прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),

— изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,

— вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.

Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.

— учим девочку технике рисования свечой,

— беседа о свече,

— рассматривание картинки с лужами и детьми,

— обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.

Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.

— пробуем выразить наше настроение с помощью красок,

— учимся смешивать цвета,

— слушаем веселую музыку.

Декабрь.

Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».

— учить рисованию техникой «тычки»,

— наблюдение за падающим снегом,

— чтение стихов о снеге.

Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.

— совершенствовать умения рисовать в данной технике,

— развивать композиционные умения,

— воспитывать аккуратность,

— рассматривание картин с елочками,

— чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.

— совершенствовать умения рисования в данной технике,

— рассматривание снеговика,

— чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».

Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.

— учимся рисовать прямые линии разной длины,

— рассматривание рисунков разных снежинок,

— прослушивание песенки про снежинки,

— представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.

Читайте также:  Мария монтессори сенситивные периоды развития ребенка

Январь.

Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов  и закрашивание их.

— пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,

— составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,

Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.

— продолжаем развитие у Лизы  художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,

— воспитываем бережное отношение к птицам,

— рассматривание картинки снегиря,

— загадки о птицах.

Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.

— учим рисовать пальчиками ягодки рябины,

— рассматривание картины «Веточка рябины».

Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).

— выбор метода рисования самостоятельно,

— совместное оформление картины.

Февраль.

Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.

— учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,

— подбираем цвета для санок,

— рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,

— прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.

Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.

— рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,

— пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,

Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.

— продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,

— привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,

— беседа о Дне защитника Отечества,

— рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.

Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».

— совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,

— беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,

— рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,

— стишки про снег.

Март.

Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.

— закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,

— развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,

— воспитываем желание сделать приятное маме,

— рассматривание иллюстраций весенних цветов,

— стихи о празднике 8 Марта.

Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.

— упражняем в рисовании поролоном,

— учим наносить отпечатки у основания стебля,

— воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,

— рассматриваем веточку мимозы,

— чтение стихов о бабушке.

Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.

— упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,

— развиваем мелкую моторику руки,

— рассматривание веточки вербы,

— находим отличия от других веток.

Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.

— продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,

— закрепляем приёмы работы с кистью,

— рассматриваем картину «Бегут ручьи»

— чтение стихов о весне.

Апрель.

Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.

— продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,

— упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,

— рассматривание картинки ракеты.

— рассказ о Юрии Гагарине.

Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.

— закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,

— развиваем мелкую моторику,

— воспитываем желание доводить начатое дело до конца,

— рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.

Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».

— упражняем в методе рисования «тычком»,

— создаем картину весеннего луга,

— играем в «Узнай цветок»,

— чтение сказки про одуванчик.

Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.

— учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,

— упражняем в рисовании ватными палочками,

— развиваем моторику кисти рук.

Май.

Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».

— закрепляем умение правильно держать кисть,

— закрепляем представления о цвете,

— прививаем аккуратность при работе с краской,

— беседа о празднике День Победы.

— рассматриваем иллюстраций с салютом.

Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.

— разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),

— прослушиваем песню «День Победы».

Занятие 27. «Рисование по замыслу»

— предлагаем на выбор технику рисования,

— совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,

— беседа «Что ты хочешь нарисовать?»

Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.

В результате планомерной и систематической работы с ребенком:

— закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;

— повысился познавательный интерес к рисованию;

— активизировалась мыслительная деятельность ребенка;

— усилилось желание к самостоятельной работе;

— узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.

Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.

Работа с родителями.

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.

— беседы с родителями;

— консультации для родителей;

— оформление уголка для родителей по данной теме;

— выставка работ ребенка.

— совместная творческая деятельность.

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.

1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»

2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 3 как развивать

3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».

4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».

5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».

6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.

7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»

Рекомендации родителям.

1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.

2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.

3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.

4. Рисовать совместно с ребенком.

5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.

Заключение.

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.

Список литературы.

Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.

Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.

Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.

В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.

Источник

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»

Индивидуальный образовательный маршрут                                                                             развития ребенка на период 2020  — 2021 уч.год

по художественно- эстетическому развитию.

возраст ребенка  5 лет                                                                                   Срок реализации 1 год

Сулима Т.Е.

Пояснительная записка.

          Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. 

          Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

     Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала;

1∙ Ф.И. ребёнка —  Кадырниязова Лейла

2.Дата рождения 22.03.2015г.

3. Группа — старшая

 5.Воспитатели — Сулима Т.Е., Чернощекова Т.Ф.

         Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Лейла уверена в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки.      Любимым занятием девочки является изобразительное искусство. Она с удовольствием создает живописные образы, передаёт яркие эмоциональные состояния используя цветовые тона и их свойства в своих рисунках. Очень нравится ей передавать в рисунке события и характер по содержанию литературных произведений и мультфильмов.     Сформировались навыки и умения собственной творческой, декоративной и конструктивной деятельности, что помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

1.Словесный (беседы, чтение).

2.Наглядный метод (рассматривание пособий, картин, ИКТ).

3.Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

4.Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка что это

1.владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;

2.привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов изобразительного искусства;

4. осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями; 

5. развито образное мышление посредством создания художественных образ

тема

мероприятия

цель

работа с родителями

Сентябрь

1

неделя

Игра – упражнение: «Дорисуй предмет»

Развивать творческие способности, фантазию, умение мыслить творчески.

Консультация на тему «Изобразительное искусство и окружающий мир»

2

неделя

— Как делать фон по рисунку.

— Научить  пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном.  Научить  изображать,  а            затем раскрашивать фигуры, нарисованные по цветному фону.

3

неделя

— «Осенний пейзаж»

— Закреплять приемы работы красками. Умение красиво располагать  изображение на листе по цветному фону.

4

неделя

Выставка детских работ: «Летний пейзаж».

Продолжать формировать навык изображение деревьев, цветов в соответствии с масштабом оригинала.

Октябрь

1

неделя

Д/и: «Волшебство геометрических фигур»

Развивать творческие способности, фантазию.

Консультация на тему «Как развивать внимание ребёнка и подготовить его к художественному творчеству»

2-3

неделя

-«хохломская роспись»;

— «Ложки с хохломской росписью»

-Продолжать знакомить с народным промыслом-  с хохломской росписью.

— Продолжать учить рисовать завитушки-элементы росписи.  

4

неделя

Выставка детских рисунков ко дню села: «Мое любимое село».

Воспитывать любовь к родному селу и его истории; вовлечь ребенка в активный творческий процесс.

Ноябрь

1-2

неделя

Д/и: «Подбери цвет к музыке».

 «Рисуем в такт».

Развивать и совершенствовать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.

Консультация на тему «Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка»

3

неделя

«Бумажный  веер» (светлые  и темные краски).    

Развивать умение в рисовании,  применяя  разные техники рисования от  светлого до темного тона.  

4

неделя

конкурс детского творчества: «Мама- сколько в этом слове».

Умение передавать в рисунке характерные признаки портретной живописи; воспитывать чувства уважения, любви и внимания к маме.

Декабрь

1

неделя

Экспериментальная деятельность: «Радужная палитра»,

Продолжать  смешивать краски, получая нужный цвет.

Памятка на тему «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

2

неделя

«Узоры на крыльях»

Продолжать выбирать и применять  выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательно выполнять работу. (Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.)

3

неделя

Конкурс: «Со светофоровой наукой по зимним дорогам детства»

Продолжать развивать творческое воображение в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник рисования.

4

неделя

Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Январь

1

неделя

КАНИКУЛЫ

Беседа на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников и формировании личности»

2

неделя

«Заиндевелое дерево»  рисование восковыми мелками

Развивать фантазию, воображение.

3-4

неделя

Творческое задание «Зимушка-Зима».

«Еловая ветка с еловыми игрушками»

Создавать аллегорическое

 изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать хвою елки штрихами.

Февраль

1-2

неделя

«Композиция»

Формировать умение представлять

реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Консультация на тему «Декоративно прикладное искусство в д/с и дома»

3

неделя

Творческое задание: «Нарисуем портрет папы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков.

4

неделя

Открытка – поздравление к  23 февраля -творческое задание.

Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Март

1

неделя

«Жанры изобразительного искусства» рассматривание альбома

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.

Беседа на тему «Умелому любая работа по плечу».

2

неделя

«Портрет моей мамочки»

Закрепить знания о жанре портрет. Воспитывать чувство любви и уважения к маме через общение с произведениями искусства.

3

неделя

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март».

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры.

4

неделя

«Нарисуй музыку» —  упражнение.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1

неделя

«Развитие эстетического вкуса»

Познакомить ребенка с

великими художниками,  скульпторами. Рассматривание энциклопедии с репродукциями

Консультация на тему «Народно прикладное искусство в жизни ребёнка».

2

неделя

Выставка детских рисунков: «Что такое хорошо».

Выражать в своем рисунке впечатления о хороших и плохих поступках; развивать творческое воображение.

3

неделя

«Наш добрый друг — художник круг».

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона — заготовки развить

зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.

4

неделя

«Нарисуй картинку» 

методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Май

1-2

неделя

Рисование по сырому: «Радуга-дуга».

«И плывут по небу облака».

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.

Консультация на тему «Изо. деятельность в жизни ребёнка»

3

неделя

Районный конкурс детского творчества: «День победы в моей семье»

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине и гордость за Отечество; отрабатывать различные приемы рисования.

4

неделя

Персональная выставка достижений ребенка за учебный год .  

Повысить роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании ребенка.

Источник