Индивидуальные особенности ребенка в 2 года

Наталья Кожевникова
Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;совершенствуются:

восприятие,

речь,

начальные формы произвольного поведения,

игры,

наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детейформируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна:

неосознанность мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития — это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Параметры описания социальной ситуации развития

Ранний возраст (2-3 года)

Объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом.

Две сферы социальных отношений:

1. «ребенок – взрослый»

2. «ребенок – дети»

Ребёнок начинает общаться со сверстниками.

Роль взрослого главная.

Особенности пониманияребенком занимаемой им социальной позициии своих взаимоотношений с окружающими людьми

На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками.

Взрослый является проводником в мир людей, природы, вещей.

Отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Появляется феномен «Я сам» – происходит распад единого предметного действия. Взрослый отделяется от ребёнка, ребёнок впервые видит взрослого и его действия, как образцы, и действует, так как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так как он.

Ребёнок стремится к самостоятельным действиям, которые связаны с возникновением личного действия.

Ведущий вид деятельности

Предметно-манипулятивная деятельность

Развитие психических функций:

Восприятие

Память

Мышление

Речь

Восприятие. Восприятие развивается в процессе практических действий, общения, игры.

Читайте также:  Ребенок 2 года из детдома

Память. Ребёнок хорошо запоминает только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено.

Мышление. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить,сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Речь. В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют всё, что слышат, «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым предметом деятельности, в котором они открывают всё новые и новые стороны. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам).

Особенности личности:

Эмоциональная сфера

Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду.

У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера.

Кризис:

Суть кризиса: в чем противоречия;

Проявления: особенности поведения ребенка в кризисе

Социальная ситуация слитности ребёнка с взрослым исчезает,появляется двое: ребёнок и взрослый.

Кризис трёх лет.Суть всех проявлений этого кризиса одна: ребенок противопоставляет себя не только родителям, но и всему миру.

Поведение взрослого в кризисе ребенка

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны.

Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое.

В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился.

Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать:

у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать:

отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я.

Формировать:

у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья.

Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад.

Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формировать:

привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Читайте также:  Ребенок 2 года часто чешет голову

умение во время еды правильно держать ложку.

Учить с помощью взрослого:

приводить себя в порядок;

пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Самообслуживание.

Учить детей:

одеваться и раздеваться в определенном порядке;

при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);

в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Приучать детей к опрятности.

Общественно-полезный труд.

Привлекать детейк выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать:

поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

уважение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

Обращать внимание на то,что и как делает взрослый:

как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);

как дворник подметает двор, убирает снег;

как столяр чинит беседку и т. д. ,

зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе.

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе

не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить;

не рвать и не брать в рот растения и пр.

Безопасность на дорогах.

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить:

с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

с понятиями «можно – нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Формирование элементарных математических представлений

Количество.

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Учить различать количество предметов:

один — много

Величина.

Привлекать внимание детейк предметам контрастных размеров и их обозначению в речи:

большой дом — маленький домик,

большая матрешка — маленькая матрешка,

большие мячи — маленькие мячи и т. д.

Форма.

Учить различать предметы по форме и называть их:

кубик,

кирпичик,

шар и пр.

Ориентировка в пространстве.

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела:

голова,

лицо,

руки,

ноги,

спина.

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Способствовать развитию речи, как средства общения.

Давать детям разнообразные поручения,которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:

«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,

«Узнай у тети Оли и расскажи мне.»,

«Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Рассказывать детям об этих предметах,а также об интересных событиях:

например, о повадках и хитростях домашних животных;

показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету,размеру:

«Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

«Возьми красный карандаш»,

«Спой песенку маленькому медвежонку»;

называть их местоположение:

«Грибок на верхней полочке, высоко»,

«Стоят рядом»

имитировать действия людей и движения животных:

«Покажи, как поливают из леечки»,

«Походи, как медвежонок»

Обогащать словарь детей:

существительными,обозначающими названия:

игрушек,

предметов личной гигиены:

полотенце,

зубная щетка,

расческа,

носовой платок,

одежды,

обуви,

посуды,

мебели,

спальных принадлежностей:

одеяло,

подушка,

простыня,

пижама,

транспортных средств:

автомашина,

автобус,

овощей,

фруктов,

домашних животных и их детенышей;

глаголами обозначающими:

трудовые действия:

стирать,

лечить,

поливать,

действия,противоположные по значению:

открывать — закрывать,

снимать — надевать,

брать — класть,

действия,характеризующие взаимоотношения людей:

помочь,

пожалеть,

подарить,

обнять,

их эмоциональное состояние:

плакать,

смеяться,

радоваться,

обижаться;

прилагательными,обозначающими:

цвет:

красный,

синий,

вкус:

сладкий,

кислый,

величину:

большой,

маленький,

температуру предмета:

холодный,

горячий;

наречиями:

близко,

далеко,

высоко,

быстро,

Читайте также:  Ребенку 2 года сильно болит горло что поможет

темно,

тихо,

холодно,

жарко,

скользко.

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию:

артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания,

слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию)высотой и силой голоса:

«Киска, брысь!»,

«Кто пришел?»,

«Кто стучит?».

Грамматический строй речи.

Учить согласовывать:

существительные и местоимения с глаголами,

употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,

использовать в речи предлоги:

в,

на,

у,

за,

под.

Упражнять в употреблении:

некоторых вопросительных слов:

кто,

что,

где

и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов:

«Кисонька-мурысенька, куда пошла?».

Связная речь.

Помогать детям,отвечать:

на простейшие:

«Что?»,

«Кто?»,

«Что делает?»

и более сложные вопросы:

«Во что одет?»,

«Что везет?»,

«Кому?»,

«Какой?»,

«Где?»,

«Когда?»,

«Куда?».

Поощрять попытки детейстарше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать:

об изображенном на картинке,

о новой игрушке (обновке,

о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Источник

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин», г. Тамбов

Воспитатель: Костюченкова И.А.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.  

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет.

Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Источник