Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка
п/п
Основные направления логокоррекционной работы
Виды занятий
1
Развитие артикуляционной моторики:
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
— Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
— Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
— Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
— Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
— Развивать мышечную силу и подвижность губ.
— Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.
— Способствовать растяжке подъязычной связки.
— Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
— Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
— Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
— Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
— Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
— Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Индивидуальные
2
Формирование правильного звукопроизношения:
ч, щ ш, ж л, ль
Индивидуальные
3
Развитие фонематических процессов
— Дифференциация неречевых звуков.
— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
— Формирование умения выделять слова из предложения.
— Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
— Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
— Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
— Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
— Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
— Формирование умения выделять предложения из текста.
— Формирование умения выделять слова из предложения.
Индивидуальные, групповые
4
Уточнение, обогащение словаря по темам:
— человек, части тела
— овощи
— фрукты
— грибы;
— деревья
— одежда, обувь, головные уборы
— семья
— посуда,
— продукты питания
— мой город
— дом, мебель
— животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)
— детеныши животных и птиц
— птицы (перелетные, зимующие, домашние)
— транспорт, правила дорожного движения
— профессии
— времена года
— Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
— Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
— Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
— Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.
— Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
— Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.
Групповые
5
Работа над слоговой структурой
— Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
— Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
— Работа над двухсложными словами без стечения согласных
— Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
— Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
— Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
— Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
Индивидуальные
6
Совершенствование грамматического строя речи:
— развитие понимания устной речи
— употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;
— согласование имен числительных с именами существительными;
— согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.
— образование относительных и притяжательных прилагательных
— согласование сущ с притяжательными местоимениями
— образование сущ во множественном числе
— образование антонимов
— образование уменьшительно-ласкательных форм
— практическое усвоение образования глаголов с помощью
приставок (приставочные глаголы)
— изменение форм глагола
— употребление в речи предлогов
-распространение предложений путем введения однородных членов
— употребление в речи несклоняемых существительных
Индивидуальные, групповые
7
Развитие связной речи:
— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам
— Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
— закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов
Групповые, индивидуальные
8
Совершенствование психологической базы речи:
— расширение объема зрительной и слуховой памяти;
— развитие вербального мышления
— развитие логического мышления
— Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)
— Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
— Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок
Групповые, индивидуальные
9
Развитие мелкой моторики.
— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
— Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
— Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.
— Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
— Формирование графо-моторных навыков.
— Формирование различного вида захвата.
Индивидуальные
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Источник
-Развитие речевой моторики.
-Развитие мелкой моторики.
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие мотивации к речевому общению.
-Обогащение активного и пассивного словаря.
-Формирование навыка согласования слов.
-Развитие связной речи.
Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь). | |
Лексические темы | «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» |
Артикуляционная гимнастика | «Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится» |
Дыхательная гимнастика | «Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул». |
Пальчиковая гимнастика | «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур. |
Фонематические процессы | -дифференциация неречевых звуков; -воспроизведение слоговых рядов; -подбор слов на заданный звук; -выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов; -формировать умения выделять слова из предложения; Работа над силой голоса (тихо, громко) |
Грамматический строй речи | -образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; -образование относительных прилагательных; — составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы. |
Связная речь | — развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами; -составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам; — пересказы с опорой на картинку; — заучивание стихов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
II период (декабрь, январь, февраль) | |
Лексические темы: | «Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» |
Артикуляционная гимнастика | «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка». |
Дыхательная гимнастика | «Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки — «Толстячок — худышка», «Сдуй снежинку» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять», |
Фонематические процессы | — формировать умения выделять слова из предложения; — формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; — формировать умения различать слоги со сходными звуками; — формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно; — закреплять навык определения позиции звука в слове; — закреплять навык выделения первого звука в слове; — закреплять навык определения последнего звука в слове; |
Грамматический строй речи | — образование множественного числа существительных; — согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; — согласование числительных с существительными; — согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными; — составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему. |
Связная речь | — тветы на вопросы полным предложением — закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; — обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
III период (март, апрель, май) | |
Лексические темы: | «Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы» |
Артикуляционная гимнастика | «Чашечка», «Лошадка», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел». |
Дыхательная гимнастика | «Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок». |
Фонематические процессы | — закреплять навык определения позиции звука в слове; — закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове; — закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове; — закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; — Формировать умения выделять слова из предложения. |
Грамматический строй речи | — образование множественного числа существительных; — согласование числительных с существительными; — употребление существительных в косвенных падежах; -согласование прилагательных с существительными; |
Связная речь | — ответы на вопросы полным предложением; -закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. — составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. — М.: изд-во ГНОМ, 2013
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.
Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.
Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Источник
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР I уровня
- Развитие слухового и зрительного внимания.
— Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.
— Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.
— Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).
— Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)
- Формирование целеноправленной воздушной струи.
— Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)
— Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).
- Накопление пассивного словаря.
— Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.
— Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).
— Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
- Развитие понимания речи.
— Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
— Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
— Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
- Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.
— Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.
— Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).
— Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР II уровня
1.Развитие понимания речи.
— Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:
1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
— Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).
— Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
2. Развитие словарного запаса.
— Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)
— Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.
3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
— Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)
— Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
— Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.
— Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.
4. Развитие фонематического слуха
— Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша — крыса, осел – козел, газон — вагон).
— Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.
5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
— Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.
— Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
— Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)
— Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).
6. Формирование связной речи.
— Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).
— Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._
— Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).
— Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.
— Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.
— Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).
— Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
— Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
— Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
— Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;
2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.
— Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
— Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда. (Н-р: предлагается ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье». Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).
— Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»).
3. Формирование словарного запаса.
— Учить практическому употреблению категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;
— Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).
— Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).
— Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс — очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).
— Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой, дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).
4. Формирование грамматического строя языка.
— Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
— Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).
— Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу … стол, а мяч … стул»).
— Учить составлять разные виды сложных предложений.
Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину».
5. Формирование фразовой речи.
— Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);
— Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.
— Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)
6. Обучение связной речи.
— Учить составлению рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
— Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.
-Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: НОНР
1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.
— Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.
— Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).
— Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего по сложности.
— Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
— Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).
— Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.
— Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.
2. Уточнение и расширение словарного запаса.
— Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).
— Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод — тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).
— Учить детей: подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).
3. Формирование грамматического строя речи.
— Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.
— Учить: употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами — С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома); — ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).
— Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).
4. Обучение связной речи.
— Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.
— Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
— Формировать умение составлять тексты объёмом 15–16 предложений.
— Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
Применение приемов:
— Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
— Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
— Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
— Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
— Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
— Методика обучения составления рассказа по серии картин.
— Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.
Источник