Индивидуальный коррекционный маршрут развития для ребенка

Анна Гулак
Индивидуальный коррекционный маршрут. Вариант для детей с ЗПР

Индивидуальный коррекционный маршрут

сопровождения дошкольника с ОВЗ. МБДОУ МО № 19. г. Краснодар

ФИО___

Заключение ПМПК___

Дата составления___

Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Задачи воспитания и обучения Приемы реализации Примечания

(результаты)

Развивать усидчивость, умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.

2.Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, паззлы.

Восприятие

Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.

Развитие способности концентрировать и распределять внимание)

1.Дидактические игры:

«Подбери предмет по цвету»,

«Подбери предмет по форме»,

«Обведи по шаблону»

«Равномерное чередование двух цветов при раскладывании.»

«Разложи, как я скажу»

«Что пропало?»

2. Аппликация, рисование, конструирование

3. Развитие речи, ознакомление с окружающим

4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.

Внимание

Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий). 1.Игры:

«Что звучит?»

«Угадай кто ушел?»,

«Что ты слышишь?»,

«Что изменилось?»,

«Телефон»

2. Слушание стихов, песен.

3. Повторение действий за взрослым с последующим усложнением заданий.

Память

Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

Развивать прочность запоминания.

Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Упражнения:

1. Повтори несколько движений

2. Запомни ритм и повтори

Запомни последовательность, найди ошибки

Игры:

«Кто ушел из круга?»

«Какой слышал звук?»

«Оркестр»

«Запомни и назови картинки»

Мышление

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

Учить выделять главное, существенное.

Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

1. Дидактические

игры:

«Назови одним ловом»,

«Чего не хватает?»,

«4й лишний»,

«Что сначала, что потом?»,

«Назови части?»,

«Что это?»

2. Использование загадок, логических задач

3. Чтение произведений

4. Работа в логических тетрадях

5. Экспериментальная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.

Развивать умение дифференцировать геометрические формы, основные цвета.

Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;

Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 5 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число

Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: какой по счету?.

Учить соотносить цифру, число и количество. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 1. Использование методического пособия Блоки Дьенеша (Игры: домино, подбери по форме, цвету, не повторись, сложение рисунка по образцу)

2.Дидактические игры:

«Подбери по форме»

«Подбери по цвету»

«Что лишнее?»

«Продолжи цепочку»

«Собери картинки в одну команду»

«Подбери полоску по образцу»

«Найди самую длинную змйку (короткую, узкую и т. п.)»

3.Работа в тетради:

«Графический диктант»

«Нарисуй по образцу по клеткам».

Обводим по шаблону.

Раскрашивание картинок.

4. Просмотр обучающих мультфильмов.

5. Разучивание считалочек.

6. Пальчиковые игры

Ознакомление с окружающим миром

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.

Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях.

Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,повар медсестра и др.

Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях.

Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.

Продолжать знакомить с животным миром: Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об их особенностях.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

.Развивать связную речь. 1.Работа с наглядным материалом:

Рассматривание картинок, анализ изображения.

Устное описание наглядности

2.Дидактические игры:

«Чей дормик?»

«Чей детеныш

«Чего не хватает?»

«Угадай, какое время года?» ит. д.

3.Чтение художественной литературы:

Рассказы, сказки, басни, загадки, пословицы.

4. Просмотр мультимедийных презентаций (по лесическим темам).

5. Рисование, лепка, аппликации.

6. Пальчиковые игры.

7. Динамические паузы.

8. Беседы.

Графические навыки

1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

2. Развитие зрительно-моторных координаций) 1. Упражнения для свободных движений руки

2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

3. Работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, обведение по контуру

4. Работа по зрительно-двигательным траекториям

5. Игры с малым мячом

Дефектолог___

Рекомендации___

___

___

___

Источник

екатерина перова
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка старшей группы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребёнка старшей группы

Дата составления: октябрь, 2017

1. Общие сведения о ребенке

Ребенок: Ф. И.,дата рождения: В, 09.11.2012

Домашний адрес,телефон:

Адаптация в группе удовлетворительная

2.Характеристика семьи:

Состав семьи:полная: брат 2001, лицей №8; сестра 2014,д. сад №

Тип семьи: благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);

занимается воспитанием ребенка: мать, отец

Характер взаимоотношений родителей с ребенком: сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).

Мать:

Ф. И. О.,дата рождения: Д. Ю.

Образование, специальность, место работы,телефон: средне-техническое, медсестра

Отец:

Ф. И. О.,дата рождения: В. А.

Образование, специальность, место работы,телефон: высшее. АЭС

3. Соматическое здоровье II группа здоровья; часто болеет (ОРВИ, аппетит хороший, днем спит, хотя засыпает с трудом;

4. Особенности моторной сферы

Общая моторика: повышенная двигательная активность, моторно неловок.

Ручная моторика: объем движений полный, темп норма, переключаемость неточная, координация незначительно нарушена

Ведущая рука: правша.

5.Характеристика познавательной сферы ребенка:

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;

Характеристика памяти: память хорошая

Характеристика мышления: суть пространственных отношений понимает хорошо; знание обобщающих слов недостаточное- не знает насекомые, инструменты, головные уборы; умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи, понимает содержание сюжетных рядов и картин,

сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, времен года, их последовательности, явлений природы)

6. Состояние знаний ребенка по разделам программы

•Запас общих сведений об окружающем: называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом; признаки времен года называет; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям,

•Сформированность навыков рисования:слабо владеет навыком лепки: лучше рисует карандашом, красками получается хуже

•Сформированность элементарных математических представлений:

•Количество и счет: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счетом в пределах 10, знает цифры от 1 до5, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества опосредованно (через счет,

•Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

•Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры, соотносит форму предмета с геометрической формой

•Временные представления: ориентируется во времени суток, последовательно называет определяет и называет время года.

•Пространственные представления: путается в положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, не использует в речи слова, обозначающие положение предмета и себя в пространстве

7.Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, но быстро истощаем, темп деятельности быстрый, старается самостоятельно преодолеть затруднения, возникающие в процессе деятельности;

8.Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:фонетический строй речи сформирован недостаточно: полиморфное нарушение свистящих, шипящих звуков, соноров.

особенности фонематического слуха: развит недостаточно, не дифференцирует звуки близкие по звучанию, не может выделить гласный звук в начале слова, не может назвать последовательность звуков в словах из трех букв.

Словарь: ограничен за счет прилагательных; слоговая структура слова не нарушена

Грамматический строй речи: особенности словоизменения,словообразования: в стадии формирования.

Связная речь: в стадии формирования, может составить рассказ по серии сюжетных картинок с небольшой помощью взрослых; с небольшими ошибками может описать предмет по картинке, рассказать стихотворение; вести диалог

9.Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи

Игровая деятельность: умеет поддержать игру, придумать новый сюжет, любимые игрушки – машинки и конструкторы; в конфликтной ситуации обращается за помощью взрослых ;

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

10. Основные трудности,отмечаемые в общении: трудностей нет;

11.Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность в различных видах деятельности, поведение беспокойное;нравственные качества: очень любит своих родных, особенно сестренку; адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

12.Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение –жизнерадостность, двигательно — расторможен, двигательное оживление при выполнении задания, успокаивается по просьбе взрослого или при переключении на другой вид деятельности

Срок пребывания в группе: 1месяц

Вид программы обучения : общеобразовательная программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Проблема №1 развитие звуковой культуры речи

Периодичность занятий: 2раза в неделю

Продолжительность: 10 минут

Ежедневно: работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)

Октябрь

— формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», «Подуй на карандаш»)

Ноябрь

-формировать интонационную выразительность речи (вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»

Декабрь

— развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие (умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», «Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

— упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков

Проблема№2: недостаточно развиты пространственные представления.

Цель: развитие и закрепление пространственных представлений.

Задачи: учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, развивать умение определять направление относительно себя; отрабатывать навыки сравнения предметов.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Длительность: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1.Организационный момент: минутка радости.

2.Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.

3.Основная работа: помоги, угадай,подскажи:

— работа у магнитной доски;

— упражнения с раздаточным материалом;

— работа в тетради.

4.Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Октябрь.

Упражнения на занятиях Рекомендации родителям.

1. «Ближе, дальше» — определить и назвать расстояние до определённого предмета.

2. «Выше, ниже» — сравнить предметы по высоте. Работа в тетради «Игралочка».

3.«На, над, под, за» — определить местонахождение предмета, используя предлоги.Работа в тетради: «Обведи по клеточкам».

4. Игра «Солдаты» — учить следовать в заданном направлении.

5. «Поставь машины в гараж» — определить направление движения.

6. «Десантники» — каждого «десантника» приземлить в заданное место. Игры дома на определение местонахождения предметов, которые окружают ребенка.

7. «Помоги Незнайке дойти к другу» — пройти по лабиринту, определяя направление.

8. «Поможем ежику собрать грибы» — закрепление местоположения предметов.

Ноябрь-декабрь

1. «Больше, меньше» — сравнение предметов по величине. Работа в тетради «Игралочка».

2. «Кто где» — определить и назвать при помощи предлогов местонахождение предметов.

3. «Дорисуй домики» — дорисовывание недостающих элементов. Игры со счетными палочками.

4. «Что получилось?» — графический диктант в тетради.

5. «Что изменилось?» — игра на развитие зрительного внимания.

6. «Считай не ошибись» — счёт предметов разной величины и формы.

7. «Веселый водитель» — закрепление направления движения. Сформировать представление о направлениях движения, научить правильно следовать в заданном направлении.

2. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

8. «Назови соседей» — закрепление пространственных представлений.

Оценка деятельности в коррекции речевого развития: в результате планомерной и систематической работы у ребенка сформировалось умение дифференцировать свистящие звуки, он может выделить гласный в начале слова, сформировалась способность к звуковому анализу слов из 3 букв; формируется правильное речевое дыхание, развивается слуховое внимание, слуховая память, речевой аппарат готов к постановке свистящих звуков.

Оценка деятельности в коррекциипространственных представлений: в результате планомерной и систематической работы с ребёнком у него формируются пространственные представления, навыки сравнения, ориентации в пространстве и на листе бумаги; В. стал использовать в речи слова, определяющие положение себя и предметов в пространстве; повысился познавательный интерес к математике; систематизируется мыслительная деятельность ребенка.

Источник

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР I уровня

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

— Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.

—  Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.

—  Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).

—  Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)

  1. Формирование целеноправленной воздушной струи.

—  Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)

—  Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).

  1. Накопление пассивного словаря.

— Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.

—  Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).

— Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  1. Развитие понимания речи.

—  Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и  игрушки.

—  Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

 —  Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой,  косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  1. Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.

—  Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

— Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).

— Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР II уровня

1.Развитие понимания речи.

— Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:

1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
— Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).

— Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

2. Развитие словарного запаса.

— Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)

— Активизация словаря.  Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.

3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

       — Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)

        — Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

         — Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.

— Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.

4.  Развитие фонематического слуха

— Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление  (постукивание, похлопывание,  шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать  звуки  далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша  — крыса, осел – козел, газон — вагон).

— Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.

5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

            — Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.

           — Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза,         лопата, молоко).

           — Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)

          — Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).

6. Формирование связной речи.

— Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).

— Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._

— Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).

— Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.

— Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: ОНР III уровня

1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.

— Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

— Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение  чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
— Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
— Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
— Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;

2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.

 — Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

— Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье».  Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

—  Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»). 

3. Формирование словарного запаса.

— Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

— Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

— Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

— Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  — очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

— Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

4. Формирование грамматического строя языка.

— Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

— Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

— Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу  …  стол, а мяч  …  стул»).

— Учить составлять разные виды сложных предложений.

Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет                           рисовать дом или раскрашивать машину».

5. Формирование фразовой речи.

— Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);

— Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

— Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)

6. Обучение связной речи.

— Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
— Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

       -Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
       методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание                предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

Коррекционный маршрут ребенка

Логопедическое заключение: НОНР

1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.

— Развитие у детей  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.

— Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).

— Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего  по сложности.

— Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
— Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).

— Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.

— Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.

2. Уточнение и расширение словарного запаса.

— Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).

— Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод  — тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).

— Учить детей:  подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).

3. Формирование грамматического строя речи.

— Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.

— Учить:  употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов  -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами  — С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома);  — ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).

— Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

4. Обучение связной речи.

— Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.

— Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

— Формировать умение составлять тексты объёмом  15–16 предложений.

— Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.

Применение приемов:

—  Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
—  Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
—  Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
—  Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
— Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
—  Методика обучения составления рассказа по серии картин.
—  Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.

Источник