Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду по изо
Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно — эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута — помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.
Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.
Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.
Ф. И. ребенка –Елизавета Б.
Дата рождения – февраль 2017г.
Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).
Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)
Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.
Длительность – 20-30 минут.
Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.
Задачи:
— развивать способности ребенка в области художественного творчества,
— овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,
— воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,
— совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
— ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,
— развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,
— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с девочкой:
— совместная деятельность взрослого и ребенка;
— рассматривание иллюстраций;
— чтение художественной литературы;
— продуктивная деятельность под музыку,
— игры и упражнения под тексты стихотворений;
— наблюдение за природой;
— рассматривание игрушек;
— оформление выставки.
План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.
Ноябрь.
1. Мониторинг
— Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. — Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.
Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.
— аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,
— выбор ярких цветов для создания осенних красок,
— рассматривание настоящих кленовых листьев,
— составление букета из листьев.
Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.
— совершенствовать умение рисовать штрихи красками,
— прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),
— изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,
— вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.
Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.
— учим девочку технике рисования свечой,
— беседа о свече,
— рассматривание картинки с лужами и детьми,
— обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.
Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.
— пробуем выразить наше настроение с помощью красок,
— учимся смешивать цвета,
— слушаем веселую музыку.
Декабрь.
Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».
— учить рисованию техникой «тычки»,
— наблюдение за падающим снегом,
— чтение стихов о снеге.
Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.
— совершенствовать умения рисовать в данной технике,
— развивать композиционные умения,
— воспитывать аккуратность,
— рассматривание картин с елочками,
— чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.
— совершенствовать умения рисования в данной технике,
— рассматривание снеговика,
— чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».
Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.
— учимся рисовать прямые линии разной длины,
— рассматривание рисунков разных снежинок,
— прослушивание песенки про снежинки,
— представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.
Январь.
Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов и закрашивание их.
— пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,
— составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,
Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.
— продолжаем развитие у Лизы художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,
— воспитываем бережное отношение к птицам,
— рассматривание картинки снегиря,
— загадки о птицах.
Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.
— учим рисовать пальчиками ягодки рябины,
— рассматривание картины «Веточка рябины».
Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).
— выбор метода рисования самостоятельно,
— совместное оформление картины.
Февраль.
Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.
— учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,
— подбираем цвета для санок,
— рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,
— прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.
Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.
— рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,
— пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,
Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.
— продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,
— привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,
— беседа о Дне защитника Отечества,
— рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.
Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».
— совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,
— беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,
— рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,
— стишки про снег.
Март.
Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.
— закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,
— развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,
— воспитываем желание сделать приятное маме,
— рассматривание иллюстраций весенних цветов,
— стихи о празднике 8 Марта.
Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.
— упражняем в рисовании поролоном,
— учим наносить отпечатки у основания стебля,
— воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,
— рассматриваем веточку мимозы,
— чтение стихов о бабушке.
Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.
— упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,
— развиваем мелкую моторику руки,
— рассматривание веточки вербы,
— находим отличия от других веток.
Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.
— продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,
— закрепляем приёмы работы с кистью,
— рассматриваем картину «Бегут ручьи»
— чтение стихов о весне.
Апрель.
Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.
— продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,
— упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,
— рассматривание картинки ракеты.
— рассказ о Юрии Гагарине.
Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.
— закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,
— развиваем мелкую моторику,
— воспитываем желание доводить начатое дело до конца,
— рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.
Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».
— упражняем в методе рисования «тычком»,
— создаем картину весеннего луга,
— играем в «Узнай цветок»,
— чтение сказки про одуванчик.
Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.
— учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,
— упражняем в рисовании ватными палочками,
— развиваем моторику кисти рук.
Май.
Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».
— закрепляем умение правильно держать кисть,
— закрепляем представления о цвете,
— прививаем аккуратность при работе с краской,
— беседа о празднике День Победы.
— рассматриваем иллюстраций с салютом.
Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.
— разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),
— прослушиваем песню «День Победы».
Занятие 27. «Рисование по замыслу»
— предлагаем на выбор технику рисования,
— совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,
— беседа «Что ты хочешь нарисовать?»
Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.
В результате планомерной и систематической работы с ребенком:
— закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;
— повысился познавательный интерес к рисованию;
— активизировалась мыслительная деятельность ребенка;
— усилилось желание к самостоятельной работе;
— узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.
Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Работа с родителями.
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.
— беседы с родителями;
— консультации для родителей;
— оформление уголка для родителей по данной теме;
— выставка работ ребенка.
— совместная творческая деятельность.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.
1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»
2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»
3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».
4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».
5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».
6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.
7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»
Рекомендации родителям.
1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.
2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.
4. Рисовать совместно с ребенком.
5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.
Заключение.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.
Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.
В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.
Источник
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на период 2020 — 2021 уч.год
по художественно- эстетическому развитию.
возраст ребенка 5 лет Срок реализации 1 год
Сулима Т.Е.
Пояснительная записка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.
Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала;
1∙ Ф.И. ребёнка — Кадырниязова Лейла
2.Дата рождения 22.03.2015г.
3. Группа — старшая
5.Воспитатели — Сулима Т.Е., Чернощекова Т.Ф.
Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Лейла уверена в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки. Любимым занятием девочки является изобразительное искусство. Она с удовольствием создает живописные образы, передаёт яркие эмоциональные состояния используя цветовые тона и их свойства в своих рисунках. Очень нравится ей передавать в рисунке события и характер по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Сформировались навыки и умения собственной творческой, декоративной и конструктивной деятельности, что помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
1.Словесный (беседы, чтение).
2.Наглядный метод (рассматривание пособий, картин, ИКТ).
3.Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
4.Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Формы организации деятельности: индивидуальная.
1.владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
2.привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов изобразительного искусства;
4. осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
5. развито образное мышление посредством создания художественных образ
тема
мероприятия
цель
работа с родителями
Сентябрь
1
неделя
Игра – упражнение: «Дорисуй предмет»
Развивать творческие способности, фантазию, умение мыслить творчески.
Консультация на тему «Изобразительное искусство и окружающий мир»
2
неделя
— Как делать фон по рисунку.
— Научить пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном. Научить изображать, а затем раскрашивать фигуры, нарисованные по цветному фону.
3
неделя
— «Осенний пейзаж»
— Закреплять приемы работы красками. Умение красиво располагать изображение на листе по цветному фону.
4
неделя
Выставка детских работ: «Летний пейзаж».
Продолжать формировать навык изображение деревьев, цветов в соответствии с масштабом оригинала.
Октябрь
1
неделя
Д/и: «Волшебство геометрических фигур»
Развивать творческие способности, фантазию.
Консультация на тему «Как развивать внимание ребёнка и подготовить его к художественному творчеству»
2-3
неделя
-«хохломская роспись»;
— «Ложки с хохломской росписью»
-Продолжать знакомить с народным промыслом- с хохломской росписью.
— Продолжать учить рисовать завитушки-элементы росписи.
4
неделя
Выставка детских рисунков ко дню села: «Мое любимое село».
Воспитывать любовь к родному селу и его истории; вовлечь ребенка в активный творческий процесс.
Ноябрь
1-2
неделя
Д/и: «Подбери цвет к музыке».
«Рисуем в такт».
Развивать и совершенствовать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.
Консультация на тему «Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка»
3
неделя
«Бумажный веер» (светлые и темные краски).
Развивать умение в рисовании, применяя разные техники рисования от светлого до темного тона.
4
неделя
конкурс детского творчества: «Мама- сколько в этом слове».
Умение передавать в рисунке характерные признаки портретной живописи; воспитывать чувства уважения, любви и внимания к маме.
Декабрь
1
неделя
Экспериментальная деятельность: «Радужная палитра»,
Продолжать смешивать краски, получая нужный цвет.
Памятка на тему «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
2
неделя
«Узоры на крыльях»
Продолжать выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательно выполнять работу. (Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.)
3
неделя
Конкурс: «Со светофоровой наукой по зимним дорогам детства»
Продолжать развивать творческое воображение в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник рисования.
4
неделя
Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки
Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Январь
1
неделя
КАНИКУЛЫ
Беседа на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников и формировании личности»
2
неделя
«Заиндевелое дерево» рисование восковыми мелками
Развивать фантазию, воображение.
3-4
неделя
Творческое задание «Зимушка-Зима».
«Еловая ветка с еловыми игрушками»
Создавать аллегорическое
изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать хвою елки штрихами.
Февраль
1-2
неделя
«Композиция»
Формировать умение представлять
реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Консультация на тему «Декоративно прикладное искусство в д/с и дома»
3
неделя
Творческое задание: «Нарисуем портрет папы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков.
4
неделя
Открытка – поздравление к 23 февраля -творческое задание.
Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Март
1
неделя
«Жанры изобразительного искусства» рассматривание альбома
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Беседа на тему «Умелому любая работа по плечу».
2
неделя
«Портрет моей мамочки»
Закрепить знания о жанре портрет. Воспитывать чувство любви и уважения к маме через общение с произведениями искусства.
3
неделя
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март».
Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры.
4
неделя
«Нарисуй музыку» — упражнение.
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
Апрель
1
неделя
«Развитие эстетического вкуса»
Познакомить ребенка с
великими художниками, скульпторами. Рассматривание энциклопедии с репродукциями
Консультация на тему «Народно прикладное искусство в жизни ребёнка».
2
неделя
Выставка детских рисунков: «Что такое хорошо».
Выражать в своем рисунке впечатления о хороших и плохих поступках; развивать творческое воображение.
3
неделя
«Наш добрый друг — художник круг».
Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона — заготовки развить
зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.
4
неделя
«Нарисуй картинку»
методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Май
1-2
неделя
Рисование по сырому: «Радуга-дуга».
«И плывут по небу облака».
Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.
Консультация на тему «Изо. деятельность в жизни ребёнка»
3
неделя
Районный конкурс детского творчества: «День победы в моей семье»
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине и гордость за Отечество; отрабатывать различные приемы рисования.
4
неделя
Персональная выставка достижений ребенка за учебный год .
Повысить роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании ребенка.
Источник