Индивидуальные занятия с ребенком 5 лет с зпр
Цели занятия:
Активизировать познавательные психические процессы (внимание, восприятие, логическое мышление).
Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Развивать сенсорные навыки (цвет, форма, величина).
Учить согласовывать речь с движениями.
Развивать умение сотрудничать, позитивно взаимодействовать со взрослым.
Воспитывать познавательный интерес.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы:
Большая кукла.
Комплект дидактических лабиринтов монтессори
Цветные счетные палочки
Большой пластмассовый пинцет
Цветная губка разрезанная на кусочки 1,5см х 2 см.
Магнитофон.
Музыка для детей.
Волчки (пластмассовые 6 шт).
Жидкое соленое тесто
Методические приемы: организационный момент, беседа, элементы экспериментирования, работа с пособиями, дидактические игры, речевые игры, элементы самоанализа, выводы, итог занятия.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Возрастной диапазон: ребенок с ЗПР 5-6лет.
Ожидаемый результат: Закрепить навыки активного слушания, позитивного взаимодействия со взрослым, дифференциации цвета, величины. Стимулировать познавательный интерес.
Ход занятия
Организационный момент
Встреча с ребенком происходит перед кабинетом. Приглашаю его к себе в гости. Ввожу ребенка в кабинет. За столом сидит Кукла. Обращаю внимание на Мишку:
– Смотри, кто это нас встречает? (Кукла Даша). Она приготовила для нас интересные задания. Сама она не смогла справиться. Хитро так смотрит, думает, справимся ли мы. Как думаешь? Поможем ей разобраться? (Поможем).
Приглашаю ребенка сесть. Обращаю внимание на лежащий на столе лабиринт Монтессори.
1. Дидактическое упражнение «Скользящие руки»
– Задание такое: нужно провести фигуры по дорожкам. Сначала одной рукой. А теперь двумя руками одновременно. Лабиринты нужно пройти в строгом порядке: красный, желтый, зеленый, синий. Умничка!
Даша хочет научить тебя новой игре, а прежде проверить запомнишь ли ты ее.
2. Упражнение на развитие слуховой памяти «10 слов»
Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.
3. Дидактическая игра «Заборчик».
– Смотри, какое еще задание приготовила для нас кукла Даша.
Кладу перед ребенком счетные палочки: задание «Заборчик» (по образцу предлагается продолжить заборчик).
– Она хочет, чтобы мы помогли ей построить заборчик. Но заборчик непростой. Посмотри внимательно из деталей он состоит? (Ответ ребенка). Ну что, поможем кукле Даше? (Поможем).
Выполнение задания. По окончанию выполнения:
– Как ты думаешь, получился заборчик? (Ответ ребенка). Он понравится Даше? (Ответ ребенка). И я так думаю, очень хороший, красивый, большой заборчик получился – такой обязательно понравится. Теперь мы его уберем, кукла Даша уже знает, как такой заборчик строить, когда ей будет нужно она уже сама себе построит.
Убираем оборудование.
4. Давай немножко отдохнем и покажем кукле Даше, как мы умеем играть.
Предлагаю встать и выйти на коврик. Включаю CD диск.
Речевая игра «Наши ручки»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там
Умничка, посмотри – и кукла Даша рада, что ты справился.
4. Упражнение с волчками
Предлагаю снова присесть, на столе приготовлены волчки.
– Смотри, что еще придумала Даша: она хочет, чтобы мы запустили для нее волчки. Сначала правой рукой. Потом левой. А теперь двумя руками одновременно. Попробуй запустить как можно больше волчков. Какой ты молодец!
5. Упражнение «Рисунок на память»
– Так, что это тут у куклы Даши?
Достаю баночки с жидким соленым тестом.
– Даша, загрустила. Очень ей игра с волчками понравилась хочется на память рисунок оставить. Поможем Даше развеселиться? (Поможем). Нарисуем ей волчков.
Ух ты, какой красивый рисунок получился. Тебе нравится? (Нравится). Теперь Даша какая? (Веселый).
6. Упражнение «Цапля».
– Даша так повеселела, что хочет нам что-то интересное показать.
Подвожу ребенка с помощью игрушки к столу где приготовлены две емкости (одна пустая, другая наполнена губками) и пинцет.
— Даша просит выполнить шуточное задание переложить пинцетом губки из одной емкости в другую.
– Вот это да, покажем Даше, как мы умеем? (Да).
7. Подведение итогов
– Даша считает, что ты здорово справился со всеми заданиями. Я думаю, что она многому научилась у тебя. А что мы сегодня для Даши делали? (Ответ ребенка). Кукла Даша была рада с тобой поиграть. До свидания, Даша!
Источник
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=»eliadunit»>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Утверждаю
Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»
__________ Е.Н. Семёнова
«____»_____________________2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5-6 ЛЕТ
(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»)
Программу составил:
педагог-психолог
О.А. Поморцева
Программу реализовывает:
педагог-психолог
О.А. Поморцева
Москва 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с диагнозом ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов). Задержка психического развития детей в раннем дошкольном возрасте поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, так К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР.
- Задержка психического развития конституционального происхождения.
При данном варианте развития эмоционально-волевая сфера у детей находится на более ранней ступени развития. Характерной особенностью является преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом. В целом при хорошей коррекционной работе эти дети могут догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.
- Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Данный вариант обусловлен длительной соматической недостаточностью личного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, детскими неврозами, астенией. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения.
- Задержка психического развития психогенного происхождения.
Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, детально действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.
- Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.
У детей данного варианта развития имеется органическое поражение центральной нервной системы, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.
Актуальность программы.
Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества. В большинстве случаев та работа, которая проводится с ребенком с диагнозом ЗПР в условиях массовых не специализированных детских садах, не ведет к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса, когда они начинают обучаться в массовой общеобразовательной школе. В связи с этим важное значение приобретает коррекционная, развивающая работа с данной группой детей в условиях «Кабинета психолого-педагогической коррекции», где проводится комплексное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.
Возрастные особенности детей 5-6 лет в норме.
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Цель программы:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка
Задачи программы:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Групповые занятия:
Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 25-30 минут.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 5 – 6 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
— Аудио – видеотека;
— фонотека и фильмотека;
— настольно – печатные игры;
— предметные игрушки;
— доска;
— цветные маркеры;
— пластилин;
— краски, карандаши, фломастеры;
— писчая и цветная бумага;
— строительный материал;
— ковер.
Принципы проведения занятий
— Системность подачи материала
— наглядность обучения;
— цикличность построения занятия;
— доступность;
— проблемность;
— развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 6 годам (критерии результативности)
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
по цвету — 5 оттенков;
по величине — 7 предметов;
по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Тематическое планирование психологических занятий
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Диагностика развития детей. Знакомство. Наша группа. Что мы умеем. Правила поведения на занятиях. Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Страна «ПСИХОЛОГИЯ» Детский сад. Игрушки. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Радость, грусть. Огород. Овощи. Гнев. Сад. Фрукты. Удивление. Лес. Грибы и лесные ягоды. Испуг. Одежда. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Спокойствие. Обувь. Словарик эмоций. Одежда. Праздник осени. Квартира. Мебель. Страна вообразилия. Овощи и фрукты. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | В гостях у сказки. Зима. Зимующие птицы. Словарик эмоций.. Кухня. Посуда. Домашние животные зимой. Комнатные растения. В гостях у сказки. Новогодний праздник. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Этикет. Внешний вид. Домашние животные и их детеныши. Этикет. Правила поведения в общественных местах. Грузовой и пассажирский транспорт. Столовый этикет. Профессии на транспорте. Профессии. Детский сад. Дикие животные и их детеныши. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Подарочный этикет. Профессии. Продавец. Гостевой этикет. Профессии строителей. Стройка. Волшебные средства понимания. Домашние и дикие животные зимой. Защитники отечества. Времена года. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Мамины помощники. Весна. Приметы весны. Мамин праздник. Профессии мам. Я и моя семья. Комнатные растения. Я и мои друзья. Пресноводные и аквариумные рыбы. Я и мое имя. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.) Весенние работы на селе. Я особенный. Космос. Птицы прилетели. Дикие животные весной Домашние животные весной Насекомые. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Май | 1 2 3 4 5 6 7 | Наш город. Моя улица. Рыбки в аквариуме. Правила дорожного движения. Лето. Цветы на лугу. Овощи и фрукты. Словарик эмоций. Итоговая диагностика развития. | 1 1 1 1 1 1 2 |
Список используемой литературы.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» —
«Карапуз», 2016г.
- Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2001;
- С. Гаврилина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина.
Знакомство с окружающим миром.
- С.В. Крюкова, Н.И. Донскова «Удивляюсь, злюсь, боюсь…»
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души». Терапевтические сказки.
- Н.С. Русалова . Дидактический материал.
- Развивающие настольные игры, пазлы, аналогии, лото.
«Цвет и форма» ОАО «Радуга», Забавы в картинках «Что перепутал художник», Московская мозаика «Кто чья мама?», «Где чей листочек?»
Познавательная игра-лото «Знаю все профессии», «Истории в картинках», «Детям о времени».
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2011.
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Н.С. Русалова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. М.: Аркти, 2013
- Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет». Издательство «Гном», 2017
Источник