Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка

п/п

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

— Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

— Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

— Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

— Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

— Развивать мышечную силу и подвижность губ.

— Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

— Способствовать растяжке подъязычной связки.

— Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

— Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

— Расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

— Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

— Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

— Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

 ч, щ          ш, ж         л, ль                      

Индивидуальные

3

Развитие фонематических процессов

— Дифференциация неречевых звуков.

— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

— Формирование умения выделять слова из предложения.

 — Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения  различать слоги со сходными звуками.

— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах,  слогах, изолированно.

— Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

— Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

— Закрепление навыка  определения последнего звука в слове.

— Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

 — Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

— Формирование умения выделять предложения из текста.

 — Формирование умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные, групповые

4

Уточнение, обогащение словаря по темам:

— человек, части тела

— овощи

— фрукты

— грибы;

— деревья

— одежда, обувь, головные уборы

— семья

— посуда,

— продукты питания

— мой город

— дом, мебель

— животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)

— детеныши животных и птиц

— птицы (перелетные, зимующие, домашние)

— транспорт, правила дорожного движения

— профессии

— времена года

— Формирование глагольного  словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

— Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

— Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

— Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

— Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

— Совершенствовать умение  подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Групповые

5

Работа над слоговой структурой

— Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

— Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

— Работа над двухсложными словами без стечения согласных

— Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

— Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

— Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

— Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений

Индивидуальные

6

Совершенствование грамматического строя речи:

— развитие понимания устной речи

— употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

— согласование имен числительных с именами существительными;

— согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.

— образование относительных и притяжательных прилагательных

— согласование сущ с притяжательными местоимениями

— образование сущ во множественном числе

— образование антонимов

— образование уменьшительно-ласкательных форм

— практическое усвоение образования глаголов с помощью

 приставок (приставочные глаголы)

— изменение форм глагола

— употребление в речи предлогов

-распространение предложений путем введения однородных членов

— употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

7

Развитие связной речи:

— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам

— Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

— закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов

Групповые, индивидуальные

8

Совершенствование психологической базы речи:

—  расширение объема зрительной и слуховой памяти;

—  развитие вербального мышления

— развитие логического мышления

— Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

— Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

— Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

Групповые, индивидуальные

9

Развитие мелкой моторики.

— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

— Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

— Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

— Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой  и  конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

— Формирование графо-моторных навыков.

— Формирование различного вида захвата.

Индивидуальные

        Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Источник

-Развитие речевой моторики.

-Развитие мелкой моторики.

-Коррекция звукопроизношения.

-Развитие фонематического восприятия.

-Развитие мотивации к речевому общению.

-Обогащение активного и пассивного словаря.

-Формирование навыка согласования слов.

-Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.

Фонематические процессы

-дифференциация неречевых звуков;

-воспроизведение слоговых рядов;

-подбор слов на заданный звук;

-выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

-формировать умения выделять слова из предложения;

Работа над силой голоса (тихо, громко)

Грамматический строй речи

-образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

-образование относительных прилагательных;

— составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

— развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

-составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

— пересказы с опорой на картинку;

— заучивание стихов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» 

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки — «Толстячок — худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,

Фонематические процессы

— формировать умения выделять слова из предложения;

— формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

— формировать умения различать слоги со сходными звуками;

— формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

— закреплять навык определения позиции звука в слове;

— закреплять навык выделения первого звука в слове;

— закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

— образование множественного числа существительных;

— согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

— согласование числительных с существительными;

— согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

— составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

— тветы на вопросы полным предложением

— закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

— обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».

Фонематические процессы

— закреплять навык определения позиции звука в слове;

— закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

— закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

— закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

— Формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

— образование множественного числа существительных;

— согласование числительных с существительными;

— употребление существительных в косвенных падежах;

-согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

— ответы на вопросы полным предложением;

-закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

— составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. — М.: изд-во ГНОМ, 2013

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.

Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

— Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

—  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

—  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

—  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

—  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

—  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

— Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

—  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

— Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

—  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

—  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 —  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.
Читайте также:  Развитие исследовательской активности ребенка

—  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

— Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

— Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

— Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
— Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

— Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

— Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

— Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       — Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        — Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

         — Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

— Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

— Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  — крыса, осел – козел, газон — вагон).

— Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            — Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           — Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           — Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          — Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

— Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

— Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

— Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

— Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

— Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

— Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

— Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
— Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
— Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
— Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 — Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

— Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

—  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

— Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

— Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в раннем возрасте

— Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

— Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  — очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

— Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

— Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

— Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

— Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

— Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

— Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

— Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

— Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

— Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
— Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

— Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

— Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

— Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

— Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
— Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

— Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

— Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

— Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

— Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  — тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

— Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

— Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

— Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  — С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  — ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

— Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

— Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

— Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

— Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

— Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

—  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
—  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
—  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
—  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
— Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
—  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
—  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник