Диагностика рисунка ребенка 2 года

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Читайте также:  У ребенка в 2 года поднялось одно яичко

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник

Диагностика по детскому рисунку

Комментарии по ходу творчества:

Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка — так сказать, разминка. Это «накипь» недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше — проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.

Выбор теплого спектра — позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе.

Красный — лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме.

Очень много желтого — неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом — попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы.

Оранжевый — как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться.

Розовый. Этот цвет очень социально нагружен — лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.

Малиновый, лиловый — цвета уже холодной гаммы. Их изобилие может говорить о несколько отстраненной позиции ребенка, позиции наблюдателя. Слишком много лилового или сиреневого — задумчивость, застывшие эмоции или мысли и нежелание их менять.

Обилие синего, фиолетового, индиго и их оттенков говорит о преобладании негативного опыта в состоянии ребенка. Воле, характеру ребенка не дают раскрыться и проявиться. Это может быть авторитарный стиль общения бабушки, воспитателя, или мамы — что-то, что подавляет индивидуальность ребенка. Это цвет непреклонности, серьезности, упорства. Часто холодная гамма в сочетании с черным или коричневым — предвестник физического недомогания, болезни (это если все вроде неплохо, но вдруг нарисовал какую-то синь, да еще с грязью). Много синего: эмоциональная, психическая, физическая усталость, тоска по покою. Может хочет денек дома с мамой посидеть, нагрузки большие (школа развития, музыка и т. д.).

Преобладание фиолетового — неоднозначно. Если цвет <появился> неожиданно, т. е. раньше ребенок его не использовал, значит он приблизился к фундаментальным, смысложизненным вопросам и их обдумывает. С другой стороны: желание идентификации с кем-то, боязнь что-то потерять или даже воспоминания о чем-то. Смотрите на другие цвета и на сюжет — если захочет, обсудите выбор фиолетового.

Коричневый. Преобладание этого цвета в рисунке может выражать стремление к комфорту, физическому покою, уюту. Это все хорошо ассоциируется с любимым плюшевым мишкой. Если цвет повторяется часто и занимает лидирующую позицию — попытка уйти от конфликта или противоречия, упадок сил.

Зеленый — цвет новых начинаний и жизни. Зеленый, в котором больше желтого — стремление, радостное ожидание (например, рисует себя зеленым и говорит, что он скоро вырастет, как цветочек). Сине- зеленый — тяжелый цвет: инертность, упрямство. Грязно-зеленый — безнадежность, тоска.

Ахроматические цвета: белый, черный, серый. Много белого пространства — больше вопросов к миру, чем ответов. Ребенок оглядывается, прислушивается, стремится найти ответы вокруг себя. Высветляет все цвета белым — возможно, хочет смягчить проблему, представить её в более светлом виде или недавно освоил эту технику и забавляется с оттенками

Черный. Он пугает и притягивает своей силой. Цвет завершения — по черному уже не нарисуешь другим цветом. Если ребенок нарисовал цветную картинку, а потом закрасил черным — желание что-то спрятать, или показывает, что цветной мир был раньше, а сейчас закончился: Черным нарисованы или раскрашены какие-то детали рисунка — он знает об их существовании, но стремится их спрятать. Если много черного — от испорченного настроения до обиды на весь мир. Если рисует только черным — силовые воздействия на мир как стиль жизни, категоричность в восприятии и оценках. Но играем честно — нельзя прятать черный цвет и предлагать ребенку неполный набор красок. Хотя особо пугаться не стоит — черные полосы бывают и в нашей жизни. Посмотрите, какой цвет лидирует после черного — это способ действия. Черный с красным — обычно решение черной проблемы агрессией, насилием. Черный и красный — цвета смерти в нашей культуре. Возможно ребенок силится изобразить свой протест против неизбежности (обычно дети осмысливают смерть в 5-7 лет).

Читайте также:  Заложенность носа ребенок 2 года

Серый — пограничное состояние. С одной стороны — скука, обыденность, с другой стороны — задумчивость, нежелание высказываться по той или иной причине. Желаниегармонии, бездеятельное ожидание каких-то событий, неопределенность. Если серый преобладает на протяжении длительного времени — родители, задумайтесь, все ли <так>, как ребенку надо:

Вообще, понаблюдайте за собой, какие бы цвета Вы использовали для выражения тех или иных эмоций? Яблоки от яблонь

Теперь о положении рисунка на листе:

Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко («Подрастешь — узнаешь»), поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок — тем выше самооценка. Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.

Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу — это самая крупная фигура. Может царить и равноправие — все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке — малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т. п.

Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня — еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т. д. — это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше — думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком:

Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали — посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения — слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа — прошлое, правая часть — будущее. Середина — настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.

Самый хороший показатель — солнце. И вообще источники света и тепла. Если солнце посередине — рисунок-настоящее. Источник света на рисунке — источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет — печально. Если за тучами — временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу — радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца — половинка или четверть — ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами — ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка — искуственный источник тепла и света — отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы — ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.

Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:

Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.

Фигура человека. В первую очередь проверяем <комплектность>: если все конечности и детали лица присутствуют — у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле «могу пойти куда хочу». Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка — все вышеперечисленное с частицей «не». Особый случай — длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки — причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги — обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.

Читайте также:  Тизин ребенку 2 года

Руки. Руки — возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет — оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности — грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.

Голова, лицо, шея. Шея — хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет — негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться), непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо — то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем «комплектность». Глаза — как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые — ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения(!). Тщательно прорисованные ресницы — признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос — ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.

Рот. Право голоса, смеха, гнева — это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость — это тоже показывает рот. Если рот не нарисован — права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький — представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может «съесть». Зубы, старательно прорисованные — признак агрессии, <людоедства>, желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.

Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы — более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы — более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы — скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах — стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым — что, кстати, естественно для многих детей.

Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова — тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры — не слишком ли переоценивается роль ума?

Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды — меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды — протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.

Гениталии. Сами по себе — органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет «плохих мест»), то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место — то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.

Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи — сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т. д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.

Ссы

Источник