Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка thumbnail

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа.

1. Новорожденный — на данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.

2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования лежат в основе формирования отношений ребенка с близкими взрослыми.

3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.

4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций. (38)

Давайте рассмотрим каждый этап более подробно.

При рождении ребенок обладает тремя эмоциями, как считает Я. Дембовский: гнев, который проявляется как реакция на ограничение в движении, страх, как реакция на сильный и резкий звук и удовольствие, возникающее при укачивании малыша. (13)

Выражением эмоций служит плач, но иногда можно различить что-то похожее на улыбку, но скорее всего она носит рефлекторный характер и не связана с окружающими событиями.

Постепенно улыбка приобретает более осознанный характер на различные стимулы. Так М.Ю. Кистяковская отмечает, что дети в возрасте 3-4 месяцев проявляют улыбку на обращение к ним со стороны любого взрослого, в то время как 5-6 месячные дети прежде, чем улыбнуться, сосредотачиваются и долго смотрят на взрослого и лишь затем выдают ту или иную эмоциональную реакцию. Примерно в 2,5-3месяцауребенкапоявляетсясоциальнаяулыбка, обращенная к другому человеку. На приближение человека малыши реагируют улыбкой и движением в его сторону. Именно сейчас, в этот момент, для ребенка важно установление социальных контактов. Появляется новый вид эмоционального реагирования — формирование аффективно-личностных связей. (23)

В возрасте трех месяцев младенцы уже готовы воспринимать эмоции родителе. Они ждут выражения их на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим.

Мать также готова воспринимать эмоции младенца и может ответить на них заранее. Возникает взаимная связь между матерью и ребенком, которая необходима для его выживания. Именно эмоции являются цементирующим фактором взаимной привязанности. (20)

Ребенок стремится разделить положительные переживания со взрослыми.

Так проявляются его аффективно-личностные связи.

Во второй половине первого года жизни социальные контакты ребенка проявляются не только в положительной, но и в отрицательной ситуации. У детей появляется страх незнакомых людей, новых помещений. Он становится робким и настороженным.

Если ситуативно-личностного общения между младенцем и взрослыми недостаточно, то аффективно-личностные связи не устанавливаются. Это ведет к нарушению эмоционального, а также общего психического развития ребенка.

Изначально первые эмоции младенца обусловлены биологическими потребностями (в свободе, защите, удовольствии), а вот дальнейшие эмоциональные реакции связаны с интеллектуальным развитием.

Основываясь на данных некоторых исследований можно говорить о том, что ребенок в конце первого года жизни способен понимать соответствие эмоций конкретным ситуациям.

Как отмечал А.В. Запорожец дети раннего младшего возраста с запозданием выдают эмоциональную реакцию на ситуацию, неспособны понимать эмоциональные состоянии других людей. (18)

Если дети видят, что другим плохо, они не знают, как им реагировать. Способность понимания чужого горя формируется между 18-ю и 24-я месяцами. В таком же диапазоне рождается социальная эмоция смущения, стад, гордость и вина.

Несмотря на то, что к двум годам дети начинают пользоваться словами, которые имеют отношения к эмоциональной сфере, по мнении Саарни осознанное понимание возможно лишь к трем годам.

В возрасте 2-3 лет дети могут показывать такие эмоции, как радость, гнев, отвращение, огорчение, удивление, стыд. Это свидетельствует о том, что они уже отличают свои эмоции от чужих.

На 3-м году жизни могут пояснить свои отрицательные эмоции, находят связь между желаниями и эмоциями.

С вступлением детей в дошкольный возраст у них развивается способность определять эмоциональные состояния других людей. Изучением данного вопроса подробно занималась А.М. Щетинина. Основываясь на общих возрастных закономерностях восприятия и особенности эталона экспрессии, она выделяет шесть типов восприятия детьми эмоций. (43)

Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения, следствием чего служит снижение контактов в общении и сложность в восприятии эмоций других.

С переходом ребенка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции. Раздражители, которые могли вызвать эмоциональную реакцию у дошкольника, теперь не будут иметь для него такое значение. Младшие дошкольники могут бурно реагировать на ситуации, которые его задевают, но они способны сдерживать эмоциональные реакции усилием воли.

Читайте также:  Центр развития ребенка перово

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. (23)

Младшие школьники лучше ориентируются в положительных эмоциях, нежели в отрицательных, легче могут понимать эмоции в уже известных ситуациях, но имеют трудность перевода в слова эмоциональных переживаний.

В младшем школьном возрасте ярко проявляется социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. (23)

Характерные особенности эмоциональной сферы подростков:

1) эмоциональные переживания становятся более устойчивыми;

2) обладают сильной эмоциональной возбудимостью. В связи с этим бурно проявляют свои эмоции и чувства, вспыльчивость, эмоционально включаются в значимые для них ситуации;

3) высокий уровень тревожности, которые порождает эмоцию страха; тревожность в старшем подростковом возрасте связана с новым видом общения — интимно-личностный, который влечет за собой проявление различных эмоций, в том числе и страха быть нелепым, не таким как все.

4) страх отвержения группой из-за принадлежности к ней. Именно принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте оказывается сильным и важным фактором в развитии подростков. Осуждение взрослыми воспринимается не так остро, как со стороны товарищей.

5) противоречивость чувств

Т.А. Немчин описывает следующие особенности у лиц пожилого возраста: выражается динамика эмоциональных состояний, проявляющаяся в лабильности эмоций или наоборот в их инертности; высокая устойчивость высших эмоций.

У пожилых людей устойчиво преобладает определенная модальность: раздражение, грусть, тревога. Они часто подвержены тревожному и депрессивному состоянию. У другой группы лиц позднего возраста практически отсутствуют изменения высших эмоций, что позволяет проявлять оптимистический взгляд и бодрость.

В связи изменением социального статуса — выход на пенсию, приспособление к новым условиям, отмечаются такие особенности эмоциональной сферы, как проявление негативных переживаний, снижение самооценки, или же позитивных, связанных с обретением свободы от трудовой деятельности, сохраняется высокая работоспособность. С течением времени у всех пожилых людей формируются положительное отношение к новой социальной роли.

Эмоциональная сфера претерпевает изменения, связанные как с физическим, так и с психическим состоянием человека. Неспособность сохранять адекватное поведение в общении, заставляет пожилых отказываться от него, что приводит к возникновению чувства одиночества. Переживая одиночество, они все глубже уходят в себя — это вызывает чувство вины, за неспособность изменить ситуацию.

Имеются сведения о гендерных различиях в переживаниях эмоций в пожилом возрасте. Так, в частности, отмечается, что с возрастом ощущение счастья у мужчин повышается, а у женщин снижается. Последние чувствуют себя наиболее счастливыми в молодом возрасте, во всяком случае, до рождения детей. (35)

Психологическая характеристика детей с трудностями в поведении.

Из психологических исследований можно заключить, что одно из главных мест среди проблем и трудностей у детей занимает нарушение поведения.

Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определения понятия и типологию нарушений поведения у детей. В справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В психологических словарях поведение трактуется как целенаправленная система последовательно выполняемых действий; движения человека, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. (38)

Читайте также:  Ребенок 2 годика развитие

Аффективные дети.

Аффект (от лат. affectus — сильные эмоции) — сильное кратковременно эмоциональное состояние, которое сопровождается резкими двигательными проявлениями

Незначительные дополнительные обстоятельства требуются ребенку, чтобы его имеющееся возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективное поведение вызывается различными причинами и бывает различных степеней тяжести.

Дети с аффективным поведением демонстрируют негативизм, повышенную конфликтность, раздражительность. Возникает разрыв, противоречие между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Это сопровождается тяжелыми эмоциональными состояниями неудовлетворенности, чувством эмоционального неблагополучия.

Характеристика аффективных детей зависит от того, насколько неудовлетворенные потребности соотносятся с другими потребностями ребенка. Так, одна группа детей отвергает свои неудачи, чтобы сохранить привычную самооценку, обвиняют в этом окружающих. Демонстрируют заносчивость, агрессивное поведение, негативизм, стремление к самоутверждению. Другие дети наоборот ставят более легкие цели и стремятся достичь успеха. Для них характерно неуверенность, страх разочарования; имеют ранимость, повышенную обидчивость. При длительных аффективных переживаниях и форм поведения приводит к закреплению и становятся устойчивыми чертами характера. (25,19,17) Дети с гипердинамическим синдромом.

Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический синдром)- распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.

Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете — асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей.

            Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Данной проблемой занимались следующие ученые:БатуринаГ.И,Веккеру Л.М,Вундт В., Выготский, Л. С. Вилюнас В. К.,ЗапорожецА.В. ИзардК.Е. ,ЛеонтьевА.Н. ,Мак-Дауголл,Неверович Я.З., Рейковский Я., Рубинштейн С.Л.,Фортунатов Г.А. ,ЯкобсонП.М.

            К.Е. Изард был одним из ведущих учёных в области эмоций. Он изучает человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого познания, сознания и действия. Он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с деятельностью человека и познавательной способность.

            Эмоции возникают при  сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считаeт Г.И Батурина, эмоции, выполняют оценочную функцию познания, отражая окружающую действительность

            «В процессе познания субъeкт с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в eстественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрeния своих установок и потребностей «

            Вильгельм Вундт, основоположник  интроспективной психологии, первая трактовка эмоциональных явлeний принадлeжит ему. Так же он является представителeм  и сенсуалистических теорий, которыe связывают эмоции с ощущениями и проcтейшими психическими процeccами. Вундт указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процeссов. Вундт на основе эмпирических данных предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоениe, направлениe-разрешeние. Это нашло отражение вего трёхмерной тeории чувствований.

            По  мнeнию Л. М. Веккера, эмоциональные процессы — это непосредственное отражение человека к дeйствительности. Л.М Веккер предлагает формулу эмоций (двухкомпетентную), которая содержит субъективный и когнитивный компонeнты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляeмое интеллектом; субъективный компонент – это отображeние состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Л.М Веккеру «…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту… Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту…»

            Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Читайте также:  Средства всестороннего развития личности ребенка

            Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

            Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

            При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

            Эмоциональная сфера- одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций. Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной:

1)удовольствие-неудовольствие;

2)возбуждение-успокоение;

3) напряжение-разрядка.

            Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

            Под дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

            Под эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

            К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития дошкольников относятся: развивающая среда, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, а также игровая деятельность.

            Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно. Но те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, — все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

            Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.

            Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

Литература:

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как спeцифическая форма отражения действительности
  2. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов)
  3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
  4. Калинина Р. Р. программа развития личности дошкольника «В гостях у Золушки»
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник