Развитие ребенка в культуре

Развитие ребенка в культуре thumbnail

Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.

Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.

Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.

Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.

Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.

Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.

Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.

Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.

Культура поведения детей в быту включает в себя:

— чистые руки и лицо;

— опрятная одежда;

— аккуратно сложенные вещи;

— убирание со стола после еды за собой;

— заправленная постель после сна и т.д.

Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.

Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:

— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;

— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;

— беречь книги, игрушки и вещи;

— убирать за собой игрушки после игр;

— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;

— активно и умело пользоваться столовыми приборами.

Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.

Благодаря посещению общественных мест  (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.

Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.

Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.

Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.

Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.

Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.

Источник

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка 115 курск

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.

Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.

Окультуриваем ребенка

С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.

Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.

Окультуриваем ребенка

Несколько советов, как привить правила культуры ребенку

  • Когда ребенок тнаходится в дошкольном возрасте, читайте ему сказки, в которых прослеживаются отношения добра и зла, в которых главные герои общаются со сверстниками, взрослыми, животными.
  • Чем старше становится ребенок, тем более сложные произведения нужно выбирать. Читайте книги про борьбу и человеческие отношения.
  • После каждого чтения обсуждайте с ребенком прочитанное. Спросите его, что хорошего сделали герои, что плохого. Кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный. Попросите сына или дочь аргументировать своё мнение.
  • Выбирая сказку на ночь, обратите внимание на её слог и язык. Ведь чем интереснее повествование, тем богаче будет словарный запас вашего ребенка. У него увеличится лексикон и разовьется образное мышление.
  • Маленькие дети всегда являются «почемучками». Родители должны быть готовы к тому, что их сын или дочь будет постоянно спрашивать у них про окружающий мир: Почему небо голубое? Как самолет летает и не падает? Зачем цветы распускаются? У мамы и папы должны быть готовы ответы на все вопросы. Если же вы сами чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом вашему ребенку. Предложите ему узнать что-то вместе. А после этого почитайте энциклопедию или посмотрите познавательный видеоролик.
Читайте также:  Развитие детей первого года жизни в доме ребенка

Окультуриваем ребенка

  • Посещайте культурные места: театр, музей, выставку, галерею, цирк, зоопарк, океанариум, кинотеатр. Когда ребёнок ещё маленький, его следует водить в те места и на те представления, которые соответствуют его возрасту, чтобы он понял, что к чему. Чем старше становится сын или дочь, тем на более сложные спектакли и фильмы ребенка можно позвать. Также учитывайте тот факт, что просмотр драматургической пьесы в театре дастся сыну или дочери сложнее, чем просмотр мультфильма в кино. Но всё равно, после любого просмотра, обсуждайте с ребенком увиденное. Ведь культура – это не только просмотр интересных и познавательных вещей, это ещё и умение обсудить увиденное, рассказать свою точку зрение, аргументировать своё мнение. Уже в начальных классах можно отправляться с первоклассником в музеи и галереи, тем более интерактивные. Придумайте игры, которые помогут увлечь ребенка в месте изобразительных и скульптурных шедевров. Родители должны постараться, чтобы их дети извлекли из этого посещения максимум пользы.
  • Больше гуляйте за городом, в городе, парках, лесу. Ведь даже просто проходя по улицам, можно отметить культурное и некультурное поведение граждан. Обращайте внимание малыша на действия прохожих и обсуждайте с ним, кто что делает правильно и неправильно. Главное – не устраивать нудные лекции. Общение с ребенком должно проходить легко и продуктивно.
  • Занимайтесь спортом. Физическая культура тоже играет большую роль в развитии детей. Ведь занятия спортом приучают к дисциплине, ответственности, формируют характер, укрепляют силу духа. Что уж говорить о колоссальной пользе для здоровья.
  • Занимайтесь благотворительностью. Необязательно самим отдавать кучу денег и показывать это ребенку. Можно просто объяснить ему, что есть дома, где дети живут без родителей, им не так повезло. Если вы всё понятно расскажете, то малыш сам захочет отдать пару игрушек и кофточек в детский дом. Расскажите ребенку, как это здорово – помогать людям. Как прекрасно быть человеком, который всегда готов прийти на помощь ближнему.

Окультуриваем ребенка

Источник

Автор: Филянова Любовь Владимировна.

Культурное развитие ребенка

Многие родители стремятся воспитать из своего чада будущего музыканта, танцора или художника, однако далеко не каждый ребенок становится таким в будущем. Более того, некоторые дети воспринимают занятия в специализированных кружках как каторгу, испытывая отвращение к навязанному родителями «хобби».
Как же быть, дабы вместо привития культурного развития не вызвать у ребенка стойкую антипатию к нему?!

Во-первых, обязательно учитывайте интересы ребенка, отдавая его в музыкальную школу или хореографическую студию. Если Ваше чадо не горит желанием стать известным пианистом, а Вы настаиваете на том, чтобы отдать его в музыкальную школу – из этого вряд ли будет толк. К тому же, навязывая ребенку свое мнение, Вы легко можете сломить его еще не сформированный характер, а так же рискуете стать неумолимым тираном в глазах сына или дочки. Стоит ли такое самодурство теплых дружеских отношений с ребенком? Вряд ли!

Важно помнить, что реализовывать свои детские мечты с помощью родного ребенка против его воли – кощунство, поэтому, если Вы в детстве мечтали стать балериной, но этого не случилось — не стоит заставлять дочь вставать на пуанты. Она – не Вы, а поэтому в праве самостоятельно решать, какому увлечению отдать предпочтение.
Во-вторых, предоставьте сыну или дочери выбор, предложив им заниматься одновременно в нескольких кружках. Спустя пару занятий, Ваше чадо сможет сделать свой выбор в пользу одного-двух кружков, чего вполне достаточно для того, чтобы обеспечить культурное развитие ребенка в полной мере. Потребность в посещении других секций отпадет сама собой.

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте следует приучать ребенка к культурной жизни? Ответ достаточно прост – чем раньше, тем лучше. Тот факт, что беременным женщинам рекомендуют слушать классическую музыку, говорит о том, что еще до рождения, дети способны воспринимать прекрасное.
Для самых маленьких существует множество центров раннего развития, где детвору учат делать первые шаги в познании культурного мира. Рисование, пение, разучивание элементарных стишков – это и есть те азы, при помощи которых осуществляется культурное развитие ребенка.

Знакомя малыша с культурной жизнью, ему стоит объяснять, что любое проявление прекрасного заслуживает уважение. Естественно, у ребенка должно быть свое мнение на счет того, что является прекрасным, однако в любом случае культурную деятельность других следует ценить и уважать. Его интересы могут существенно отличаться от Ваших, и это вполне нормально. Не стоит биться в агонии, если Ваше чадо не разделяет Вашего восторга от прослушивания классической музыки. Быть может, ему ближе хореография или актерское мастерство. Дайте сыну или дочурке право самостоятельно расставить приоритеты при выборе увлечений, а не диктуйте их «из-под палки».

Маленькому человечку полезно бывать в театре. Пусть это будут детские представления, однако уже в юном возрасте ребенок будет знакомиться с культурой. Помимо этого, ребенку следует читать книги и стихи, соответствующие его возрасту. Так, литература станет еще одним способом сблизить ребенка с культурным миром.
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что культура заключается и в умении вести себя должным образом. Галантность и доброжелательность украшают человека, о чем, несомненно, стоит сказать малышу, дабы он обладал этими ценными качествами. Помните, что культурное воспитание ребенка в детстве сделает из него успешного человека в будущем.

На самом деле, способов приучить ребенка к культурной жизни огромное множество, главное в этом деликатном деле – никаких ультиматумов! Читайте вместе книги, разучивайте стишки, напевайте песенки, учитесь рисовать, а потом объясняйте друг другу, что изображено на вашем рисунке. Приучайте малыша здороваться при встрече со знакомыми, говорить спасибо и пожалуйста, уступать место старшим и уважать возраст.

Читайте также:  Этапы развития изодеятельности ребенка

Элементарная культура общения еще никому не помешала, согласитесь!?

Успехов Вам!

Источник

Родители, счастливые своей культурой, своей жизнью, своей трудовой деятельностью, воспитывают хороших детей. Если семья живёт активной жизнью, если книги, фильмы, газеты, журналы составляют необходимую принадлежность быта, где интересуются искусством, общественной деятельностью, то культурное развитие детей будет иметь благодатную почву.

Однако и в этом случае воспитание культурных привычек желательно проводить планомерно, организованно, используя различные методики и контроль.

С раннего детства необходимо воспитывать у малышей такие человеческие качества, как чуткость, тактичность, уважительность, деликатность к окружающим, и прививать навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, в гостях, на природе.

Ребёнок должен хорошо усвоить, что культурный человек соблюдает основные нормы и правила поведения, что воспитанные дети ведут себя культурно не только в гостях, но и у себя дома, что в основе настоящей вежливости и воспитанности находятся доброжелательность и чувство меры, помогающее определить, что можно делать, а чего делать нельзя.

Воспитание культурных навыков у ребёнка желательно начинать очень рано, когда ему ещё далеко до обучения грамотности — как только он научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми. Начинать воспитание культуры в детстве можно с интересно рассказанной сказки. В этом родителям могут помочь различные сборники, изданные специально для детей.

Но какие сказки желательно выбирать для малышей и как их рассказывать? Возможно, вам, дорогие родители, помогут в этом некоторые советы.

Выбор сказки, стихотворения, очерка. При выборе произведения необходимо учитывать возраст ребёнка и словарный запас его знаний.

  • До трёх лет лучшими сочинениями для воспитания культурных навыков будут короткие сказки, очерки и стихотворения о животных или небольшие приключения таких же малышей. Очень важным является при выборе книги наличие в ней крупных цветных иллюстраций или фотографий.
  • После трёх лет можно переходить к сказкам о маленьких детях, их отношениях со взрослыми и животным миром.
  • По мере дальнейшего взросления выбираются сказки с изображением борьбы и человеческих отношений.
  • В дошкольном возрасте желательно избегать сказок с похищениями детей, лешими, русалками — страшные образы нечистой силы могут восприниматься малышами как реальность и травмировать психику.

Как воспитываются культурные навыки у маленьких детей?Фото: Depositphotos

Рассказывание сказки, очерка. Интересно рассказанная сказка является хорошим подспорьем в воспитании культурных привычек, но для этого нужно предварительно просмотреть выбранный материал и сделать пометки карандашом: каким моментам уделить больше внимания, что сократить, что изменить, что добавить, чтобы сделать сказку понятной и поучительной.

  • Большое значение для понимания рассказанного материала имеет язык — его можно изменять различными выражениями.
  • Рассказывайте сказку медленно и следите за выражением глаз малыша. Если его внимание становится рассеянным, поинтересуйтесь, все ли слова он понимает, разъясните смысл непонятных слов и прочитайте сказку ещё раз.
  • После прочтения остановитесь на воспитательных моментах и попросите малыша ответить, что было правильно, культурно в поведении персонажей.

Хорошим подспорьем в деле воспитания культурных привычек могут стать придуманные вами самостоятельно маленькие истории про хороших и некультурных мальчиков и девочек.

Рассматривание иллюстраций. И маленькие дети, и постарше, рассматривая картинки, задают много вопросов, выясняют подробности, причины, и вы должны быть готовы к этому. Ваши уклончивые или категоричные ответы — «Тебе ещё рано это знать» — могут ослабить впечатление ребёнка от прослушанного.

Рассматривание иллюстраций не должно печалить детей, ухудшать их настроение, наоборот — сказка и картинки к ней должны возбуждать энергию, оптимизм, уверенность в будущем.

Ходите в кино, в театры, в музеиХодите в кино, в театры, в музеи
Фото: Depositphotos

Посещение музеев, выставок, театра, цирка. В младшем возрасте водить детей на различные представления желательно в исключительных случаях, и то только на специально для них предназначенные. По мере взросления необходимо выбирать спектакли, фильмы, пьесы и осмотры, доступные для понимания ребёнка. Пьеса в театре требует от ребёнка более серьёзного и длительного напряжения, чем, например, просмотр мультфильма, и это нужно учитывать.

И спектакли, и фильмы, просмотренные ребёнком, приносят пользу в воспитании культурных привычек, если они обсуждаются вместе с ним и происходит обмен мнений. Посещения музеев, выставок желательно проводить с детьми старше пяти лет и стараться, чтобы ребёнок из них извлёк максимум пользы. Для этого требуется специальная подготовка и направляющее внимание со стороны родителей.

Прогулки за город, в парк, занятия спортом. Во время прогулок и занятий спортом нет надобности в поучительных лекциях, нудных наставлениях. Но ваши замечания в общении с ребёнком, юмор, параллели с какими-нибудь занимательными историями, поощрение к активности, правильному поведению ребенка могут незаметно сыграть свою роль в укоренении культурных привычек.

Участие детей в благоустройстве дома, сада, домашних спектаклей, оформлении альбомов. Для культурного воспитания ребёнка полезно использовать участие детей в благоустройстве быта, проигрывать вместе с ними маленькие сценки из каких-нибудь сказок, привлекать их к оформлению различных альбомов.

Ребенок учится тому, что видит у себя в домуРебенок учится тому, что видит у себя в дому
Фото: Depositphotos

Во всех видах воспитания культурных навыков старайтесь добиваться активности ребёнка, стремления у него стать лучше. Учите малыша достойно преодолевать препятствия, развивайте в нём благожелательность, внимание к окружающим, умение слушать и избавляться от хвастовства.

Не уставайте объяснять малышам общепринятые нормы поведения: каким должен быть каждый культурный человек, какие правила и взаимоотношения он должен соблюдать при разных обстоятельствах, что и когда уместно. Учите вежливости, деликатности, предупредительности, уважения к другим по мере взросления ребёнка, осуждая в то же время грубость, высокомерие, бесцеремонность, небрежность в оценках, свидетельствующие о плохом воспитании.

Воспитание культурных привычек у маленьких детей можно сделать с помощью различных методик интересным и важным занятием. Берегите себя и своих малышей, дорогие родители, будьте счастливы!

Источник