Индивидуальный маршрут развития ребенка презентация
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
1 слайд – Тема.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
2 слайд – Актуальность.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
3 слайд – Принципы.
При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
Принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка;
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
— принцип соблюдения интересов ребенка;
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип отказа от усредненного нормирования;
— принцип опоры на детскую субкультуру.
4 слайд — Цели и задачи.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.
Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Цель (ИОМ) :
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
5 слайд – ИОМ разрабатывается.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
6 слайд –Участники составления ИОМ.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
7 слайд — Методы
Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;
• Взаимодействие с родителями.
7 слайды – Этапы ИОМ. При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
8 слайд — Структура ИОМ.
• -целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
• -содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
• -технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• -диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
• -результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий)
10 слайд – Вывод. Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.
Источник
Слайд 1
Индивидуальный образовательный маршрут Исаева И.А. МОУ СОШ №8
Слайд 2
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно дифференцированная образовательная программа , обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Слайд 3
Индивидуальный образовательный маршрут это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Слайд 4
Индивидуальный образовательный маршрут Определяется: образовательными потребностями , индивидуальными способностями , возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы).
Слайд 5
образовательная база (знания, которыми ученик владеет); психическое и физическое состояние ученика; личностные качества , особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.) возраст; социальный аспект (пожелания родителей). Индивидуальные особенности обучающегося:
Слайд 6
« индивидуальная образовательная траектория » обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации : содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут деятельностный — специальные педагогические технологии Процессуальный- организационный аспект
Слайд 7
индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), И разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Слайд 8
Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»;
Слайд 9
индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности»
Слайд 10
индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Слайд 11
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование конструирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут
Слайд 12
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход , в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей , определяет личную траекторию развития и образования.
Слайд 13
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования детей, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития.
Слайд 14
ИОМ обеспечивает поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика .
Слайд 15
По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний , может проходить изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации . Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.
Слайд 16
Эффективность разработки ИОМ Условия: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся; активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ; организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Слайд 17
Выбор того или иного ИОМ Определяется комплексом факторов: особенностями , интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; ресурсными возможностями .
Слайд 18
Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях Совершенствование в выбранной сфере деятельности Повышение функциональной грамотности по предмету Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть?, каким быть?)
Слайд 19
Структура индивидуального образовательного маршрута Компоненты: целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе мотивов и потребностей обучающегося); содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Слайд 20
Схема построения индивидуального образовательного маршрута Диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающегося. Определение целей и задач. Разработка учебно-тематического плана (отбор тематики, определение предполагаемого конечного результата и формы его представления) . Определение содержания. Определение времени. Определение роли родителей. Интеграция с другими специалистами. Определение способов оценки успехов обучающегося.
Слайд 21
Первый этап «…» Методики диагностики уровня развития способностей и одаренности Тесты креативности ; Методики, направленные на выявление организаторских способностей; Тест креативного потенциала; Тест когнитивных умений; Методика использования личной карточки одаренного ребенка; Анкета для родителей; Пожелания воспитанника; Шкала детских способностей Маккарти; И другие.
Слайд 22
Второй этап Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Слайд 23
Третий этап «Разработка учебно-тематического плана» Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающегося, его возможности и поставленные цели .
Слайд 24
Четвертый этап «Определение содержания, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов» Каждый одаренный ребенок неповторим , но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Слайд 25
Пятый этап — «Определение времени» В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Слайд 26
Шестой этап «Определение роли родителей обучающегося в реализации маршрута» Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Слайд 27
Седьмой этап «Интеграция с другими специалистами» Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, необходимо решить нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.
Слайд 28
Восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося» Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся. Проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.
Слайд 29
Схема самоанализа обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? ( Что я хотел? ). Какие действия я спланировал для достижения цели? ( Что я должен сделать? ). Удалось ли мне реализовать задуманное? ( Что я сделал для достижения цели? ). Какова эффективность моих действий? ( Чему научился? Что необходимо еще сделать? ).
Слайд 30
Индивидуальный образовательный маршрут обучения Титульный лист Пояснительная записка Учебный план ИОМ Календарно-тематический план ИОМ Учебно-методические средства обучения
Слайд 31
Пояснительная записка актуальность, педагогическая целесообразность; цель и задачи; сроки реализации ИОМ; … формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки (знать/понимать, уметь).
Слайд 32
Учебно-методические средства обучения учебные, методические пособия для педагога и обучающегося (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование и т. д.); список основной и дополнительной литературы.
Слайд 33
Источники: https://pedsovet.su/iom https://pedsovet.su/load/385-1-0-49957 https://jmedic.ru/wp-content/uploads/2016/02/bronhialnaya_astma_u_detej_11.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0e98/00042d47-16f8cd28.pptx Анцупов , С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов , Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. — 2009. — №1. — С.116-121. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. — 2008. — №6. — С. 47-54. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. — (Электронный ресурс). — http :// zdd .1 september . ru /2005/04/10.htm
Слайд 34
Спасибо за внимание!
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Ф.И.О.______________________________________________________________,
дата рождения _______________, дата поступления в ДОУ ______________,
пол ___________________
Антропометрические данные:
Учебный | Группа здоровья | вес | рост | |||||
год | ||||||||
Н. г. | к.г. | Н. г. | к.г. | |||||
Инструкция по ведению «Индивидуального образовательного маршрута ребенка» в МАДОУ ДС № 10 «Белочка»
1.Общие положения
- Данная инструкция разработана для МАДОУ ДС № 10, в соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.14, п.5), Типовым Положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, нормативными и правовыми документами департамента образования и молодёжной политики Ханты-мансийского автономного округа — Югры, департамента образования Администрации города Нижневартовска, введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Уставом МАДОУ.
- Настоящая инструкция утверждается в целях организации непосредственно образовательной деятельности
каждого педагога и ДОУ в целом , ка к система и последовательность мероприятий, направленных на выполнение определенных конкретных целей и задач.
- «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка» (далее по тексту – маршрут) — нормативный документ, утверждённый приказом заведующего, прошит, пронумерован. В качестве ведения маршрута рассматривается деятельность педагога, как заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность реализации программы и сроки заполнения маршрута. Все записи в маршруте должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета, без исправлений. Запрещается делать записи карандашом.
- Каждый педагог ДОУ с момента заключения и подписания трудового договора и до момента его
расторжения, обязуется осуществлять ведение маршрута по реализации организованной образовательной
деятельности систематично, планомерно.
- Требования к ведению «Индивидуального образовательного маршрута ребенка»
- Маршрут разрабатывается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС № 10. Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного и компенсационного в освоении образовательной программы МАДОУ ДС № 10 . Маршрут заполняется на каждый учебный год, с учётом реализации достижений ребенка в ДОУ. Разделы маршрута: 1. Содержание.
- Инструкция по ведению маршрута.
3. Листы маршрута с указанием линий развития.
- Лист контроля.
- Требования к ведению маршрута:
- титульный лист: название документа, общие сведения о ребенке. Таблица делится на несколько столбцов:
1столбец – критерии развития (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
- 2 столбец – этапы наблюдений за период посещения ребенком ДОУ по полугодиям, заключительная строка линии развития – среднее значение.
- Индивидуальная работа, проводится в том случае, если у ребёнка нет достижений или отсутствует динамика. Страница маршрута «Блок контроля» заполняется заместителем заведующего по учебно-воспитательной
работе в конце каждого месяца. Блок делится на несколько столбцов:
1 | столбец — количество реализованной непосредственно образовательной деятельности; |
2 | столбец – количество недель; |
3 | столбец – количество затраченных часов; |
4 | столбец – роспись заместителя заведующего. |
Последняя страница маршрута имеет название «Лист контроля»: данные страницы заполняются |
администрацией: указываются замечания и предложения. Педагог знакомится с результатами контроля под роспись. Данный документ находится в документации педагога до выпуска ребенка из ДОУ (выпуск ребенка в школу или переезд на другое место жительства). В случае перехода ребенка в другую возрастную группу маршрут
передается в документацию другого педагога.
Неизменяющийся характер развития основных ( ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия воспитателей со специалистами ДОУ. Поэтому при необходимости используются логопедическое обследование и психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность. Специалисты ДОУ ведут индивидуальные маршруты развития ребенка в соответствии с требованиями к ведению документации специалистов и заполняют их после обследования дошкольников по рекомендациям ПМПк.
- Условные обозначения, применяемые в процессе ведения маршрута
- 1 балл – не справляется с заданием; 2 балла – выполняет задание с незначительной помощью взрослого;
- 3 балла – самостоятельно выполняет предложенные задания.
Уровни показателей (баллы): 1; 2; 3.
Критерии развития | Этапы наблюдений | ||||||||||||
1год. | II год. | III год. | IV год. | ||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | ||||||
1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |||||||||||||
1.1. Физическая культура | |||||||||||||
1. | Демонстрирует координированные движения: | ||||||||||||
— выполняет основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты); |
— ловит мяч двумя руками;
— бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия;
— прыгает через скакалку (одним из способов).
2.Удерживает равновесие:
— стоит на одной ноге;
- идет по узкой полосе;
- проходит по низкому брусу
3. Использует координированные движения:
— проявляет способность координации «глаз — рука»;
— застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки
— режет по линии
1.2. Здоровье
1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа
жизни:
— моет руки, когда нужно, по мере необходимости;
— заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища;
регулярно упражняется в движениях и отдыхе
2. Знает части тела и их функции:
— знает важнейшие части тела и их функции;
— охраняет части тела, органы;
— может описать характер физической боли или неудобства, их места
Всего (среднее значение):
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1. Познание
1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах;
— проявляет любознательность;
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2. Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать;
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы;
—выдвигает гипотезы и предположения
3. Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и др.;
— подбирает группу объектов на основании функционального
сходства;
— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
4. Понимает количественные отношения:
— устанавливает взаимно однозначное соответствие объектов, считает их, составляет числа первого десятка из двух меньших чисел;
— сравнивает по величине: больше — меньше, много — мало;
— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы;
— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
5. Понимает основные пространственные отношения:
— понимает слова, обозначающие положение или направления;
— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения;
—решает различные пространственные головоломки (пазлы)
6. Обнаруживает наличие представлений о времени:
— знает слова, означающие время суток;
— понимает слова «вчера», «завтра», «в прошлом месяце», «после»,
«сначала» и др.;
—знает последовательность дней недели, месяцев, сезонов года
7. Владеет знаниями о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:
- имеет представления о взаимоотношениях природы и человека;
- проявляет бережное отношение к природе, к представителям живой
природы.
Всего (среднее значение):
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. Словарный запас:
- активно передает образность, богатство русского языка;
- словарь сформирован на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности;
- использует в своей речи обобщающие и родовые понятия, синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).
- объясняет и использует переносное значение слов, многозначные слова, слова-омонимы и фразеологические обороты;
2. Владеет грамматически правильной диалогической и
монологической речью:
— использует части речи согласно возрасту;
— согласует слова в предложении;
— распространяет простые предложения однородными членами:
подлежащие, определениями, сказуемыми; — составляет предложения сложных конструкций.
2. Владеет звуковой и интонационной культурой речи:
- правильно произносит звуки речи;
- знаком с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие
согласные звуки».
- развита просодическая сторона речи (сила, высота, темп, тембр и громкость речи, сила голоса, правильная постановка ударения);
- подбирает слова с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- определяет количество и последовательность слогов в словах;
- проводит слого-звуковой анализ слов, предложений по словам.
3. Владеет связной речью:
— пересказывает хорошо знакомый рассказ, сказку, стихотворение;
— рассказывает собственную историю;
— развивает предложения. словесно обозначает главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
— описывает различными средствами отдельные объекты и выстраивает
связные монологические высказывания повествовательного и описательного типов;
3.2. Чтение художественной литературы
1. Сосредоточенно слушает чтение вслух:
— легко и охотно соглашается послушать чтение;
— просит взрослого почитать или рассказать историю;
—высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
2. Проявляет самостоятельность в литературной деятельности:
— часто посещает центр литературы;
— правильно держит книгу, листает от начала до конца;
—любит изготавливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
3. Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе;
— узнает написание своего имени;
—диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение):
3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3.1. Музыка
1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить понравившуюся мелодию;
— узнает марш, вальс, колыбельную, песню;
— слушает мелодию, песню
2. Сам пытается музицировать:
— использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности;
— может назвать несколько музыкальных инструментов;
— поет песню, напевает мелодию
3. Двигается под музыку:
— может исполнить танец, выученный на музыкальном занятии;
— придумывает движения, навеянные музыкой;
— любит смотреть, как танцуют дети, взрослые
3.2. Художественное творчество
1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда;
— тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает
детали;
— проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений
2. Воплощает идеи в реальность:
— рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства;
— выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует;
—рисует изображения, навеянные музыкой
3. Проявляет воображение:
— придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа;
— использует схемы для визуализации результата;
—использует материалы оригинальным способом
4. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:
— экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и др.;
— рисует картины после полученных впечатлений;
— добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело
5. Имеет элементарные представления о видах искусства:
— архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика,
рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве
(песня, танец, марш) театральном, фото — и киноискусстве, дизайне; — знаком с национальными фольклорными произведениями,
произведениями писателей-носителей национального языка или писателей
– жителей Северного региона;
Всего (среднее значение):
4. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
4.1. Социализация
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— осознает себя мальчиком или девочкой;
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунках, играх;
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим;
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками;
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
3. Правильно реагирует на речевую информацию:
— выполняет указание, содержащее два, три и более шагов;
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует;
—за?