Индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка

Индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка thumbnail

Диагностическая карта

ребенка старшей  группы с нарушением зрения

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»

Ф.И.ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения________________________Возраст_____________

Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________

Поступил из Д/с_____________________________________________________________

Год обучения в данной группе__________________________________________________

Диагноз врача_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Острота зрения на момент обследования______________________________________

Исследование уровня развития мелкой моторики

и координации движения руки и глаза.

1.Навык держания карандаша_________________________________________________

2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________

____________________________________________________________________________

3.Регуляция силы нажима____________________________________________________

4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________

5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________

6.Рисование простых узоров__________________________________________________

8..Работа с трафаретами____________________________________________________

9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки»_________________________________

«лепка»___________________________________

10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга»___________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.

1.Дифференцировка понятий «Право-лево»_____________________________________

2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу,, впереди-сзади______________________

_____________________________________________________________________________

3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________

________________________________________________________________________

4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________

________________________________________________________________________

5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________

6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование внимания.

1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________

2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________

3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________

4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

1.Узнавание и называние предметов:

  1. Реальные предметы
  2. Модели
  3. Графические изображения
  4. Контурное изображение
  5. Силуэтное изображение предметов
  6. Перечеркнутые фигуры
  7. Наложенные предметы
  8. Зашумленные изображения

2.Дифференциация цвета:

  1. Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»

Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________

  1. Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»

__________________________________________________________________

  1. Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности

__________________________________________________________________

  1. Классификация предметов по цвету_______________________________________
  2. Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности
  3. ___________________________________________________________________
  4. Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»
  5. _________________________________________________________________
  6. Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________
  7. Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете
  8. ____________________________________________________________________

3.Дифференциация формы:

  1. Соотнесение геометрических фигур по форме ( объемных и плоскостных)

Круг         Шар

Квадрат        Куб

Треугольник        Цилиндр                            

Прямоугольник        Брус

           Овал

            Ромб        

  1. Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же»_______________________________________________________________
  2. Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке»_____________________________________
  3. Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных»______________________________________________________
  4. Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке»___________________________________________
  5. Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________
  6. Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм
  7. ___________________________________________________________________
  8. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном
  9. ___________________________________________________________________
  10. Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________
  11. Восприятие и воспроизведение сложной формы ( конец года):

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»

_____________________________________________________________________

2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________

4.Дифференциация величины

  1. Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________
  2. Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»

Большой-маленький

Длинный-короткий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

  1. Называние величины «Назови величину предмета»
  2. Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот

___________________________________________________________________

  1. Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________
  1. Измерение объектов условными мерками________________________________
  1. Классификация предметов по величине____________________________________

Заключение_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мышления.

1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)

2.Исключение понятий ( 4 лишний)

3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:

  1. Перечисление объектов______________________________________________
  2. Называние фона___________________________________________________
  3. Перечисление действий_____________________________________________
  4. Установление системы причинно-следственных связей___________________

    4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)_______________

     5.Отгадывание загадок__________________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование памяти.

1.Зрительная память.

-запомнить изображения, расположение предметов__________________________________

-найти изменения предметов в ряду_______________________________________________

2.исследование слуховой памяти.

-запомнить слова

-запомнить цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-бытовая ориентировка:

1. Назови Фамилию, Имя, Отчество

2.В каком городе ты живешь?

3.Назови настроение ( радость, горе, страх, стыд, злость)

4.Назови предметы гигиены

5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

6.Раздели кухонную посуду ( кухонная, чайная, столовая)

7.Раздели транспорт на группы ( воздушный, наземный, водный)

8.Назови птиц ( домашних, перелетных, зимующих)

9.Назови детенышей домашних животных

10 Какие ты знаешь деревья?

11.Кому, что нужно для работы?

12.Назови зимние (весенние, летние)  месяцы

Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также:  Новорожденность этапы развития ребенка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования_____________________Учитель-дефектолог_________________

Источник

Карта тифлопедагогического обследования учащегося. Школа №172. Г. Казань. Морозова Л.А.

Тифлопедагогическое обследование

Алгоритм работы тифлопедагога ПМПк (рис. 4)

1) Знакомство с документацией:

  • история развития ребёнка;

  • аудиограмма, если снижение слуха уже установлено;

  • педагогическая характеристика тифлопедагога образовательного учреждения.

2) Изучение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребёнка (моторного, речевого, психического):

а) состав семьи;

б) наличие или отсутствие в семье родственников с функциональными нарушениями зрения;

в) предполагаемые причины нарушения зрения у ребёнка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребёнка, в течении родов, перенесённые заболевания).

3) Зрительный диагноз, острота зрения.

4) Причина нарушения и время выявления.

5) Положение ребёнка в семье.

6) Сопутствующие заболевания.

7) Состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнаёт ли окружающие предметы и их изображения).

8) Готовность осязательно-двигательного анализатора:

а) тактильная чувствительность (пороги чувствительности);

б) развитие мелкой моторики:

  • состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки);

  • способы захвата предмета;

  • сила удержания;

  • точность мелких движений.

9) Состояние осязательного восприятия:

а) хаотичное, последовательное восприятие руки;

б) моно-, биномануальное восприятие;

в) наличие поисковых и прослеживающих движений руки;

г) сформированность прослеживающих функций руки;

д) координация глаз и руки.

10) Распознавание предметов различных форм и поверхностей частями теля (в соответствии с возрастом).

11) Готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности:

а) состояние уха (заключение ЛОРа);

б) состояние речевого слуха;

в) соотношение звуковых сигналов с источником звука;

г) локализация звука и его направлений;

д) переключение звукового внимания;

е) соотнесение звука с действием;

ж) узнавание и различение по голосам окружающих людей.

12) Обонятельная чувствительность:

а) различение основных запахов и их локализация;

б) соотнесение запахов и их источников.

13) Уровень развития двигательной сферы:

а) общее физическое состояние (по антропометрическим данным);

б) походка;

в) осанка;

г) наличие навязчивых движений;

д) общая моторика:

  • точность основных движений;

  • координация движений;

  • ритмичность выполнения движений;

  • функция равновесия.

14) Пространственные представления:

а) знание частей собственного тела;

б) пространственные направления, связанные с собственным телом;

в) различение пространственных представлений от себя;

г) определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).

15) Временные представления:

а) части суток;

б) дни недели;

в) времена года.

16) Психические процессы:

а) внимание;

б) память;

в) речь:

  • общее состояние речи: произношение, выразительность, темп, голос, дыхание;

  • предметная соотнесённость;

  • связная речь;

  • восприятие текста;

  • артикуляционная моторика;

  • обследование мимической моторики (движение мышц глаз, лба, носа);

  • логопедический диагноз;

  • жестовая выразительность речи (головой, плечами, руками).

17) Предметное представление (узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка):

  • одежда и обувь;

  • мебель;

  • посуда;

  • овощи;

  • фрукты;

  • растения, цветы, деревья;

  • животные (домашние, дикие);

  • птицы;

  • транспорт.

18) Изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями:

  • сенсорные эталоны: цвет, форма, величина;

  • навыки рисования: самостоятельно, по трафарету;

  • владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого);

  • навыки лепки;

  • навыки конструирования.

19)Личностные качества:

  • эмоционально-волевая сфера;

  • контактность;

  • уровень овладения неречевыми способами общения;

  • познавательная активность;

  • уровень самостоятельности в практической деятельности.

20) Заключение.

21) Рекомендации.

Результаты обследования заносятся в таблицы 2 и 3.

Таблица 2

Исходный уровень готовности детей с нарушениями зрения

к обучению пространственной ориентировке

Примечание

педагога

Оценка уровня сформированности навыка производится в соответствии со следующими категориями:

  • 0 уровень – задание не выполнено;

  • 1 уровень – при выполнении задания допускались грубые ошибки или требовалась значительная словесная или действенная помощь со стороны педагога;

  • 2 уровень – задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;

  • 3 уровень – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

Таблица 3

Регистрационный лист тестового контроля

п/п

Тестируемая деятельность

Субъективная

Экспертная

До

После

До

После

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отношение к занятиям по ориентированию

Уровень понимания ориентирования

Уровень сформированности навыка

обследования предмета

Уровень сформированности представления о себе

Умение составлять планы помещений

Умение словесно воспроизводить маршрут

Уровень сформированности навыка владения длинной тростью

Умение пользоваться городским транспортом

Умение свободно и уверенно передвигаться по знакомому маршруту

Готовность к самостоятельному изучению новых маршрутов различной сложности

Программа обучения пространственной ориентировке

  • Формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

  • Обучение приёмам и способам ориентировки в микропространстве (нарабочем месте, за столом, в тетради, учебнике и т. д.).

  • Формирование у учащихся необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём.

  • Обучение незрячих учащихся младших классов ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми.

  • Ознакомление слепых учащихся с приёмами и способами ориентировки с помощью вспомогательных средств.

Читайте также:  Игры для развития моторики для ребенка 4 лет

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя:

  • развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира;

  • формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;

  • ориентировку в микропространстве;

  • обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений;

  • формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке;

  • совместную ориентировку со зрячими;

  • ознакомление с приёмами пространственной ориентировки с помощью трости.

Содержание этих разделов и полнота могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся.

Перечень материалов и приборов

для тифлопедагогического обследования

  • Набор предметов, предметных картинок с доработкой тифлопедагога по
    обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям.

  • Набор сюжетных картинок.

  • Разрезные картинки.

  • Набор картинок по развитию речи (Л. И. Плаксиной).

  • Картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по системе Брайля).

  • Набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространственных представлений.

  • Касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шеститочия, азбука по системе Брайля.

  • Фланелеграф.

  • Альбом по развитию зрительного восприятия, тесты по развитию зрительного восприятия.

  • Набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия.

  • Коллекция запахов и фломастеры с различными запахами.

  • Кассета с записями шумов большого города.

  • Набор для обводки предметов по контуру.

  • Подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зрения и написанные шрифтом Брайля.

  • Приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага.

  • Заключение тифлопедагога ПМПк

Ф.И. ребенка

Возраст

Школа

Класс

  • Запрос

  • Зрительный диагноз, острота зрения

  • Обследование зрения в дошкольном возрасте

  • Общие сведения о ребенке

  • Ориентировка на собственном теле

  • Пространственные представления

  • Предметные представления

  • Временные представления

  • Общее состояние речи

  • Установление последовательности и логических связей

  • Логико-грамматические конструкции

  • Чтение: послоговое, медленное, допускает замещения согласных по звонкости-глухости. Прочитанный материал осознает только после повторного чтения текста. Фонематический анализ развит слабо.

  • Письмо: пропускает согласные, затрудняется в выделении гласных в слияниях. При письме под диктовку допускает пропуски гласных, забывает написание букв, границы предложений не выделяет. Графомоторика слабая, почерк неровный.

  • Математика: счет до 100 прямой, обратный с опорой на наглядность. Счетные операции отвлеченно и медленно осмысляет. Состав чисел знает нетвердо. Простые арифметические задачи решает только с помощью наводящих вопросов.

Заключение

Рекомендовано

Дата обследования

Подпись специалиста

Изучение уровня зрительной коммуникации

Изучение зри тельного анализатора

Изучение осязательного восприятия

Изучение уровня развития двигательной сферы

Изучение предметных представление

Изучение пространственных представлений

Комплексный метод тифлопедагогики

8 вид

.7. Дефектологическое обследование

Алгоритм работы дефектолога ПМПк (рис. 5)

1) Сбор сведений о ребёнке у педагогов:

  • педагогическая характеристика;

  • детерминация жалоб.

2) Сбор сведений о ребёнке у родителей:

  • состав семьи;

  • тип семейного воспитания;

  • взаимоотношения в семье;

  • социально-экономический статус.

3) Изучение истории развития ребёнка:

  • наличие внутриутробных поражений;

  • родовая травма;

  • тяжёлые заболевания в первые месяцы и годы жизни;

  • наследственные заболевания.

4)Изучение продуктов деятельности ребёнка:

  • тетради;

  • рисунки;

  • поделки.

5) Обследование ребёнка:

а) Беседа с целью:

  • уточнения мотивации;

  • определения запаса представлений об окружающем мире;

  • определения уровня развития речи.

б) Обследование психических функций, несформированность которых может быть причиной указанных трудностей в обучении или поведении.

в) Исследование особенностей познавательной деятельности:

  • школьная мотивация;

  • познавательные интересы;

  • состояние анализаторов.

г) Изучение особенностей внимания:

  • устойчивость;

  • переключаемость;

  • объём внимания;

  • произвольность внимания;

  • уровень работоспособности.

д) Изучение особенностей восприятия и мышления:

  • восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения целого и части предметов;

  • восприятие времени;

  • точность и осмысленность восприятия;

  • понимание главного в воспринимаемом;

  • понимание содержания картин, текстов;

  • способность обобщать и делать самостоятельные выводы;

  • умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними;

  • уровень усвоения общих и абстрактных понятий;

  • установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей;

  • использование помощи;

  • вид мышления;

  • нарушения мышления.

е) Изучение особенностей памяти:

  • преобладающий тип;

  • быстрота и прочность запоминания;

  • использование приёмов запоминания;

  • индивидуальные особенности.

ж) Изучение особенностей речи:

  • дефекты произношения;

  • понимание устной речи;

  • понимание письменной речи;

  • запас слов;

  • грамматический строй;

  • эмоциональная окрашенность;

  • умение давать полные ответы.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка дошкольного возраста

з) Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы:

  • преобладающее настроение;

  • наличие аффективных вспышек;

  • способность к волевому усилию;

  • внушаемость;

  • проявление негативизма.

и) Изучение особенностей личности:

  • интересы;

  • потребности;

  • идеалы;

  • нравственные качества;

  • общественная направленность;

  • соблюдение правил поведения в школе, дома, обществе;

  • роль в коллективе;

  • нарушения в поведении и характере;

  • поведение в игровой и учебной деятельности;

  • адекватность самооценки.

6) Анализ материалов обследования.

7) Психологический диагноз.

8) Повторное психологическое обследование при сложных дифференциально-диагностических случаях.

9) Составление рекомендаций по обучению и воспитанию для педагогов и родителей.

10) Составление комплексного плана коррекционной работы.

Рис. 5. Алгоритм работы дефектолога ПМПк

Рекомендуемый диагностический инструментарий

для дефектологического обследования

  • Модифицированная методика П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского (определение уровня обучаемости).

  • Адаптированный вариант методики М. Гриндера (особенности восприятия).

  • Методика «воронки» Морено (адаптированный вариант).

  • Социометрическая методика Рене Жиля.

  • Модифицированный, адаптированный игровой вариант.

  • Методика типологизаций А. Юнга.

Заключение дефектолога ПМПк

Ф. И. ребёнка

Возраст

Школа-интернат №

Класс

Общие впечатления о ребёнке

Физическое развитие ребёнка соответствует нормам физического развития. Доминирующая деятельность – учебная. Ведущая рука и нога – правая. Основные правила общения со старшими знает и выполняет. Свою деятельность планировать может самостоятельно. Внимание неустойчивое. Работу выполняет под контролем взрослого и без него. Навыки саморегуляции сформированы. Работоспособность сниженная. Слабый тип нервной системы.

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка

Знания о настоящем (возраст, адрес и место проживания, имя, отчество педагогов, воспитателей и т. п.) сформированы. Представления об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на практическом уровнях доступны. Уверенно владеет элементами техники всех бытовых движений. Навыки самостоятельного бытового обслуживания сформированы.

Знания и представления об окружающем

Достаточно хорошо ориентируется в знакомой и незнакомой обстановке. Знания и представления об окружающем мире сформированы. Проявляет самостоятельный интерес к животным, природным явлениям и объектам, задаёт много вопросов. Сформирована новая социальная позиция.

Сформированость учебных навыков

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы).

Подвижность нервных процессов низкая, тип утомления – истощение.

Математика

Классифицирует фигуры по форме, величине. Не сформированы достаточно хорошо операции мышления. Умение выделять самостоятельно учебную задачу, превращать её в самостоятельную цель деятельности отсутствует. Произвольность внимания доступна.

Чтение

Недостаточно хорошо сформирован звуковой анализ слова. Без показа речевые инструкции понимает.

Письмо

Уровень развития мелкой моторики средний. Средний уровень развития моторных навыков в графической деятельности.

Особенности устной речи

Речевые высказывания не носят развёрнутый характер, присутствуют речевые штампы, предложения строит грамматически верно. Может самостоятельно пересказать знакомую сказку. Рассказы составляет по картинкам однотипно. Речь интонационно бедна.

Эмоционально-поведенческие особенности

Умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Способна управлять своим поведением. Адекватно реагирует на изменение отношения, настроения взрослых. Способна к адекватной самооценке. Высокий уровень притязаний. Отсутствует проявление настойчивости в преодолении трудностей. Групповой статус – скрытый лидер.

Заключение

Уровень обучаемости показывает его рост. Ведущая система восприятия – аудиальная, подвижность нервных процессов без выраженной патологии. Социальная роль в группе устойчивая. Прогноз благоприятный, отнести к продуктивной группе развития.

Рекомендации

1. Коррекционно-развивающее обучение по общей схеме с дифференцированным подходом:

  • высокий темп работоспособности в первой половине урока;

  • смена видов деятельности;

  • возможна опора на слуховой анализатор (проговаривается любое действие как учителя, так и ребенка);

  • заучивание правила путём хорового проговаривания.

При выполнении групповых форм работы простраивать ситуацию конструктивного сотрудничества.

2. Коррекционно-корригирующая работа специалистов ПМПк.

Дата обследования

Подпись дефектолога ПМПк

Коррекционная работа с детьми, имеющими множественные дефекты в развитии, в комплексе психолого-медико-педагогического сопровождения должна включать специальные психологические технологии и методы, базирующиеся на таких направлениях современной психологии, как клиническая детская психология, нейропсихология детского возраста, и методы, заимствованные из соматотерапии, сенсомоторной коррекции, а также отдельные технологии и приёмы логопедической и дефектологической работы.

Таким образом, сталкиваясь в коррекционной работе с узко направленной проблемой, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в её решении.

Коррекционная работа с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, предполагает:

  • максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения;

  • максимальную социальную адаптацию за счёт трудового обучения и под
    готовки к посильным видам труда, приспособление к условиям жизни;

  • воспитание, формирование правильного поведения в социуме.

Источник