Индивидуальный маршрут развития ребенка для дефектолога

Алла Терехова
Индивидуальный маршрут развития ребенка с Овзж 4 г. о. Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога с детьми с нарушениями интеллекта

4 г. о.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — продолжать учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

— продолжать учить называть основные цвета; некоторые оттенки,

— продолжать учить показывать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник; прямоугольник, объемные формы (призма, куб, кирпичик, цилиндр,

учить ассоциировать геометрические формы с предметами (круг-подсолнух, колесо,

учить складывать одну геометрическую форму из двух других

Упражнения,игры и пособия:

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, цилиндр, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

учить считать до 7 (показывать нужное количество на пальцах);

— продолжать учить сравнивать множества на полосе (больше- меньше);уравнивать множества,

— продолжать учитьнаходить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); знать их последовательность,

— упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 7,

-продолжать учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-продолжать учитьсравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

-продолжать учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

— продолжать учитьсравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще- тоньше,

— продолжать знакомить с цифрами(1,2,3,

-учить выполнять счетные операции в пределах 5 (на наглядном материале)

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

— продолжать учитьклассифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы, деревья,

— закреплять обобщающие понятия;

— продолжать учить показывать и называть времена года (лето, осень, зима, весна, их основные приметы (по картинкам, знать последовательность

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить описывать действия по картинкам;

-продолжать учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

-продолжать учитьдифференцировать предлоги: из-за, из-под, использовать их в речи,

-продолжать формировать грамматический строй речи,

-продолжать учить высказывать свои желания в речи,

— продолжать учить заучивать потешки, маленькие стихи

развивать способность к переключению внимания,

развивать концентрацию внимания,

развивать произвольное внимание,

развивать объем внимания,

развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животных и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

развивать слуховое восприятие,

развивать тактильно-двигательное восприятие,

развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма, цилиндр,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»,

«Зрительный диктант»(геометрические фигуры)

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение, сравнение,

развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

учить находить игрушки, геометрические фигуры и др. по словесному описанию,

учить определять последовательность событий, употребляя слова «сначала, потом»,

учитьсоотносить текст с соответствующей иллюстрацией Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти

— увеличивать объем памяти,

развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из разных лексических тем,

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам таблица оценки

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Теремок»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— знакомить с тетрадью в крупную клетку,

-учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки,

учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные и горизонтальные,

учить проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради,

учить изображать орнамент в тетради в клетку Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»,

тетрадь в крупную клетку,

простой карандаш

Результаты коррекционной работы:

Источник

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» ______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка:  __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

— развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

— социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

— помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ —  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

— изучение медицинской документации на ребенка;

— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

Читайте также:  Развития положительного отношения ребенка к окружающим людям

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» _______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка: __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением коммуникативных навыков, когнитивными нарушениями, нарушением  всех компонентов речи (общее недоразвитие речи 1 уровень речевого развития).

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АООП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с тяжелыми нарушениями речи,  с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учетом специальных условий получения образования в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: формирование понимания обращенной речи, подражательной речи, обогащение словарного запаса;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности;

педагог – психолог: развитие  коммуникативных навыков, психических процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

— развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

— социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;

— помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ —  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

— изучение медицинской документации на ребенка;

— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник

Слайд 1. Опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка

учителем-дефектологом.

СЛАЙД 2. Наша работа начинается с диагностического этапа. Здесь мы должны определить не только уровень знаний и умений ребёнка, но и его особенности эмоционального реагирования.  

СЛАЙД 3. При работе с некоторыми детьми сложно сразу понять, что они умеют, т.к. эти дети уходят от взаимодействия. Однако, если удаётся создать подходящие условия, становится возможным наиболее точно выявить способности ребёнка.  

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка по месяцам

СЛАЙД 4. Эта работа зачастую невозможна в стационарном кабинете, поэтому мы идём к ребёнку в группу, наблюдаем его в свободной деятельности, сопровождаем его во время режимных моментов, пытаемся найти подход во время игр на улице.

СЛАЙД 5. Когда контакт с ребёнком установлен, выявлены особенности его поведения можно приступать к обследованию уровня развития познавательной деятельности, игровой, конструктивной, выявлению сформированности навыков самообслуживания.

СЛАЙД 6. Диагностическая методика должна учитывать прежде  не календарный возраст ребёнка, а биологический, т.е. для ребёнка 5-ти лет с множественными нарушениями, мы вправе применить диагностическую методику, рассчитанную на ребёнка 2-3 лет.  

СЛАЙД 7. В зависимости от наличия у ребёнка  проблем, выявленных на диагностическом этапе, составляется перспективный план работы на полгода или год. Здесь мы опираемся на программы, которые ориентированы на детей с тем или иным нарушением. При составлении плана необходимо учитывать, что первичные, нарушения корригируются значительно сложнее и медленнее, чем вторичные, поэтому на освоение разных видов деятельности будет уходить разное время. Таким образом , определив основные направления работы и примерные результаты, мы планируем, какими конкретными навыками в рамках каждого раздела ребёнок сможет овладеть за отведённый период и подбираем соответствующие дидактические игры и упражнения.

Рассмотрим основные направления работы, которые отражены в перспективном плане.

СЛАЙД 8. Обогащение сенсорного опыта лежит в основе любой деятельности. В ходе практических действий с различными предметами ребёнок постигает знания об эталонах формы, цвета, величины, количества и других свойствах предметов в окружающем мире.

СЛАЙД 9.Но только в совместной со взрослым деятельности возможно систематизировать весь полученный опыт. Получая сведения об объектах окружающего мира, систематизируя и анализируя их,   ребёнок учится использовать их, осуществлять предметную деятельность, которая формируется только во взаимодействии со взрослым. Для полноценного формирования данного вида деятельности необходим контакт со взрослым, поэтому в свой план необходимо включать работу, направленную  на формирование социального взаимодействия.

СЛАЙД 10. Предметная деятельность лежит в основе всех других видов деятельности: конструктивной, игровой, изобразительной, трудовой.

В процессе игровой деятельности особое внимание уделяем расширению активного словаря детей, так как у детей с ДЦП страдает речевая деятельность, наблюдается пассивность словарного запаса. Специфика игры ребенка с двигательными нарушениями заключается в умении координировать движения собственные с другими играющими детьми. В работе с такими детьми важна положительная личностная оценка. 
СЛАЙД 11. Игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных, интеллектуальных, личностных, поведенческих и прочих навыков и умений. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе.

СЛАЙД 12. В формировании процесса конструирования необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной целенаправленной деятельности с использованием дозированной помощи взрослого. Формирование конструктивных и изобразительных навыков происходит в тесном единстве со становлением двигательных функций рук: захватом и удержанием предметов в различном положении .

СЛАЙД 13. По мере развития общих представлений об окружающем мире, интереса  и потребности в осуществлении конструирования и самого процесса изображения формируются соотносительные действия с предметами под контролем зрения.

СЛАЙД 14. Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребёнка, делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной, адаптации ребенка.

СЛАЙД 15. Обучение должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно усложнялись.

Мы предлагаем вам ознакомиться с одним из таких индивидуальных планов.

СЛАЙД 16. Для детей  с неглубокой задержкой развития мы составляем иной план работы. Он основан  на тематическом планировании работы воспитателя группы, которую посещает ребёнок. Здесь все игры и упражнения помимо своей основной коррекционной цели, например,  развитие внимания и конструктивных навыков, закрепляют и уточняют знания ребёнка  в рамках определённой лексической темы. Здесь вы можете ознакомиться с данным  планом работы.

СЛАЙД 17. Успешность коррекционно-развивающей работы по преодолению различных нарушений в развитии во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива на всех уровнях сопровождения ребёнка, а особенно от преемственности в работе логопеда, психолога, дефектолога и воспитателя.

СЛАЙД 18. Все полученные навыки должны непрерывно закрепляться в повседневной жизни и деятельности ребёнка. Поэтому дефектолог работает в тесном сотрудничестве с родителями.

СЛАЙД 18. Иногда возникает вопрос, зачем учить ребёнка со множественными нарушениями тому, чего он никогда не сможет выполнить самостоятельно? Каждый ребёнок, независимо от тяжести его проблем является личностью. Для любого человека необходимо самоуважение и реализация собственного творческого потенциала. Т.о. цель наших занятий – это создание возможности для особого ребёнка реализовать свой творческий потенциал.

Источник