Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида по зрению в доу
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
I. Общие сведения
II. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
— построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— дозировка работы со зрительной нагрузкой
— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка
— посадка ребенка:
— рабочая поверхность:
— размер мебели в соответствии с ростом
Спец. организация рабочей позы ребенка
— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
— постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп
деятельности
— щадящая зрительная нагрузка
— максимальная зрительная нагрузка
— зрительная гимнастика:
* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),
* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),
* метка на стекле,
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
— зрительная нагрузка №
— характеристика учебно-наглядных пособий:
* цвет –
* размер –
* форма –
— время –
Физической
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенком
Основные методы — игровой и метод практических действий.
Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области
Проблемы
Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;
— не сформированы моральные и нравственные ценности;
— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;
— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;
— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;
— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;
— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;
— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;
— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;
— не сформированы познавательные действия;
— не развито воображение, творческая активность;
— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);
— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);
— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;
— не знает (путает) цвета;
— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;
— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;
— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;
— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.
— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;
— формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развитие познавательных интересов;
— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;
— развитие любознательности, познавательной мотивации;
— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);
— учить считать до 5 (10);
— учить составлять и решать задачи;
— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;
— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;
— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;
-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;
— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;
— формирование гражданской принадлежности;
— формирование представление о планете как общем доме людей;
— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;
— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;
— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.
Речевое развитие
— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;
— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;
— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;
— не употребляет в речи синонимы, антонимы;
— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;
— не сформированы диалогическая и монологическая формы речи;
— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;
— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;
— не может прочесть стихотворение наизусть;
— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.
— развивать понимание речи, инструкций;
— совершенствовать речь как средство общения;
— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;
— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;
— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;
— приучать ребенка слушать литературные произведения;
— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;
— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;
— обучить умению вести диалог;
— развивать (совершенствовать) связную речь;
— воспитывать умение слушать литературные произведения;
— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;
— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;
— формировать интерес к книгам;
— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;
— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;
— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;
— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;
— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;
— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;
— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;
— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;
— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;
— учить аккуратно закрашивать рисунки;
— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;
— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;
— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;
— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;
— учить составлять композиции;
— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;
— учить создавать игрушки из природного материала;
— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;
— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;
— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.
Физическое развитие
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;
— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;
— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;
— не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;
— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;
— учить называть, различать органы чувств и части тела;
— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;
— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;
— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;
— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.
V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая.
— Работа в режиме 2 час в неделю.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
— учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
— учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
— учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;
— учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
— формировать поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;
— создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
— учить выделять предмет из общего фона;
— учить соотносить игрушку с ее изображением;
— учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;
— учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
— учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
— учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
— учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
— учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
— учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
— учить воспринимать величину (большой, маленький).
— учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
— знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
— учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
— знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
— учить реагировать на слуховые раздражители;
— вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
— учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
— учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
— учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
— учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
— учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
— учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
— учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
— учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
— воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
— различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой — маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;
— воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик — шарик);
— сличать два основных цвета (красный, желтый);
— дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
— складывать разрезную картинку из двух частей;
— учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
— дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
— формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
— знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
— иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
— уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
— привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
— стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
— развитие устойчивости непроизвольного внимания;
— формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
— развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
— расширение круга узнаваемых предметов;
— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
— развитие непроизвольной памяти;
— увеличение объема запоминаемого материала;
— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
— развивать у детей наглядно-действенное мышление;
— создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
— установление связей «восприятие — образ», «предмет — действие», «действие — его результат»;
— установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
— установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
— рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
— переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
— находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
— понимать и выполнять указания взрослого;
— освоить способы действий с предметами;
— воспроизводить действия взрослого путем подражания;
— узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
— формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
— формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
— формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
— формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
— формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
— формировать доступные средства общения;
— формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
— обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
— формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
— обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
— привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
— развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
— демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
— положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
— выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
— адекватно вести себя в привычных ситуациях;
— выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
— формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
— начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
— расширение объема понимания обращенной речи;
— формирование доступных средств общения;
— использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
— развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
— активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
— существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
— глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
— прилагательные (аналогичная методика);
— предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
— демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
— жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
— демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
— демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
— работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
— называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
— ответы на вопросы с использованием подражания;
— самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
— спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
— появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
— повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
— поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
— побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
— имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
— спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
— использование усвоенных звуков в речи;
— включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
— выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
— выполнять простейшие поручения и просьбы;
— пользоваться невербальными формами коммуникации;
— воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
— стимулировать двигательную активность;
— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
— обогащать двигательный опыт;
— формировать положительное отношение к двигательным играм;
— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
— развивать ориентировку в пространстве;
— учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
— развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
— формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
— выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— выполнять серию движений под музыку;
— выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
— производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
— выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
— захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
— играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма — индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
Источник