Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец по музыке
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
ЮС
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала — с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень любознательности, познавательная потребность | Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию | Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
4 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
5. | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой | Сложные и сравнительно долговременные возможности ребенка по выполнению заданий, связанных с музицированием и пением |
6. | Способность к оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. | Уровень памяти | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения | Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
8. | Широта интересов | Одарённый ребенок может многое | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность | срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития | Сентябрь 2018 г. | Составление диагностической карты |
Конкурсы | Ноябрь | Участие в региональном конкурсе: «Василиса» |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия | В течение года | Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) | В течение года | Информация для детей о понравившихся музыкальных спектаклях, концертах и т. д. |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Выступления перед незнакомой аудиторией |
Конкурсы | Март-апрель | Участие в районных конкурсах: «Взрослые и дети»; «Крылья мечты» |
Диагностика уровня музыкального развития | Май 2019г. | Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Сентябрь 2018 |
2 | Работа над развитием голоса: — развитием диапазона голоса; — развитие дыхания; — работа над чувством ритма | Расширение диапазона от с1-с2; Увеличение продолжительности дыхания | Сентябрь 2018-май 2019 |
3 | Разучивание песни «Осенние дорожки»: | Овладение вокальными навыками пения легато | Сентябрь-октябрь 2018 |
4. | Работа над развитием голоса: — работа над певческой дикцией и артикуляцией; — работа над чувством ритма | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма | Сентябрь 2018-май 2019 |
5. | Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений | Развитие коммуникативной компетенции | Октябрь-ноябрь 2018 |
6. | Разучивание песни «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Октябрь 2018 |
7. | Участие в конкурсе «Василиса» с вокальным номером «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Ноябрь 2018 |
8. | Развитие движений в пространстве сцены | Формирование сценической культуры | Ноябрь –декабрь 2018 |
9. | Разучивание песни «Новогодний хоровод» | Овладение навыком исполнения нон легато | Декабрь 2018 – январь 2019 |
10. | Выступление на новогоднем утреннике в роли «Снегурочка» | Раскрепощенность во время выступления на сцене | Декабрь 2018 – январь 2019 |
11. | Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании | Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям | Январь-февраль 2019 |
12. | Участие в конкурсах «Крылья мечты» и «Взрослые и дети» с вокальным номером «Ходит моя бабушка» | Формирование желания победы и достижения ее | Апрель 2019 |
13. | Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляцковского | Освоение умения петь в ансамбле с детьми | Май 2019 |
14 | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Май 2019 |
15. | Проектирование дальнейшего развития музыкальности | Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год | Июнь 2016 |
Источник
ИОМ дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
№
Этапы работы
Форма представления результатов
Сроки реализации
1
Проведение диагностики уровня развития музыкальности
Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности
Сентябрь
2
Работа над развитием голоса:
— развитием диапазона голоса;
— развитие дыхания;
— работа над чувством ритма
Расширение диапазона от с1-с2;
Увеличение продолжительности дыхания;
Сентябрь 2015-май 2016
3
Разучивание песни «Осенние дорожки»:
Овладение вокальными навыками пения легато
Сентябрь-октябрь 2015
4.
Работа над развитием голоса:
— работа над певческой дикцией и артикуляцией;
— работа над чувством ритма
Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении;
Развитие чувства ритма
Сентябрь 2015-май 2016
5.
Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений
Развитие коммуникативной компетенции
Октябрь-ноябрь 2015
6.
Разучивание песни «Пестрый колпачок». Музыка Г.Струве. Слова Н.Соловьевой
Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением
Ноябрь 2015
7.
Развитие движений в пространстве сцены
Формирование сценической культуры
Ноябрь –декабрь 2015
8.
Разучивание песни «Новогодний хоровод»
Овладение навыком исполнения нон легато
Декабрь 2015 – январь 2016
9.
Выступление на новогоднем концерте
Раскрепощенность во время выступления на сцене
Декабрь 2015 – январь 2016
10.
Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании
Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям
Январь-февраль 2016
11.
Творческая мастерская: семейный оркестр (с участием семьи)
Создание шумовых инструментов в мастерской музыкальной гостиной
Март 2016
12.
Работа над интерпретацией разученных песен
Проявление творческой активности, инициативы
Апрель 2016
13.
Участие в районном конкурсе песенном конкурсе
Формирование желания победы и достижения ее
Апрель 2016
14.
Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляцковского
Освоение умения петь в ансамбле с детьми
Апрель 2016
14.
Разучивание песни «Звездочка моя». Музыка и слова Л.Старченко
Овладение выразительными движениями под музыку
Май-июнь 2016
15.
Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей
Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности
Май 2016
15.
Открытое мероприятие с участием ребенка и родителей
Создание стратегии развития музыкальных способностей ребенка после окончания ДОО
Май-июнь 2016
16.
Проектирование дальнейшего развития музыкальности
Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год
Июнь 2016
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения и результаты диагностики музыкальных способностей детей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
Индивидуальный образовательный маршрут для особо одарённого ребёнка
Вероники Х. (старшая группа)
Мною был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, наделённого музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. Маршрут был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
Задачи:
- Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
- Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
–оформила дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;
– провела диагностику;
– подобрала музыкальный репертуар( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи;
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА
Вероника посещает старшую группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Вероника всегда опрятан, родители следят за её внешним видом. Вероника бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. В период с младшей по старшую группу наблюдался дефект речи (не выговаривал звук «р»). Совместно с логопедом и воспитателями дефект был устранён. В настоящее речь чистая, чёткая. Вероника владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Девочка трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть со строительным материалом и собирать паззлы. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, любящая дочь и сестричка. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Вероника – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У неё отличные вокальные данные. Диапазон его голоса – не более октавы. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра.
Методы достижения задач маршрута:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм,темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодии;
- Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Гаммовые распевки по руке;
- Сольфеджио;
- Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат.
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова ( артикуляция) при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
Диаграмма развития музыкальных способностей Вероники Х.
за 2015 – 2016 уч. год
Уровень вокальных способностей воспитанницы
старшей группы Вероники Х. за 2015 — 2016 учебный год
баллы | |
начало года | 9 |
середина года | 12 |
конец года | 15 |
План музыкального развития вокальных данных
воспитанницы Вероники Х.
2016 – 2017 уч. год
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. |
| Выступление на различных мероприятиях внутрисадовского и городского масштаба. | В течение 1 года |
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
№ | месяц | тема | Музыкальный репертуар |
1. | сентябрь | — введение, знакомство с голосовым аппаратом; — использование певческих навыков; — знакомство с различной манерой пения; — вокальные навыки. |
|
2. | Октябрь | — певческая позиция; — использование элементов ритмики; — артикуляция и дыхание; — осенние песни. Выступление на осеннем празднике |
|
3. | Ноябрь | — вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве; — детский фольклор; — раскрепощение певца; — весёлый калейдоскоп. |
|
4. | Декабрь | — формы и жанры вокальной музыки; — детские песни в исполнении эстрадных певцов; — песни о зиме. Выступление на новогоднем утреннике |
|
5. | Январь | — «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; — «Улыбка-это здорово!» |
|
6. | Февраль | — «Волшебная страна звуков»; — «Добрым быть совсем не просто…»; Выступление на празднике, посвящённому Дню защитника отечества |
|
7. | Март | — детский фольклор; Выступление на празднике Масленница, 8 марта |
|
8. | Апрель | — «Настроение нежности и веселья»; — «Музыкальная прогулка»; |
|
9. | май | — «Краски музыки и голоса»; — «Необычные звуки и голоса»; Выступление на выпускном празднике |
|
Источник