Индивидуальные занятия на снижение тревожности ребенка 5 лет

Индивидуальные занятия на снижение тревожности ребенка 5 лет thumbnail

Анна Гололобова
Подборка игр для детей по снятию тревожности и психоэмоционального напряжения

1. Игра «Братья»

Цель. Обучение преодолению боязливости, тревожности, снятие эмоционального напряжения.

Игровой материал. Картинки с изображением 2 детей (один — сильный, смелый, другой — слабый, боязливый). Изображение злого дракона.

Описание игры.

Взрослый предлагает детям следующий сюжет: «Жили — были два брата — Миша и Саша. Миша был сильный, смелый и никогда не унывал (воспитатель показывает изображение первого брата, сам пытается «превратиться» в него, просит детей повторить за собой, а Саша всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (воспитатель показывает второго брата, «превращаясь» в него, просит детей повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (взрослый побуждает детей показать, как это бывает). Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (взрослый показывает иллюстрацию дракона, потом дети вместе с воспитателем изображают злого дракона, «летают, по комнате). Тогда Миша решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал. (Дети и воспитатель изображают прощание с семьей). Саша хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (воспитатель вместе с детьми изображает боязливого брата).

Прошло много времени, и от Миши не было никаких известий. Тогда родители послали Сашу выручать брата и прогонять дракона. Саша долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь. (Ребята уже сами показывают, как Саша плакал, сел на коня и медленно поехал). Приехал Саша к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Мишу в камень (ребята изображают камень). Испугался Саша, хотел уже убежать (дети изображают испуг, но тут появился Добрый волшебник.»

Воспитатель предлагает детям следующие вопросы:

— Что произошло дальше?

— Что сделал Саша?

После того, как ребята предложат свои варианты окончания сказки, выбирается лучший, и проводится беседа об особенностях братьев, присущих им черт характера.

2. Упражнение «Рисунок»

Цель. Снижение уровня тревожности. Воспитание положительных взаимоотношений со взрослым.

Игровой материал. Лист белой бумаги, карандаши.

Описание игры.

Упражнение проводится с тревожным, необщительным ребенком. В начале проведения упражнения воспитатель спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать.Со словами: «Нарисуем- ка домик», — он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это — обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник — крыша, два прямоугольника — трубы).

«В этом домике жил мальчик (девочка)».Далее педагог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку?». Если ребенок не отвечает, воспитатель говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Паша.

«Паша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка».

Взрослый обращается к ребенку: «Как же Паша назвал щенка?». Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, педагог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Паша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Взрослый проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Паша там свою собачку?». Если ребенок отвечает «нет» или молчит, педагог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да»,взрослый говорит: «Подойдя к собачке, Паша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс. Паша стал дальше искать Рекса». Взрослый проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы,и тогда говорит: «Паша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Паша ходил по парку (завитушка на хвосте, но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».

Здесь педагог спрашивает, какое настроение было у Паши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем взрослый проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку.

Затем воспитатель спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?». Если ребенок отвечает, взрослый завязывает с ним разговор. Если он молчит, то воспитателю самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

3. Упражнение «Рвем бумагу»

Цель. Снижение эмоционального напряжения, состояния тревоги, обучение умению выражать свои эмоции.

Игровой материал. Старые газеты.

Описание игры.

Упражнение проводится с одним ребенком. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр стола, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Педагог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре стола становится большой, взрослый предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

Педагог может предложить родителям тревожного ребенка провести такую игру дома.

4. Игра «Очень злая бабушка»

Цель. Снижение уровня тревожности. Воспитание смелости.

Игровой материал. Изображение злой Бабы-Яги, злого волка.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям другой вариант сюжета сказки о двух братьях: «Жили себе Миша и Саша и бед не знали (воспитатель вместе с детьми показывает, как дружили братья, веселились, играли). Как вдруг в их стране появилась злая бабушка Яга (воспитатель показывает картинку с

изображением Бабы-Яги. ребята «превращаются» в нее).

Она заманила обманом прекрасную принцессу и заточила у себя в замке. Миша и Саша сели на своих коней и отправились выручать принцессу (ребята показывают, как братья садятся на коней и скачут выручать принцессу).

Приехали они к замку, как вдруг на них набросился злой- презлой огромный волк, который охранял замок (воспитатель показывает изображение злого волка, а дети «превращаются» в него). Саша очень испугался (ребята показывают испуг, но тут опять появился Добрый волшебник.»

Воспитатель просит детей ответить на вопросы:

— Что произошло дальше?

— Что сделал Миша?

— Что сделал Саша?

После ответов на вопросы выбирается лучший сюжет для продолжения сказки.

5. Упражнение «Построй башню»

Цель. Снижение уровня тревожности Овладение навыками самоконтроля, выработка уверенности в своих силах.

Игровой материал. Секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Описание игры.

Игра проводится с одним ребенком.Воспитатель предлагает ребенку выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение. Начиная игру с секундомером,педагог говорит: «Сейчас я тебе дам 10 фишек. Вот кубики, тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Усложнение упражнения состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) педагог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом, последнему дается инструкция не обращать на взрослого внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с увеличением времени выполнения задания на 5 минут.

6. Игра «Мы лепим»

Цель. Снятие или ослабление эмоционального и физического напряжения. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах

Читайте также:  Ребенок 5 лет не пересказывает

Игровой материал. Пластичный материал (глина, тесто, пластилин). Набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Описание игры.

Вначале педагог дает возможность детям изучить свойства предоставленного им материала, поиграть с ним. При этом воспитатель может также играть с материалом. Как правило, вначале дети некоторое время играют с материалом и предметами, изучая их свойства. Затем дети

переходят к основному этапу работы — созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому воспитателю нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом:

1. Создание единичных символических образов.

2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Во время проведения игры воспитатель следит за работой детей, стараясь не вмешиваться, помогает только тогда, когда его просят.

В конце игры все работы обсуждаются. В дальнейшем можно с некоторыми фигурками поиграть в ролевую игру.

7. Игра «Спрятанные проблемы»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, тревожности. Обучение умению проявлять свои чувства через рисунок,

Игровой материал. Пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, фломастеры, бумага.

Описание игры.

Упражнение проводится с одним ребенком. Воспитатель проделывает в крышке ящика или коробки отверстие так, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем ребенку предлагается нарисовать то, что или кто его тревожит (пугает, рассказать об этом педагогу, а потом бросить в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После этого воспитатель спрашивает, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом,педагогу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т. д.

8. Упражнение «Невербальное общение»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Игровой материал. Нет

Описание игры. Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем без слов передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу». Педагог ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче.

Ход упражнения:

Педагог сообщает, что сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы не должны пользоваться речью, то есть молчать. А тот, кому предмет передается, должен только с помощью жестов и мимики понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к тому, кто его послал первый раз. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг.

После того как предмет возвратится к отправителю, педагог, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении, спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

9. Игра «Зайки и слоники»

Цель. Снятие чувства тревожности, помочь ощутить себя смелым и сильным, повысить самооценку ребенка.

Игровой материал.

Описание. игры.

Для работы с тревожными и застенчивыми детьми. Можно играть вдвоем или в группе из нескольких человек. Сначала педагог предлагает детям превратиться в зайчишек-трусишек. Педагог стимулирует действия детей словами: «Как зайчик боится? Что он делает, когда ему страшно? Зайчик — трусишка дрожит, сжимается в комочек, пытается стать еще меньше и незаметнее (дети показывают, как боится зайчик, как он дрожит). «Как зайчик прячется, когда слышит чьи-то шаги, видит лису или волка?»

После этого производим вместе с детьми волшебное превращение.

Вариант№1.

Детям предлагается поиграть в превращение из трусливого зайчишки в смелого зайца. Зайцу надоело всего бояться и он решил стать смелым. Руки упираем в бока, с каждым шагом зайка называет один предмет,которого он теперь не боится: «Не боюсь лису! Не боюсь волка! Не боюсь темноты! Не боюсь собаки!» Каждый раз, в конце добавляйте что-то новое, какие-то неприятные для ребенка ситуации.

Вариант№2.

Трусливые зайчики превращаются в сильных, больших, могучих слонов.Пусть дети станут слонами и покажут: как ходит сильный и большой слон. Какой он спокойный и бесстрашный. Ребятам следует рассказать, что если слоны встречают людей, они не прячутся, как зайцы, а общаются с ними и спокойно идут дальше. Следует предложить детям поиграть во встречу слона и человека. Можно разнообразить игру, предложив поиграть во встречу бесстрашного слона и волка, тигра и т. п.

После игры,обсудите с детьми: кем им понравилось быть зайками или слонами? Почему?

Если ребенок тревожный, застенчивый, пугливый следует почаще перевоплощаться в спокойных, величественных слонов. Это поможет выработать новый навык поведения, снимет лишнюю тревожност

10. Упражнение «Пещера страхов»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, чувства страха и тревожности.

Игровой материал. Эскиз «пещера страхов». Цветные карандаши (краски, фломастеры). «Коробка радости» с атрибутами.

Описание игры.

Часть 1. Рисунок.

Для группы детей выносится для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Предложить детям поселить в этой пещере свои страхи и тревоги. Дать ребятам подумать над тем, как они представляют себе свой страх, свои тревоги. Затем организовать для детей возможность нарисовать свои переживания на бумаге. Когда рисунок закончен, детям предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

-Кто/что это?

-Почему он/они страшные?

-Кого он/они пугают? Как?

-Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

-Почему выбрал эти цвета, линии?

Дальше детям предлагается сложить все свои рисунки с тревогами и страхами в пещеру страха и запечатать ее. А сами страхи и тревоги изобразить пантомимическими и мимическими средствами.

На последнем этапе вынести для детей «коробку радости», в которой находятся всевозможные веселые атрибуты (клоунские носы, цветные банты, ленты и т. д.). У детей возникает возможность нарядиться во всё это и рассмешить свои страх и тревоги, исполнив танец под задорную музыку.

Источник

Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки

Пояснительная записка

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе.

Время занятия – 20-30 минут

Количество занятий в неделю – 1-2 раза

Общее количество занятий – 5

Структура занятия:

1. Упражнение на расслабление (психогимнастика, нейро-игры)

2. Основное упражнение (рисунки, символдраматические образы и проч.)

3. Ритуал завершения занятия (что понравилось, что запомнилось, что не понравилось, за что хочешь сказать спасибо)

Занятие № 1

Диагностическое обследование с целью подтверждения запроса.

Методики:

1. Исследование уровня тревожности Тэммл, Дорки

2. Исследование уровня тревожности и самооценки «Несуществующее животное»

Инструкция:

Нарисуй животное, которого нет в жизни. Как его зовут? С кем оно живет? С кем дружит? Что ест?

3. Рисунок человека

4. Упражнение на расслабление и снятие психологического барьера застенчивости

«Закрой глаза, представь зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое там число»

Открывай глаза и поделись своей фантазией

5. завершение

Занятие № 2

1. Игра «Морщинки» (избавление от напряжения)

— несколько раз вдохни и выдохни

Читайте также:  Непрерывный кашель у ребенка 5 лет

— широко улыбнись зеркалу

— наморщи лицо, начиная со лба (брови, нос, щеки)

— подними и опусти плечи

— расслабь мышцы лица

— скажи себе «спокойно»

2. Рисунок «Я в будущем»

Нарисуй себя таким, каким ты видишь себя в будущем. Как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, каким будут его отношения с окружающими (родители, друзья)

3. Ритуал завершения

Занятие № 3

1. Шалтай- Болтай (расслабление)

Ш-Б сидел на стене – туловище поворачиваем вправо-влево руки болтаются

Ш-Б свалился во сне – резко корпус вниз

2. Повышение самооценки

Закончи фразу : «Лучше всего у меня получается…», «Я постараюсь изо всех сил…», «Я знаю, что смогу сделать…», «Я обязательно научусь…»

Назови 5 вещей, которые ты хорошо умеешь делать

3. Рисунок спиралями (снятие тревожности)

4. ритуал завершения

Занятие № 4

1. Упражнение на мышечное расслабление

«Кулачки»

Сожми пальцы в кулачок покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхаем (3 раза)

2. Разминка «Настроение»

Мимикой:

— свое сегодняшнее настроение

— какое настроение было чаще на прошлой неделе

— грустное

(как справляться с плохим настроением. Вспомнить все положительные мысли, улучшающие настроение)

3. Закончи предложение (упражнение способствует повышению уверенности в себе)

Закончи предложение : «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…». Объясни свой ответ

4. Ритуал завершения

Занятие № 5

1. «Самолет» (преодоление страха перед ограничениями, развитие уверенности)

Позиция готовности как самолет при взлете – стоя прямо, руки в стороны. Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Ты летишь. Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие запахи? Что чувствуешь? Запомни и возьми с собой, ты летишь на землю и плавно приземляешься.

2. Работа со страхами

Нарисуй

— чего ты боишься днем

— что страшного снится ночью

Нарисуй себя рядом со страхом (как ты его боишься)

Нарисуй себя – ты уже не боишься

Страх исчез (утонул и т. д.)

3. Завершение

Источник

МКҚК «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Костанай қаласы әкімдігінің№2 бөбекжай-бақшасы» ГККП «Ясли-сад №2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Курс коррекционных занятий по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Психолог Ли О.В.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

  1. Снизить тревожность.

  2. Усилить “ Я” ребёнка.

  3. Актуализировать чувство страха.

  4. Повысить психический тонус ребёнка.

  5. Осуществить контроль над объектом страха.

  6. Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;

  • снижение тревожности;

  • снижение количества страхов;

  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

  1. Тест “Страхи в домиках”

  2. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.

2 этап – информационный.

Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники , используемые в программе:

  1. Релаксация.
    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

  2. Концентрация.
    Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  3. Функциональная музыка.
    Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

  4. Игротерапия.
    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

  5. Телесная терапия.
    Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

  6. Арт-терапия. 
    Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 6 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в месяц. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного старшего возраста (5 –6 лет). В каждой группе 5-6 человек. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

Условия проведения занятий :

1) принятие ребёнка таким какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка — 5 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 10 минут

Подведение итогов- 5 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Темы программы

Кол.часов

1

Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!”

20 мин.

2

Занятие 2 “Моё имя”

20 мин

3

Занятие 3 “Настроение”

20 мин.

4

Занятие 4 “ Настроение”

20 мин.

5

Занятие 5 “ Наши страхи”

20 мин.

6

Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”

20 мин

7

Занятие 7 “ Волшебный лес”

20 мин

8

Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”

20 мин

9

Занятие 9 “ Волшебники”

20 мин.

10

Занятие 10 “Солнце в ладошке”

20 мин

Всего часов:

6 часов

ЗАНЯТИЕ 1.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.

  1. Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение “ Доброе утро…”

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

  1. Упражнение “ Что я люблю ?”

Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  1. Упражнение “ Качели”

Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

  1. Упражнение “ Угадай по голосу”

Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

  1. Упражнение “ Лягушки на болоте”

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

  1. Упражнение “ Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” .

ЗАНЯТИЕ 2.

МОЁ ИМЯ”

Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

см. 1 занятие.

2. Упражнение “ Узнай по голосу”

Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3. Игра “ Моё имя”

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .

  • Тебе нравится твоё имя?

  • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Читайте также:  Мебель в детскую комнату для ребенка 5 лет

Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

4. Игра “ Разведчики”

Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;

  • в голубом – какими они хотят быть;

  • в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

См. 1 занятие.

ЗАНЯТИЕ 3.

НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. занятие 1.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Упражнение “ Превращения”

Психолог предлагает детям :

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;

  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;

  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Рисование на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “ Закончи предложение”

Детям предлагается закончить предложение :

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

7. Упражнение “ Пружинки”

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4.

НАСТРОЕНИЕ”

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра “ На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение “ Ласковый мелок”

Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5. Упражнение “ Угадай что спрятано в песке?”

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.

6. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5.

НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнение “ Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6.

Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См . 1 занятие.

2. Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

3. Упражнение “ Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение “ На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.

7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7.

ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

См. 1 занятие.

2. Упражнение “ За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “ Лягушки на болоте”

См. 1 занятие.

4. Упражнение “Неопределённые фигуры”

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

5. Игра “ Тропинка”

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес , по кото