Индивидуальный маршрут развития ребенка по адаптации
Татьяна Щербакова
Составление индивидуального маршрута развития ребенка
В своей публикации я остановлюсь на рассмотрении ряда вопросов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. А именно на психологической характеристики процесса адаптации; на технологии психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период; на технологии психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации и на разработке индивидуального образовательного маршрута.
2сл. Психологическая характеристика процесса адаптации.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Её необходимо рассматривать не как пассивное приспособление, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психического благополучия.
3 сл. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому,их необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
— состояние иммунной системы;
— особенности обменных процессов;
— тип нервной системы и темперамента;
— тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
— психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях)
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания.Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителям.
Тяжело протекает адаптация также в том случае,если она неправильно организована:
— не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
—процесс адаптации ускоряется взрослыми:
— неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
4сл. Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей адаптация носит негативистический характер. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
У тормозимых, боязливых детей адаптация носит депрессивный характер. Активный протест проявляется с отсрочкой — в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное, движения заторможены, бедны, дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнат.
Существует так называемая псевдоадаптациия. Дети по — своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.
О подлинной адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:
— положительный эмоциональный фон;
— продуктивность действий в новых условиях;
— гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
— инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня,бытовых процессов:
наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами. Для достижения этой цели разработана Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, автор Ю. А Афонькина.
5 сл. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства и адресованы детям третьего года жизни, также как и диагностические показатели (Н. д. Ватутина). Описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью (Е. В. Жердева, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.
В основу разработанной и представленной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
6 сл. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Иными слова научить ребенка общению с новыми взрослыми и освоению нового пространства.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.
При разработке содержания программы автор исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится, прежде всего, как профилактическая.Все факторы объединяются в три группы:
7 сл. — новая организация взаимодействия со взрослыми;
— новая организация среды;
— необходимость взаимодействия с ровесниками.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из этапов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. В соответствии с факторами выделяются 3 этапа работы над программой психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
8 сл. Первый этап — развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками — забавами, игры-шутки.
9 сл. Второй этап — освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон. Учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
10 сл. Третий этап — формирование контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Решение этих задач достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности,имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя. Вся эта работа придерживается определенных принципов.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
— педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
— используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
— приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
— усвоение правил протекает в игровой форме;
— обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
При этом необходимо выполнять требования к организации взаимодействия:
— взрослый организует действие поочередно с ребенком;
— взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
— взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
— необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
— важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
— предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
— переключение;
— игры с песком, водой;
— игры с бытовыми предметами;
— пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
— спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
— игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
Кроме всего перечисленного,необходимо выполнять требования к проведению адаптационных игр:
— игра повторяется в течение дня несколько раз;
— при введении новой игры знакомые игры повторяются;
— задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; (например: после того, как вы наладили контакт с ребенком, переходите ко второму этапу – освоению пространства, но при этом ребенок не самостоятельно изучает предметную среду, а совместно с вами. Воспитатель называет предметы, обучает взаимодействию с ними. Таким образом, контакт с вами продолжается, но уже в более конструктивной деятельности).
— знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
— игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
— за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
11сл. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, воспитателю совместно с психологом необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. На первом этапе первичной диагностики определяются факторы, которые могут затруднить адаптацию. С этой целью проводится анкетирование родителей до посещения ребенком дошкольного учреждения (нажать кнопку). На основе ответов на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
Полученные факты сравниваются с таблицей (нажать кнопку) «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго— третьего года жизни определяется прогноз на течение адаптации.Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:
— нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;
— несформированность культурно-гигиенических навыков;
— недостаточно выраженная способность к активному подражанию.
Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.
12 сл. Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»
13 сл. На втором этапе проводится текущая диагностика.
Целью которой, является охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Наиболее эффективным методом является наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу (нажать кнопку) «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.
В конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты (привлекаются к работе более активно педагог-психолог, родители и воспитатели, если есть проблема в протекании процесса адаптации).
14 сл. На третьем этапе проводится итоговая диагностика.
Целью, которой, является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Так же основным методом является наблюдение.
За ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результаты обсуждаются коллегиально совместно с воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Индивидуализация работы с детьми — важнейшее условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутовопределяется следующими факторами:
— различен опыт отрыва от матери;
— различен уровень тренированности нервных процессов;
— отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;
— по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания;
— дети отличаются по типу нервной системы;
— дети отличаются по темпу как психического развития в целом,так и их отдельных сторон: индивидуальный путь развития ребенка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи.
По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период». На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в карту сопровождения.
На примере разберем, как заполнить карту. У ребенка благоприятные факторы психофизиологического компонента,но наблюдаются факторы риска социально-психологического компонента: недостаточно выраженная способность к подражанию.Приемы поддержки со стороны воспитателя: игры на подражание, которые привлекают ребенка, при этом необходимо всячески поощрять малыша, говорить слова одобрения и поддержки.Со стороны педагога-психолога: наладить эмоциональный контакт, создавать ситуации успеха (предлагать игры, в которых у ребенка все получается хорошо, проводить психогимнастику. Родителям необходимо вселять в ребенка уверенность в своих силах и возможностях, быть терпеливыми.
В заключение своего выступлении хочу еще раз напомнить этапы адаптационного периода: развитие контактов со взрослым; освоение новой окружающей среды; развитие контактов со сверстниками. Переходить к каждому из них необходимо после того, как ребенок успешно освоит предыдущий этап. С «Картой индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период» работают в течение всего времени пока необходима поддержка, а возможно и коррекция адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Насколько пройдет успешной адаптация, конечно же, в первую очередь зависит от нас – взрослых, в которых ребенок должен видеть доброжелательных помощников.
Источник
Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду
Самусева Светлана Анатольевна,
воспитатель,
Старицина Вероника Михайловна,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка».
Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду
В настоящее время образование носит инновационный характер. Он заключается во внедрении компетентностного подхода: интеллектуальной, социальной компетенции и т.д. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение ребенком общественного опыта происходит только в совместной деятельности и в общении с другими людьми. Взаимодействие ребёнка со сверстниками в игре является одним из основных компонентов социальной компетентности. В тоже время взаимодействие ребенка со сверстниками в игре – это показатель адаптации ребенка к детскому саду.
Картина адаптации ребенка к детскому саду диагностична в плане проявления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких родных, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным.
По данной проблеме мы стали работать в 2007-2008 учебном году, когда был набор детей во 2 младшую группу. Это дети, впервые поступали в детский сад. Всего поступивших детей — 15. Из них семь девочек и восемь мальчиков. В октябре-ноябре проводилось обследование по выявлению степени адаптации. Результаты адаптации таковы: Готовы к поступлению — 12 детей. Условно готовы — 2 человека. Не готовы — 1 ребенок. Также определили степень течения адаптации:
легкая адаптация (от 5 дней – до 1 недели) 10 детей;
адаптация средней тяжести (от 15 дней – до 3 недель) 4 детей;
адаптация усложненная (от 25 дней – до 5 недель) 1 ребенок.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что у трети детей наблюдаются проблемы во взаимодействии с взрослыми и детьми, вследствие чего частые пропуски детей детского сада по болезни, отрицательный общий эмоциональный фон поведения и пассивность во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, неприятие изменений привычной ситуации.
Результаты обследования взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками показали, что в общении детей со взрослыми средний уровень составляет 26,7 %, низкий уровень – 73,3 %.
В отношениях «ребенок – сверстники» низкий уровень составляет 66,7%, средний 33,3 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование отношений «ребенок – сверстники» находятся в прямой зависимости от сформированности отношений «ребенок – взрослый». То есть, чтобы научить детей общаться между собой, решать конфликты, необходимо решить задачу формирования умения вступать во взаимодействие со взрослым.
Полученные в ходе обследования данные позволили определить направления работы, составить индивидуальные маршруты. Мы определили направления и содержание работы. В составлении индивидуального маршрута мы опирались на результаты мониторинга и идеи Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Я.И. Ковальчук подчеркивает, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, «если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми».
Разница в два-три месяца имеет существенное значение для освоения образовательной программы. Поэтому мы не вправе применять усредненные подходы к развитию детей, использовать преимущественно фронтальные методы обучения. Нельзя также пытаться «подтягивать» одного ребенка к уровню развития другого, сравнивать детей между собой. Это антигуманно. Кроме того, следует помнить, что генетические и биологические законы игнорировать нельзя, как нельзя не принимать во внимание тот факт, что психическое развитие ребенка совершается в определенной последовательности и соответствующими темпами. А наша задача – обеспечить этот темп всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
При составлении индивидуальных маршрутов мы руководствовались Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» и анализом зоны актуального развития каждого ребёнка.
После проведения диагностических срезов, составляются индивидуальные маршруты.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКА ГРУППЫ 2 младшая группа «В»
МДОУ ЦРР ДС № 16 «ЛАСТОЧКА»
Ф.И. ребенка: _____________________
Проблемы | Декабрь | Янв. | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Социальные отношения | ||||||||||||||||||||||
Ребенок и взрослые 1. 2. 3. | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | +- | +- | +- | + | + | |||||
Ребенок и сверстники 1. 2. 3. | — | — | — | — | +- | +- | + | + |
Разработанный маршрут на каждого ребенка также является инструментом отслеживания результатов.
В маршрутах каждую неделю отслеживалось, насколько справился ребёнок с той или иной задачей или нет, результаты фиксировались знаками: « — » задача не усвоена;
« -, + » задача усвоена в некоторой степени;
«+» задача усвоена.
В своей деятельности мы наметили направления работы, а именно:
1. Ребенок и взрослые.
2. Ребенок и сверстники.
Только в такой последовательности можно обеспечить благоприятную адаптацию детей. При поступлении в детский сад ребенок учится общаться, вступать во взаимодействие со взрослым, только потом он вступает в общение со сверстниками.
В нашей работе мы также учитывали уровень развития детей, а также идеи деятельного подхода, предложенные Л.С. Выготским, Л. С.Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и т.д. Идеи ведущих специалистов в области педагоги позволили поставить цель работы: формировать элементарные способы общения в процессе адаптации между сверстниками, с взрослыми посредством проектирования индивидуальных маршрутов развития. В свою очередь цель мы конкретизировали в ряде задач.
Задачи:
1.Способствовать благоприятной адаптации и формированию социальной компетентности через внедрение деятельного подхода при проектировании индивидуального маршрута.
2.Организовать взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми с учётом их индивидуальных особенностей.
3.Привлечь родителей в процесс овладения детьми способами общения.
Направления | Задачи | Ф.И. ребенка | Планирование | |
Специально-организованная деятельность | Совместная деятельность | |||
Ребенок и взрослые | 1. Формировать умение понимать взрослых людей по половому признаку. 2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви взрослых людей. 3. Формировать умение различать эмоциональные состояния взрослых: радостный, грустный, сердитый, испуганный. 4. Формировать умение выделять на картинках факты доброго отношения взрослых к детям и, наоборот. | Тема: «Кривляки, хвастунишки и дразнилки». Праздник Знакомства Тема: «Прогулка в зимний лес». Бал «Посвящение в жизнь детского сада» Тема: « Грубость и драка». Тема: «Шаловливые игры». Тема: «Злой язычок». Тема: «Цирк». Тема: «В гостях у зайчихи». | Игра «Давайте познакомимся» Игра «Лови – лови» Игра «Чей голосок?» Игра «Раздувайся пузырь» Психогимнастические упражнения: «Новая кукла» «Баба-Яга» «Золушка» «Лисичка подслушивает» «Кот Васька» «В лесу» «Кто съел варенье?» | |
Ребенок и сверстники | 1. Формировать знания и умение различать изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка). 2. Формировать умение выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви мальчика и девочек. 3. Формировать знания и умение различать элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный, сердитый. 4. Формировать умение устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей или игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями (понимает, что если кто-то плачет или огорчен, надо ему помочь). |
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах деятельности, в дальнейшем применении результата данной деятельности и самооценки.
2. Деятельностный подход. То есть, формируем навыки общения в совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я — концепция». Он заключается как в изучении особенностей детей, так и в создании управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построение с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
Социальная среда считается источником психического развития ребенка, который «врастает» в культуру и понимает самого себя через другого человека. Семья, как первая социальная общность, закладывает основы личностных качеств ребенка, обеспечивает опыт общения.
Изучение родительских запросов выявило необходимость обучать родителей взаимодействию взрослых с детьми в адаптационный период. Методами консультирования – психологического типа, методом тренингов, деловых игр и лекций. Для этого было разработано перспективное планирование работы с родителями по взаимодействию с детьми и сверстниками.
Перспективный план работы с родителями
Тема | Форма поведения | Срок проведения | Ответственный |
1. «Адаптация без угроз». 2. Игра «Здравствуйте». | Консультация Тренинг | Сентябрь | Воспитатели |
1. «Адаптация к детскому саду» или искусство встречи вольных и невольных гостей». 2. «Международный симпозиум». | Консультация Упражнение | Октябрь | Воспитатели |
1. «Как помочь детям с нарушениями в общении?» 2. «Какие дети разные!» | Консультация | Ноябрь | Воспитатели |
1.Праздник – знакомства. | Тренинг | Февраль | воспитатели муз руководитель |
1. «Дети – зеркало семьи» | Консультация | Март | воспитатели |
1. День открытых дверей | Апрель | воспитатели | |
1. Успехи детей 2. «Страхи позади» | Выставка совместных работ детей и родителей. Родительское собрание | Май Май | воспитатели |
Это позволяет наглядно отслеживать процесс формирования взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
В апреле 2008 года было проведено повторное обследование сформированности социальных навыков.
Динамика формирования отношения «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники»
№ | Ф.И.О. | Ребенок и взрослые | Ребенок и сверстники | ||
с | к | с | к | ||
1. | Кирилл | с | в | в | в |
2. | Елизавета | с | с | с | с |
3. | Анастасия Б | н | в | н | в |
4. | Амаль | н | в | н | с |
5. | Никита | н | в | н | в |
6. | Арина | с | в | с | в |
7. | Вадим | н | в | с | в |
8. | Анастасия И. | н | в | н | с |
9. | Полина | н | в | н | в |
10. | Мигель | н | в | н | с |
11. | Илья | н | в | н | с |
12. | Константин | н | в | н | с |
13. | Егор | н | в | н | с |
14. | Вероника | с | в | с | в |
15. | Мария | н |