Индивидуальный маршрут развития ребенка с онр

Ф.И. ребенка __Иванов Петр____

Логопед. заключение: ОНР III ур.

ГБДОУ №__8__на 2015 — 2016 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период.

Логопедический (тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация свистящих изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, дифференциация свистящих: С – З- Ц; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период.

Работа над четким произношением свистящих звуков в предложениях. Постановка шипящих; изолированная автоматизация. Автоматизация шипящих в слогах, словах, словосочетаниях. Дифференциация свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах;

3 период

Работа над четким произношением шипящих звуков в предложениях. Постановка Л, изолированная автоматизация; подготовительные упражнения к постановке Р.

Автоматизация Л в слогах, словах, словосочетаниях, простой фразе. Автоматизация Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация Л – Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период. Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период.

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период.

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Левая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Активно использовать тренажеры для пальчиковой гимнастики.

Уровень зрительного восприятия.

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды. Работа с графическими заданиями. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, на листе бумаги. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период.  Опора на тематические циклы:  «Фрукты»; «Овощи»; «Сад – огород»; «Деревья»; «Ягоды»; «Грибы»; «Времена года. Осень»; «Человек»; «Игрушки»; « Посуда»; «Продукты питания»; «Одежда»; «Обувь»; «Головные уборы»; «Времена года. Зима. Новый год».

2 период

Опора на тематические циклы: «Зимующие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Перелетные птицы»; «Наше отечество. 23 февраля»; «Профессии»; «Времена года. Весна. Праздник мам»; «Мебель»; «Транспорт»; «Инструменты».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Зоопарк»; «Рыбы»; «Цветы»; «Насекомые»; «День Победы»; «Времена года. Лето»; «Школьные принадлежности»;.

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи   хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Читайте также:  Роль дополнительного образования в развитии ребенка презентация

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период. Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период. Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период.

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

— Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

—  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

—  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

—  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

—  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

—  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

— Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

—  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

— Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

—  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

—  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 —  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

—  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

— Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

— Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

— Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
— Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

— Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

— Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

— Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       — Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        — Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Читайте также:  Дневник развития ребенка 4 месяца

         — Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

— Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

— Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  — крыса, осел – козел, газон — вагон).

— Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            — Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           — Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           — Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          — Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

— Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

— Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

— Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

— Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

— Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

— Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

— Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
— Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
— Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
— Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 — Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

— Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

—  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

— Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

— Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

— Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

— Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  — очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

— Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

— Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

— Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

— Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

Читайте также:  Что такое кризис развития ребенка

— Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

— Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

— Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

— Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

— Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
— Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

— Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

— Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

— Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

— Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
— Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

— Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

— Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

— Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

— Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  — тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

— Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

— Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

— Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  — С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  — ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

— Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

— Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

— Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

— Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

— Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

—  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
—  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
—  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
—  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
— Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
—  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
—  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник